Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ C УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА 7
1. 1. Социально-психологический анализ детско-подростковой возрастной группы. Гендерные особенности и различия 7
1. 2. Цели и задачи социальной работы в школе. Гендер в социальной работе 25
1. 3. Гендер в социальной работе 33
1. 4. История социальной работы в школах 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ 41
2. 1. Организация исследования роли гендерного подхода в социальной работе в школе на базе ГБОУ СОШ №274 41
2. 2. Процедура проведения эмпирического исследования роли гендерного подхода в социальной работе на базе ГБОУ СОШ №274 45
2. 3. Обсуждение результатов и формирование рекомендаций эмпирического исследования роли гендерного подхода в социальной работе на базе ГБОУ СОШ №274 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Социальная работа в образовательной системе является важнейшей составной частью пространства социальной работы. Сегодня это самостоятельное направление деятельности, которое только недавно начало формироваться и уточняться. Ежегодно все более актуализируется и активизируется процесс внедрения социальных работников в образовательную сферу на всех ее уровнях. Обусловлено такое положение дел тем, что образование является важнейшим элементом в развитии и функционировании общества. Образование развивает личность человека, социализирует индивида, включает в себя художественное и духовно-нравственное формирование человеческой личности. Самой важной функцией образовательной системы является подготовка квалифицированных кадров для поддержания системы обеспечения духовных и материальных потребностей общества.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в Российской Федерации проблематика социальной работы в школах, и тем более, гендерный аспект данной работы, находится на низком уровне изученности и разработанности. Как показывают мировые исследования социальной работы, в первую очередь ее проблемы отражаются на детях. Социальная работа в школе с обязательным вниманием к гендерным различиям, особенностям детей крайне важна. Так, исследования роли гендера в работе с детьми на сегодняшний день в мировом научном сообществе говорят о том, что дети нередко требуют разный подход в воспитании. А социальная работа, в каком-то смысле, является воспитательной работой с детьми. Таким образом, роль гендера воспринимается неотъемлемым инструментом социальной работы. Социальные работники сегодня принимают активное участие в процессе формирования личности и ее социализации. Работа таких специалистов направлена не только на работу с трудными детьми или детьми из неблагополучных детей. Сегодня школьная социальная служба активно занимается профилактикой неблагополучия, патриотическим и социальным воспитанием воспитанников. В Российской Федерации в системе образования трудятся и социальные работники, и социальные педагоги, которые помогают детям и их родителям преодолевать те или иные жизненные трудности.
Современные исследования текущей ситуации отмечают, что социально-экономические кризисы, с которыми столкнулась наша страна в последние годы, стали причиной смещения фокуса внимания родителей и педагогов, что сказывается на воспитание подрастающего поколения. Вместе с тем проблемы молодежи стали проявляться еще острее, что требует пристального внимания. В связи с этим деятельность социальных работников в школах крайне важна.
Специалисты сегодня выделяют следующие основные типы проблем, с которыми сталкиваются дети и их родители в процессе обучения в школе:
• Проблема неуспевающих учеников. Данная проблема выходит за рамки школьной деятельности и становится одной из наиболее острых и труднорешаемых. Социальные работники могут внести значимый вклад в разрешение данной проблемы.
• Проблемные группы детей, находящихся в поле внимания и ведения социальных служб: дети из неблагополучных семей, из многодетных семей, детей, не имеющих одного родителя, детей-сирот, детей-инвалидов и т. д.
Число детей со школьными проблемами растет с каждым годом. Принято выделять две базисные группы факторов: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Внешние факторы — это условия, в которых развивается и растет ребенок, отличающиеся спектром отрицательных и положительных черт. Данные условия могут зависеть от социальной депривации (дети недополучают социальных контактов, взаимопонимания, внимания со стороны родителей, проявляют однозначное отставание в психическом и функциональном развитии). Также очень часто встречаются внешние факторы такого рода: низкая квалификация учителей, плохие экологические условия, отсутствие необходимых знаний у родителей и так далее. Внутренние факторы — те, которые проявляются в отклонениях в физическом развитии ребенка, в нарушении состояния его здоровья и т. п.
В случае, если родители по какой-либо причине не могут помочь ребенку разрешить его проблемы, эту задачу может постараться выполнить социальный работник (педагог). Именно в этой связи считается, что деятельность социальных работников в направлена не только на работу с детьми, но и на работу с семьей в целом.
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках и проблемах, на которые указывают сами ученики, их родители и учителя. А в решении этих проблем и недостатков прибегать к альтернативным концепциям к их устранению.
Как следует из вышесказанного, можно заключить, что социальная работа в школе необходима для организации активного сотрудничества учеников, родителей, преподавателей и школьной администрации в целях оказания квалифицированной, своевременной, всесторонней реальной помощи детям, родителям, учителям. Таким образом, работа школьной социальной службы направлена на защиту и помощь каждой личности — каждому участнику социального пространства в школе.....
В процессе работы были достигнуты задачи исследования, которые сформировали следующие выводы:
1. Детско-подростковый возраст является для человека одним из самых сложных и важны в становлении его личности. Современные исследования говорят о том, что социально-психологические особенности детей младшей, средней и старшей возрастных групп сильно отличаются друг от друга. Различаются не только физиологическое состояние и потребности. Также заметные изменения происходят в психологическом состоянии детей. Если в младшей возрастной группе различия носят больше психологический характер, то средняя и старшая возрастные группы характеризуются сильным всплеском психофизиологических, гендерных различий, что, безусловно, оказывает влияние на школьную жизнь и на выбор подхода в работе с такими детьми.
2. Важность социальной работы сегодня является очевидной для общества большинства стран мира. Социализация детей в современной школе на современном этапе осуществляется под методичным воздействие гендерных стереотипов. Сегодня движущей силой является систематическая работа по формированию у детей школьного возраста гендерной культуры личности. Систематический гендерный подход представляется наиболее желанным для достижения этой цели, т.к. исследования зарубежного опыта свидетельствуют об успешном внедрении и прагматическом использовании данного опыта в работе над повышением культуры детей, родителей, а также квалификации учителей. Роль гендера сегодня рассматривается как ключевая в образовании. Новое явление гендерной социализации вносит множество вопросов в организацию и систематизацию данного подхода.
3. Изучение истории развития социальной работы в школе сформировало понимание, что на протяжении всей социальной работы профессия сформировала довольно объемный пласт знаний и представлений. Сегодня идеальная школа представляется как творческое, свободное пространство, в котором каждая личность сможет развить свои сильные стороны и подтянуть слабые. Социальная работа в школе направлен на достижение данных целей. Ведется объемная работа над созданием инфраструктуры, принимаются законы, осуществляется финансирование, подготавливаются высококвалифицированные кадры. Долгое время социальная работа в школе представлялась нечто невозможное и не имеющая место. Социальная работа рассматривалась как отдельный институт деятельности. Однако сегодня это уже не так. Сегодня социальная работа и воспитание школьников требует активного развития, становления новой инфраструктуры и внедрение, по сути, новой профессии, специалисты которой буду тактично и деликатно обращаться с детьми в процессе своей работы.
4. В процессе работы было организовано эмпирическое исследование роли гендерного подхода в социальной работе в школе на базе ГБОУ СОШ №274. В первую очередь был проведен анализ базы исследования, который показал пригодность ее состава для изучения сформированной ранее задачи. Далее были выбраны методы исследования и разработан аппарат этапов исследования. Одним из важнейших этапов стала разработка методик, которые позволили бы достигнуть цели исследования Таковыми стали методики: «Глубинное интервью с социальным педагогом/психологом»; «Тест-опросник для учителей».
5. Важнейшим этапом исследования стал этап применения методик (разработанных ранее) на базе исследования с выборкой 15 человек (5 социальных педагогов/психологов и 10 учителей). Проведенные методики подробно проанализированы и интерпретированы, в том числе и визуально.
6. Интерпретация результатов исследования сформировало понимание того, что исследование подтвердило все три гипотезы, которые были выдвинуты в начале исследования. Таким образом, роль гендерного подхода не является ключевой в работе социального педагога/психолога с детьми, что было подтверждено и со стороны специалистов-практиков данной сферы, и со стороны учителей (специалистов, которые ежедневно сталкиваются с работой социальных педагогов/психологов и наблюдают за ней. Кроме того, учителя, также, как и социальные педагог/психолог, принимают активное участие в воспитательной работе с детьми).
Итак, роль гендера в работе с детьми на протяжении всей истории исследования культивировалась и поощрялась. Гендер и его понятия, его учет, имеют свою роль в повседневной работе с детьми разных возрастов. Однако, как такового, гендерного подхода в работе с детьми не существует. Исследования, проведенное в рамках данной работы, подтверждает гипотезу о том, что что гендерный подход в работе социального педагога/психолога по отношению к детям не имеет места. Таким образом, цель работы можно считать достигнутой.
1. Аникеева О. А. Социальная работа в сфере образования: понятие, теория, практика / О. А. Аникеева // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2007. — №2. — С. 56-59.
2. Анищенко С. А. Особенности профессиональной и гендерной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте // С. А. Анищенко. — М., 2006. — 140 с.
3. Ахмедова А. М. Социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте / А. М. Ахмедова, Ф. А. Махмудова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 134-137.
4. Базарова Т. С. Критерии профессионализма специалиста по социальной работе / Т. С. Базарова // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. — 2013. — №5. — С. 78-82.
5. Басова В. М. Социально-педагогические аспекты воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью / В. М. Басова // Вестник КГУ. — 2013. — №5. — С. 170-173.
6. Басова В. М. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация / В. М. Басова, О. Н. Веричева // Вестник Костромского государственного университета. — 2012. — №3. — С. 167-171.
7. Баттерворт Дж. Принципы психологического развития // Дж. Баттерворт, М. Харрис. — М.: Когито-Центр, 2000. — 349 с.
8. Бевз Г. М. Социальная работа как профессиональная сфера деятельности / Г. М. Бевз // Известия Самарского научного центра РАН. — 2013. — №2-1. — С. 104-107.
9. Божович Л. И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Психология в вузе. — 2008. — №5. — С. 121-150.
10. Боссонг Х. Об истории становления социальной работы в школе / Х. Боссонг // Вестник Новгородского университета им. Н. И. Лобаческого. — 2012. — №4(28). — 67-69.
11. Брагина Л. Речь о достоинстве человека (Джованни Пико делла Мирандола) / Л. Брагина // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. — №.1. — С. 506-514.
12. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания / Б. З. Вульфов // Педагогика. — 1992. — № 5/6. — С. 45-49.
13. Выготский Л. С. Психология развития ребенка // Л. С. Выготский. — М.: Эксмо, 2004. — 512 с.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений, Т. 6 // Л. С. Выготский, М. Г. Ярошевский. — М.: Педагогика, 1984. — 386 с.
15. Галажинский Э. В. Социально-психологические проявления личностной беспомощности на различных возрастных этапах / Э. В. Галажинский, Д. А. Циринг // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2010. — №339. — С. 139-142....