Только Word
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СПОРТСМЕНОВ 9
1.1 Научные представления о психической саморегуляции человека 9
1.1.1. Психическая саморегуляция: понятие, компоненты, функции 9
1.1.2. Индивидуальный стиль саморегуляции (концепция Моросановой) 17
1.1.3. Характеристики осознанного самоуправления (подходы Куля-Фурмана) 22
1.2 Особенности спортивной деятельности и психическая саморегуляция 25
1.2.1 Психологическая характеристика тренировочного процесса 25
1.2.2 Психологическая характеристика соревновательной деятельности 27
1.2.3 Методы и приемы психической саморегуляции в спорте 30
1.3. Психологические трудности спортсменов в период пандемии COVID-19 37
1.3.1. Ограничения для спортсменов в период пандемии 37
1.3.2. Особенности поведения и состояния спортсменов в условиях ограничений пандемии COVID-19 41
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1 Цель и задачи исследования 48
2.2 Методики и описание выборки 48
2.3 Методы математической обработки данных 58
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 59
3.1. Изменение тренировочного и соревновательного процессов в условиях ограничений пандемии COVID-19 59
3.1.1 Ситуации, в которых спортсменам было труднее всего управлять собой в период ограничений пандемии COVID-19 59
3.1.2 Трудности самоуправления в условиях ограничений занятий спортом в период пандемии COVID-19 63
3.2 Характеристики стилей осознанной саморегуляции и особенности самоуправления у спортсменов 67
3.2.1 Особенности стилей саморегуляции и особенности самоуправления, которые помогают спортсменам испытывать меньшие трудности 67
3.2.2 Характеристики стиля осознанной саморегуляции по В. И. Моросановой у спортсменов 69
3.2.3 Характеристики особенностей самоуправления по Ю. Кулю у спортсменов 69
3.3 Трудности психической саморегуляции в период пандемии COVID-19 у спортсменов с разными характеристиками стиля осознанной саморегуляции и особенностями самоуправления. 70
3.3.1 Особенности психической саморегуляции у спортсменов с разными характеристиками стиля осознанной саморегуляции 70
3.3.2 Особенности психической саморегуляции у спортсменов с разными характеристиками самоуправления 73
ВЫВОДЫ 77
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
В 2020 году весь мир столкнулся с трудностями, связанными с ограничениями из-за пандемии COVID-19. Жизнь спортсменов кардинально изменилась: отмена соревнований, невозможность выезжать на учебно-тренировочные сборы, невозможность тренироваться в привычном режиме, отсутствие контакта с тренером и членами команды, финансовые трудности. Спортсмены, у которых были долгосрочные тренировочные программы, меньше беспокоились, чувствовали больший контроль и были более внутренне мотивированы вернуться в спорт после периода ограничений. Изоляция из-за пандемии COVID-19 отрицательно сказалась на психическом здоровье спортсменов и оказала негативное влияние на их самореализацию не только в спорте, но и в других сферах жизни, в частности затруднила получение качественного образования. Некоторые спортсмены смогли справиться с этими проблемами, другим пришлось завершить спортивную карьеру.
Актуальность исследования связана с тем, что в продолжающихся по настоящее время условиях ограничений из-за пандемии COVID-19 способность человека к осознанной психической саморегуляции требует дополнительных исследований. Так как от умения ставить цели, разрабатывать программы достижения целей, корректировать свои действия на пути достижения целей, адекватно оценивать результаты зависит успех человека в разных областях деятельности. В условиях пандемии осознанная психическая саморегуляция имеет особое значение для преодоления неопределенности во всех сферах человеческой деятельности и для успешной самоорганизации жизни людей. Несмотря на то, что в настоящее время трудно предсказать продолжительность глобального кризиса COVID-19, можно предвидеть потери, которые понесут спортсмены в результате адаптации к новому режиму тренировок и соревнований. Поэтому, чрезвычайно важно изучать механизмы и эффекты осознанных регуляторных процессов в связи с задачами спортивной подготовки .
Новизна данной работы состоит в том, что впервые были получены данные о взаимосвязях трудностей саморегуляции в условиях ограничений пандемии COVID-19, особенностями самоуправления и стилями саморегуляции.
Также получены данные о том, в каких ситуациях российские спортсмены испытывали наибольшие трудности.
Было выяснено, какие существуют различия в восприятии ситуаций саморегуляции у мужчин и женщин. Кроме того выявлены различия в восприятии и оценке значимости различных ситуаций ограничений у спортсменов разных спортивных специализаций.
Теоретическая значимость. Предполагается, что полученные данные позволят углубить научные представления о том, как пандемия влияет на спортсменов и как их уровень развития саморегуляции влияет на переживание ограничений и способность сохранить мотивацию.
Практическая значимость. На основании полученных данных планируется разработка программ психологического сопровождения для спортсменов с целью развития планирования, моделирования, самомотивации, осознанной саморегуляции. Анкету, разработанную авторами данного исследования, можно использовать для выявления трудностей саморегуляции у спортсменов в условиях ограничений.
Цель исследования: Изучить трудности психической саморегуляции в период пандемии COVID-19 у спортсменов с разными характеристиками осознанной саморегуляции и волевой сферы.
Предмет исследования: Взаимосвязи между показателями волевой сферы, характеристикам стиля саморегуляции и трудностями психической саморегуляции спортсменов
Объект исследования:
- трудности психической саморегуляции
- волевая сфера
- стиль саморегуляции поведения...
В данной работе были исследованы трудности самоуправления спортсменов, возникшие вследствие изменения тренировочного и соревновательного процессов во время пандемии COVID-19. Тема является актуальной, так как ограничения сохраняются до сих пор. В связи с этим важно понимать, какие механизмы психической саморегуляции помогают в успешной самоорганизации жизни спортсменов.
Результаты работы показали, что для того чтобы легче переживать условия ограничений, спортсменам нужно развивать мотивацию занятий спортом, улучшать планирование, совершенствовать самоконтроль эмоций, умение проявлять волевые усилия. Более высокую эффективность психической саморегуляции демонстрировали спортсмены с более сформированными характеристиками осознанной саморегуляции: планирование, моделирование, гибкость, общий уровень саморегуляции; и с такими аспектам самоуправления, как «Саморелаксация», «Самомотивация», «Конгруэнтностью чувствам», «Инициативность» и «Ориентация на действия после неудач». А самыми трудными ситуациями оказались отмена соревнований, ухудшение физической и технико-тактической формы, самоизоляция.
Значимость исследования заключается в том, что данные можно использовать для работы спортивного психолога во время ограничений COVID-19. Разработанную анкету «Трудности саморегуляции в условиях самоизоляции» можно использовать для выявления сложностей у спортсменов. Также предполагается, что могут возникнуть и другие ситуации, в которых спортсмены окажутся в условиях, препятствующих тренировкам и соревнованиям, и на основании данных можно продолжать исследования.
В дальнейшем возможно исследование влияние копинг-стратегий спортсменов на переживание трудностей и неопределенностей. Также автору интересно изучить влияние социокультурных факторов на переживание ограничений и на саморегуляцию спортсменов.
1. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / Отв. ред.: Ф.В. Константинов, Б.Ф. Ломов, В.Б. Швырков. М.: Наука, 1978. 400 с.
2. Анохова, А. А. Саморегуляция в спорте: проблемы обучения / А. А. Анохова // Рудиковские чтения : материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта, Москва, 11–12 мая 2017 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)", 2017. – С. 476-478.
3. Ашихмина, А. А. Техники саморегуляции субъекта спортивной деятельности как фактор его психологической безопасности / А. А. Ашихмина // Наука, образование и культура. – 2016. – № 2(5). – С. 54-56.
4. Венедиктова, И.А. Исследование психологического состояния женской сборной команды СЗГМУ по волейболу в соревновательный период / И.А. Венедиктова, А.А. Бюркланд // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам XXV Международной научно-практической конференции; под общ. ред. А.В. Туголукова. - М., 2018
5. Влияние Пандемии COVID-19 на спорт // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Влияние_пандемии_COVID-19_на_спорт#Комплексные_спортивные_турниры (дата обращения: 23.03.2022).
6. Горская, Г. Б. Развитие субъектных свойств личности в условиях спортивной деятельности / Г. Б. Горская // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 8. – С. 47-49.
7. Дамадаева А.С. Гендерные исследования в спортивной психологии / А.С. Дамадаева // Психологический журнал. - 2012. - № 1. - С. 40-49.
8. Ильин, А. Б. Оценка личности и соревновательной готовности спортсменов разной специализации и квалификации (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств) : специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ильин Александр Борисович. – Москва, 2002. – 229 с.
9. Ильин Е.П. Психология спорта. - Питер, 2018. - 352 с.
10. Костин, А. Н. Организационно-процессуальный подход к анализу психической регуляции поведения и деятельности / А. Н. Костин, Ю. Я. Голиков // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4. – С. 245-249.
11. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, , А.С. Кузнецова. – М.: Смысл, 2007. – 311с.
12. Ловягина А. Е. Особенности саморегуляции негативных соревновательных состояний у спортсменов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2016. – №. 3 (133). – С. 292-297.
13. Ловягина, А.Е. Показатели спортивного травматизма у представителей экстремальных видов спорта с разными особенностями психической саморегуляции / А.Е. Ловягина, Е.Е. Хвацкая, Д.Н. Волков // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Т. 19, № 1. -С. 117-123.
14. Ловягина А. Е. Теория и методы психической саморегуляции. — СПб.: Скифия-принт, 2020. — 144 с.
15. Максимихина, Е. В. Оценка психического состояния лыжников-гонщиков в подготовительном периоде подготовки / Е. В. Максимихина // Череповецкие научные чтения - 2014, Череповец, 11–12 ноября 2014 года / Ответственный редактор: Н.П. Павлова. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2015. – С. 137-140....47