Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА С ОБЩЕЙ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 6
§ 1.1. Общие условия перехода на упрощенную систему налогообложения 6
§ 1.2. Правовые проблемы, возникающие в рамках процедуры перехода на упрощенную систему налогообложения 13
§ 1.3. Выбор объекта налогообложения при переходе на упрощенную систему налогообложения 24
§ 1.4. Судебная практика о «дроблении бизнеса», в целях получения необоснованной налоговой выгоды при переходе на УСН 28
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 40
§ 2.1. Проблемы уплаты налога на добавленную стоимость при переходе на упрощенную систему налогообложения 40
§ 2.2. Проблемы уплаты налога на прибыль при переходе на упрощенную систему налогообложения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Настоящим законодательством предусмотрено наличие общего и специальных режимов налогообложения. Под общим режимом понимается совокупность правовых норм, регулирующих возникновение, изменение или прекращение налоговых обязанностей лиц на основе установленных элементных составов конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.1Однако настоящим законодательством предусмотрено также и наличие специальных налоговых режимов, для тех налогоплательщиков, которые подпадают под определённые критерии, а также которыми соблюдены правила, установленные действующим налоговым законодательством. Под специальным налоговым режимом подразумевается совокупность правовых норм, устанавливающих такое изменение общего порядка возникновения, исполнения и прекращения лицом своих налоговых обязанностей, которое приводит к значительному упрощению указанного общего порядка, в том числе путем замены целой совокупности обязанностей по уплате ряда налогов обязанностью по уплате единого платежа, к уменьшению размера налоговых изъятий, а также к полному или частичному освобождению от уплаты налогов и сборов.2
Перечень специальных налоговых режимов определен Налоговым кодексом Российской Федерации и является закрытым.
Согласно статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (далее - НК РФ), к специальным налоговым режимам относятся:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
патентная система налогообложения.3
В зависимости от специфики той деятельности, которую осуществляет налогоплательщик, он выбирает для себя тот режим, который позволяет наиболее эффективно оптимизировать налоговые последствия, в рамках осуществления собственного налогового планирования.
Однако, помимо того, что специальные налоговые режимы созданы для того, чтобы субъекты малого предпринимательства имели более простую и понятную для них систему налогообложения, затраты на ведение бизнеса были сравнительно меньше чем у субъектов, применяющих общую систему налогообложения, а также для того, чтобы оптимизировать налоговые последствия, данные специальные режимы позволяют государству облегчить осуществление контроля над субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, положения НК РФ предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования. Такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, которое определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.4
При этом, не смотря на многообразие специальных налоговых режимов, предоставляемых законодателем на выбор налогоплательщика, наиболее распространенным и востребованным специальным режимом налогообложения является упрощенная система налогообложения (далее - УСН). Говоря об упрощенной системе налогообложения, стоит отметить, что данный специальный режим представляет важную меру либерализации налоговой системы и является одним из направлений финансовой поддержки предпринимательской деятельности.5Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства....
Ввиду вышесказанного, представляется верным считать, что вопрос перехода с общей системы налогообложения на упрощенный специальный режим и обратно, является одним из интереснейших и проблемных для налогоплательщика вопросом.
Подводя итог данной работе, необходимо обозначить несколько основных выводов, которые связаны с правовыми проблемами перехода с такого специального режима, как упрощенная система налогообложения. Многие моменты, касательно данной темы достаточно спорны и не урегулированы законодателем настолько однозначно, чтобы не возникало вопросов, в связи с чем суды самостоятельно истолковывают нормы налогового законодательства, тем самым, порождая еще больше неопределенности касательно данного вопроса.
В первую очередь, упоминая о требованиях предъявляемых к налогоплательщику законодателем, для возможности использования УСН, необходимо отметить, что данный перечень является закрытым и четко регламентирован законодателем, обусловлено это тем, что создание специального налогового режима направлено не только, на то, чтобы облегчить, упростить и оптимизировать налоговые последствия налогоплательщику, применяющему УСН, но помимо прочего, специальные режимы позволяют государству облегчить осуществление контроля над субъектами малого предпринимательства. Как верно отмечено законодателем, именно субъекты малого предпринимательства могут позволить себе применение УСН, говоря в свою очередь, например, о банках и страховых организациях и пр., законодатель, учитывая специфику формирования данных организаций, не может предоставить им право на применение специального режима.
Также достойным внимания является анализ норм законодательства, а впоследствии правоприменительной практики по вопросу, связному с предельной суммой дохода, лимиты которой должен соблюдать налогоплательщик, желающий применять в отношении своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, который показал, что налоговые органы, преследуя желание доначислять налоги и взыскать пени и штрафы, упускают важный момент и ошибочно рассчитывают величину дохода налогоплательщика без учета коэффициент-дефлятора, установленного на предыдущий налоговые периоды, что приводит неверному расчёту и мнимому превышению предельного дохода налогоплательщика, а, следовательно, невозможность применять упрощенную систему налогообложения.
Исходя из проведенного анализа представляется, что волеизъявление налогоплательщика не поставлено в зависимость от разрешительных действий налогового органа, поскольку положения НК РФ не предусматривают обязанности налогового органа принять какое-либо решение по поступившему заявлению налогоплательщика, который планирует перейти на УСН. Уведомление о переходе налогоплательщика на УСН носит исключительно информативный характер, и представляет собой форму, а не содержание, тех прав, которые приобретаются налогоплательщиком при переходе на УСН, тем не менее обязанность его предоставить остается на налогоплательщике, так как подпунктом 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено, что лица, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ не вправе применять этот режим налогообложения, и при отсутствии соответствующего волеизъявления в силу п. п. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ плательщик обязан применять общий режим налогообложения.....
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.1.1. Конституция Российской Федерации
1.1.2. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
1.1.3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
1.1.4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
1.1.5. Федеральный Закон от 29.12.1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
1.1.6. Федеральный Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
1.1.7. Письмо ФНС РФ от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@. – СПС «Консультант Плюс»
1.1.8. Письмо ФНС России от 14.07.2010 N ШС-37-3/6701@. – СПС «Консультант Плюс»
1.1.9. Письмо ФНС России от 02.10.2012 N ЕД-4-3/16539@. – СПС «Консультант Плюс»
1.1.10. Письмо ФНС России от 16.03.2015 N ГД-4-3/4136@. – СПС «Консультант Плюс»
1.1.11. Письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@. – СПС «Консультант Плюс»
1.1.12. Письмо Минфина России от 26.05.2014 N 03-11-11/24968. – СПС «Консультант Плюс»
1.1.13. Письмо Минфина России от 19.05.2014 N 03-11-06/2/23437. – СПС «Консультант Плюс»
1.1.14. Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-11-06/2/29196. – СПС «Консультант Плюс»
1.1.15. Письмо Минфина России от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305. – СПС «Консультант Плюс»...4.1