Связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 6
СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Подходы к изучению социального интеллекта в отечественной и
зарубежной психологии 6
1.2. Теоретические устройства подходы к исследованию широком
конфликтного поведения русле в современной психологии: 20
1.3. Психологическая характеристика подросткового возраста 29
1.4. Роль социального интеллекта подростков в выборе стратегии
взаимодействия в конфликтных ситуациях 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО 40 ИНТЕЛЛЕКТА И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 42
2.3. Методические рекомендации по развитию социального интеллекта подростков как условия конструктивного поведения в конфликтных
54
ситуациях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Приложение 1. диагностические методики 68
Приложение 2 сводные таблицы полученных данных 76
Приложение 3 результаты статистической обработки данных 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 6
СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Подходы к изучению социального интеллекта в отечественной и
зарубежной психологии 6
1.2. Теоретические устройства подходы к исследованию широком
конфликтного поведения русле в современной психологии: 20
1.3. Психологическая характеристика подросткового возраста 29
1.4. Роль социального интеллекта подростков в выборе стратегии
взаимодействия в конфликтных ситуациях 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО 40 ИНТЕЛЛЕКТА И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 42
2.3. Методические рекомендации по развитию социального интеллекта подростков как условия конструктивного поведения в конфликтных
54
ситуациях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Приложение 1. диагностические методики 68
Приложение 2 сводные таблицы полученных данных 76
Приложение 3 результаты статистической обработки данных 79
Актуальность проблемы исследования. В подростковом возрасте, традиционно относящемся к числу кризисных возрастов, нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах - семье, школе, кругу сверстников. Ход социализации подростка во многом зависит от того, каким образом он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его поведенческого стиля в конфликте. Преобладание того или иного стиля определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально-психологическими особенностями личности участника конфликта. Подростки часто не умеют находит конструктивный выход из конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах, используя вербальную, физическую агрессию, уход из дома и т.п. Перед подростком стоит непростая задача - найти компромисс (гармонию) индивидуального и общественного в собственном интересе к обществу и людям. В ситуации конфликта перед подростком возникает задача выбора стиля взаимодействия с партнером (учитывать интересы партнера и кооперироваться или не учитывать интересы партнера и конкурировать).
В этом ключе особое внимание приобретает социальный интеллект, который позволяет правильно понимать поведение людей и необходим для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков. Проблемы социального интеллекта и конфликтного взаимодействия в рассматривали такие ученые как: В.А. Янчук, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, Дж. Морено, К. Левин, К. Томас и др. В своих работах они указывают, что развитие социального интеллекта позволяет подростку выработать навык нахождения эффективных решений проблем, в том числе и в конфликтных ситуациях: 1) понимания намерений и ожиданий партнера; 2) прогнозирования его действий на последующих этапах и планирования своих ответных действий; 3) учета кратковременных и долговременных последствий выбранного им стиля взаимодействия (для ребенка может быть важнее достижение не столько собственных ситуативных локальных интересов, сколько сохранение позитивных отношений с партнером в долговременной перспективе).
Таким образом, особую актуальность приобретает исследование связи социального интеллекта и поведенческого стиля подростков в конфликте.
Проблема исследования: имеется ли связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Решение данной проблемы и будет целью нашего исследования.
Объектом исследования является социальный интеллект подростков.
Предмет исследования: связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Гипотеза: характер проявления различных стилей поведения в
конфликте в подростковом возрасте связан с уровнем развития социального интеллекта, а именно: высокий уровень социального интеллекта личности будет предпочитать активные стили взаимодействия в конфликте (сотрудничество и соперничество), с низким уровнем социального интеллекта будут проявлять пассивные стили взаимодействия (уход, приспособление).
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию «социальный интеллект» в отечественной и зарубежной психологии;
2. Рассмотреть сущность поведенческого стиля в конфликтных ситуациях и его психологические составляющие;
3. Исследовать связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте;
4. Разработать рекомендации по развитию социального интеллекта у детей подросткового возраста.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностический;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных
(Методы математической статистики: t-критерий Стьюдента и критерий
Спирмена).
- интерпретации - структурный метод.
Диагностические методики:
- методика Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»;
- экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
Теоретическое обоснование: изучением социального интеллекта занимались как Э. Л. Торндайк, Д. П. Гилфорд, Р. Дж. Стернберг и др. Проблемы социального интеллекта и конфликтного взаимодействия в коллективе рассматривали следующие ученые: В.А. Янчук, А.Я. Анцупов,
A. И. Шипилов, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, Е.М. Бабосов, Г.И. Козырев,
B. А. Авксентьев, Б.Д. Парыгин, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, О.Г. Денисова, К.Г. Гусаева, К.К. Платонов, В.Г. Казаков, Дж. Морено, К. Левин, К. Томас и др.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 24 г. Белгорода. В исследовании приняли участие подростки в количестве 86 чел., в возрасте от 11 до 12 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В этом ключе особое внимание приобретает социальный интеллект, который позволяет правильно понимать поведение людей и необходим для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков. Проблемы социального интеллекта и конфликтного взаимодействия в рассматривали такие ученые как: В.А. Янчук, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, Дж. Морено, К. Левин, К. Томас и др. В своих работах они указывают, что развитие социального интеллекта позволяет подростку выработать навык нахождения эффективных решений проблем, в том числе и в конфликтных ситуациях: 1) понимания намерений и ожиданий партнера; 2) прогнозирования его действий на последующих этапах и планирования своих ответных действий; 3) учета кратковременных и долговременных последствий выбранного им стиля взаимодействия (для ребенка может быть важнее достижение не столько собственных ситуативных локальных интересов, сколько сохранение позитивных отношений с партнером в долговременной перспективе).
Таким образом, особую актуальность приобретает исследование связи социального интеллекта и поведенческого стиля подростков в конфликте.
Проблема исследования: имеется ли связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Решение данной проблемы и будет целью нашего исследования.
Объектом исследования является социальный интеллект подростков.
Предмет исследования: связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Гипотеза: характер проявления различных стилей поведения в
конфликте в подростковом возрасте связан с уровнем развития социального интеллекта, а именно: высокий уровень социального интеллекта личности будет предпочитать активные стили взаимодействия в конфликте (сотрудничество и соперничество), с низким уровнем социального интеллекта будут проявлять пассивные стили взаимодействия (уход, приспособление).
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию «социальный интеллект» в отечественной и зарубежной психологии;
2. Рассмотреть сущность поведенческого стиля в конфликтных ситуациях и его психологические составляющие;
3. Исследовать связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте;
4. Разработать рекомендации по развитию социального интеллекта у детей подросткового возраста.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностический;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных
(Методы математической статистики: t-критерий Стьюдента и критерий
Спирмена).
- интерпретации - структурный метод.
Диагностические методики:
- методика Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»;
- экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
Теоретическое обоснование: изучением социального интеллекта занимались как Э. Л. Торндайк, Д. П. Гилфорд, Р. Дж. Стернберг и др. Проблемы социального интеллекта и конфликтного взаимодействия в коллективе рассматривали следующие ученые: В.А. Янчук, А.Я. Анцупов,
A. И. Шипилов, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, Е.М. Бабосов, Г.И. Козырев,
B. А. Авксентьев, Б.Д. Парыгин, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, О.Г. Денисова, К.Г. Гусаева, К.К. Платонов, В.Г. Казаков, Дж. Морено, К. Левин, К. Томас и др.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 24 г. Белгорода. В исследовании приняли участие подростки в количестве 86 чел., в возрасте от 11 до 12 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Проведя, теоретический анализ и эмпирическое исследование мы можем сделать ряд выводов.
Социальный интеллект - это понятие, которое вошло в современную психологию во второй половине двадцатого века усилиями таких известных исследователей, как Эдвард Ли Торндайк, Джой Пол Гилфорд, Роберт Дж. Стернберг и др. Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей, поэтому эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков. Прорываясь к взрослости, подросток обнаруживает различия в самом себе и начинает отделять отношение к себе как к ребенку и отношение к себе как взрослому. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Подросток бросает все свои усилия и энергию на то, чтобы добиться нового социального статуса. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие действия приобретают качественно иной характер. Меняется и качество социального интеллекта. Качественно иным становится социальный интеллект подростка, решающий задачи прогнозирования последствий социальных действий. Стремление к взрослости побуждает подростка отойти от прямолинейности и стремиться к вовлечению большого количества факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть последействия. Усложняется и такое свойство социального интеллекта - как свойство проникать в социальные чувства (согласно Альфреду Адлеру «социальные чувства» или «социальный интерес» понимается как инстинктивная и в то же время сознаваемая и управляемая способность "видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого") и духовные ценности других людей. Следовательно, социальный интеллект позволяет подросткам не только «всматриваться», но и «вчувствоваться» во взрослый мир. Существенные изменения происходят и в содержании социальной компетентности подростков. Для подростков, стремящихся к взрослости, становится актуальным рационально вести себя в жизненных ситуациях, принимать решение со знанием дела. Подросток учится понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права. Появляется система сложных социальных умений и навыков, отрабатываются сценарии поведения в типичных социальных ситуациях, совершенствуются механизмы самоконтроля и саморегуляции. Коммуникативная и вербальная компетентность определяют позицию подростка в группе сверстников и в умелости построения отношений со взрослыми. Как показывают работы различных авторов в области поведения подростка в системе межличностных отношений, изучение негативных проявлений в поведении подростка необходимо начинать, прежде всего, с исследования системы его межличностных взаимоотношений со сверстниками, с изучения особенностей развития коммуникативных способностей личности. Основываясь на проведенном анализе научной литературы, посвященной определению, содержанию, особенностям социального интеллекта подростков, мы пришли к выводу о том, что именно этот период наиболее сенситивен для выработки новых стилей взаимодействия с самим собой и социумом, обретения и развития коммуникативных стратегий. Коммуникативные стратегии, используемые в общении, являются важной характеристикой коммуникативного поведения ребенка.
Результаты нашего исследования показали, что существует взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и выбором стилей поведения в конфликте в подростковом возрасте и наша гипотеза, поставленная нами при написании данной выпускной квалификационной работы, подтвердилась: характер проявления различных стилей поведения в конфликте в подростковом возрасте связан с разным уровнем развития социального интеллекта, а именно: высокий уровень развития социального интеллекта, определяет направленность личности подростка на сотрудничество, на диалог в конфликтной ситуации, соперничество, борьбу, низкому уровню развития социального интеллекта характерны такой стиль поведения в конфликте как примиренческий, уходящий и компромиссный.
Социальный интеллект - это понятие, которое вошло в современную психологию во второй половине двадцатого века усилиями таких известных исследователей, как Эдвард Ли Торндайк, Джой Пол Гилфорд, Роберт Дж. Стернберг и др. Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей, поэтому эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков. Прорываясь к взрослости, подросток обнаруживает различия в самом себе и начинает отделять отношение к себе как к ребенку и отношение к себе как взрослому. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Подросток бросает все свои усилия и энергию на то, чтобы добиться нового социального статуса. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие действия приобретают качественно иной характер. Меняется и качество социального интеллекта. Качественно иным становится социальный интеллект подростка, решающий задачи прогнозирования последствий социальных действий. Стремление к взрослости побуждает подростка отойти от прямолинейности и стремиться к вовлечению большого количества факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть последействия. Усложняется и такое свойство социального интеллекта - как свойство проникать в социальные чувства (согласно Альфреду Адлеру «социальные чувства» или «социальный интерес» понимается как инстинктивная и в то же время сознаваемая и управляемая способность "видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого") и духовные ценности других людей. Следовательно, социальный интеллект позволяет подросткам не только «всматриваться», но и «вчувствоваться» во взрослый мир. Существенные изменения происходят и в содержании социальной компетентности подростков. Для подростков, стремящихся к взрослости, становится актуальным рационально вести себя в жизненных ситуациях, принимать решение со знанием дела. Подросток учится понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права. Появляется система сложных социальных умений и навыков, отрабатываются сценарии поведения в типичных социальных ситуациях, совершенствуются механизмы самоконтроля и саморегуляции. Коммуникативная и вербальная компетентность определяют позицию подростка в группе сверстников и в умелости построения отношений со взрослыми. Как показывают работы различных авторов в области поведения подростка в системе межличностных отношений, изучение негативных проявлений в поведении подростка необходимо начинать, прежде всего, с исследования системы его межличностных взаимоотношений со сверстниками, с изучения особенностей развития коммуникативных способностей личности. Основываясь на проведенном анализе научной литературы, посвященной определению, содержанию, особенностям социального интеллекта подростков, мы пришли к выводу о том, что именно этот период наиболее сенситивен для выработки новых стилей взаимодействия с самим собой и социумом, обретения и развития коммуникативных стратегий. Коммуникативные стратегии, используемые в общении, являются важной характеристикой коммуникативного поведения ребенка.
Результаты нашего исследования показали, что существует взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и выбором стилей поведения в конфликте в подростковом возрасте и наша гипотеза, поставленная нами при написании данной выпускной квалификационной работы, подтвердилась: характер проявления различных стилей поведения в конфликте в подростковом возрасте связан с разным уровнем развития социального интеллекта, а именно: высокий уровень развития социального интеллекта, определяет направленность личности подростка на сотрудничество, на диалог в конфликтной ситуации, соперничество, борьбу, низкому уровню развития социального интеллекта характерны такой стиль поведения в конфликте как примиренческий, уходящий и компромиссный.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Связь стилевых характеристик мышления с социально-психологическими характеристиками личности у старших подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Групповые формы работы с подростками как условие снижения агрессивных проявлений в их поведении
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Исследование особенностей завистливой личности в рамках межличностных отношений
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



