Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование словообразовательных моделей со значением «производитель действия» в русской речи (по данным психолингвистического эксперимента)

Работа №144147

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения
словообразовательных моделей 8
1.1 Деривационные отношения между словами как выражение
системности в лексике 8
1.2 Словообразовательная мотивация в русском языке 15
1.3 Полисемия и синонимия в области словообразовательных
значений в русском языке 19
1.4 Продуктивность и регулярность в словообразовании 21
1.5 Словообразовательные модели с значением «лицо -
производитель действия, названного мотивирующим глаголом» в русском языке 23
1.6 Словообразовательные инновации как специфическая разновидность отрицательного языкового материала 26
1.7 Выводы 29
Глава II. Осмысление детских словообразовательных
инноваций со значением «производитель действия» носителями китайского языка, изучающими русский язык как иностранный 32
2.1 Детские словообразовательные инновации, образованные по
моделям «производитель действия» 32
2.2 Описание и методика проведения эксперимента 39
2.3 Анализ экспериментальных данных 42
2.4 Выводы 63
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение 74

Предлагаемая дипломная работа посвящена исследованию структуры и функционирования языковых единиц русского языка, образованных по моделям со значением «производитель действия».
Распространено представление о носителе языка как о лице, способном свободно и без ошибок общаться на данном языке. В соответствии с такой логикой, носители «придерживаются в своей речи какого-то единого стандарта и следуют общим правилам» (Марушкина, Рахилина, 2015: 627). Однако реальность гораздо сложнее: имплицитно, подсознательно осваивать определенные языковые правила, руководствоваться ими в своей речевой деятельности могут не только носители языка, но и люди, изучающие язык как иностранный. Сформированные представления о словообразовательных связях между единицами языка, умение анализировать значение слова с опорой на его морфемную структуру способствуют быстрому пополнению словарного запаса студентов, дают им важный инструмент, позволяющий понимать сложные тексты, содержащие неизвестные слова. Разработка научно обоснованных методик обучения словообразовательному и морфемному анализу должна базироваться на лингвистических исследованиях словообразовательного компонента языковой способности иностранных учащихся. Этим обусловлена актуальность настоящего исследования.
В последнее время в лингвистике наблюдается интерес к ошибкам и речевым инновациям. Словообразовательные инновации - это отступления от нормы в области словообразования в речи (Цейтлин, 2009: 90). Анализ
словообразовательных инноваций позволяет ученым исследовать, каким образом протекают процессы восприятия лексических единиц и их воспроизведения в речи. Исследование словообразовательных инноваций способствует также уточнению наших представлений об устройстве словообразовательной системы русского языка (Земская 2005, Улуханов 2019, Цейтлин 2009). С другой стороны, словообразовательные инновации построены по правилам, существующим в языке, но не зафиксированы в словарях, поэтому они могут представлять интересный материал для исследования стратегий, которые выбирает человек при восприятия новых лексических единиц.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые детские словообразовательные инновации становятся средством исследования сформированности словообразовательного компонента языковой способности иностранных студентов.
Объектом исследования являются процессы конструирования единиц, образованных по словообразовательным моделям со значением «производитель действия», в речи русскоязычных детей и способы интерпретации морфемной структуры слова иностранцами, осваивающими русский язык.
Предметом исследования являются словообразовательные инновации, созданные по моделям со значением «производитель действия» и зафиксированные в речи русскоязычных детей, и толкования их значений, которые дают носители языка и иностранцы, изучающие русский язык.
Целью исследования является уточнение представлений о функционировании словообразовательных моделей со значением «производитель действия» в современном русском языке, в том числе в речи русскоязычных детей и людей, осваивающих русский как иностранный.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) по данным научной литературы проанализировать типы деривационных отношений в лексической системе русского языка и способы словообразовательной мотивации;
2) пользуясь словарями детской речи, собрать детские словообразовательные инновации, образованные по моделям «производитель действия», и классифицировать их;
3) провести эксперимент, направленный на исследование стратегий иностранных студентов в области толкования значений производных слов;
5) проанализировать полученные данные, сравнить стратегии интерпретации морфемной структуры слова носителями русского языка и иностранными студентами.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы и приёмы исследования: 1) на этапе сбора материала - метод сплошной выборки с опорой на словарь детской речи, метод лингвистического эксперимента; 2) на этапе анализа - описательный метод, сопоставительный анализ, анализ речевых ошибок, обобщение и классификация.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет выявить особенности функционирования моделей «производитель действия» в речи русскоязычного ребенка, способствует углублению научных представлений о механизмах восприятия речи в процессе изучения русского языка как иностранного. Предлагается новая методика анализа сформированности языковой способности студентов, изучающих русский язык как иностранный, на материале детских речевых инноваций.
Практическая значимость обусловливается тем, что полученные выводы могут быть полезны иностранным студентам в аудитории РКИ, а также использованы при построении курсов логопедической помощи русским детям в процессе освоения языка.
Гипотеза исследования сформулирована следующим образом. Функционирование словообразовательных моделей со значением «производитель действия» в русской речи может быть успешно изучено путём психолингвистического эксперимента. Умение анализировать
морфемную структуру слова, способствующее успешному восприятию неизвестных слов и образованию новых единиц в процессе речи, осваивается имплицитно в ходе освоения русского языка как первого и как второго. Однако носители китайского языка при восприятии неизвестных слов в большей степени ориентируется на контекст, чем на морфемную структуру слова, что обусловлено особенностями грамматической структуры их родного языка.
Материалом исследования послужили данные самостоятельно
разработанного и проведенного лингвистического эксперимента. В основу экспериментальных заданий были положены сведения, полученные из «Словаря детских словообразовательных инноваций» С.Н. Цейтлин (Цейтлин, 2006) (исследована структура 36 словообразовательных инноваций). В ходе эксперимента было получено и проанализировано 432 ответа от 48 испытуемых.
Структура работы Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В центре внимания данной работы находится изучение
функционирования словообразовательных моделей со значением
«Производитель действия» в русской речи.
Теоретической основой исследования является описание системности
лексики русского языка, деривационных связей между словами, типов
словообразовательной мотивации. Были рассмотрены различные определения
понятий словообразовательный тип и словообразовательная модель,
проанализирован объем терминов словообразовательное значение,
«продуктивность и регулярность в словообразовании. Мы опирались на
исследования психолингвистов, которые разрабатывали принципы анализа
словообразовательных инноваций и способы действия людей,
воспринимающих неизвестные им многоморфемные слова (С.Н. Цейтлин,
Е.А. Земская, И. С. Улуханов и др.).
В практической части данной работы была рассмотрена возможность
использования различных суффиксов для образования словообразовательных
инноваций с соответствующим значением в речи русскоязычного ребенка и
проведён эксперимент, направленный на изучение восприятия иностранными
студентами и носителями русского языка детских словообразовательных
инноваций — слов, образованных по словообразовательным моделям со
значением «производитель действия».
В ходе анализа полученных данных нами было установлено, что
словообразовательные модели со значением «производитель действия»
эффективно используются русскоязычными детьми для создания новых слов.
Это свидетельствует о том, что такие модели образования новых слов легко
усваиваются на начальном этапе языкового развития. Чаще всего
русскоязычные дети пользуются продуктивными моделями (-тель, -щик) для
образования названия профессий, а также моделями, продуктивными в
разговорной речи для обозначения лиц, часто совершающих определенные действия. В речи детей встречались слова, формально совпадающие со
словами общенационального языка, но обладающие иным значением, что
даёт основание предположить, что эти слова были самостоятельно
сконструированы ребенком. Среди инноваций встречались слова,
образованные по конкретным образцам, следовательно, на возможность
пользования моделью влияет не только ее продуктивность, но и частотность
определенных слов в речевом окружении ребенка.
Экспериментальная часть исследования была направлена на то, чтобы
выяснить, происходит ли опора на морфемную структуру слова, при попытке
его семантизации. Для этого русскоговорящим взрослым и носителям
китайского языка, изучающим русский язык как иностранный, было
предложено дать толкование детских словообразовательных инноваций —
слов, не встречающихся в словарях, но обладающих яркой внутренней
формой. Опрос показал, что как носители русского языка, так и иностранцы
способны догадаться о значениях незнакомых слов, опираясь на контекст и
морфемную структуру слова. Следует отметить, что отсутствие контекста
вызывало трудности у участников. Если носители языка в большей степени
опирались на анализ морфемной структуры слова, обращали внимание на значение корней и суффиксов, то иностранцы опирались на контекст,
знакомство с соответствующими лексическими единицами или пытались дать
толкование в связи с возникающими широкими ассоциациями по созвучию
как с русскими, так и с английскими словами.
В работе использовались методы семантического компонентного и
психолингвистического анализа, лингвистические экспериментальные
методы в виде анкетирования и методы статистического анализа данных. Эти
методы позволили получить точные и объективные результаты, и обеспечили
достоверность выводов, полученных во второй главе.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Исследование
функционирования моделей со значением «производитель действия» былоуспешно проведено при помощи психолингвистического эксперимента в
аудитории носителей китайского языка, изучающих русский язык как
иностранный. Было обнаружено, что студенты, владеющие русским языком
на уровне В2, умеют анализировать морфемную структуру слова и
пользуются этим умением при восприятии неизвестных слов, но опираются в
большей степени на контекст, чем на значение словообразовательных морфем.
Выводы, полученные в ходе работы, могут быть полезны при
дальнейшем изучении связей в ментальном лексиконе, возникающих при
освоении русского языка как родного и его изучении как иностранного.
Результаты могут быть полезны при разработке продуктивных и
эффективных методов обучения словообразованию для иностранных
студентов.


Арабаджи К. С. Система упражнений при изучении морфемики и
словообразования в курсе РКИ // Университетские чтения – 2019:
Материалы научно-методических чтений ПГУ, Пятигорск, 10–11 января
2019 года. Том Часть VI. – Пятигорск: Пятигорский государственный
университет, 2019. – С. 17–22.
2. Виноградов В. В. Современный русский язык. М.: Изд-во АН СССР,
1952. 720 с.
3. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г. О.
Избранные работы по русскому языку. М., Учпедгиз, 1959. С. 419–423.
4. Гришина Н. В. О полимотивационных процессах в
словообразовательных нишах с формантами -ник и -ниц/а/ // СибСкрипт.
2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-polimotivatsionnyhprotsessah-v-slovoobrazovatelnyh-nishah-s-formantami-nik-i-nits-a (дата
обращения: 10.05.2024).
5. Дмитриева Д. Д. Изучение словообразования на занятиях по русскому
языку как иностранному // БГЖ. 2020. №1 (30). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-slovoobrazovaniya-na-zanyatiyahpo-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 09.05.2024).
Дмитриева Е. Н., Лукина М. Н. Трудные вопросы изучения морфемики
билингвальной школе // Педагогика. Психология. Философия. 2021. №3
(23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnye-voprosy-izucheniyamorfemiki-v-bilingvalnoy-shkole (дата обращения: 02.05.2024).
7. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М.:
Флинта: Наука, 2011. 328 с.
8. Квитко И. С. Термин в научном документе. Львов: Вища школа, 1976.
125 с.
9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение,
70
1969. – 214 с.
10. Марушкина А. С., Рахилина Е. В. Корпусные исследования Мусатов В. Н. Типы мотивации производных слов // Альманах
современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 4 С. 199–
202.
12. Нестерова Н. Г., Фащанова С.В. Словообразование современного
русского языка С. В. Фащанова. Томск : Изд-во Томского университета,
2012. URL:
http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000461342 (дата
обращения: 11.05.2024).
13. Пацюкова О. А. Идиоматичность семантики отсубстантивных
существительных с суффиксом -ник // Русский язык в школе. 2022. № 5.
С. 77–83.
14. Петрухина Е. В., Ма Я. Неединственная словообразовательная
мотивация в русском языке и способы её верификации // Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 1. С. 181–
187.
15. Проскурина З. А. Типы полисемии именных дериватов первой ступени
словообразовательного гнезда с вершиной играть // Молодой ученый.
2014. № 2 (61). С. 959–961.
16. Рахимов А. СВестник
Челябинского государственного университета. 2011. № 10 (225). С. 118–
121.
17. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики //
71
Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. С. 143–207.
18. Смирнова С. А. «Словарь детских словообразовательных инноваций» С.
Н. Цейтлин как лексикографический информационный ресурс //
Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/slovar-detskih-slovoobrazovatelnyhinnovatsiy-s-n-tseytlin-kak-leksikograficheskiy-informatsionnyy-resurs (дата
обращения: 19.05.2024).
19. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М.: Просвещен. Деривационные отношения и их виды //
... Всего источников –40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ