ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 10
Теоретические основы изучения заголовков и заголовочных комплексов в аспекте речевого воздействия 10
1.1. Понятие «речевое воздействие» в терминологических системах гуманитарных дисциплин 10
1.1.1. РВ в риторике 10
1.1.2. РВ в теории публицистики 13
1.1.3. РВ в социологии 15
1.2. Теория речевого воздействия в лингвистической традиции 16
1.2.1. Определение понятия «речевое воздействие» 16
1.2.2. Языковые и речевые средства реализации РВ 21
1.3. Аспекты изучения заголовка в лингвистике 25
1.3.1. Заголовок с точки зрения синтаксиса 25
1.3.2. Заголовок с точки зрения лингвистики текста 28
1.3.3. Заголовок с точки зрения лингвистической прагматики 31
1.3.4. Заголовок с точки зрения лингвокультурологии 34
1.4. Функции заголовка газетно-публицистического текста 37
1.5. Заголовочный комплекс газетно-публицистического текста 41
Выводы по 1 главе 44
ГЛАВА 2 48
Функциональная классификация заголовочных комплексов газеты Культура» в аспекте речевого воздействия 48
2.1. Общая характеристика газеты «Культура»: формат, история, концепция издания 48
2.2. Целевая аудитория газеты «Культура» 51
2.3. Функциональные особенности заголовочных комплексов газеты «Культура» 55
2.3.1. Объем и источники исследуемого материала 55
2.3.2. Основные положения функциональной классификации заголовочных комплексов в аспекте речевого воздействия 55
2.4. Функциональная классификация заголовочных комплексов газеты «Культура» за 1998 г.в аспекте РВ 59
2.5. Функциональная классификация заголовочных комплексов газеты «Культура» за 2010 г. в аспекте РВ 72
2.6. Функциональная классификация заголовочных комплексов газеты «Культура» за 2015-2017 гг. в аспекте РВ 85
2.7. Прецедентные тексты в составе газетных заголовков как прием речевого воздействия 98
2.7.1. Понятие «прецедентный текст» 99
2.7.2. Сравнительная характеристика прецедентных текстов в заголовках газеты «Культура» за 1998, 2010, 2015–2017 гг. 102
Выводы по 2 главе 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
Список использованной литературы 112
ПРИЛОЖЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению заголовочных комплексов (ЗК) общественно-политической газеты «Культура» в аспекте речевого воздействия (РВ). Заголовочный комплекс периодического издания мы понимаем как «совокупность единиц, образующих единый ЗК (рубрика, заголовок, подзаголовок») . Также в ЗК могут входить название полосы, рубрики, лид, внутренние заголовки.
РВ в настоящей работе определяется как «воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке» .
Данная работа связана с проблемами типологизации ЗК на основании их связи с текстом статьи. Мы понимаем ЗК как элемент текста и считаем, что ЗК всегда выполняет определенную функцию по отношению к тесту: элементы ЗК могут называть тему текста, разюмировать его содержание, обращать внимание на наиболее яркие фрагменты текста, цитировать его и т.д. Мы анализируем наиболее частотные типы заголовков газеты, пытаясь сделать вывод о том, какие приемы создания заголовков для каждого из типов являются наиболее эффективными, по мнению создателей газеты, что именно определяет успешность выполнения аттрактивной функции. Учет тиража газеты в конкретный временной период указывает, насколько верная тактика была выбрана журналистами, ведь интересный заголовок способен привлечь большее количество читателей, следовательно, тираж – один из показателей успешности всего издания и заголовков в частности.
Основываясь на нашем материале, мы выявляем основные приемы речевого воздействия в заголовках для каждого из интересующих нас периодов издания газеты. Мы отмечаем не только собственно лингвистические, но и «окололингвистические» средства РВ, например, графические.
Важной с точки зрения эффективности РВ нам представляется степень информативности элементов ЗК: мы выделяем полно- и полу-информативные элементы ЗК. Мы считаем, что объем предоставляемой в элементах ЗК информации напрямую связан с воздействием на аудиторию. В нашей работе не выделены неинформативные заголовки и другие элементы ЗК, так как для заголовка информативная функция является основополагающей и, если она отсутствует, мы считаем элемент ЗК дефектным.
Также мы обращаемся к анализу заголовков с прецедентными текстами (ПТ), так как использование ПТ при создании заголовков – один из наиболее популярных приемов речевого воздействия. Мы учитываем соотношение количества источников ПТ в разные периоды издания газеты «Культура», а также суммируем приемы использования ПТ в проанализированных нами материалах.
Актуальность работы объясняется отсутствием в научной литературе определенности относительно связи воздействующего потенциала ЗК с функциями элементов ЗК именно по отношению к тексту, так, мы не рассматриваем заголовок, подзаголовок и лид материала газеты отдельно, а анализируем их с текстовой позиции.
Объект исследования – заголовочные комплексы газеты «Культура».
Предмет исследования – воздействующий потенциал данных единиц.
Материал исследования –материалы газеты «Культура» за 1998, 2010, 2015–2017 гг.
Цель работы заключается в анализе функциональных и структурных особенностей элементов ЗК периодического издания как единиц, осуществляющих речевое воздействие на аудиторию.
Задачи работы были сведены к следующим:
1) Разработать теоретическую базу исследования путем анализа соответствующей научной литературы.
2) Собрать материал исследования.
3) Изложить историю газеты «Культура», представить формальные характеристики газеты для 1998, 2010, 2015-2017 гг.
4) Изучить целевую аудиторию газеты «Культура».
5) Провести исследование отобранных ЗК с точки зрения их функции по отношению к тексту и представить функциональную классификацию ЗК.
6) На основе составленной функциональной классификации ЗК описать приемы речевого воздействия, характерные для каждого типа ЗК.
7) Описать основные приемы использования прецедентных текстов при создании ЗК и выявить наиболее популярные для каждого периода источники прецедентности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и приемы:
1) случайная выборка
2) функционально-семантический
3) дистрибутивный
4) сопоставительный
5) описательный
6) элементы статистического анализа
Новизна работы обусловлена изучением приемов речевого воздействия ЗК периодического издания на ранее не привлекавшемся речевом материале. При этом мы рассматриваем взаимозависимость воздействующего потенциала элементов ЗК и функций, выполняемых заголовком и другими элементами ЗК по отношению к тексту и по отношению к читательской аудитории, характерную для газетной публицистики. Существенным является тот факт, что мы анализируем ЗК одного издания в разные периоды его существования, что позволяет определить инерцию применения авторских тактик речевого воздействия, приемов их реализации их изменения в связи со сменой концепции издания.
Практическая значимость нашего исследования определяется тем, что результаты его могут быть применены при чтении спецкурса по стилистике публицистического текста, теории речевого воздействия.
Теоретическая значимость сопряжена с осуществлением поставленных в работе задач.
Была выдвинута следующая гипотеза исследования:
Выбор приемов речевого воздействия в ЗК обусловлен функциями, которые ЗК выполняет в отношении к тексту и в отношении к читателю. Выбор функциональных типов ЗК и способов реализации РВ зависит от концепции издания, которая может меняться. Так, материалы «Культуры» за 2015–2017 гг., в связи со сменой концепции газеты, существенно отличаются от материалов 1998 и 2010 гг. Большинство заголовков в «обновленной» «Культуре» представляет собой ассоциацию автора с материалом статьи и практически всегда базируется на прецедентном тексте. Основными источниками прецедентных текстов, использованных в таких заголовках, являются песни, художественная литература и кинофильмы.
Работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. Во Введении обосновывается актуальность и практическая значимость работы, называются цель, задачи и методы анализа, раскрываются предмет, объект и материал исследования, определяется новизна и гипотеза работы.
Первая глава «Теоретические основы изучения заголовков и заголовочных комплексов в аспекте речевого воздействия» состоит из 5 параграфов. В первом параграфе раскрывается содержание понятия «речевое воздействие» с позиций разных гуманитарных дисциплин. Во втором параграфе приводятся основные определения речевого воздействия в работах по лингвистике. В третьем параграфе речь идет о различных подходах к изучению заголовка. В четвертом параграфе приведены предлагаемые исследователями подходы к изучению функций заголовка текста периодического издания. Пятый параграф посвящен определению заголовочного комплекса периодического издания.
Вторая глава «Функциональная классификация заголовочных комплексов газеты «Культура» в аспекте речевого воздействия» состоит из 7 параграфов. В первом параграфе излагаются сведения об исследуемом издании: формат, история, концепция. Во втором параграфе дается анализ целевой аудитории издания. В третьем параграфе обосновывается отбор материала, приводятся параметры основной классификации данной работы. В 4, 5, 6 параграфах представлена функциональная классификация ЗК газеты «Культура» и приемы речевого воздействия, характерные для каждого функционального типа ЗК. Седьмой параграф посвящен анализу особенностей функционирования прецедентных текстов в составе элементов ЗК.
В Заключении представлены основные результаты исследования.
В Приложении приведена полная версия функциональной классификации ЗК газеты «Культура».
Цель нашей работы состояла в анализе функциональных и структурных особенностей элементов заголовочных комплексов (ЗК) газеты «Культура» за 1998, 2010, 2015-2017 гг. как единиц, осуществляющих речевое воздействие (РВ) на целевую аудиторию издания. РВ преимущественно может быть оказано либо на рациональную сферу восприятия читателя, либо на эмоциональную. Мы считаем, что, исследуя особенности как рационального, так и эмоционального, оценочного воздействия заголовка текста периодического издания на читателя/целевую аудиторию издания, необходимо сосредоточить внимание на функции, которую выполняет заголовок по отношению к тексту (терминология М. А. Шамлелашвили). В плане функции, которую выполняет заголовок по отношению к читателю, существенным является вопрос о степени его информативности: является ли заголовок полно- или полу-информативным (терминология Э. А. Лазаревой). Представляется, что полноинформативный элемент ЗК (заголовок, подзаголовок, лид)будет оказывать в большей степени рациональное воздействие, а полуинформативный – эмоциональное (за счет эмоционально-оценочных и образных средств, которые чаще используются в таких заголовках). Совмещая подходы М. А. Шамлелашвили и Э. А. Лазаревой, мы получили возможность рассмотреть приемы осуществления РВ в ЗК, выполняющих различные функции.
Было установлено, что в материалах каждого рассматриваемого периода доминируют разные функциональные типы ЗК. Так, для 1998 г. самым распространенным является тип заголовок-рема (33 единицы), а для 2010 г. – заголовок-характеристика (21 единица). Для ЗК 2015-2017 г. самым частотным типом оказался заголовок-ассоциация (56 единиц), соответственно, самый распространенный прием РВ в заголовке – использование ПТ и их трансформаций (58,8% заголовков с ПТ). Все это подтверждает сформулированную в начале нашего исследования гипотезу. Заметим также, что в количественном отношении тип «заголовок-ассоциация» в материалах за 2015-2017 гг. занимает первое место среди всех групп за все рассмотренные периоды. В материалах 1998 и 2010 гг. отсутствуют столь же многочисленные группы одного типа. Так, соотношение количества ЗК разных типов в материалах 1998 и 2010 гг. примерно одинаково, в «обновленной» же «Культуре» мы наблюдаем существенные изменения, что связано, очевидно, с приходом нового главного редактора и изменением идеологии издания. Постоянное использование ПТ, с одной стороны, указывает на стремление создателей газеты привлечь образованного читателя, обладающего достаточной когнитивной базой и способного оценить предложенную ему языковую игру. C другой стороны, тексты-источники ПТ в большинстве своем довольно просты и не требуют обширных знаний (Звезда по имени Смерть, 15.12.2016; Депутат собаке друг?, 22.01.2016). Согласно нашему материалу, основные источники ПТ в «Культуре» 2015-2017 гг. – песни, кинофильмы, речевые штампы.
Было установлено, что газета «Культура» задумывалась как издание, обращенное к культурному, интеллектуальному читателю, который противопоставляет себя людям «бескультурным». Однако проанализированный материал демонстрирует, что речевой облик издания не вполне соответствует его концепции. Данный тезис подтверждает также сложность в определении возраста предполагаемой аудитории издания (в качестве источников ПТ могут использоваться как интернет-мемы, так и старые советские фильмы, малоизвестные современной молодежи), ее социального статуса, уровня образования (например, сосуществование иноязычной лексики и жаргонизмов).
В результате проделанного анализа можно сделать вывод о широком спектре применяемых в ЗК средств РВ: мы выделили лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, композиционные, риторические приемы. Использование разнообразных средств РВ характерно для каждого из анализируемых периодов.
В целом отметим, что несмотря на некий общий вектор, который, как нам представляется, существует для каждого периодического издания в разные периоды его существования, конкретная реализация речевого воздействия напрямую зависит от актуальной концепции издания.
1 Азылбекова Г. О. Речевая стратегия убеждения: утилитарный аспект // Вестник ВГУ №1. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация.Воронеж: ВГУ, 2011. С. 133-136.
2 Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия / Е.Г. Борисова. М.: МИР, ЛО Московия, 2005. 140 с.
3 Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 1993. 502 c.
4 Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис. М.: Высш. шк., 2003. 416 с.
5 Вахтель Н. М., Муртада К. С. Вопрос в позиции газетного заголовка. Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003.116 с.
6 Виноградов В. В. Стилистика.Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 253 c.
7 Винокур Г. О. Культура языка. М.: ЛЕНАНД, 2006. 346 c.
8 Вомперский В. П. К изучению синтаксической структуры газетного заголовка // Искусство публицистики (проблемы теории и мастерства), тезисы докладов на республиканской научной конференции-семинаре.Алма-Ата: Казахский государственный ун-т им. С.М. Кирова, 1966. C. 82-85.
9 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
10 Гарипова З. Р. Повтор как средство взаимодействия заголовка и текста // Вестник ТГГПУ, 2011 № 1 (23) . Казань: ТГГПУ, 2011. С.127-131.
11 Дейк Т. А. ван, Вопросы прагматики текста// Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистика текста. Вып. VIII.М.: Прогресс, 1978. C. 259-336.
12 Денисюк Е. В. Феномен манипуляции: речедеятельностная интерпретация // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы образовательных технологий: Тез. докл. и сообщ. всероссийск. науч.-метод. конф., Екатеринбург, 19.21 марта 2000 г. / Под ред. И. Т. Вепревой. Екатеринбург, 2000. С. 66-68.
13 Долгирева А. Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте: дис. … канд. филол. наук. Таганрог: ТГПИ, 2002. 199 с.
14 Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии// Общественные науки и современность №3. М.: Наука, 1996. С. 145-152.
15 Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. 268 с.
16 Заигрина Н. А. Когнитивный аспект анализа заголовка в языке современных англо-американских СМИ // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2015. No 1 (9). М.: НОПриЛ, 2015. С. 90-98.
17 Зырянова И. П. Прецедентные феномены в заголовках российской прессы (2005-2009 гг.): дис … канд. филол. наук. Екатеринбург: УГПУ, 2010. 239 с.
18 Иванов, Л.Ю. Пиар есть пиар. приемы речевой манипуляции в новом российском политическом дискурсе // Sprach. Literat-ur. Politic. Ost- und Sudosteuropa im Wandel. (hgg. B.Symanzik, G.Birkfellner, A.Sproede) .Hamburg, 2004. P. 33-62.
19 Ильясова С. В., Амири Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М.: Флинта, 2009. 296 с.
20 Иноземцева Н. В. Функциональные особенности заголовков англоязычных газетных статей //Вестник оренбургского государственного университета 2015 № 11 (186). Оренбург: ОГУ, 2015. С. 142-146.
21 Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: УРСС, 2002. 284 c.
22 Казак М. Ю. Язык газеты. Белгород: Издательский дом «Белгород», 2012.C. 10-21.
23 Каминская Т. Л. Адресат газетного текста: опыт типологии// Вестник С-Пб гос. ун-та. Сер. 9. СПб, 2008. Вып. 1. Ч.II. СПб: СПБГУ, 2008. С. 305-312.
24 Каминская Т. Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации: семантико-прагматическое исследование: автореф. канд, дис. CПб.: СПБГУ, 2009. С. 22.
25 Карасик В. И. Язык социального статуса.М.: Институт языкознания АН СССР, Волгоградский педагогический институт, 1991. 495 с.
26 Карасик В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. 331 с.
27 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ. 2010. 264 с.
28 Качаев Д. А.Социокультурный и интертекстуальный компоненты в газетных заголовках (на материале российской прессы 2000-2006 гг.): автореф. дис. … канд. филол.наук. . Ростов-на-Дону, 2007.23 с.
29 Киндеркнехт А. С., Степанюк В. В. Способы привлечения внимания в заголовках СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики.Тамбов: Грамота, 2016. № 8 (62): в 2-х ч. Ч. 2.C. 94-96.
30 Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста.М.: МедиаМир, 2008. 244 с.
31 Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе: Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. 267 c.
32 Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб.: Златоуст, 1998.320 с.
33 Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация): Монография. М.: Диалог . МГУ, 1998. 352 с.
34 Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения // Структура и семантика. Т. 1.М., 2001. С. 72-81.
35 Кузнецов А. М. Коммуникативное воздействие литературно-художественного текста Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.:Наука, 1990. С 108-118.
36 Кухаренко В. А. Интерпретация текста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз. ». М.: Просвещение, 1988. 192 с.
37 Лазарева Э. А. Заголовок в газете: Учеб. пособие для студентов-журналистов. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.96 с.
38 Лазарева Э. А. Заголовочный комплекс текста . средство организации и оптимизации восприятия // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург: УГУ, 2006. № 40. С. 158-166.
39 Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты . Екатеринбург, 1993. 165 с.
40 Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Прогресс,1992. 272 c.
41 Лютая А. А. Заголовок, подзаголовок, текст газетной статьи: прагматика соотношений // Альманах современной науки и образования.Тамбов: Грамота, № 2 (9): в 3-х ч. Ч.I, 2008.C. 133-135.
42 Манькова Л. А. Речевое воздействие газетных заголовков (на материалах крымской прессы) // Культура народов Причерноморья. 1998. №3. Симферопль: ФГАОУВО Крымский федеральный ун-т., им. В. И. Вернадского. С. 192-195.
43 Маслова Е.В, Чигирина Т.Ю. Заголовки в газетах постсоветского периода в аспекте интертекстуальности // Вестник ВГУ. серия: Филология. журналистика. 2007, No 2. Воронеж: ВГУ, 2008. C. 192-196.
44 Мужев В.С. О функциях заголовков // Учен. зап. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1970. Вып.55: Вопросы романо-германской филологии. С.86-94.
45 Овсянико-Куликовский Д. К. Синтаксис русского языка.СПб: Издание И. Л. Овсянико-Куликовской, 1912. 322 c.
46 Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: выпуск 17, теория речевых актов. Сборник. Пер. с англ./Сост. и вступ. c. И. М. Кобозевой и В. З. Демьянкова. Общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. 426 с.
47 Перельман Х., Олбрехт-Тытека Л. Из книги «Новая риторика», трактат об аргументации// Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: 1987. С. 207-264.
48 Пешковский А. М.Русский синтаксис в научном освещении. М.: Языки славянской культуры, 2001.544 с.
49 Подчасов А. С.Функционально-стилистические особенности газетных заголовков: на материале роcсийских и британских газет второй половины 1980.1990 годов. Синтаксический аспект: дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. 187 с.
50 Помырляну Н.А. Речевое воздействие: способы, типы, приемы // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2013,№ 3. С. 71-78.
51 Попов А. С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие // Развитие синтаксиса современного русского языка. М.: Наука, 1966. С.95-126.
52 Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст как разновидность газетного текста. СПб: СПБГУ, 2001. 228 с.
53 Радченко И. И. Аспекты и средства речевого воздействия печатных СМИ на читателя // Известия Южного федерального университета. Филологические науки № 1 (2013). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2013. С. 78-85.
54 Речевое воздействие : проблемы прикладной психолингвистики : сб. ст. / отв. ред. А. А. Леонтьев ; АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1972. 144 с.
55 Ронгинский В. М. О тенденциях в развитии структуры заголовков // Исследования по грамматике и лексикологии . Киев: Республиканский межведомственный сборник, серия «вопросы языкознания», 1966. С. 159-167.
56 Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры /Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2011. 399 с.
57 Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / Под ред. В. И. Конькова. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2007. 272 с.
58 Салахова А. Г. Конфенссиональная языковая личность: коммуникативные стратегии и такстики: монография.Челябинск: Энциклопедия, 2013. 165 с.
59 Серль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов //Новое в зарубежной лингвистике: выпуск 17, теория речевых актов. Сборник. Пер. с англ./Сост. и вступ. c. И. М. Кобозевой и В. З. Демьянкова. Общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. 426 с.
60 СковородниковА.П., Копнина Г.А. Способы манипулятивного речевого воздействия в российской прессе // Политическая лингвистика. 2012. № 3.С. 36-42.
61 Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики. . Киев: Изд-во при Киевском государственном ун-те издательского объединения «Вища школа», 1986. 175 с.
62 Слышкин Г. Г. От текста к символу: Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в слушании или дискурсе. М.: Academia, 2000. 128 c.
63 Солганик Г. Я. Системный анализ газетной лексики и источники ее формирования: автореф. дис. д-ра филол. наук. М.: МГУ, 1977.
64 Стам И. С. Об использовании пословиц и поговорок в газетных заголовках (К вопросу о жанрово-стилистическом соотношении заголовка и текста) // Вопросы стилистики, под ред. В. П. Вомперского и Г. Я. Солганика.М.: Изд-во Московского ун-та, 1983.C. 131-137.
65 Стам И. С. Экспрессивные газетный заголовок его взаимодействие с текстом (на материале советских центральных газет и английской коммунистической газеты «Морниг стар») // автореф. дис.М.: ун-т им. М. В. Ломоносова, 1982. 22 с.
66 Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: «Истоки», 2001. 266 с.
67 Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Воронеж: «Истоки», 2012. 178 с.
68 Стернин И.А. Речевое воздействие как теоретическая и прикладная наука // Теоретические и прикладные проблемы языкознания. Воронеж: «Истоки», 2008. С. 238-353.
69 Тарасов Е. Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. С. 3-15.
70 Тарасов, Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия / Е.Ф. Тарасов. М.: Наука, 1990. С. 5-18.
71 Трошина Н. Н. Коммуникативная стратегия и стилистическая структура текста // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М.: Академия наук СССР, ин-т научной информации по общественным наукам, 1989. С. 134-150.
72 Черногрудова Е. П. Заголовки с прецедентными текстами в современной публицистике (на материалах центральной, региональной и местной прессы): дис. … канд. Воронеж: Воронежский государственный ун-т, 2003. 243 c.
73 Шамелашвили М. А. Функционально-стилистические и лексико-грамматические особенности газетных заголовков (на материале прессы Великобритании и США): автореф., канд. филол. наук. М.: 1982 . 24 c.
74 Шевченко Н. В. Основы лингвистики текста: Учебное пособие. М.: «Приор-издат», 2003. 160 с.
75 Шмидт О. Ю. Заголовок в спортивных СМИ: значение рекламной функции // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. №1. C. 241-244.
76 Языкимоделированиесоциальноговзаимодействия: Переводы / Сост. В. М. СергееваиП. Б. Паршин; Общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. 464с.
77 Якобсон Р. Лингвистика и поэтика// Струтурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 198.
Интернет-источники:
78 Газета «Культура». О нас. URL: http://portal-kultura.ru/about/ (дата обращения: 14. 12. 16).
79 Демьянков В. З. Эффективность аргументации как речевого воздействия// Проблемы эффективности речевой коммуникации. М.: ИНИОН, 1989. С. 13.40.URL: http://www.infolex.ru/P048.html (Дата обращения: 20.02.2016).
80 Доценко М. Ю. Синтаксис газетного заголовка: структура, семантика, прогнозирование смыслового развития текста: дис. … канд. филол. наук. Санкт-Петербург: СПБГУ, 2009. 243c.URL:http://www.dissercat.com/content/sintaksis-gazetnogo-zagolovka-struktura-semantika-prognozirovanie-smyslovogo-razvitiya-tekst(дата обращения: 18.08.16).
81 Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. М.: «Азбуковник», 2003 URL: https://www.slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068(дата обращения 15. 04. 2017).
82 Зекиева П. М. Заголовочный комплекс в газете как макроструктура имени статьи //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, Выпуск № 1/ 2011. Майкоп: АГУ, 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zagolovochnyy-kompleks-v-gazete-kak-makrostruktura-imeni-stati (дата обращения: 02. 04. 17).
83 Зеленов А. Н. Фразеологизм в роли газетного заголовка: автореф,. канд., дис. .Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/frazeologizm-v-roli-gazetnogo-zagolovka (дата обращения 17.01.17).
84 Иссерс О. С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий// Вестник ОмГУ. 1999. № 1. С. 74-79 . URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/rechevoe_vozdestvie.html (дата обращения: 05.04.16).
85 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием.М.: ЭКМО-пресс, 2002. URL: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm (дата обращение 12.09.16).
86 Литвиненко А. О. Конструкции с двоеточием в устном нарративе: проблемы транскрибирования // Труды международной конференции «Диалог 2008».М.: МГУ, 2008. URL: http://www.dialog-21.ru/media/1770/49.pdf (дата обращения 16. 03. 17).
87 Литературная газета № 40 (6433) 09. 10. 2013. URL: http://www.lgz.ru/article/-40-6433-09-10-2013/elena-yampolskaya-gazeta-kultura-ne-to-chto-vy-dumali-/ (дата обращения: 14. 12. 16).
88 НОЕВковчег № 6 (281) июнь 2016. URL: http://noev-kovcheg.ru/mag/2016-06/5428.html (дата обращения 13. 11.16.).
89 Официальный сайт газеты «Культура» URL: http://portal-kultura.ru/ (дата обращения: 9.05.17).
90 Паршин П. Б. Речевое воздействие.Энциклопедия кругосветURL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/rechevoe_vozdestvie.html?page=0,4 (дата обращения: 06.03.17).
91 Петровская С. С. Заголовок как синтаксическая единица: слово или предложение? // Наукові праці Кам'янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Філологічні науки. 2010.Вип. 23. С. 175-180. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Npkpnu_fil_2010_23_39 (дата обращения: 12. 05. 16).
92 Православие.Ru. Елена Ямпольская: «Надо верить в Бога и в способность человека меняться к лучшему». 10.07.12. URL: http://www.pravoslavie.ru/54744.html (дата обращения 13. 11.16.).
93 Программа «Мир Белогорья» 15.09.2014. URL: http://mirbelogorya.ru/121-home/gosti-telekompanii/12965-elena-yampolskaya.html (дата обращения: 14. 12. 16).
94 Птушко С. В. Окказиональные актуализации пословиц в заголовках англоязычной газетно-журнальной публицистики. автореф., канд., диc.Нижний Новгород, 2006.URL: http://www.dissercat.com/content/okkazionalnye-aktualizatsii-poslovits-v-zagolovkakh-angloyazychnoi-gazetno-zhurnalnoi-publit (дата обращения 17.01.17).
95 Российская газета № 5621 (245). 01.11.2011. URL: https://rg.ru/2011/10/31/kultura-site.html (дата обращения 16. 12. 16).
96 Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. Челябинск: Челяб. гос. ун-т.: ООО «Энциклопедия», 2009. 304 с. .URL: http://shelestiuk.narod.ru/publications/Shelestiuk_Rechevoye_Vozdeistvie_1-1.pdf (дата обращения: 06. 02. 16).
Словари:
97 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов /Ахманова О.С. . М.: «Едиториал» УРСС, 2004. 576 с.
98 Большой энциклопедический словарь. Языкознание / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Большая Российская энциклопедия,1998. 685 c.
99 Грачев М. А. Словарь тысячелетнего русского арго: 27 000 слов и выражений.М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 1120 c.
100 Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов.СПБ: Норинт, 2000.1535 с.
101 Сковородников А. П. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: Энциклопедический словарь-справочник.М.: Флинта, 2011. 480 с.