ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТНИЧНОСТЬ, ЭТНОФЕДЕРАЛИЗМ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 7
1.1 Этничность. Политизация этничности 7
1.2 Этнофедерализм 11
1.3 Этнополитическая мобилизация 16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПУШТУНСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 20
2.1 Политические идеи Мухаммада Икбала и М.А. Джинна 20
2.2 Создание государства Пакистан и пуштунский вопрос 24
2.3 Афганистан и проблема пуштунской государственности 32
ГЛАВА 3. ПУШТУНЫ МЕЖДУ АФГАНИСТАНОМ И ПАКИСТАНОМ 44
3.1 Пуштунско-таджикские противоречия в контексте политических кризисов в Афганистане 44
3.2 Афгано-пакистанский фронтир и его роль в политических кризисах Пакистана и Афганистана 52
3.3 Пуштунский вопрос в современном Пакистане 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность темы исследования. Пуштуны — один из самых многочисленных и известных этносов в Южной Азии. Они населяют преимущественно территории Афганистана и Пакистана, и связанный с ними этнополитический процесс в этих странах играет важную роль в формировании политической ситуации в регионе.
Длительная нестабильность в регионе, где они живут, заставляет задуматься о том, почему конфликты не удается урегулировать мирным путем. После окончательного ухода американских войск из страны и взятия Кабула, для Талибана (Движение запрещено в РФ), представляемого преимущественно этническими пуштунами, открылась новая страница в истории страны, развитие которой будет зависеть сугубо от дальнейших их действий и методов решения. В таком виде перед всеми участниками этнополитического процесса в регионе встает задача начать полноценный межнациональный диалог ради достижения устойчивого мира и стабильности.
При всем этом Пакистан, в свою очередь, оказывается в крайне затрудненном положении: финансируя и подготавливая радикальные элементы для Афганистана на протяжении многих лет, он сам стал заложником созданного им инструмента внешней политики, который обернулся против него. Имея на своей территории более многочисленное население пуштунов, правительство опасается роста напряженности на межэтнической основе, который сможет стать прямой угрозой для сложившегося этнофедерализма в стране.
Степень разработанности темы в научной литературе. Среди немногих работ, где непосредственно в фокусе внимания авторов — проблема пуштунского национализма и самоопределения, можно назвать исследования А. Сиддика и М. Шаха . При этом их уже можно считать устаревшими в связи с давностью публикации (2014 г.) и существенными изменениями, успевшими произойти в данной сфере за 10 лет. То же касается работ Расула Бахш Раиса , М. Назифа Шахрани и Р. Абдуллоева , в контексте исключительно афганских пуштунов. Касательно ситуации с пуштунами в Пакистане есть ряд интересных новых монографий Шейха Салмана Рафи и Юсуфа Фарука...
Изначальное состояние единства этноса и следование его «пуштунвалай» изменялось в ходе тектонических внешних преобразований. Стремление сохранить традиционные ценности и уклад жизни не устояло перед политическими процессами ХХ века, меняющими саму значимость этноса как единицы и способности его к мобилизации. Первоначально пуштуны были разделены мнимой границей на две части, каждая из которых фактически не имела своих особенностей образа жизни. Со временем эти различия стали появляться и становиться ещё более заметными, что привело к формированию двух абсолютно разных укладов жизни по обе стороны границы.
Большую роль здесь сыграла английская оккупация Индии, которая, контролируя эти земли, не только выкачивала ресурсы, но и приносила с собой устройство социально-политической жизни по образу и подобию самой Великобритании. Это отчетливо становится заметно, когда мы прослеживаем нетронутое европейцами традиционное естественное развитие политического в Афганистане со своим феодализмом, трайбализмом и автократическими интригами, и общество пакистанское, которое путем дебатов и конференций пыталось цивильно устраивать свою будущую жизнь, хоть и порой они также сталкивались с суровой действительностью и деспотизмом, оставшись сами с собой.
Вероятно, стремление к созданию моноэтнического государства, Пуштунистана, не оправдало себя и произвело обратный эффект, обернувшись для его сторонников разочарованием и предательством. Идеал независимого Пуштунистана привел его последователей к непризнанному статусу сначала со стороны британской и индийской администраций, а затем и со стороны самого Афганистана. Оставшись без поддержки, они были вынуждены подчиниться новым реалиям, приняв гражданство нового государства и стремясь стать равноправными членами общества. Таким образом, вместо искомой независимости они оказались на пути к интеграции в сложившееся государство, где они сегодня являются равноправными членами общества, несмотря на преодоленные трудности.
Другой же наглядной стороной явился Афганистан, который не смог преодолеть внутренние проблемы и разногласия, часть которых, однако, не явилась бы, не будь разделения пуштунского проживания. Личные амбиции и абсолютная неготовность меняться и преобразовываться в условиях изменяющейся конъюнктуры политического порядка привели к тем кризисам, от которых государство не может отойти уже более тридцати лет. Попытки исключить пуштунов из политического процесса в Афганистане терпели каждый раз крах ввиду их объективного доминирования во всех сферах жизни, несмотря на их антагонистическое отношение к другим этносам.
Все это приводило к тому, что мысли о Пуштунистане по обе стороны конфликта обретали больше символическое значение, но при этом у каждой стороны стало свое видение этого слова: единое, независимое и националистическое у пуштунов Афганистана и самостоятельное, автономное, входящее в состав этнофедерации у пуштунов Пакистана.
«Пуштунское националистическое движение — это одно из тех националистических движений, которое на самом деле не требует отдельного государства, а пытается сделать Пакистанское государство своим собственным». Оно превратилось в партию тех, кто стремится контролировать административную власть в провинции и иметь значительную долю в пакистанской государственной системе .
Пуштуны из Пакистана, столкнувшись с переменами и вызовами XX века, успешно адаптировались к современным реалиям, приобретя альтернативные ценности и ориентиры. Этот процесс привел к формированию новой идентичности, построенной на гражданской добродетели, а не на стремлении вернуться в прошлое.
С другой стороны, пуштуны из Афганистана продолжали придерживаться идеологических установок прошлого века. В быстро меняющемся мире это привело к серьезным внутренним проблемам в виде политической нестабильности, разобщенности граждан и этнических конфликтов. Попытка законсервировать традиционные связи между этносами оказалась провальной, что привело к упадку Афганистана и усилению противоречий между гражданами одной страны.
Таким образом, некогда единый народ, разделенный условными политическими границами, начал развиваться в абсолютно разных направлениях. Отделяясь друг от друга и переживая различные исторические эпохи, пуштуны начали рассматривать свою судьбу на разных территориях как индивидуальную, а не общую для всех членов этноса.
1. Абдуллоев Р. Пуштуны в политической жизни Афганистана // Центральная Азия и Кавказ. 2013. Т. 16. №3. С. 85-94.
2. Абдуллоев Р. Этнополитические процессы в Афганистане после 2001 года // Центральная Азия и Кавказ. 2013. Т. 16. №1. С. 7-16.
3. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Гриценко Г.Д. Этничность в политических конфликтах: этнизация политики и политизация этничности // Политическая наука. 2020. № 3. С. 74-97.
4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 288 c.
5. Ачкасов В.А., Абалян А.И. Российский этнофедерализм: становление и перспективы развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26. № 3. С. 203-216.
6. Ачкасов В.А., Абалян А.И., Андреев А.А., Никифоров А.А. Этнополитические конфликты и мобилизация в современном мире: постсоветский контекст: коллективная монография. СПб.: Изд-во РХГА, 2021. 640 c.
7. Белокреницкий В.Я. История Пакистана. XX век. М.: ИВ РАН: Крафт+, 2008. 576 с.
8. Белокреницкий В.Я. Пакистан и афганский кризис // Мировая экономика и международные отношения. 2016. №3. С. 83-91.
9. Белокреницкий В.Я. Пакистан, Южная Азия, исламский мир, Восток. Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2016. 712 с.
10. Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.
11. Исрайилов Ч. Этничность: обзор современных теоретических подходов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. №1. С. 21-25.
12. Махмадшоев Р.М. Таджики и пуштуны: вопросы взаимоотношений // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Т. 8. Вып. 4. С. 158-165.
13. Паничкин Ю.Н., Мусаев Ф.А. Пуштунский этнос в государстве Пакистан // Фундаментальные исследования. 2013. № 4-1. С. 178-180.
14. Саранцева А.А. Причины и предпосылки появления движения «Талибан» // Архонт. 2020. № 3 (18). С. 104-110.
15. Тишков В.А. Этничность // Новая философская энциклопедия. Т. 4. М.: Мысль, 2010. C. 482-484...60