Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ОТЦА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ВОСПИТАННЫХ МАТЕРЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Работа №144152

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 9
1.1. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗА Я» В ПСИХОЛОГИИ 9
1.2. ПОНЯТИЕ ОБРАЗА ОТЦА 18
1.2.1. ФИГУРА ОТЦА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 18
1.2.2. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ОТЦА 23
1.2.3. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ОТЦА 28
1.3. РОЛЬ ОТЦА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 30
1.3.1. ОТЕЦ КАК ТРЕТИЙ 30
1.3.2. ОТЕЦ КАК МУЖЧИНА 31
1.3.3. ОТЕЦ КАК МУЖ МАТЕРИ РЕБЕНКА 34
1.3.4 ОТЕЦ КАК РОДНОЙ ЧЕЛОВЕК 37
1.4. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 39
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ 40
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 45
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 47
3.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 47
3.5. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСНИКА РАСЩЕПЛЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ. 57
ВЫВОДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 77
ПРИЛОЖЕНИЕ К 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 80

За последние 30 лет наблюдается рост интереса исследователей к фигуре отца, что является следствием структурных изменений в современной модели семьи. С тех пор как мужчины и женщины большинства культур стали равны в своих правах, роль отца в воспитании детей, представления о его вовлеченности в этот процесс сильно изменились. Как в российских, так и в зарубежных источниках говорится о том, что ожидания от отца расширили своё содержание от патриархальной главенствующей позиции и «добытчика» семьи до эмоциональной заинтересованности в воспитании детей [Калина О.Г., Robby D. Harris]. Однако, ни смотря на растущее число научных работ, в которых рассматриваются различные аспекты отцовства, многие исследователи отмечают, что материнство изучено в большей степени [40].
Одним из наиболее распространенных подходов к изучению отцовства является исследование неполных семей. Во главу угла в экспериментальных работах такого рода, чаще ставится личность ребенка, имеющего ограниченный опыт взаимодействия с отцом или не имеющего его совсем. Стоит отметить, что даже при условии отсутствия отца в семье, он продолжает существовать у детей в виде внутреннего объекта [57]. Однако образ отца у ребенка из неполной семьи редко исследуется экспериментально.
Актуальность данной работы формируется на основании трёх факторов. Первый – это пока еще недостаточная изученность темы отцовства в целом, как минимум по сравнению с темой материнства. Второй – всё еще довольно высокая статистика разводов: наблюдается увеличение количества разводов в России на 1 % по сравнению с прошлым годом и уменьшение количества браков на 11.6 % (по данным федеральной службы статистики). Также следует отметить, что на протяжении пяти лет (с 2010 года до 2014) количество зарегистрированных браков за год оставалось стабильным, а с 2015 года этот показатель начал снижаться, в то время как количество разводов остается относительно стабильным до сегодняшнего дня (4.2 развода на 1000 человек) [55]. И третий фактор заключается в том, что в России количество эмпирических исследований отцовства меньше, чем за рубежом. [41].
Научная новизна и практическая значимость данной работы заключается в рассмотрении образа отца как такового и его связи с временной перспективой у юношей и девушек из неполных семей.
Объектом исследования в данной работе являются юноши и девушки в возрасте от 19 до 25 лет, пережившие развод родителей и как следствие уход отца из семьи в возрасте от 3 до 10 лет.
Предметом выступают особенности «образа Я» и образа отца, а также перспектива будущего.
Цель – изучение особенностей «образа Я» и образа отца, а также перспективы будущего юношей и девушек из неполных семей, воспитанных матерями. В задачи проведенного в рамках данной работы исследования входит:
1. Изучить особенности «образа Я» у юношей и девушек из неполных семей в экспериментальной и контрольной группе.
2. Изучить особенности образа отца в обследуемой и контрольной группах.
3. Изучить связь «образа Я» и образа отца в обследуемой и контрольной группах.
4. Изучить связь образа отца с временной перспективой в экспериментальной и контрольной группах.
Гипотезы исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. Существует связь между «образом Я» и образом отца у молодых людей и девушек.
2. Образ отца связан с особенностями временной перспективы.
3. Образ отца девушек, воспитанных матерями отличается от образа отца юношей, воспитанных матерями.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены основные теоретические представления о фигуре отца и о его роли в развитии личности, а также проведен анализ представлений об отце в разных культурах.
Цель и задачи исследовательской работы были выполнены. Были изучены характеристики «образа Я» и образа отца, а также перспективы будущего юношей и девушек из полных и неполных семей.
Гипотеза о связи «образа Я» и образа отца частично подтвердилась. Принципиальных отличий в структуре «образа Я» респондентов из обеих групп выявлено не было, тогда как образ отца юношей и девушек, воспитанных матерями носит более негативный характер, чем у участников исследования из контрольной группы. В этом нам видится начало перспективной исследовательской деятельности, направленной на дальнейшее изучение образа отца. Гипотеза о связи образа отца и перспективы будущего напротив не подтвердилась, а также не было отмечено принципиальных различий в образах отца юношей и девушек из экспериментальной группы. Однако были выявлены интересные различия в мотивационном содержании перспективы будущего респондентов из обеих групп. На наш взгляд это свидетельствует о том, что тема связи образа отца и перспективы будущего требует дополнительного изучения с применением широкого арсенала методов исследования, а также с расширением выборки. Также углубленного изучения требует механизм компенсации юношами и девушками психологической травматизации в детском возрасте в связи с уходом отца из семьи.
Продолжение исследований в русле темы образа отца может помочь практическим психологам улучшить качество консультативной деятельности, а теоретикам глубже разобраться в построении человеком автобиографии.


1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991. №4. С. 74-82
2. Ассаджоли, Р. Психосинтез/ Р. Ассаджоли. М.: Рефлбук, 1997. 316 с.
3. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: «Прогресс», 1986. 424 с
4. Болен Дж. Ш. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин. М.: София, 2008. 400 с.
5. Боулби Д. Привязанность. М.: «Гардарики», 2003. 477 с.
6. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: «Академический проект», 2004. 232 с.
7. Боуэн М. О дифференциации «я» // Московский психотерапевтический журнал, 2005. №2. С. 147-164.
8. Варга А., Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа, 2000. № 2
9. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Московский психотерапевтический журнал, 2005. №2. С. 137 – 147.
10. Васильева Н.Л. Теория и методология современного детского психоанализа. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005.160 с.
11. Винникотт Д. В. Игра в реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 288 с.
12. Волкова Т.Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности. // Современная психология: материалы междунар. заоч. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2012. 94 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в6 т. / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1987.
14. Джемс У.Д. Психология. / Под ред. Л.А. Петровской. М., 1991. 368 с.
15. Дольто Ф. На стороне ребенка. Екатерининбург: У-Фактория, 2003. 672 с....87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ