МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ИНДИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ И МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЙНОМ МИРЕ
|
Введение
Глава 1. Становление музейного дела в Индии
1.1. Протомузейный период (III тысячелетие до н.э. - начало XIX века)……...10
1.2. Музеи Колониальной Индии (начало XIX – сер. XX в.)………………….14
1.3. Постоколониальный период (вторая половина XX - начало XXI века)….17
Глава 2. Основные направления развития музейного дела в Индии во второй половине XX – начале XXI веков
2.1. Вопросы сохранения и актуализации национального наследия Индии…23
2.2. Музейные организации Индии
2.3. Российско-индийское культурное сотрудничество в рамках БРИКС……39
Заключение
Список литературы и источников
Глава 1. Становление музейного дела в Индии
1.1. Протомузейный период (III тысячелетие до н.э. - начало XIX века)……...10
1.2. Музеи Колониальной Индии (начало XIX – сер. XX в.)………………….14
1.3. Постоколониальный период (вторая половина XX - начало XXI века)….17
Глава 2. Основные направления развития музейного дела в Индии во второй половине XX – начале XXI веков
2.1. Вопросы сохранения и актуализации национального наследия Индии…23
2.2. Музейные организации Индии
2.3. Российско-индийское культурное сотрудничество в рамках БРИКС……39
Заключение
Список литературы и источников
Становление музейного дела в странах Азии складывалось в условиях, кардинально отличных от условий, в которых развивались музеи Европы, Америки. Многие азиатские страны были превращены в колонии, самой крупной из которых стала Индия. Музей как феномен не был рожден Индией самостоятельно, а возник благодаря деятельности английских ученых – представителей колониальной администрации. Их усилиями были созданы сначала комплексные музеи, собрания которых отражали научные интересы завоевателей, а позже стали появляться и узкопрофильные музеи, не просто собрания редкостей, но специализированные коллекции для ознакомления и изучения отдельных сторон национальной культуры. Данное направление продолжило свое развитие в уже независимой Индии, что и определило современное состояние музейной сети страны.
Основное внимание в работе сосредоточено на изучении динамики развития музейного дела в Индии, преимущественно постколониального периода (с 1947 г.). Данная тема является недостаточно изученной в отечественной музеологической литературе, потому для понимания дальнейших перспектив развития необходим и актуален комплексный анализ. Актуальность данного исследования также обусловлена активной деятельностью Индии в комитетах и объединениях Международного совета Музеев (далее – ИКОМ), а также в рамках созданного в 2011 г. объединения БРИКС.
Объектом исследования является история развития музейного дела в Индии и ее современное состояние. Предметом исследования можно назвать деятельность государственных учреждений культуры и негосударственных организаций по формированию и совершенствованию музейной сети страны.
Целями данной работы является изучение хронологии развития музейного дела в Индии и анализ современного положения дел в музейном пространстве данного государства, его места в мировой культуре, востребованности его самобытного наследия в межкультурном диалоге, динамики развития музейной сферы в Индии на протяжении последних 70 лет.
Задачами работы являются:
• сбор и изучение литературы и различных источников, посвященных заявленной теме работы;
• определение рамок периодизации развития музейного дела в Индии и их обоснование;
• анализ развития музейного дела в Индии на каждом из выделенных этапов;
• описание деятельности организаций, ответственных за развитие музеев Индии;
• изучение российско-индийского сотрудничества по вопросам науки, культуры и образования в рамках БРИКС;
• анализ тенденций и проблем музейного дела страны в разные периоды времени.
Методами, используемыми при написании работы, являются общенаучные методы, такие как: формализация и систематизация данных, их классификация, анализ имеющейся информации, синтез полученных данных. В процессе изучения указанной тематики были применены и частно-научные методы, ключевыми из которых стали конкретно-исторический и хронологический методы, которые были использованы в последовательном описании фактов, связанных с переходом к институту музея в Индии, формированием музейного дела в стране, развитием российско-индийских межмузейных отношений в конце XX – начале XXI вв.
Историю зарождения феномена коллекционирования на территории исторической Индии представляется возможным проследить, если обратиться к трудам об истории искусства Индии , ввиду того, что домузейный период музейного дела Индии не подвергался тщательному анализу. Изучение культуры Индии началось исследователями-европейцами на рубеже XVIII - XIX вв. Оно осуществлялось в рамках научных обществ, созданных англичанами на территории своей колонии. О музейном деле Британской Индии можно узнать из общих трудов по изучению истории музейного дела различных стран мира, к примеру, из пособий Т. Ю. Юреневой .
Во второй половине XX века происходит формирование музеологии в Индии. В самой Индии можно назвать таких специалистов, как Джиотиндра Джаин, специалиста по ритуальному искусству Индии, посвятившему жизнь изучению мифов и преданий своей страны, который посвятил ряд своих работ музею ремесел в Дели, в котором проработал долгое время ; или профессора Сарму, изучавшего феномен археологического музея в Индии . Большой вклад в изучение культурного наследия Индии сделали супруги Мерварт, Герман Христианович и Людмила Александровна, которые занимались изучением местных наречий и собирали экспонаты для Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого на Цейлоне и в Индии . Современные исследования ученых посвящены, в большинстве своем, отдельным музеям страны, а также тенденциям музейного дела Индии и сопутствующим им проблемам .
В работе анализируются статьи о музеях Индии из профильных и не профильных журналов , а также труды по истории и культуре Индии .
Ввиду отсутствия комплексного труда, который охватывал бы основные вопросы становления и развития музейного дела в Индии, для проведения исследования нами был использован широкий круг источников. Для изучения государственной политики и системы управления музейным делом были использовали законодательные и нормативные акты. В частности, в работе присутствует анализ нормативных документов ООН, ЮНЕСКО, БРИКС, ИКОМ и музейных организаций Индии – Музейная Ассоциация Индии (далее – МАИ) и ИКОМ Индии .
В качестве источников использовались материалы, отражающие текущую деятельность музеев страны, представленные в рамках научных семинаров и конференций музейных работников в рамках деятельности ИКОМ .
Другим ценным для работы источником стала информация, почерпнутая с сайтов музеев Индии и культурных организаций данной страны и других стран .
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и используемых источников: нормативных документов и электронных ресурсов. Первая глава посвящена периодизации развития музейного дела в Индии; вторая описывает основные направления работы современной Индии над совершенствованием музейного дела и трудности, связанные с этим.
Основное внимание в работе сосредоточено на изучении динамики развития музейного дела в Индии, преимущественно постколониального периода (с 1947 г.). Данная тема является недостаточно изученной в отечественной музеологической литературе, потому для понимания дальнейших перспектив развития необходим и актуален комплексный анализ. Актуальность данного исследования также обусловлена активной деятельностью Индии в комитетах и объединениях Международного совета Музеев (далее – ИКОМ), а также в рамках созданного в 2011 г. объединения БРИКС.
Объектом исследования является история развития музейного дела в Индии и ее современное состояние. Предметом исследования можно назвать деятельность государственных учреждений культуры и негосударственных организаций по формированию и совершенствованию музейной сети страны.
Целями данной работы является изучение хронологии развития музейного дела в Индии и анализ современного положения дел в музейном пространстве данного государства, его места в мировой культуре, востребованности его самобытного наследия в межкультурном диалоге, динамики развития музейной сферы в Индии на протяжении последних 70 лет.
Задачами работы являются:
• сбор и изучение литературы и различных источников, посвященных заявленной теме работы;
• определение рамок периодизации развития музейного дела в Индии и их обоснование;
• анализ развития музейного дела в Индии на каждом из выделенных этапов;
• описание деятельности организаций, ответственных за развитие музеев Индии;
• изучение российско-индийского сотрудничества по вопросам науки, культуры и образования в рамках БРИКС;
• анализ тенденций и проблем музейного дела страны в разные периоды времени.
Методами, используемыми при написании работы, являются общенаучные методы, такие как: формализация и систематизация данных, их классификация, анализ имеющейся информации, синтез полученных данных. В процессе изучения указанной тематики были применены и частно-научные методы, ключевыми из которых стали конкретно-исторический и хронологический методы, которые были использованы в последовательном описании фактов, связанных с переходом к институту музея в Индии, формированием музейного дела в стране, развитием российско-индийских межмузейных отношений в конце XX – начале XXI вв.
Историю зарождения феномена коллекционирования на территории исторической Индии представляется возможным проследить, если обратиться к трудам об истории искусства Индии , ввиду того, что домузейный период музейного дела Индии не подвергался тщательному анализу. Изучение культуры Индии началось исследователями-европейцами на рубеже XVIII - XIX вв. Оно осуществлялось в рамках научных обществ, созданных англичанами на территории своей колонии. О музейном деле Британской Индии можно узнать из общих трудов по изучению истории музейного дела различных стран мира, к примеру, из пособий Т. Ю. Юреневой .
Во второй половине XX века происходит формирование музеологии в Индии. В самой Индии можно назвать таких специалистов, как Джиотиндра Джаин, специалиста по ритуальному искусству Индии, посвятившему жизнь изучению мифов и преданий своей страны, который посвятил ряд своих работ музею ремесел в Дели, в котором проработал долгое время ; или профессора Сарму, изучавшего феномен археологического музея в Индии . Большой вклад в изучение культурного наследия Индии сделали супруги Мерварт, Герман Христианович и Людмила Александровна, которые занимались изучением местных наречий и собирали экспонаты для Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого на Цейлоне и в Индии . Современные исследования ученых посвящены, в большинстве своем, отдельным музеям страны, а также тенденциям музейного дела Индии и сопутствующим им проблемам .
В работе анализируются статьи о музеях Индии из профильных и не профильных журналов , а также труды по истории и культуре Индии .
Ввиду отсутствия комплексного труда, который охватывал бы основные вопросы становления и развития музейного дела в Индии, для проведения исследования нами был использован широкий круг источников. Для изучения государственной политики и системы управления музейным делом были использовали законодательные и нормативные акты. В частности, в работе присутствует анализ нормативных документов ООН, ЮНЕСКО, БРИКС, ИКОМ и музейных организаций Индии – Музейная Ассоциация Индии (далее – МАИ) и ИКОМ Индии .
В качестве источников использовались материалы, отражающие текущую деятельность музеев страны, представленные в рамках научных семинаров и конференций музейных работников в рамках деятельности ИКОМ .
Другим ценным для работы источником стала информация, почерпнутая с сайтов музеев Индии и культурных организаций данной страны и других стран .
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и используемых источников: нормативных документов и электронных ресурсов. Первая глава посвящена периодизации развития музейного дела в Индии; вторая описывает основные направления работы современной Индии над совершенствованием музейного дела и трудности, связанные с этим.
Подводя итог, можно сказать, что музейное дело в Индии развивается уже на протяжении 200 лет, и развивается вполне успешно. В работе был проанализирована особенность этапов развития музейного дела в стране в целом, охарактеризовано современное положение дел Индии в мировом межмузейном пространстве, определены основные тенденции развития музейной сферы государства за последние 70 лет.
Анализ различных источников позволил выделить в истории музейного дела три периода (протомузейный, колониальный и постколониальный) и охарактеризовать их, чему была посвящена первая глава работы.
В второй главе были изучена деятельность индийских и мировых культурных организаций, сделаны выводы об основных направлениях развития музейной мысли в Индии и сопутствующих им проблемам. Также были рассмотрены российско-индийские отношения, сотруднические отношения между государствами в области культуры в рамках БРИКС.
На современном этапе развития музейного дела в Индии можно отметить ряд тенденций:
• стремление к международному сотрудничеству путем в вступления в такие организации, как ООН, ЮНЕСКО, БРИКС, ИКОМ, и активное участие в их работе по сохранению и охране культурного наследия;
• возрождение интереса к своей культуре, осуществляемое в рамках внешней и внутренней политики государства, повышение внимания государства к вопросам сохранения национального наследия;
• расширение профилей музеев, увеличение роли музея как социального института;
• развитие сферы туризма и включение музеев в туристические маршруты.
Однако в процессе совершенствования музейного дела в разных районах страны Индия сталкивается с определенными трудностями:
• скудность коллекций шедевров мировой культуры, а порой и недостаток артефактов национальной культуры по причине разграбления страны захватчиками;
• долгое отсутствие внимания правительства к вопросам культуры, ввиду чего появляется проблема недостаточного финансирования;
• необходимость национальной самоидентификации населения, незнакомого с традиционной культурой страны по причине стремительной урбанизации жителей Индии в XX-XXI века;
• проблема почти полного отсутствия в стране системы музейного образования.
Все эти факторы говорят о том, что музейное дело в Индии еще далеко от совершенства, но имеет шансы на перспективное развитие и формирование качественно систематизированной национальной музейной сети, которая могла бы с успехом стать передовой не только в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, но и послужить примером для всего музейного мира.
Анализ различных источников позволил выделить в истории музейного дела три периода (протомузейный, колониальный и постколониальный) и охарактеризовать их, чему была посвящена первая глава работы.
В второй главе были изучена деятельность индийских и мировых культурных организаций, сделаны выводы об основных направлениях развития музейной мысли в Индии и сопутствующих им проблемам. Также были рассмотрены российско-индийские отношения, сотруднические отношения между государствами в области культуры в рамках БРИКС.
На современном этапе развития музейного дела в Индии можно отметить ряд тенденций:
• стремление к международному сотрудничеству путем в вступления в такие организации, как ООН, ЮНЕСКО, БРИКС, ИКОМ, и активное участие в их работе по сохранению и охране культурного наследия;
• возрождение интереса к своей культуре, осуществляемое в рамках внешней и внутренней политики государства, повышение внимания государства к вопросам сохранения национального наследия;
• расширение профилей музеев, увеличение роли музея как социального института;
• развитие сферы туризма и включение музеев в туристические маршруты.
Однако в процессе совершенствования музейного дела в разных районах страны Индия сталкивается с определенными трудностями:
• скудность коллекций шедевров мировой культуры, а порой и недостаток артефактов национальной культуры по причине разграбления страны захватчиками;
• долгое отсутствие внимания правительства к вопросам культуры, ввиду чего появляется проблема недостаточного финансирования;
• необходимость национальной самоидентификации населения, незнакомого с традиционной культурой страны по причине стремительной урбанизации жителей Индии в XX-XXI века;
• проблема почти полного отсутствия в стране системы музейного образования.
Все эти факторы говорят о том, что музейное дело в Индии еще далеко от совершенства, но имеет шансы на перспективное развитие и формирование качественно систематизированной национальной музейной сети, которая могла бы с успехом стать передовой не только в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, но и послужить примером для всего музейного мира.
Подобные работы
- МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ИНДИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ И МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЙНОМ МИРЕ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Русско-китайское торгово-экономическое взаимодействие в Центральной Азии в XIX в.: этапы и направления развития
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022



