Только Word
Введение 3
Глава 1. Традиции вербальной интерпретации образа Санкт-Петербурга: отражение в современном телевизионном контенте 9
1.1. Типологические особенности культурно-познавательных телепрограмм 9
1.2. Петербург в культурно-познавательных программах современного телевидения: многогранность образа 15
Глава 2. Телепроект «Питер-life» (на Интернет-телеканале «МОСТ»): от замысла к воплощению 25
2.1. Культурно-познавательная программа: методы и приёмы журналисткой работы 25
2.2. Образ Петербурга в выпусках программы «Питер-life» 35
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение №1 54
Приложение №2 102
Приложение №3 103
Приложение №4 104
Несмотря на то, что в сетке вещания телеканалов сегодня доминируют передачи развлекательного характера, и даже в новостных программах присутствуют элементы инфотейнмента, культурно-познавательные телепередачи востребованы телезрителем и в таких условиях. По данным рейтинга популярности телепередач на российском телевидении на 2016 г.1, первое место по числу просмотров в день заняла культурно-развлекательная телепередача «Орел и решка» (4692,1 просмотров за день), помимо этого, согласно данным рейтинга «100 наиболее популярных программ среди россиян в возрасте старше 4 лет в России на 4 квартал 2016 г.», четвертое место заняла культурно-просветительская программа «Синяя птица» (7,1% – доля просмотров)2. После так называемого кризиса 1990-х гг. данный вид передач снова привлекает внимание телезрителя. Доказательством тому служит появление многочисленных масштабных телепроектов, различаемых как по содержанию, так и по своей форме. Например, передачи «Петроград 17-го», «Закон есть закон» («ГТРК Санкт-Петербург»), программы «Мы строим Петербург», «Промышленный клуб» (телеканал «Санкт-Петербург»), а также телепроекты «Петербургские адреса», «Ленинградская коллекция», «Культурная эволюция», «Эрмитаж. Говорим и показываем» (телеканал «Санкт-Петербург») и др.
Важную роль играют средства массовой информации и коммуникации в процессе создания образа города или даже региона. Это связано с тем, что образ города, который закрепляется в сознании людей, способен оказывать огромное влияние на его судьбу и развитие. Более того, грамотно созданный и проработанный образ города способствует увеличению туристических потоков и укреплению внешних международных связей. Как замечал Л. В. Березин, «в жизни города, как в капле воды, отражаются все общественные процессы»3. Нельзя не сказать, что немаловажную роль играет не только внешний образ, облик города, но и внутренний образ, который формируется городскими СМИ. От этого сформированного имиджа зависит даже адаптация жителей к городской среде4. Безусловно, горожанам необходимо быть в курсе событий, которые происходят в месте, где они постоянно проживают.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблеме формирования образа территорий в последнее время уделяется все большее внимание в связи с аспектами формирования их инвестиционной и туристической привлекательности. В 2013 г. в журнале «Царскосельские чтения» была опубликована научная статья Е. А. Бесединой «Культурно-историческое наследие как брендовый ресурс: тема самостоятельной работы студентов-журналистов, изучающих историю России»5. Многие другие исследователи также обращались к этой теме, более того, в международной научной конференции «Медиа в современном мире: молодые исследователи» в Санкт-Петербургском государственном университете не один год подряд проводится заседание секции под названием «Имиджмейкинг и маркетинг городов и регионов», где обсуждаются наиболее актуальные проблемы и вопросы в данной области.
Санкт-Петербург – особый мегаполис, образ которого необычайно многогранен. Во многом его формируют и тиражируют СМИ, именуя Петербург «второй столицей, «Северной Венецией», «культурной столицей» и т. п. Особенно интересно, каким город предстаёт сегодня в сознании молодежной аудитории, какие новые его образы появляются и еще могут появиться....
Формирование образа Санкт-Петербурга сегодня является частью общей и очень важной задачи продвижения позитивного имиджа России в целом. Можно утверждать, что при наличии достаточно активных маркетинговых разработок по созданию и продвижению привлекательного имиджа географических территорий ни у одного российского города до сих пор нет комплексного и целостно сформированного образа. Тем не менее, их разработка уже началась. Специалисты-имиджеологи активно работают над механизмами реализации обширной задачи по созданию геоимиджей и не последнюю роль в этом отводят средствам массовой информации, в частности, телевидению. Грамотно выбранная приоритетная концепция «моего города», профессиональный отбор и структурирование событий, выбор тематики – все это говорит о том, что СМИ, наряду со своими главными функциями, достойно выполняют также имиджеобразующую функцию.
Одно из самых популярных имиджевых клише для Петербурга на сегодняшний день – «Петербург – культурная столица». Этот образ города активно эксплуатируется средствами массовой информации. Однако, помимо этого имиджа, за городом закрепилось множество иных: «вторая столица», «Северная Венеция», «колыбель революции», «окно в Европу» и пр.
В выпускной квалификационной работе было отмечено, что именно с помощью определенных методов и приемов журналисты формируют тот или иной образ Петербурга, а также поддерживают уже существующие. Более того, этот принцип реализуется в большей степени в культурно-познавательных телепередачах. Был проведен анализ отечественных телепередач («Это город Ленинград», «Петербург от А до Я. Новая энциклопедия»), посвящённых различным областям цивилизационных знаний. Данный анализ показал, что методы работы журналистов обеих передач во многом схожи: это и методы наблюдения, интервью, метод анализа документов, методы эксперимента и художественной реконструкции и пр. Так, именно от тематики и формата культурно-познавательной телепрограммы зависит тот или иной набор методов и приёмов тележурналистики, который будет использован в процессе производства аудиовизуального продукта.
За последние 10 лет появилось немало проектов, которые поддерживали и тиражировали устоявшиеся те или иные имиджевые клише. Например, передачи на телеканале «Культура»: «Абсолютный слух» (с 2012 г. по настоящее время), «Партитуры не горят» (2002-2010 гг.), «Игра в бисер» (2012-2013 гг.) и «Петербург: время и место» (2002-2009 гг.), на «Пятом канале» программа «Культурный слой» (2007-2010 гг.), на телеканале «Санкт-Петербург»: «Театральная гостиная» (с 2014 г. по настоящее время), «Ленинградская коллекция» (с 2016 г. по настоящее время), а также специальные проекты «ГТРК Санкт-Петербург»: «Ленинград 39/40. Незнаменитая война» (2016 г.), «Ленинград 1941-1944. Северный фронт» (2016 г.) и др.....
1. Агапитова С. Ю. Работа региональной редакции информационных программ // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. СПб, 2004.
2. Беззубов А. Н. Стилистические приёмы газетной речи. СПб: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2000.
3. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики: учеб. пособие. СПб: Специальная Литература, 2004.
5. Вильчек В. М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987.
6. Егоров В. В. Телевидение: Страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004.
7. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста. М., 2004.
8. Ильченко С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
9. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2009.
10. Ким М. Н. Гносеология журналистики // Теория журналистики: в поисках смысла, структуры и назначения / ред.-сост. М. Н. Ким. СПб, 2007.
11. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
12. Ким М. Н. От замысла к воплощению. СПб, 1999.
13. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб, 2005.
14. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Том I: Теория и история цивилизаций. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
15. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. С. 244....50