Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Односторонние экономические меры с точки зрения международного права

Работа №144132

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международное публичное право

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Односторонние экономические меры: правовая природа 7
Глава 2. Правовые основы и механизм введения односторонних экономических мер в США, Европейском союзе и Российской Федерации 22
§ 1. Односторонние экономические меры по законодательству США 22
§ 2. Односторонние экономические меры по праву Европейского союза 27
§ 3. Односторонние экономические меры по законодательству Российской Федерации 33
Глава 3. Правомерность применения односторонних экономических мер 37
§ 1. Односторонние экономические меры и международное торговое право 37
§ 2. Односторонние экономические меры и общепризнанные принципы международного права 49
Заключение 64
Список использованной литературы 68

В настоящее время односторонние экономические меры, как правило, именуемые экономическими санкциями1, широко используются государствами в международных отношениях. Несмотря на это, указанные меры смело можно отнести к наименее изученным вопросам международного права.
Следует обратить внимание на то, что, так называемые, экономические санкции или схожие с ними институты применялись государствами для достижения своих внешнеполитических целей еще с древних времен: в Древней Греции2 и в Древнем Риме3 их вводили против враждебных народов. Практика применения односторонних экономических мер имела место и в период Средневековья4. В эпоху Нового времени, начиная с XIX в., распространение получили морские блокады, когда страна «развертывала свой флот у берегов государства, … с целью блокады отдельных портов или целого побережья для прекращения морской торговли»5. Во второй половине XX в. количество случаев введения односторонних экономических мер существенно возросло6.
Возникает вопрос: что обусловливает столь частое использование экономических санкций государствами в своих международных отношениях?
В прошлом государства вправе были защищать свои права любыми мерами, которые они считали целесообразными, без каких-либо ограничений, однако, положение изменилось после запрещения Уставом Организации Объединенных Наций (далее – ООН) применения силы и угрозы силой. Поскольку сила перестала быть правомерным средством воздействия на правонарушителя, на смену пришел иной, достаточно действенный, инструмент внешней политики – односторонние экономические меры. Так как в условиях глобализации и интернационализации международных отношений, в том числе, взаимодействия национальных экономик, интеграции финансового и производственного капиталов происходит усиление взаимозависимости стран, любые ограничения внешнеэкономической деятельности государства будут иметь, как правило, негативные для него последствия. Следовательно, одно государство в целях воздействия на поведение другого государства прибегает к такому инструменту как односторонние экономические меры.
Сейчас односторонние экономические меры регулярно вводятся Австралией7, Канадой8, Новой Зеландией, Японией, а также Европейским Союзом. Рассмотрение современных международных отношений позволяет с уверенностью утверждать, что одним из государств, широко использующим односторонние экономические меры в качестве инструмента проведения своей внешней политики, являются США. США были введены экономические санкции в отношении Кубы, Демократической Республики Конго, Ирана, Ирака, Ливии, Северной Кореи. Односторонние экономические меры затронули и Российскую Федерацию в результате конфликта на Украине в 2014 г.
Постоянно увеличивающееся число экономических санкций в отношении развивающихся государств, нередко встречающееся ужесточение введенного санкционного режима, озабоченность мирового сообщества в лице большого количества государств негативными последствиями экономических санкций, а также введение рядом государств экономических санкций в отношении Российской Федерации и их ежегодное продление с 2014 г. обусловливают актуальность темы настоящей работы....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Государства, будучи суверенными субъектами международного права, достаточно часто во внешнеполитических отношениях прибегают к использованию различных односторонних принудительных мер по отношению к другим государствам или группам государств. Чаще всего односторонние принудительные меры носят экономический характер.
По результатам анализа международных источников права, национальных нормативных актов, а также юридической доктрины было установлено, что односторонние принудительные меры экономического характера могут быть разделены на два вида: контрмеры, принимаемые государствами в одностороннем порядке в соответствии со Статьями об ответственности государств, а также односторонние экономические меры, под которыми в настоящей работе понимаются индивидуальные акты государства, принятые в одностороннем порядке, имеющие экстратерриториальное действие, направленные на ограничение экономических возможностей другого государства в целях понудить последнее изменить свое поведение и не являющиеся контрмерами по смыслу Статей об ответственности государств.
Так, автором настоящей работы было предложено различать следующие правовые институты, в рамках которых могут иметь место ограничения экономического характера, реализуемые государствами в одностороннем порядке.
Во-первых, к таковым относятся контрмеры, являющиеся институтом права международной ответственности, и применяемые в целях понуждения государства – нарушителя исполнять принятые на себя международно-правовые обязательства. Контрмеры правомерны с точки зрения норм международного права постольку, поскольку они введены потерпевшим государством в ответ на реальное и действительное нарушение, а также на условиях и в порядке, установленных соответствующими нормами.
В-вторых, односторонние экономические меры, которые существенным образом ограничивают торговые и финансовые возможности государств на международной арене и вводятся на основании национальных актов, не согласующихся с международно-правовыми нормами. Провозглашенными целями указанных мер, как правило, являются понуждение государства – нарушителя международного правопорядка к соблюдению своих международно-правовых обязательств, а также защита национальных интересов. Действительная цель указанных мер – оказание экономического давления на государство во исполнение собственных внешнеполитических задач, а также причинение вреда государству – объекту мер. Односторонние экономические меры обычно носят экстратерриториальный характер в отсутствие каких бы то ни было оснований. Односторонние экономические меры являются неправомерными, поскольку противоречат императивным нормам международного права – принципам суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела государства, а также неприменения силы или угрозы силой, кроме того, в наибольшей степени сказываются на населении государства, подвергшегося таким экономическим ограничениям и, как следствие, нарушают права человека.
Основной проблемой применения неправомерных односторонних экономических мер является их негативное воздействие на права человека. В ряде случаев жесткое, длительное и целенаправленное экономическое давление одного государства на другое порождает ужасающие последствия в части соблюдения основных прав человека.
В течение нескольких последних лет международное сообщество в лице значительного числа государств, участвующих в ООН, настаивает на переходе к концепции предотвращения негативных последствий односторонних экономических мер. Сейчас в условиях интенсивного применения многими государствами односторонних экономических мер, не соответствующих международному праву, ведется речь о порядке и способах возмещения или компенсации вреда лицам, пострадавшим от воздействия подобных мер1, в частности, создание компенсационных комиссий, финансируемых из самых разных источников. Однако автору настоящей работы подобные предложения представляются крайне трудно реализуемыми на практике. Создание инструментов, позволяющих компенсировать причиненный односторонними экономическими мерами вред, не решит проблему применения указанных мер, а лишь усугубит ее, поскольку фактически это не является способом борьбы с неправомерным поведением государств. Следует принимать более решительные меры, направленные на постепенное снижение количества случаев принятия односторонних экономических мер. Любопытно отметить, что даже в США давно ведутся дебаты относительно целесообразности односторонних экономических мер2.
Автор настоящей работы поддерживает идею принятия решительных действий, направленных на полный запрет применения государствами в одностороннем порядке мер, оказывающих неоправданное экономическое давление на иные страны. Автор предлагает создать механизмы контроля со стороны международного сообщества за введением и осуществлением подобных мер, а именно специализированный орган в рамках ООН, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение споров об оценке обоснованности, соразмерности и правомерности примененных государствами мер торгового и финансового воздействия. Также автор настоящей работы, осознавая, что политическая окраска односторонних экономических мер, существенным образом затрудняет решение проблемы применения указанных мер, все же настаивает на проведении конструктивного диалога государств международного сообщества, посвященного заключению многостороннего договора, который бы регламентировал вопросы введения односторонних экономических мер....


Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс] // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – М. : Госполитиздат, 1956. – Вып. XII. – С. 14–47. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 37 (приложение ч. VI). – С. 2916–2991. – СПС «КонсультантПлюс».
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // Ведомости Верховного Совета СССР от 28 апреля 1976 г. – № 17. – Ст. 291. – СПС «КонсультантПлюс».
4. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. [Электронный ресурс] // Ведомости ВС СССР от 10 сентября 1986 г. – № 37. – Ст. 772. – СПС «КонсультантПлюс».
5. Генеральное соглашение по торговле услугами от 15 апреля 1994 года [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 37 (приложение, ч. VI). – С. 2785–281. – СПС «КонсультантПлюс».
6. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 37 (приложение, ч. VI). – С. 2514–2523. – СПС «КонсультантПлюс».

1.1.2. Акты международных организаций, органов и конференций
7. Резолюция 38/197, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, от 20 декабря 1983 г. [Электронный ресурс] : A/RES/38/197. URL : https://documents-dds-ny.un. org/doc/ RESOLUTION/GEN/NR0/450/69/ IMG/NR045069.pdf? OpenElement (дата обращения : 30.03.2018).
8. Резолюция 51/22, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, от 27 ноября 1996 г. [Электронный ресурс] : A/RES/51/22. URL : https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N96/775/47/PDF/N9677547.pdf?OpenElement (дата обращения : 30.03.2018).
9. Резолюция 56/83, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, 28 января 2002 г. [Электронный ресурс] : A/RES/56/83. URL: http://dag.un.org/bitstream/ handle/11176/237428/A_RES_56_83RU.pdf?sequence=5 (дата обращения : 27.03.2018).
10. Резолюция Совета по правам человека ООН 27/21 от 26 сентября 2014 г. [Электронный ресурс]. – URL : http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/ HRC /RegularЬ Sessions/Session27 /Pages/ResDecStat.aspx (дата обращения : 30.03.2018).
11. Доклад Спец. докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Идриса Джазаири [Электронный ресурс] : A/HRC/30/45 от 10 августа 2015 г. URL : http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/RegularSessions/Session30/Pages/ListReports.aspx (дата обращения : 30.03.2018).
12. Доклад Спец. докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Идриса Джазаири [Электронный ресурс] : A/HRC/33/48 от 2 августа 2016 г. URL : http://digitallibrary.un.org/record/847920/files/A_HRC_33_48-RU.pdf (дата обращения : 30.03.2018).
13. Документ ООН Визит Специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека в Российскую Федерацию с 24 по 28 апреля 2017 г., Заявление по завершении миссии, Предварительные замечания и рекомендации [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.ohchr.org/RU/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=21543&LangID=R. (дата обращения : 30.03.2018).
14. Доклад Спец. докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Идриса Джазаири [Электронный ресурс] : A/HRC/36/44 от 26 июля 2017 г. URL : http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/RegularSessions/Session26/Pages/ListReports.aspx (дата обращения : 30.03.2018).
15. Резолюция 72/4, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, 1 ноября 2017 г. [Электронный ресурс] : A/RES/72/4. URL : http://www.un.org/en/ga/72/resolutions.shtml (дата обращения : 30.03.2018)....74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ