ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения словарных объединений
русского языка 9
1.1. Понятие системы в лексике 9
1.2. Основные словарные объединения в русском языке 13
1.2.1. Понятие лексико-тематическая группа 17
1.2.2. Понятие лексико-семантическая группа 18
1.3. Лексико-тематическая группа (ЛТГ) и ее структура 20
1.4. Лексико-тематическая группа в РКИ 22
1.5. Заимствованная лексика на страницах модных журналов 25
ВЫВОДЫ 29
ГЛАВА II. Структура лексико-тематической группы «Стильная одежда»
в современном русском языке 31
2.1. Проведение анкетирования 32
2.1.1. Принципы составления анкеты и результаты анкетирования 32
2.2. Содержание и объем понятия «Стильная одежда» 38
2.2.1. Лексико-семантическая группа существительных, обозначающих
стильную верхнюю одежду 39
2.2.2. Лексико-семантическая группа существительных, обозначающих
стильную обувь 44
2.2.3. Лексико-семантическая группа существительных, обозначающих
стильные аксессуары 48
2.2.4. Лексико-семантическая группа слов, обозначающих элементы дизайна
52
2.2.5. Лексико-семантическая группа слов, обозначающих мир моды 57
ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
Мода как особый феномен человеческой культуры XXI века отражает эволюцию современного общества. Постоянное развитие и изменение мира моды как одного из показателей культурного и социального роста общества приводит к появлению и образованию новых слов, обозначающих термины одежды. В настоящее время терминология моды представляет собой обширный лексикон, требующий специального научного изучения. Лексика, обслуживающая эту сферу жизни, находится в постоянной динамике и занимает одно из центральных мест в тезаурусе носителей языка (Пташникова 2015: 36).
Тематическая группа «Одежда» — это многоуровневая система лексических единиц, которая отражает не только предметы одежды, но и социальные и культурные аспекты и модные тенденции. В последние годы некоторые отечественные лингвисты активно работали над изучением лексики тематической группы «Одежда»: Ермоленко 2009; Холопова, Добрычева 2016; Ильясова 2017; Баженова 2018; Якимова 2019; Абрамова 2020; Исакова 2021 и др.
В современном обществе, в связи с ростом производства, постоянным стремлением людей к красоте и комфорту, а также влиянием модных тенденций и межкультурного взаимодействия, одежда постоянно совершенствуется и изменяется, что отражается в появлении различных новых словах в языке. Значительное количество новых слов, появившихся в русском языке, относится к заимствованной лексике. Российские лингвисты, такие как Т. И. Белица, Т. В. Долгова, Я. С. Матосян, Л. С. Сонина обратили внимание на особенности освоения и употребления этих заимствованных слов.
На современном этапе лексика группы одежды и моды в русском языке пополняется за счет заимствований-интернационализмов, большую часть которых представляют композиты и составные номены, в которых повторяется родовое наименование в различных комбинациях с новыми лексемами-понятиями. Количество и частотность употребления неологизмов, образующих ту или иную тематическую группу номинаций одежды и моды, дает представление о степени актуальности обозначаемых реалий (Матосян 2008: 25).
Актуальность данной работы обусловлена недостатком исследований лексико-тематической группы, описывающей стильную одежду двадцатых годов 21 века в функционально-семантическом аспекте. В современном мире публикуется большое количество журналов и статей, посвященных модным тенденциям, а соответственно словарный запас постоянно обновляется, что определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования являются лексические единицы, входящие в состав лексико-тематической группы «Стильная одежда».
Предметом исследования являются особенности семантики и функционирования единиц тематической группы «Стильная одежда».
Целью исследования является анализ лексических единиц, относящихся к лексико-тематической группе «Стильная одежда» с точки зрения функционально-семантического подхода.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- описать теоретическую базу исследования;
- отобрать языковой материал по теме;
- определить семантику лексических единиц, входящих в ЛТГ;
- проанализировать функционирование единиц ЛТГ «Стильная одежда» в контекстах;
- провести анкетирование и анализ результатов.
В качестве материала исследования используются популярные модные журналы 2021 - 2023 г. (например: «О тканях», «Журнал МЦ»,
«Thevoicemag»); статьи с вебсайтов о моде (например: «Интернет-магазин Би Ин»). Основной критерий выбора этих источников — наличие обширной информации о последних модных тенденциях, включая новые заимствованные слова, их происхождение и использование. Также и Национальный корпус русского языка, данные словарей (например: Толковый словарь русского языка, Терминологический словарь одежды).
Теоретическая значимость данного исследования заключается в функционально-структурном описании тематической группы «Стильная одежда», расширившем систематическое представление о этой группе. Представлен анализ ее состава, количества заимствованных и исконных слов, а также изменений их лексического значения.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы на практике в школах и вузах, на уроках современного русского языка (например, при изучении раздела «Лексикология»), что позволит расширить лингвистический кругозор учащихся. Также может использоваться на курсах русского языка для иностранных студентов, что позволит расширить их словарный запас и повысить интерес к русскому языку.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка исследования лексики, входящей в лексикотематическую группу “Стильная одежда", в функционально семантическом аспекте.
При выполнении данной работы нами были использованы следующие методы:
- описательный метод,
- метод сплошной выборки,
- статистический метод,
- метод анкетирования,
- метод семантического анализа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении формулируются актуальность, объект, предмет, цель, задачи, материал, практическая и теоретическая значимость работы, новизна и методы исследования.
Глава 1 данной работы посвящена теоретическим основам изучения словарных объединений в русском языке. В рамках этой главы рассматриваются понятия системы в лексике и системных отношений в лексике, а также понятие лексико-тематической группы (ЛТГ), ее структура, и ее роль в рамках РКИ.
В рамках главы 2 проведено более подробное исследование лексикотематической группы "Стильная одежда" в современном русском языке. Вначале описывается проведение анкетирования, включающего принципы составления, и представляются результаты анкетирования. Далее анализируется содержание и объем понятия "Стильная одежда" и структуре лексико-семантических групп, связанных с этой темой.
В заключении сделаны выводы о результатах исследования.
В приложении представлены образец анкетирования и список этимологического состава слов, входящих в ЛТГ «Стильная одежда» в данной работе.
В данной работе были рассмотрены основные термины и понятия в лексико-тематическая группа «Стильная одежда». С постоянным обновлением новых стилей одежды и модных тенденций в области моды в словарном запасе русского языка появляются новые термины. Данная лексико-тематическая группа актуальна для каждого человека, и в этой роботе мы пытаемся помочь людям разобраться в данной области и понять новые термины и понятия о тенденциях моды, анализируя их с семантической, этимологической и функциональной точек зрения.
В первой главе изучение лексической системы русского языка позволяет понять взаимосвязь слов внутри нее и формирование специфических отношений между ними. Анализируя парадигматические, синтагматические и деривационные отношения, можно выявить структуру и организацию лексической системы. Особое внимание уделяется семантическим полям, а именно тематическим группам (ТГ) и лексико-семантическим группам (ЛСГ), в которых слова объединяются общностью темы и смысла. Лексико- тематическая группа "Стильная одежда" выступает как часть этой системы, отражая мир моды. Изучение этой группы в рамках обучения русскому языку как иностранному имеет важное значение для расширения словарного запаса и понимания культурных контекстов. Заимствование лексики моды из других языков отражает глобальные модные тенденции и культурный обмен. Такие исследования помогают глубже понять лексическую систему русского языка, ее культурные и социальные аспекты, а также динамику изменений внутри нее.
В результате второй главы работы была представлена структура и особенности лексико-тематической группы «Стильная одежда» в русском языке. Анкетирование среди студентов Санкт-Петербургского государственного университета позволило оценить уровень владения лексическими единицами данной тематической группы. В ходе исследования выяснилось, что некоторые термины моды широко усвоены в обеих группах респондентов, в то время как другие могут быть менее распространены из -за их малой актуальности или специфичности.
Для анализа использовались модные журналы и статьи на модных сайтах за период 2022-2023 годов, а также данные о частотности запросов в поисковых системах. В результате было собрано 98 наиболее частотных единиц лексики моды. Лексико-тематическая группа «Стильная одежда» была разделена на 5 лексико-семантических групп, каждая из которых содержит определенное количество слов, подразделенных на подгруппы в зависимости от функциональности или типа одежды.
Из анализа этимологического состава группы видно, что большинство заимствованных слов приходят из английского языка. Это свидетельствует о влиянии глобальных модных тенденций и культурного обмена на лексическую систему русского языка. Данное исследование помогает лучше понять использование лексики моды в русском языке с точки зрения культурного и лингвистического контекстов.
1. Амиантова Э. И., Битехтина Г. А., Всеволодова М. В., Клобукова Л. П. Функционально-коммуникативная лингводидактическая модель языка как одна из составляющих современной лингвистической парадигмы (становление специальности «Русский язык как иностранный»). Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2001; № 6: 215-233.
2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка.
— М.: Наука, 1974. — 368 с.
3. Васильев Л. М. Теория семантических полей// Вопросы языкознания. — М., 1971. - № 5: 105-113.
4. Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография — М., 1977. — 312 с.
5. Зиновьева Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного / Отв. ред. К. А. Рогова. - 2-е изд., дополн.
— СПБ.: Филол. фак-т СПбГУ, 2005. — 88 с.
6. Зиновьева Е. И., Хруненкова А. В. Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Лексикология. — СПб.: Изд-во «Нестор- История», 2015. — 220 с.
7. Зиновьева, Е. И. Типы «поля» в лингвометодических исследованиях // Русский язык как иностранный и методика его преподавания. Вып. 15: материалы XXXII Международной филологической конференции. СПб., 2003. С. 108-112.
8. Караулов Ю. Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. — 1972.— № 1.: 57-63.
9. Ковалева А. В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. — 231 с.
10. Коньков В. И. Речевая организация журнала моды // Медиалингвистика. 2014. № 2. — С. 57.
11. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 1989. — 216 с.
12. Кузнецова Э. В. О пересекающемся характере лексико-семантических групп слов // Семантика и структура предложения: лексическая и синтаксическая семантика. -Уфа., -1978. — С. 7.
13. Матосян Я. С. Основные тенденции формирования и функционирования номинаций понятийной сферы «одежда и мода» в русском языке XX - XXI вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2008. — 25 с.
14. Новиков Л. А. Семантика русского языка: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1982. — 74 с.
15. Половникова В. И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного напродвинутом этапе. - 2-е изд., перераб. идоп. —М:Русский язык, 1982. - 104 с.
16. Пташникова О. И. Специфика пополнения модного словаря последних лет // БМИК. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-popolneniya- modnogo-slovarya-poslednih-let (дата обращения: 12.05.2024).
17. Слепцова А., Ромах О. В. Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры // Аналитика культурологии. 2008. №12.
18. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики.
— М.: Русский язык, 1980. С. 51-52.
19. Тригуб Л. Г. Процесс заимствования в сфере моды и одежды как фактор
межкультурной коммуникации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2011. №2-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/protsess-zaimstvovaniya-v-sfere-mody-i-
odezhdy-kak-faktor-mezhkulturnoy-kommunikatsii (дата обращения: 12.05.2024).
... Всего источников – 35.