Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №14421

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1627
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности слухового восприятия и его развитие в онтогенезе 7
1.2 Особенности слухового восприятия детей с общим недоразвитием речи в младшем дошкольном возрасте 19
1.3. Направления и содержание развития слухового восприятия младших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 33
2.2. Методические рекомендации по организации логопедической работы по развитию слухового восприятия у младших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере консультативно - просветительской работы учителя - логопеда с родителями) 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система - одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов.
Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным- функционированием слухового анализатора наряду с сохранностью других анализаторных систем. В раннем и дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Н.Х. Швачкин). Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи.
Проблема сформированности различных компонентов слухового восприятия затрагивалась в связи с исследованием музыкальных сенсорных способностей у детей с нормальным развитием, которое предполагало изучение мелодического, тембрового, динамического, гармонического компонентов музыкального слуха, чувства ритма (Г.А. Ильина, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов). Понятие «компоненты слухового восприятия» носит условный характер и служит для обозначения восприятия различных характеристик и свойств неречевых и речевых звучаний.
В психолого-педагогических исследованиях обобщены научные данные изучения роли слухового восприятия в познавательном и речевом развитии детей с нарушениями слуха (Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина), с нарушениями интеллектуального развития (О.П. Гаврилушкина, Г.В. Кузнецова, Л.С. Медникова, Н.А. Цыпина), с недостатками зрения (В.З. Денискина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева).
В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н: Шаховская и др.), нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, А. Гермаковска, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, Е.Ф. Соботович и др.), трудности дифференциации интонационных характеристик ( Л. А. Копачевская, Л.В. Лопатина). Методическим аспектам, развития слухового восприятия дошкольников с речевыми нарушениями значительное внимание уделяется в работах Г.А. Волковой, Л.Р. Давидович, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, В.И. Селиверстова, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Особое значение придается развитию слухового восприятия при проведении логопедической работы с детьми, у которых недоразвитие речи сочетается с минимальным нарушением слуха (Е.Л. Черкасова).
Эта проблема остается актуальной, так как развитие современного ребенка в большей степени осуществляется зрительным восприятием.
В связи с этим выбранная нами тема является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить организационно-содержательные аспекты работы учителя-логопеда с родителями по формированию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является особенности слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - организационно-содержательные аспекты работы учителя-логопеда с родителями по формированию слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: в формировании и развитии слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи важная роль принадлежит родителям. Учителю - логопеду необходимо организовать целенаправленную консультативно - просветительскую работу с родителями, которая должна обеспечивать формирование у родителей представлений об особенностях слухового восприятия младших дошкольников с общим недоразвитием речи, заинтересованность в навыках работы по формированию слухового восприятия детей.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования слухового восприятия у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние слухового восприятия младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по организации работы учителя - логопеда с родителями по формированию слухового восприятия у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико - методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения о роли слухового восприятия в познавательном развитии, формировании коммуникативных процессов и речи (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин и др.);
- об особой сензитивности дошкольного возраста для развития восприятия (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Катаева, Д.Б. Эльконин);
- исследование в области слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи (А.Е. Алексеева, И.П. Лямина, Ю.В. Микляева, Н.А. Ухина, Е.Л. Черкасова).
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей;
- метод количественного и качественного анализа исследования.
База исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как показал теоретический анализ литературы, проблема по изучению слухового восприятия младших дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной. Слуховое восприятие играет ведущую роль в осуществлении общения ребенка с окружающим миром и является одним из основных условий развития речи у детей. Совершенствование различных сторон слухового восприятия (пространственный, временной, звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, фонематический слух) интенсивно происходит в раннем и дошкольном возрасте в связи с включением дошкольников в различные виды деятельности. Формирование слухового восприятия как многокомпонентного процесса протекает в тесном взаимодействии с другими психическими процессами, благодаря чему оно выполняет ряд функций: коммуникативную, регулятивную, познавательную. Настоящее исследование направлено на изучение особенностей слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на неречевом материале.
Экспериментальное изучение особенностей слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выявило недостаточный уровень развития различных компонентов слухового восприятия. После проведенного исследования, установили, что у 40% детей, средний уровень, у 60% детей низкий уровень, дети с высоким уровнем развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи не было.
Было выявлено, что у младших дошкольников с общим недоразвитием речи, 1 уровень речевого развития отмечались следующие ошибки: в исследовании пространственного компонента слухового восприятия, младшие дошкольники в общим недоразвитием речи, 1 уровень речевого развития не могли определить направление звучания без зрительного подкрепления. Они не поворачивались по направлению звучания, не интересовались звучащей игрушкой; в исследовании временного компонента слухового восприятия, дети воспроизводили только короткие, и редко длинные звуки; в изучении тембрового компонента слухового восприятия, выявлено, младшие дошкольники затруднялись в дифференциации звуков, связанных с явлениями природы (гром, ветер, дождь), звучаний музыкальных инструментов; в исследовании звуковысотного компонента слухового восприятия дети с общим недоразвитием речи испытывали трудности различения неречевых звуков по высоте; в исследование динамического компонента слухового восприятия, самостоятельном не определяли громкость звука; в исследование ритмического компонента слухового восприятия дошкольники с общим недоразвитием речи испытывали значительные трудности воспроизведения как простых, так и сложных компонентов ритма, не дифференцировали ни быстрый, ни медленный темп звучаний.
У младших дошкольников с общим недоразвитием речи, 2 уровень речевого развития отмечались следующие ошибки: в исследовании пространственного компонента слухового восприятия, младшие дошкольники с общим недоразвитием речи, 2 уровень речевого развития определяли направление звучания после большего числа предъявлений (3-4); иногда вместо показа места звучания называли звучащий предмет; в исследовании временного компонента слухового восприятия, дети не испытывали значительных трудностей в определении длительности неречевых звучаний, однако для того, чтобы испытуемые различали звуки, педагог должен был делать более длительные паузы после каждого звука; в исследовании восприятия тембрового компонента, названия музыкальных игрушек различали правильно, а звуки музыкальных инструментов - нет, показывали одну картинку, ту, которая им больше понравилась или была знакома, затруднялись в дифференциации звуков, связанных с явлениями природы (гром, ветер, дождь), звучаний музыкальных инструментов; в изучении звуковысотного компонента слухового восприятия показало, дети испытывали трудности дифференциации звуков средней высоты. При этом они безошибочно изображали птичек или медведей, но, услышав звуки средней высоты, обычно соотносили их с высокими звуками; в исследовании динамического компонента слухового восприятия, испытуемые затруднялись в самостоятельном определении громкости звука, им требовалась подсказка педагога, его одобрение; в изучении сформированности ритмического компонента слухового восприятия, младшие дошкольники не дифференцировали ни быстрый, ни медленный темп звучаний.
У младших дошкольников с общим недоразвитием речи, 3 уровень речевого развития отмечались следующие ошибки: в исследовании пространственного компонента слухового восприятия, дошкольники с общим недоразвитием речи, 3 уровень речевого развития испытывали трудности в определении места звучания, если оно производилось сзади или слева - справа, постоянно меняли свои решения; в исследовании временного компонента слухового восприятия, в основном ошибки допускались при восприятии коротких звучаний; в исследования восприятия звуковысотных характеристик неречевых звучаний выявило, дети испытывали трудности дифференциации звуков средней высоты; в исследовании динамического компонента слухового восприятия, младшие дошкольники затруднялись в самостоятельном определении громкости звука; в исследовании ритмического компонента слухового восприятия, младшие дошкольники испытывали выраженные трудности при двигательном воспроизведении темпа звучаний, при восприятии медленного темпа наблюдалось постепенное ускорение движений. Дошкольники в двух- и трехсложных ритмических рядах могли правильно воспроизводить акцент только на последнем звуке или в двусложных звуковых рядах повторяли количество хлопков, а при повторении трехсложных структур беспорядочно хлопали в ладоши.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с общим недоразвитием речи на начальных этапах развития речи существуют трудности восприятия пространственных, временных, звуковысотных, темпоритмических характеристик неречевых звучаний. Это приводит к тому, что формируются недостаточно полные и дифференцированные слуховые образы явлений, предметов окружающей действительности.



1. Александрян, Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. [Текст]/ Э.А. Александрян - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
2. Алексеева, А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: автореферат дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03.-М., 2007.- 24 с.
3. Ананьев, Б.Г. Восприятие как феномен индивидуального развития человека [Текст]/ Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева - М.: Просвещение, 2008. - 333с.
4. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца. [Текст]/ Т. Бауэр- М.: Прогресс, 2009. - 320 с.
5. Бабина Г.В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4. - С. 12-23.
6. Беккер, К.П. Логопедия [Текст]/ К.П. Беккер, М. Совак- М.: Просвещение, 2001. - 288 с.
7. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). [Текст]/ В.И. Бельтюков - М.: Просвещение, 2007. - 176с.
8. Бельтюков, В.И. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. [Текст]/ В.И. Бельтюков, Л.В. Нейман - М.: Просвещение, 2008. - 140 с
9. Винарская, Е.Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XX-XXI веков. [Текст]/ Е.Н. Винарская- СПб.: Питер, 2000.- 40с.
10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
11. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 2003. - 368с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]/ А.Н. Гвоздев - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 470 с.
13. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. [Текст]/ Н.И. Жинкин - М.: Просвещение, 2008. - 370 с.
14. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - Екатеринбург: Изд-во APT ЛТД, 2000.-320 с.
15. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. [Текст]/ Е.И. Исенина - М.: Просвещение, 2000. - 80 с.
16. Исследования по психологии восприятия [Текст]/ Отв. ред. С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2008.-432 с.
17. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Текст] / Г.А. Каше - М.: Просвещение, 2005. - 207с.17.
18. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. [Текст]/ В.А. Ковшиков, В.П. Глухов - М.: ACT: Астрель, 2007. - 318 с.
19. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. [Текст]/ М.М. Кольцова- М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
20. Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03. - М., 2000. - 179 с.
21. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст]/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб.: СОЮЗ, 2000. - 160 с.
22. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). [Текст]/ Р.Е. Левина - М.: ВЛАДОС, 2001. - 120с.
23. Левина, Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Наука, 2006.- 308с.
24. Лопатина, Л.В. Формирование восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. Методы изучения и преодоления речевых расстройств. [Текст]/ Л.В. Лопатина - СПб.: Питер, 2004. - 52с.
25. Лямина, И.П. Начальные этапы формирования общения у детей с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03, - М., 2006. -16 с.
26. Люблинская, А.А. Детская психология. [Текст]/ А.А. Люблинская- М.: Просвещение, 2001, - 415 с.
27. Максаков, А.И., Фомичева, М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2004. - 79с.
28. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Логопедия. Методическое наследие [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 263 с.
29. Медникова, Л.С. Развитие чувства ритма у детей с интеллектуальной недостаточностью. [Текст]/ Л.С. Медникова - Архангельск, 2002. - 195 с.
30. Микляева, Н.В. Совершенствование коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности: дис... канд.пед. наук: 13.00.03. -М., 2001. - 199 с.
31. Мухина, Т.К., Лисина, М.И. Зависимость возрастных и индивидуальных показателей звуковысотной-дифференциации от характера деятельности детей в преддошкольном возрасте // Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве [Текст]/ Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 2006. - 53с.
32. Переслени, Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. [Текст]/ Л.И. Переслени - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
33. Правдина, О.В. Логопедия. [Текст]/ О.В. Правдина - СПб.: Питер, 2003. - 346 с.
34. Репина, Т.А. Восприятие звуковысотных различий в зависимости от организации деятельности детей дошкольного возраста. // Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 2006. - 94с.
35. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. [Текст]/ Г.Л. Розенгарт - Пупко - М.: Просвещение, 2008.-200 с.
36. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. [Текст]/ А.В. Семенович - М.: Генезис, 2007. - 474 с.
37. Сергеева, Г.Ф. Особенности восприятия звуков речи при общем недоразвитии речи [Текст] /Г.Ф. Сергеева / Дефектология. - 2002, - № 4. - С. 67-71
38. Смирнова, Е.О. Психология ребенка (от рождения до 7 лет). [Текст]/ Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2007. - 120с.
39. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей. [Текст]/ К.В. Тарасова - М.: Просвещение, 2008.-176 с.
40. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. [Текст]/ Б.М. Теплов - М.: Просвещение, 2007. - 335 с.
41. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст]/ Т.В. Туманова- М.: Альфа, 2002. - 113 с
42. Ухина, Н. А. Характеристика слухового восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. Выпуск 5. - Владимир, 2005. - С. 140 - 142.
43 Ухина, Н.А.
44. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина- М.: Айрис - Пресс, 2008. - 209 с.
45. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. [Текст]/ М.Е. Хватцев - М.: ACT, 2002. - 266 с.
46. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей, [Текст]/ Л.С. Цветкова - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.
47. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. [Текст]/ С.Н. Цейтлин - М.: ВЛАДОС, 2000.-240С.
48. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». [Текст]/ Е.Л. Черкасова - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
49. Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника [Текст]/ Н.Х Швачкин. - М.: Просвещение, 2008. - 101с.
50. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст]/ Н.Х. Швачкин - М.: Просвещение, 2008. - 132с.
51. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. [Текст]/ Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 2009. - 383 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ