Работа сделана на примере стоматологической помощи населению.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты государственного управления в области здравоохранения…9
1.1 Понятие, особенности и специфика системы государственного управления…9
1.2 Исторический аспект развития государственного управления в области здравоохранения.13
1.3 Сущность и особенности государственного управления в области здравоохранения…18
Глава 2 Анализ и оценка государственного управления в области здравоохранения в г. Москве (на примере стоматологической помощи населению)……………………………22
2.1 Анализ рынка стоматологических услуг в г. Москве…………………...22
2.2 Оценка доступности стоматологической помощи населению г. Москвы…28
Глава 3 Проблемы и перспективы развития государственного управления в области здравоохранения в г. Москве (на примере стоматологической помощи населению)…35
3.1 Проблемы развития государственного управления в сфере оказания стоматологической помощи населению в г. Москве…………………………….35
3.2 Перспективы развития государственного управления в сфере оказания стоматологической помощи населению в г. Москве…………………………….40
Заключение……………………………………………………………………...…43
Список литературы………………47
В человеческом обществе нет ничего важнее и ценнее человеческой жизни и здоровья. Здоровое население является важнейшим ресурсом государства, а здоровье населения считается одним из основных показателей качества уровня жизни населения, уровня социально-экономического развития и защищенности государства. Исходя из этого, государственная политика, помимо основных своих направлений, активно проводится в сфере здравоохранения, так как сохранение здоровья нации выступает в качестве одного из наиболее приоритетных вопросов национальной безопасности.
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена рядом обстоятельств. На современном этапе развития российского общества государство сталкивается с рядом проблем, одной из которых является проблема здравоохранения. В последние годы, несмотря на принятие ряда мер на государственном уровне, направленные на развитие и совершенствование системы здравоохранения, наблюдается снижение показателей уровня доступности качества получения медицинской помощи, с каждым годом растет число заболеваний, представляющих социально-опасный характер, смертность превышает рождаемость, наблюдается отрицательный рост населения. Все эти тенденции являются прямым следствием неэффективной системы государственного управления в области здравоохранения. На общем фоне неэффективности государственного управления в сфере здравоохранения негативные тенденции так же наблюдаются в стоматологическом направлении сферы здравоохранения.
Стоматологические услуги стали недоступны для большинства граждан страны по причине своей дороговизны, а система бесплатной стоматологической помощи населению, которая успешно функционировала в советское время, постепенно разрушается, полностью переходя на оказание платных стоматологических услуг. Такое положение, конечно, наблюдается не везде; в крупных городах система государственного управления стоматологической помощи населению находится на более высоком уровне, более развита, чего нельзя сказать о небольших городах или населенных пунктах. Именно поэтому необходимо исследование особенностей и специфики государственного управления в сфере стоматологической помощи населению в сравнении между общей системой в регионах и тем, как функционирует эта система в г. Москве. Все это обусловило необходимость развернутого исследования государственного управления в области здравоохранения в г. Москве (на примере стоматологической помощи населению).
Степень научной разработанности проблем магистерской диссертации. Современная наука обладает определенным теоретико-практическим базисом в раскрытии отдельных вопросов и проблем системы государственного управления в области здравоохранения. В ходе написания магистерской диссертации были исследованы труды в области государственного управления в здравоохранении: М.С. Байновой, А.И. Булгаковой, А.А. Гогина, Г.В. Голиковой, И.П. Ковалева, В.В. Кушнова, Н.Ю. Левашкиной и др.
При написании работы основной акцент был сделан на изучении и анализе источников Бочаровой М.О. «Оценка доступности стоматологической помощи населению г. Москвы за 2021 год», Зуевой М.В. «Совершенствование процесса управления предоставлением стоматологических услуг в системе ОМС», Идрисова М.И. «Специфические особенности в управлении стоматологической деятельностью в РФ», Казанцева И.А. «Организация стоматологической помощи», Манашерова Т.О. «Оценка перспектив развития рынка стоматологических услуг г. Москвы в 2018-2022 гг.», Медведевой О.В. «Качество сервиса стоматологических услуг: взгляд потребителя», Тищенко Т.А. «Особенности государственного управления сферой здравоохранения на современном этапе в России», Шамаловой Е.В. «Исследование факторов развития стоматологических клиник г. Москвы», а также были изучены и проанализированы диссертации следующих авторов: Малышевой А.А. «Финансово-правовое регулирование деятельности субъектов обязательного медицинского страхования», Машниновой Ю.В. «Кластерно-ориентированный механизм взаимодействия организаций, предоставляющих платные медицинские услуги», Рожкова Д.В. «Совершенствование механизма государственного регулирования в сфере медицинских услуг».
Поэтому можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день наиболее остро стоят вопросы реализации государственного управления в области здравоохранения, в общем, и в стоматологической отрасли, в частности, подвергались анализу и изучению разными авторами. Но в то же время комплексного анализа государственного управления в сфере здравоохранения (стоматологической помощи населению) в г. Москве с учетом современных реалий не проводилось.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственного управления в области здравоохранения (стоматологической помощи населению) в г. Москве.
Предметом диссертационного исследования являются нормы российского права, нормы международного права, научные труды, статистические данные, раскрывающие особенности осуществления государственного управления в области здравоохранения (стоматологической помощи населению) в г. Москве.
Цель диссертационного исследования заключается в проведении комплексного исследования особенностей и специфики государственного управления в области здравоохранения в г. Москве (на примере стоматологической помощи населению).
Чтобы достичь поставленную цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать понятие, особенности и специфику системы государственного управления;
изучить исторический аспект развития государственного управления в области здравоохранения;
раскрыть сущность и особенности государственного управления в области здравоохранения;
провести анализ рынка стоматологических услуг в г. Москве;
оценить доступность стоматологической помощи населению г. Москвы;
выявить проблемы развития государственного управления в сфере оказания стоматологической помощи населению в г. Москве;
сформулировать перспективы развития государственного управления в сфере оказания стоматологической помощи населению в г. Москве.
Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные и частно-научные методы познания объективной действительности: анализ нормативно-правовых и научных источников, в ходе которого было проведено изучение и исследование основных источников в рамках рассмотрения темы, метод анализа и синтеза, при применении которых были проанализированы статистические данные по рынку стоматологической помощи в г. Москве, метод аналогии, при помощи которого были выявлены сходства и различия при оказании платной и бесплатной стоматологической помощи, метод обобщения, при помощи которого были обобщены полученные в результате анализа данные, метод прогнозирования, при помощи которого были сформулированы пути совершенствования государственного управления в области оказания стоматологической помощи.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых по вопросам государственного управления в области здравоохранения: М.О. Бочаровой, В.А. Браун, М.В. Зуевой, А.М. Подчериной, Т.О. Манашерова, А.С. Проваторовой, В.Г. Стародубцева, Т.А. Тищенко, Е.В. Шамаловой, З.Э. Сабировой и др.
Нормативную правовую основу исследования составили нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 28.04.2023), Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 19.12.2022), Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» от 26.12.2017 №1640 (ред. от 16.12.2022) и др.
Эмпирическую основу работы составляют статистические данные рынка стоматологических услуг в г. Москве, данные о структуре, численности государственные стоматологических поликлиник в г. Москве, данные о доступности населения г. Москвы бесплатной стоматологической помощи.
Теоретическая значимость магистерской диссертации определяется разработкой и внесением новых знаний в науку государственного управления в области здравоохранения.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного управления в области здравоохранения в г. Москве.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях автора: «Анализ рынка стоматологических услуг в г. Москве» и «Оценка доступности стоматологической помощи населению г. Москвы».
Научная новизна диссертационного исследования определяется решением задачи повышения эффективности государственного управления в области здравоохранения, в общем, и стоматологической помощи, в частности в г. Москве.
Государственное управление представляет собой социальную систему, обладающую всеми свойствами, которые для нее являются характерными. Государственное управление – это практико-организующее и контрольно-регулирующее воздействие со стороны органов государственной власти на население, для того, чтобы упорядочить ее, сохранить или преобразовать, опираясь на властную силу. Предназначение государственного управления в обеспечении стабильности, прогрессивности общественного развития, удовлетворении потребностей, интересов, ожиданий общества.
История отечественного государственного управления в области здравоохранения обладает длительностью и берет свое начало с конца XVI века, развитие получило в период правления Петра I и Екатерины II, но самый лучший период развития и функционирования государственного управления в здравоохранении был советский период, когда система здравоохранения достигла невиданных высот. Кризис 90-х годов XX века несколько подкосил систему здравоохранения, но она выдержала и сохранила свои основы, что сегодня помогло российской государственной системе снова развивать управление здравоохранением.
Современная система государственного управления в области здравоохранения регулируется органами федеральной и исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, представителями частных медицинских организаций. Современная система государственной охраны здоровья и медицинской помощи соединяет в себе как бесплатную медицинскую помощь согласно средствам обязательного медицинского страхования, так и медицинскую помощь на платной (коммерческой) основе. Фундамент современной системы государственного управления в области здравоохранения был заложен еще в советский период и получил свое развитие в современности.
Рынок стоматологических услуг в г. Москве перенасыщен стоматологическими клиниками и отделениями, причем подавляющее число из них являются частными стоматологическими клиниками. Снижение числа государственных стоматологических клиник является негативной тенденцией, так как граждане лишаются возможности получения бесплатной стоматологической помощи, но и уровень этой помощи с каждым годом снижается. В целом стоматологические услуги осуществляют примерно по 130 частных и государственных стоматологических клиник на один округ г. Москвы. Наблюдаются негативные тенденции сокращения числа стоматологических клиник, что вызвано негативными факторами экономики и геополитического положения.
Показатель общей плановой мощности всех государственных стоматологических поликлиник г. Москвы составила 218,6 посещения в смену на 100 тыс. прикрепленного населения. В среднем на 100 тыс. прикрепленного населения около 2908,6 тыс. посещений было совершено, соответственно к зубным врачам и врачам-стоматологам. Из общего числа работников государственных стоматологических поликлиник г. Москвы обеспеченность населения врачами-стоматологами и зубными врачами в расчете на 100 тыс. прикрепленного населения оказалась примерно на одном и том же уровне – 1,8 и 1,7 соответственно. Среди основных показателей, которые характеризуют ресурсное обеспечение государственных стоматологических поликлиник г. Москвы, необходимо отметить достаточно высокий уровень укомплектованности всех работников стоматологических поликлиник занятыми должностями (80,2%). Среди административных округов г. Москвы за 2022 год стабильно высокие значения показателей доступности и ресурсного обеспечения отмечаются в Северо-Западном и Юго-Восточном, на территории которых функционируют от 5 до 8 государственных стоматологических поликлиник для детей и взрослых. При этом наименее высокие значения показателей доступности стоматологической помощи населению г. Москвы зафиксированы в государственных поликлиниках, которые расположены на территории Западного и Южного административных округов.
В ходе анализа были выявлены проблемы развития государственного управления в сфере оказания стоматологической помощи населению в г. Москве: высокий уровень декларативности и неконкретности государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной стоматологической помощью, недостаточное финансирование государственных стоматологических поликлиник и отделений, несовершенство используемых методик формирования и обоснования стоматологического раздела программы обязательного медицинского страхования, высокий уровень разрыва между государственными и частными стоматологиями в плане качества, сервиса оказываемых услуг, несоответствие тарифов реальным затратам на оказание бесплатной стоматологической помощи, отсутствие единой системы управления качеством бесплатной стоматологической помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1640 была утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения». Основными стратегическими задачами государственного управления в области здравоохранения выступают: рост ожидаемой продолжительности жизни граждан России, снижение показателей смертности и общего уровня инвалидности среди населения, реализация мер по профилактике возникновения профессиональных заболеваний; реализация мер, направленных на то, чтобы повысить качество и доступность медицинской помощи, в том числе качество и доступность вакцинации и лекарственного обеспечения; реализация мер, направленных на то, чтобы обеспечить устойчивость системы здравоохранения, адаптировать ее к новым угрозам извне, связанным с распространением неизвестных и известных инфекционных заболеваний, создать необходимые резервы лекарственных и медицинских препаратов; реализация мер, направленных на то, чтобы мотивировать граждан к ведению ими ЗОЖ, занятию физкультурой и спортом; реализация мер, направленных на то, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; реализация мер, направленных на то, чтобы развивать систему социально-гигиенического мониторинга .
Перспективы развития государственного управления в сфере оказания стоматологической помощи населению в г. Москве весьма благоприятные, так как столица изначально является одним из наиболее благоприятных городов России, в которой развитыми являются практически все сферы, в том числе и сфере государственного управления стоматологической помощи населению. По уровню качества и числа государственных стоматологических клиник г. Москва является лидером. Те проблемы, которые имеются у системы государственного управления в области стоматологической помощи населению, они являются общими для всех регионов, в г. Москве они проявляются не менее заметно. Поэтому решать проблемы системы государственного управления в области стоматологической помощи необходимо комплексно, на государственном уровне, чтобы затронуть все регионы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – Ст. 4398; Российская газета. 2020. – №144.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №48. – Ст. 6724.
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №49. – Ст. 6422.
4. Указ Президента РФ «О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период 2025 года» от 6.06.2019 №254.
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» от 26.12.2017 №1640 (ред. от 16.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – №1. – Ст. 373.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» от 23.07.2010 №541н (ред. от 09.04.2018) [Электронный источник] – Режим доступа: https://base.garant.ru/
7. Анисимова П. В. История здравоохранения в период военных действий / П.В. Анисимова // Студенческий форум. – 2020. – №39-1(132). – С. 40-41.
8. Байнова, М. С. Понятие государства и системы государственного управления / М.С. Байнова // Государственное и муниципальное управление. – 2022. – №5. – С. 167-176.
9. Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник / Г.А. Борисов. – СПб.: Нева, 2020. – 560 с.
10. Бочарова, М. О. Оценка доступности стоматологической помощи населению г. Москвы за 2021 год / М.О. Бочарова, А.М. Подчернина // Здоровье мегаполиса. – 2022. – Т.3. – №2. – С. 6–16.
11. Браун, В. А. Продвижение на российском рынке стоматологических услуг: особенности и проблемы / В.А. Браун // Математика и информационные технологии. XI. Физические науки. XII. Естественные науки. XIII. – 2022. – С. 65-71.
12. Булгакова, А. И. Структура и оснащение стоматологических организаций: учеб. пособие / А.И. Булгакова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 84 c.
13. Гедулянова, Н. С. Правовые аспекты в профессиональной деятельности врача стоматолога / Н.С. Гедулянова // Государство и право. – 2021. – №6. – С. 167-174.
14. Гогин, А. А. Теория государства и права: учебник / А.А. Гогин, Д.А. Липинский, А.В. Малько. – М.: Проспект, 2022. – 243 с.
15. Голикова, Г. В. К вопросу о совершенствовании системы государственного управления сферой здравоохранения / Г.В. Голикова // Социально-экономические проблемы современного общества. – 2022. – С. 14–16.
16. Зуева, М. В. Совершенствование процесса управления предоставлением стоматологических услуг в системе ОМС / М.В. Зуева // Молодой ученый. – 2022. – №5. – С. 115-122.
17. Идрисов, М. И. Специфические особенности в управлении стоматологической деятельностью в РФ / М.И. Идрисов // Экономика и предпринимательство. – 2023. – №3(128). – С. 326-330.
18. Казанцев И. А. Организация стоматологической помощи / И.А. Казанцев // Молодой ученый. – 2023. – №2. – С. 115-120.
19. Ковалева, И. П. Развитие здравоохранения России: исторический аспект / И.П. Ковалева // Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями. – 2020. – №6. – С. 115-119.
20. Ковалева, И. П. Основные этапы развития здравоохранения России / И.П. Ковалева // Экономика и управление в социальной сфере. – 2019. – №1. – С. 119-122.
21. Кондрашкина, Л. Г. Медицина и здравоохранение в России в новейшей истории / Л.Г. Кондрашкина // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – 2021. – №S1. – С. 115-117.
22. Корсун, Л. Ю. История развития здравоохранения России в досоветский период / Л.Ю. Корсун // Актуальные вопросы права, управления и социально-экономического развития. – 2019. – С. 30-33.
23. Кузнецов, А. Ф. Проблемы государственного управления в системе оказания медицинской помощи в России / А.Ф. Кузнецов // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2021. – №17. – С. 18-23.
24. Кушнов, В. В. Особенности управления государственного здравоохранения / В.В. Кушнов // Социально-экономические проблемы современного общества. – 2022. – №5. – С. 14–16.
25. Левашкина, Н. Ю. Особенности государственного управления в области здравоохранения / Н.Ю. Левашкина // Молодой ученый. – 2021. – №47 (389). – С. 100-102.
26. Лутфуллина, А. Р. Государственное управление системой здравоохранения в Российской Федерации / А.Р. Лутфуллина // Экономика и социум. – 2019. – №6(61) – С. 184-189.
27. Малышева, А. А. Финансово-правовое регулирование деятельности субъектов обязательного медицинского страхования: дисс. канд. наук. ВАК РФ 12.00.04. – 2021. – 186 с.
28. Манашеров, Т. О. Оценка перспектив развития рынка стоматологических услуг г. Москвы в 2018-2022 гг. / Т.О. Манашеров // Молодой ученый. – 2023. – №1. – С. 87-92.
29. Маркина, Л. А. Удовлетворенность пациентов стоматологической медицинской помощью / Л.А. Маркина, В.Д. Вагнер // Кремлевская медицина. Клинический вестник. – 2022. – №3. – С. 123-126.
30. Матевосян, М. Г. Финансовое обеспечение реформирования здравоохранения в России / М.Г. Матевосян // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – №2. – С. 77–84.
31. Машнинова, Ю. В. Кластерно-ориентированный механизм взаимодействия организаций, предоставляющих платные медицинские услуги: дисс. ВАК РФ 00.00.00, кандидата наук. – 2022. – 182 с.
32. Медведева, О. В. Качество сервиса стоматологических услуг: взгляд потребителя / О.В. Медведева, Т.В. Большова, Н.В. Чвырева, И.Н. Большова // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. – 2023. – №5. – С. 645-659.
33. Меркулов, А. В. Социальный анализ предоставления стоматологических услуг / А.В. Меркулов // Вестник экономики, права и социологии. – 2022. – №1. – С. 336-341.
34. Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 233 с.
35. Петров, В. С. Юридическая сила нормативно-правового акта / В.С. Петров // Молодой ученый, 2018. – №12. – С. 114-117.
36. Поддубный, М. В. История здравоохранения дореволюционной России / М.В. Поддубный, Е.В. Шерстнева, И.В. Егорышева // Молодой ученый. – 2021. – №5. – С. 116-123.
37. Поляков, А. В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций / А.В. Поляков. – СПб.: Нева, 2021. – 472 с.
38. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В. М. Сырых. – М.: Эксмо, 2020. – 308 с.
39. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2022. – 184 с.
40. Проваторова, А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения / А.С. Проваторова // Концепт. – 2019. – №11. – С. 89-95.
41. Ратманов П. Э. Концепция профессионализма и история здравоохранения СССР / П.Э. Ратманов // Дальневосточный медицинский журнал. – 2021. – №3. – С. 102-107.
42. Рожков, Д. В. Совершенствование механизма государственного регулирования в сфере медицинских услуг: дисс. канд. наук. ВАК РФ08.00.05. – 2022. – 186 с.
43. Сонис, А. Г. Управление рисками в клинико-экспертной работе по оказанию стоматологической помощи / А.Г. Сонис, Э.М. Гильмияров, А.Г. Додонов, Д.Г. Алексеев, Т.Е. Грызунова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №3(69). – С. 135-138.
44. Стародубцев, В. Г. Механизмы совершенствования организации и управления в стоматологии на региональном уровне / В.Г. Стародубцев, А.А. Калининская, Б.В. Трифонов // Государство и право. – 2022. – №7. – С. 117-121.
45. Тищенко, Т. А. Особенности государственного управления сферой здравоохранения на современном этапе в России / Т.А. Тищенко, З.Э. Сабирова // Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности. – 2022. – №4. – С. 45-49.
46. Турдыбекова, Б. С. Совершенствование организации бесплатной стоматологической полмощи населению / Б.С. Турдыбекова, Н.К. Нургалиева, Г.А. Дербисалина // Актуальные вопросы теории и практики. – 2023. – С. 222-225.
47. Шамалова, Е. В. Исследование факторов развития стоматологических клиник г. Москвы / Е.В. Шамалова // Государство и право. – 2022. – №8. – С. 184-187.
48. Юрьев, В. К. Основы организации стоматологической помощи населению: учеб. пособие. – СПб.: ГПМА. – 2020. – 388 с.
49. Шарафутдинова, Н. Х. Нормативная правовая база организации стоматологической помощи населению: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 179 с.
50. Шестакова, С. П. Импортозамещение в отечественной стоматологии: достижения, перспективы, проблемы и пути их решения / С.П. Шестакова // Студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2022. – С. 304-309.
51. Янушевич, О. О. Становление советской стоматологии: 1918-1921 гг. / О.О. Янушнвич, К.А. Пашков, Е.С. Максимов // Стоматология. – 2023. – Т. 102. – №2. – С. 70-76.