Введение…………………………………………………………………………....3-8
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В УСЛОВИЯХ ПОСТПРАВДЫ
1.1 Основные подходы к исследованию образа государства……………….…9-17
1.2 Феномен постправды и его репрезентация в социальных медиа………..18-27
Глава II. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В УСЛОВИЯХ ПОСТПРАВДЫ
2.1 «Маргинализация» как феномен интернет-коммуникации……………...28-38
2.2 Постправда как фактор конструирования политического образа во внешней политике………………………………………………………………………....39-47
Глава III. ОБРАЗ РОССИИ В АМЕРИКАНСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
3.1 Особенности коммуникации в маргинальных социальных медиа США……………………………………………………………………………..48-54
3.2 Образ России в публикациях сайта Reddit………………………………...55-62
3.3. Образ России в публикациях сайта Gab…………………………………..63-66
3.4 Образ России в публикациях сайта Truth Social………………………….67-72
Заключение……………………………………………………………………...73-75
Список использованной литературы………………………………………..…76-84
Приложения…………………………………………………………………....85-103
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что формирование политического образа в условиях информационного общества определяется большим количеством игроков. Поэтому, изучая дискурс противоборствующих в инфополе политических акторов, можно оценить степень влияния различных аспектов на общественное мнение. И это обусловливается как внешнеполитическими и внутриполитическими аспектами, так и расколом в духе постправды. Таким образом, для данного исследования приоритетным является вопрос о том, какова репрезентация образа России в медиадискурсе США, в частности – маргинальных медиа.
Образы играют особую роль в современном мире: в геополитическом контексте они могут быть использованы для формирования определенного общественного мнения, манипулирования массами - для достижения политических целей. В связи с этим образ является важным инструментом в геополитике, поскольку он может влиять на восприятие событий, решения политических лидеров и поведение государств. Важно учитывать, что образ политического актора может играть конструктивную и деструктивную роль в геополитике.
Образ государства – неотъемлемый элемент ведения информационной войны. Одной из главных задач для каждого актора такой войны является правильное выстраивание образа государства-противника. Анализ конкретного медиадискурса в контексте научного познания позволит глубоко изучить аспекты и проблемы формирования образа конкретной страны.
В современном мире постправды, где факты заменяются эмоциями, а реальные новости – фейками, создаётся новый формат политического дискурса. Интернет-коммуникация переходит в разряд «мейнстримной» и «маргинальной», а сам феномен постправды становится одним из факторов конструирования внешней политики...
В исследовании была проведена работа, направленная на изучение теоретических аспектов конструирования образа государства в условиях постправды, также была рассмотрена тема «маргинализации» как феномена интернет-коммуникации в контексте рассмотрения трансформации социальных медиа. Также был проведён эмпирический анализ образа России в «маргинальных» социальных медиа США.
Проанализировав литературу, посвященную рассмотрению образа государства как теоретической категории, мы определили его дефиницию, выявили различие между образом и имиджем. Конечно, не существует единого общепринятого подхода к исследованию образа, однако мы смогли выделить и описать некоторые из имеющихся, а именно: семиотический, институциональный, культурологический, геокультурный и дискурсивный. Если образ в широком смысле представляет собой знаково-символичествую модель, включающую в себя соответствующие качества и характеристики, присущие объекту, то образ государства - это общественное восприятие и представление о политической системе, институтах власти, ценностях, идеалах и принципах, которые характеризуют данное государство.
В работе были рассмотрены феномены постправды и «маргинализации» в интернет-коммуникации. В ходе изучения научной литературы выяснилось, что феномен постправды как научная категория приобрёл своё значение сравнительно недавно. Главной характеристикой постправды, по нашему мнению, является смещение восприятия между правдой и ложью: постправда таким образом превращается в результат конвенционализма между группами. Отсюда следует, что постправда - маркер врага, маркер исключенного из пространства группы или находящегося на дистанции. Когда в обществе меняются объекты управления - меняются и объекты постправды. Поэтому явления постправды и маргинализации связаны между собой.
"Маргинализация", в свою очередь, является "ярлыком", который в общественном сознании навешивается на социальные группы, постепенно исключаемые истеблишментом из политического спектра. Такая дистанция знаменует сокращение взаимодействия между членами группы: происходит маргинализация социальных медиа. Однако важно отметить, что феномен «маргинальности» современных социальных медиа состоит в том, что это «пользователи на периферии» не потому, что их не хотят включать в господствующую политическую систему, а потому что они сами не желают в неё включаться.
В ходе исследования мы пришли к выводу: понятие "постправды", которое, в первую очередь, является внутриполитическим маркером, связано как с внутренними игроками в США, так и с внешнеполитическими силами. То есть образ "исключенного" из коммуникации активно используется в политических играх партий, ассоциируясь с образом врага. И таким образом традиционно выступает образ России.
Как показало проведённое исследование – контент-анализ выбранных «маргинальных» социальных медиа – идеологический уклон ярко выражен во всех проанализированных социальных медиа. Политическая ангажированность онлайн-площадок приводит к проблеме эхо-камер, которые усиливают поляризация в обществе. На несогласных с преобладающей позицией в обществе вешаются «ярлыки» «маргинальности», «постправды». Между такими «чужаками» и истеблишментом формируется дистанция, и первые выбирают уйти «на периферию», организовывая свои сообщества.
Мы пришли к выводу: если говорить об образе России в социальных медиа, «отчуждённых» от преобладающих в США групп, то этот образ различный, согласно результатам контент-анализа. Пользователи Reddit имеют русофобские взгляды, которые можно считать, скорее, «мейнстримными» для западных стран. Россия представляется в их восприятии как агрессор. Образ российского государства, с точки зрения пользователей Reddit – демонизированный «образ врага». Пользователи Gab и Truth Social имеют, напротив, пророссийские взгляды, поскольку данные платформы являются сосредоточением консерваторов, поддерживающих республиканскую партию США. В этих социальных медиа Россия изображается как могущественная держава с обширной военной силой, сохраняющая свои традиционные ценности и защищающая свои интересы. Она представляется как страна, демонстрирующая победу и борющаяся против Запада.
В целом, гипотезы исследования были подтверждены. Действительно, мы выделили, что в «маргинальных» социальных медиа США образ России формируется и распространяется через призму стереотипов, политической поляризации и личных нарративов, в результате чего формируется фрагментированное и поляризованное представление о стране. Также мы обратили внимание на то, что пользователи «маргинальных» социальных медиа склонны к формированию позитивного образа России, т.к. действующая власть, от которой они стремятся «отделиться» пропагандирует образ России как «образ врага».
1. Авзалова Э. И. Интернет-коммуникации как новый тип политической коммуникации // Символ науки. – 2015. – № 9–1. – С. 194–195.
2. Агнистикова О. И. Альтернативные медиа в цифровом медиапространстве // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. – 2021. – С. 88–94.
3. Акопян Н. Маргинальность как одна из основных характеристик трансформирующегося общества // 21-й век. – 2005. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marginalnost-kak-odna-iz-osnovnyh-harakteristik-transformiruyuschegosya (дата обращения: 27.03.2024).
4. Анохин М. Г., Гришин О. Е., Атаев Т. Б. Инновации в сфере политической интернет-коммуникации: опыт США // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sfere-politicheskoy-internet-kommunikatsii-opyt-ssha (дата обращения: 20.03.2024).
5. Антонюк Е. Ю. Культурологический подход к концепту «образ страны» // Познание стран мира: история, культура, достижения. 2013. N 1. - С.47-55.
6. Балуев Д. Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образовательные технологии и общество. – 2013. – Т. 16. – № 2. – С. 604–616.
7. Банковская С., Чужаки и границы: к понятию социальной маргинальности. // Отечественные записки. – 2002. – №6. – С. 457-467.
8. Баранов Н. А. Мягкая сила в условиях постправды // Социально-политические исследования. – 2018. – № 1. – С. 20–30.
9. Берендеев М. В.Медиадискурсы и образы стран в условиях политики постправды // ПОЛИТЭКС. – 2017. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediadiskursy-i-obrazy-stran-v-usloviyah-politiki-postpravdy (дата обращения: 10.02.2024).
10. Берендеев М. В. Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политических образов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2011. – № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-i-diskurs-k-voprosu-o-diskursivnom-haraktere-formirovaniya-politicheskih-obrazov (дата обращения: 01.02.2024).
11. Берендеев М. В. Семиотические инверсии в формировании политического образа в медиадискурсе (на примере образа России в СМИ Германии) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2017. – № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskie-inversii-v-formirovanii-politicheskogo-obraza-v-mediadiskurse-na-primere-obraza-rossii-v-smi-germanii (дата обращения: 09.02.2024).
12. Быков И. А. Медиатизация политики в эпоху социальных медиа // Журнал политических исследований. – 2017. – Т. 1. – № 4. – С. 15–38.
13. Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 287 с.
14. Вилков А. А. «Мягкая сила» как элемент имиджевых технологий во внутренней и внешней политике // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. – 2014. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-kak-element-imidzhevyh-tehnologiy-vo-vnutrenney-i-vneshney-politike (дата обращения: 09.04.2024).
15. Войнов Д. А. Креативность интернет-коммуникации как способ индивидуального политического участия граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2012. – № 1. – С. 117–126...107