Только Word
Введение 3
Глава 1. Понятие, структура градостроительной документации 6
§ 1. Общее описание системы градостроительной документации 6
§ 2. Схемы территориального планирования и генеральные планы муниципальных образований 9
§ 3. Документация по планировке территории и ее правовая природа 18
§ 4. Проблема соотношения генерального плана и правил землепользования и застройки 28
Глава 2. Проблемы, связанные с разработкой градостроительной документации 36
§ 1. Правовое значение публичных слушаний и общественных обсуждений как этапа разработки градостроительной документации 36
§ 2. Разработка документации по планировке территории в отношении линейных объектов 44
§ 3. Разработка документации по планировке территории в отношении площадных объектов 52
§ 4. Учет зон с особыми условиями использования территории в документации по планировке территории 57
Глава 3. Анализ проблем применения градостроительной документации 68
§ 1. Проблема применения генерального плана при процедурах предоставления и выкупа земельных участков 68
§ 2. Изменение правового статуса градостроительного плана земельного участка и связанные с этим проблемы 75
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Градостроительная деятельность как таковая представляет собой на данном этапе ее развития динамично развивающуюся сферу общественной жизни. Ее природу трудно определить с какой-либо одной стороны – этот институт общественной деятельности имеет как правовую, экономическую, социальную, так и культурную составляющие. На данный момент недвижимость представляет собой один из наиболее ценных и ликвидных активов, в связи с чем регулирование вопросов градостроительства оказывает значительное влияние как на субъектов хозяйственной деятельности, так и на граждан-физических лиц. Кроме того, в силу определенного законодателем правового режима, все объекты хозяйственно-бытового значения, объекты, предназначенные для транспортировки природных ресурсов (нефте- и газопроводы, водопроводы, линии электропередач и т.д.) в той или иной степени регулируются положениями градостроительного законодательства. Более того, регулирование градостроительных вопросов непосредственно связано с вопросами промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Актуальность проводимого исследования обусловлена необходимостью методологического и систематического изучения и анализа теоретических и практических аспектов проблем, связанных с разработкой и применением градостроительной документации, и в выработке на этой основе научно-практических рекомендаций по действию субъектов градостроительной деятельности в сложных практических ситуациях и дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере градостроительной деятельности. Быстрота вносимых законодателем изменений в градостроительное законодательство не позволяет надлежащим образом обеспечить синхронность регулирования всех институтов данной отрасли, вследствие чего неизбежно возникают проблемы в практической деятельности.
Степень научной разработанности проблемы не в должной мере отражает ее большую практическую значимость. На данный момент регулированию вопросов разработки и применения градостроительной документации посвящены статьи отдельных исследователей, зачастую носящие сугубо обзорный характер. Среди авторов, работы которых были практически полезны при осуществлении исследования, стоит выделить работы Нарышевой Н.Г., Трутнева Э.К., Шарапова В.В., Ковалевой Е.Л., Щербакова Н.Б., Кичигина Н.В., Сафаровой М.Д., Жарковой О.А., Ревякина А.П., Крамковой Т.В. и ряда других исследователей. Наибольший вклад в формирование систематического и комплексного подхода к анализу вопросов градостроительства стоит признать работу юристов адвокатского бюро «Качкин и партнеры» – «Юридический справочник застройщика», под общей редакцией Д.С. Некрестьянова.
Объектом исследования в данной работе является современное состояние правового регулирования вопросов, связанных с разработкой и применением градостроительной документации.
Предметом исследования выступают различные элементы разработки градостроительной документации, такие как, подготовка документации по планировке территории, общественные обсуждения и публичные слушания, а также новеллы градостроительного регулирования и связанные с этим практические проблемы и др., исследование практики их применения.
Целью проводимого исследования является изучение комплекса проблем, связанных с применением различных институтов градостроительной деятельности, процедурами разработки градостроительной документации и ее дальнейшего применения, а также выработка научно-практических рекомендаций, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности, а также на минимизацию рисков субъектов градостроительной деятельности.....
Проведенный в результате настоящего исследования анализ правовой доктрины и правоприменительной практики по вопросам, связанным с разработкой и применением градостроительной документации, позволил прийти к следующим выводам.
В настоящей работе был приведен комплексный обзор системы градостроительной документации, ее значения для регулирования градостроительной деятельности.
Правовая природа генерального плана и ПЗЗ в части корреляции положений одного документа с положениями другого недостаточно исследована в научной литературе, отчасти этим фактором объясняется и противоречивость судебно-арбитражной практики. Однако в свете приведенных для анализа определений и постановлений Верховного Суда РФ, а также ряда региональных судов, стоит прийти к выводу о том, что на данный момент правоприменительные органы исходят из приоритета генерального плана как перспективного документа, на соответствие которому должны проверяться ПЗЗ при их принятии, а также при их последующем применении. Представляется обоснованным предложение о внесении изменений в положения статьи 31 ГрК РФ в части закрепления принципа первичности генерального плана перед ПЗЗ во избежание неоднозначного толкования данных положений на практике.
Проведенный анализ правоприменительной практики позволяет также прийти к выводу о неоднозначном подходе к определению правовой природы документации по планировке территории. На примере конкретных судебных актов были отражены три подхода судов к определению того, является ли проект планировки территории нормативным правовым актом или нет. Решение данного вопроса имеет определяющее значение для реализации процедуры обжалования данного вида градостроительной документации.
При анализе отдельных проблем, связанных с разработкой градостроительной документации, особое внимание было уделено правовому значению публичных слушаний и общественных обсуждений как этапа разработки градостроительной документации, а также анализу последствий, связанных с нарушением проведения указанных процедур. Хронология вносимых законодателем изменений в ГрК РФ и иные нормативные правовые акты свидетельствует о снижении удельного веса данного института при регулировании вопросов, связанных с разработкой градостроительной документации.
Кроме того, в результате проведенного исследования был дан отдельный анализ процедур разработки документации в отношении линейных и площадных объектов. В частности, на примере разъяснений уполномоченных органов подтвержден тезис о том, что для в целях разработки документации по планировке территории планируемый к размещению объект не обязательно должен подлежать отражению в документах территориального планирования, а лишь в случаях, когда его отображение предусмотрено актами Президента РФ, Правительства РФ (применительно к объектам федерального значения) или законами субъектов РФ (применительно к объектам регионального и местного значения).
Существенную часть проведенного исследования заняли вопросы, связанные с механизмом учета зон с особыми условиями использования территории. Действующее законодательство содержит достаточно понятный и четкий механизм учета данных зон, однако анализ правоприменительной практики и отдельных законопроектов, внесенных на рассмотрение в Государственную Думу РФ, позволяет прийти к выводу о том, что фактически данные зоны оказываются формально утвержденными в редком количестве случаев. В остальном суды исходят из позиции о том, что правовой режим зон с особыми условиями использования территории действует вне зависимости от его формального закрепления.....
1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс;
2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс;
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс;
4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс;
5. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
6. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
7. Федеральный закон от 20 марта 2011 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
8. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
9. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
10. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
11. Постановление Правительства РФ от 16 января 2010 г. № 2 «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561 г. Москва «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
13. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
14. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2017 г. № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;
15. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон») [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»;....79