ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6
1.1. Понятие и классификация фразеологических единиц 6
1.2. Роль фразовых глаголов в фразеологической системе английского
языка 11
1.3. Принципы обучения иностранному языку 15
1.4. Обучение лексике студентов языковых направлений 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ TED talks 25
2.1. Особенности использования платформы TED Talks на занятиях по
английскому языку 25
2.2. Описание комплексов упражнений для обучения фразеологическим
единицам 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 53
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Фразеология как особая отрасль языкознания изучает фразеологическую систему языка в синхроническом и диахроническом аспектах, а фразеологические единицы служат объектом её изучения. В зарубежных и русских исследованиях встречается большое количество определений понятия «фразеологическая единица». Несмотря на то, что по вопросам фразеологии существует ряд исследований, единый подход к определению понятия фразеологической единицы все еще не сформирован.
Фразеологический состав английского языка привлек внимание таких отечественных лингвистов, как В.В. Виноградов, А.В Кунин, Ю.Д. Апресян, И. В. Арнольд, А.И. Смирницкий, Н.Н. Амосова, которые внесли большой вклад в изучение данной отрасли лингвистики.
Фразовые глаголы, как часть фразеологического фонда английского языка имеют свою специфику, которая может усложнить их усвоение в процессе обучения английскому языку. По этой причине, вопрос об эффективном обучении фразовым глаголам английского языка и по сей день не теряет актуальность в методике преподавания иностранным языкам.
Особенностям обучения фразовым глаголам посвящены работы ряда российских исследователей, среди них Н. А. Бохач, Н. И. Рокунова и О. В. Слугина, Л. Э. Безменова и О. Д. Маринникова и др.
Наблюдается повышенный интерес российский и зарубежных исследователей к вопросу об использовании видеохостинга TED Talks в процессе обучения английскому языку. В подтверждение тому, можно привести исследования следующих авторов: К. Н. Волченкова и Я. В. Семенова, О.Р. Жерновая и Л. А. Петрукович, L. Rubenstein, A. Rameikis, L. Blass и J. Williams.
Актуальность данной исследовательской работы определяется значимостью эффективного обучения фразеологическим единицам английского языка в условиях современного образования и совершенствования учебно-педагогического процесса.
Цель данной дипломной работы - обосновать и разработать комплекс упражнений по обучению студентов-филологов фразеологическим единицам на материале выступлений TED talks.
Для достижения поставленной цели был обозначен ряд задач:
1) определить понятие «фразеологические единицы» и описать их основные классификации;
2) рассмотреть принципы обучения иностранному языку и особенности обучения лексике студентов-филологов;
3) разработать комплекс упражнений по обучению студентов-филологов фразеологическим единицам на материале выступлений TED talks.
Объектом исследования является процесс изучения фразеологических единиц английского языка. Предметом исследования в выпускной квалификационной работе выступает использование видеоматериалов TED talks для развития лексико-фразеологических навыков студентов филологического профиля.
Цель и задачи работы обусловили выбор методов исследования. В качестве основных использовались описательно-аналитический и классификационный методы, а также метод количественного анализа.
Структура дипломной работы, с общим объемом 60 страниц, состоит из введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, списка источников, списка сокращений и приложений.
...
Наше исследование было посвящено решению одной из актуальных задач в методике преподавания английского языка - составление комплекса упражнений для обучения студентов-филологов фразовым глаголам с использованием видеоматериалов TED Talks.
Для решения поставленных задач нами был проведен анализ зарубежной и российской литературы в области лингвистики, лингводидактики и методики преподавания иностранным языкам.
В ходе исследования были рассмотрены различные подходы к определению понятия «фразеологическая единица» и его классификации. Выяснилось, что несмотря на существующие расхождения в теории английской фразеологии, обучению фразеологических единиц английского языка в современной методике обращают особое внимание и посвящают исследования как российские, так и зарубежные методисты.
В ходе изучения роли фразовых глаголов как часть фразеологической системы английского языка, были выявления четыре основных подхода к их обучению. Как и А. В. Кунин, которой отмечал важность контекстологического обучения фразеологических единиц английского языка, нам трудно не согласиться с тем, что самым приемлемым и эффективным подходом среди всех 4 подходов является тот, который предусматривает обучение фразовых глаголов через контекст.
Так как обучение фразеологическим единицам английского языка происходит в рамках обучения лексике, мы рассмотрели особенности обучения лексике студентов-филологов, а также принципы отбора лексического материала для данного профиля обучения иностранным языкам. Обучение лексике необходимо проводить в соответствии с установленными в методике этапами, аналогичными формированию и развитию лексических навыков и умений.
Составление системы упражнений по обучению фразовым глаголам потребовала от нас определения основных принципов обучения иностранным языкам. Так, мы выделили шесть основных лингвистических, дидактических, собственно-методических, и психологических принципов, реализация которых, по нашему мнению, является необходимым в организации обучения фразеологическим единицам. В их число входят: а) принцип наглядности; б) принцип аутентичности; в) принцип посильности и доступности; г) принцип сознательности; д) принцип прочности, е) принцип коммуникативной направленности.
Использование различных медиа ресурсов в современной стадии обучения английскому языку является довольно популярной среди методистов преподавания английского языка во всем мире. Существует большое количество исследований об использовании различного рода видеоматериалов на занятиях по английскому языку и о наиболее эффективных способах и подходов к организации учебного процесса с их применением.
Одним из таких популярных ресурсов является видеохостинг TED Talks. Мы провели подробный анализ сайта данного видеохостинга и ознакомились существующим опытом внедрения видеоматериалов TED Talks в процесс обучения иностранным языкам российских и зарубежных исследователей, что значительно способствовало пониманию специфики и особенности работы с видеоматериалами данной платформы. Были выявлены три основных критерия отбора видеоматериала из TED Talks:
продолжительность, сложность языка рассказчика, соответствие содержания выступления интересам обучающихся. Помимо критериев отбора видеоматериалов, мы проанализировали и представили последовательность работы с TED Talks применительно к обучению фразовым глаголам английского языка. Таким образом, мы придерживаемся следующей последовательности работы с видеоматериалами: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный. Были приведены разновидность примеров упражнений, выполняемых на каждом этапе.
...
1. Амосова Н. Н. Основы английской фразеологии. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2010. - 216 с.
2. Аничков И. Е. Адвербиальные послелоги в современном английском языке. - М.: Наука, 1965. - 274c.
3. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка. - 2-е изд., перераб. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 376 с.
4. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 416 с.
5. Безменова Л. Э., Маринникова О. Д. Некоторые особенности
обучения фразовым глаголам английского языка // Мир педагогики и психологии, №5 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://scipress.ru/pedagogy/articles/nekotorye-osobennosti-obucheniya-frazovym- glagolam-anglijskogo-yazyka.html - Загл. с экрана (дата обращения 10.11.2023).
6. Бохач Н. А. Методика обучения фразовым глаголам английского языка на I курсе языкового вуза: Дис... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2006. - 211с.
7. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. - 310 с.
8. Волченкова К. Н., Семенова Я. В. Использование видеоматериалов сайта ted.com в обучении английскому языку студентов вузов неязыковых специальностей // Наука ЮУрГУ: материалы 66-й науч. конф. - Челябинск: Изд-во ЮУр. Ун-та, 2014. - С. 1151-1157.
9. Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Коряковцева Н. Ф. и др. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: КНОРУС, 2017. - 390 с.
10. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
11. Жерновая О. Р., Петрукович Л. А. Погружение в английский с “TED” (Dive into English with “TED” [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://www.unn.ru/books/met files/TED TALK.pdf - Загл. с экрана (дата обращения 15.11.2023).
12. Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. - 2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., Дубна: Феникс, 1996. - 200 с.
13. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 521 с.
14. Миньяр-Белоручев Р К. Методика обучения французскому языку. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
15. Нежведилова Л. А. К вопросу об обучении английским фразовым глаголам студентов I-II курсов неязыковых вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики, №8. - Тамбов: Грамота, 2013. - С. 118-120.
... всего 37 источников