Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МУЗЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и функции современного музея 6
1.2 Классификации музеев 15
1.3 Миссия и место музея в современном обществе 19
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МУЗЕЯ 26
2.1 Структура деятельности музея. 26
2.2 Информационные технологии в деятельности музея 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список использованной литературы 57
Приложение 1 62
Приложение 3 65
Приложение 4 66
Приложение 5. 67
Традиционно музеи являются учреждениями, которые выполняют функции сбора, хранения и трансляции культурных ценностей. Это классический социальный институт, который существует уже не одну сотню лет. Однако ничего не может сохраняться без изменений такой длительный промежуток времени, особенно с учётом того, через сколько научно-технических революций и социальных изменений прошло общество.
Сейчас музей в очередной раз стоит перед необходимостью измениться, чтобы соответствовать запросам меняющегося общества. Музейное руководство в наши дни должно задумываться не только о создании экспозиций и организации выставок, но и о новых формах работы с посетителями. Речь идёт об организации процесса их пребывания в самом музее: сегодня необходимо фокусировать внимание на поиске новых эффективных способов взаимодействия с посетителем для удовлетворения широкого спектра интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общества. В связи с этим музей должен укрепить свою значимость для общества.
Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы объясняется несколькими причинами. Во-первых, в связи с принятием программы развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года, наметилась тенденция к цифровизации всех областей экономической и социальной жизни страны. Музеи, как важный социальный институт, также подвержены влиянию вышеназванных тенденций. Информатизация музейной сферы необходима для поддержания интереса общественности к деятельности этих учреждений и поддержания их значимости в сохранении культурного наследия.
Во-вторых, остаётся нерешённой проблема внедрения и целесообразного применения информационных технологий в музейной сфере. Вследствие этого, видится необходимым провести социологическое исследование, направленное на изучение музейной аудитории и её отношения к информатизации музейной сферы.
Кроме того, эффективная деятельность современного музея невозможна, без правильной организации информационных потоков внутри музея и в его взаимодействии с внешней средой. Следовательно представляется важной разработка информационной модели музея, которая будет эффективно функционировать с учётом использования информационных технологий.
Цель работы: проанализировать внутренние и внешние информационные потоки и на основе проведённого анализа разработать информационную модель музея, которая позволила бы предложить стратегию внедрения информационных технологий.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по теме исследования;
• дать определение музея, выявить его функции, типы, определить миссию и место в современном обществе;
• проанализировать организационную структуру музея и выделить основные функциональные блоки в его структуре;
• исследовать коммуникации музея с внешней средой;
• определить роль информационных технологий в деятельности музея и рассмотреть, как они применяются в организационной и экспозиционно-выставочной деятельности музея;
• провести социологическое исследование с целью выявления отношения населения Санкт-Петербурга к применению информационных технологий в экспозиционно-выставочной деятельности музея и дать рекомендации по результатам исследования;
Объектом исследования является современный музей.....
В ходе исследования были рассмотрены основные этапы становления музеев, особенности и проблемы, которые существуют в современной музейной отрасли. Современный этап общественного развития характеризуется становлением информационного общества, которое предполагает новые пути совершенствования и преобразования для всех сфер деятельности. Отвечая этим требованиям, учреждения культуры вынуждены искать новые формы своей деятельности и способы поддержания интереса к их работе со стороны аудитории.
Именно информационные технологи дают возможность и перспективы дальнейшего развития музейной сферы. Значимой тенденцией современного музея является направленность на интерактивное общение с публикой, которая выражается в большей открытости, доступности музейной коллекции, выстраивании двухсторонней коммуникации, получении обратной связи от посетителя и улучшении на ее основе тех услуг, которые предоставляет музей. Все эти возможности реализуются посредством использования информационных технологий.
Однако нельзя не отметить неоднозначное отношение к информатизации музеев со стороны, как некоторых работников этих организаций, так и аудитории музеев. Ко всему прочему значимой остаётся проблема целесообразности применения информационных технологий в музее. Существование такой полемики в музейном дискурсе делает тему настоящей работы актуальной.
В рамках данного исследования была поставлена задача изучить воздействие информационных технологий на разные аспекты деятельности музея. Для решения поставленной задачи была рассмотрена организационная структура музея, определено место и влияние информационных технологий на деятельность музея. Отдельное внимание было уделено применению информационных технологий в экспозиционно-выставочной деятельности музея.
Прежде всего, был проведён анализ дефиниций музея, который показал, что различия между определениями разных специалистов в области музееведения, обусловлены различными целями, подходами и задачами, которые соответствуют лежащим в их основании теоретическим позициям. Однако все авторы сходятся в том, что музеям присущи такие основополагающие признаки, как общедоступность, направленность на собирание, хранение и экспозицию предметов представляющих ценность и нацеленность не на прибыль, а на обучение, образование и развлечение населения. Эти признаки и были использованы при построении классификации музеев.
Также представлялось важным рассмотреть основные подходы к определению понятия «современность». В рамках данной работы современность определялась как временные рамки, соответственно современным является то, что происходит, существует сейчас. Исходя из этого, было сделано предположение о том, что современным музеям характерно стремление к поиску своеобразия и необходимость генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Из института, фиксирующего достигнутый уровень общественного сознания, музей на современном этапе развития становится явлением культуры, которому присуща динамика.
Значимость музея для общества выражается в его функциях. Принято выделять три основные функции музея: документирования, образования и воспитания и рекреационную функцию. Однако, на наш взгляд, к перечню основных функций можно добавить ещё и дополнительные: аксиологическую, охранную и коммуникативную. Выделение дополнительных функций отражает специфику и разнообразие музейной деятельности....
1. Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» //»Российская газета», N 279, 08.12.2017 (опубликован без приложений)
2. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. От 28.12.2017) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 27.05.1996, N 22, С 2591
3. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. От 27.11.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // «Собрание законодательства РФ», 10.05.2010, N 19, С. 2291
4. Wittlin A.S. The museum. In search of usable future. – Cambridge,1970. – 299 c.
5. Алексеева М. Б. Технология использования систем мультимедиа: учеб. Пособие / Алексеева М. Б. – Спб.: Бизнес-Прогресса, 2002. – 174 с.
6. Амелин Р. В. Правовое регулирование разработки и внедрения автоматизированных информационных систем в сфере государственного и муниципального управления: монография /Под ред. С. Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2010. – 164 с.
7. Амириди, Ю.В. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса: Учебное пособие / Ю.В. Амириди, Е.Р. Кочанова, О.А. Морозова . – М.: КноРус, 2011. – 174 c.
8. Байкова И.Ю. Документооборот и делопроизводство. Как организовать работу с документами. – М.: Эксмо, 2009, - 288 с.
9. Будко А.А., Грибовская Г.А., Журавлев Д.А Миссия музея: от традиционного подхода к гуманитарному. // Журнал «Музей». 2007, № 5. – С. 70-73
10. Волькович А. Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов. /Музей в современной культуре. – Спб.:1997 – 220 с.
11. Г.Ю. Касьянова, Документооборот. Основные средства. – М.: АБАК, 2010 год – 256 с.
12. Гиль А.Ю. Трансформация музея в культуре информационного общества. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2015. – 148 с.
13. Грицкевич В.П. История музейного дела конца XVIII – начала XX вв. 2-еизд., испр. И доп. / Грицкевич В.П. –– СПб.: СПБГУКИ, 2007. – 408 с.
14. Гук Д. Ю QR-код Эрмитажа: статистика, посетители, факты // Журнал: Современные проблемы сервиса и туризма, 2014 – 44 с.
15. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры, / Гуревич А.Я. —2-е изд., испр. И доп.— М.: Искусство, 1984.— 350 с.....45