ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению развития универсальных учебных действий у младших школьников 8
1.2. Возрастные особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся младших классов 15
1.3. Индивидуальный стиль деятельности педагога как условие развития универсальных учебных действий 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов 40
2.3. Программа по развитию универсальных учебных действий у младших школьников 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 70
Приложение 2.Сводные таблицы полученных данных 88
Приложение 3. Программа по развитию универсальных учебных 96 действий у младших школьников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению развития универсальных учебных действий у младших школьников 8
1.2. Возрастные особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся младших классов 15
1.3. Индивидуальный стиль деятельности педагога как условие развития универсальных учебных действий 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов 40
2.3. Программа по развитию универсальных учебных действий у младших школьников 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 70
Приложение 2.Сводные таблицы полученных данных 88
Приложение 3. Программа по развитию универсальных учебных 96 действий у младших школьников
Актуальность проблемы исследования. Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой задачу формирования универсальных учебных действий (УУД). Формирование универсальных учебных действий, обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении "универсальные учебные действия" - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Анализ литературы по теме показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана.
Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы работы.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста и недостаточностью путей решения проблемы.
Проблема исследования: каков характер связи между сформированностью универсальных учебных действий младших школьников и индивидуальным стилем деятельности педагога?
Цель исследования: решение проблемы исследования.
Объект исследования - универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет исследования - универсальные учебные действия младших школьников, обучающихся у педагогов с разными индивидуальными стилями педагогической деятельности.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что у школьников, обучающихся у педагогов с рассуждающе-методическим стилем педагогической деятельности, в структуре УУД доминируют регулятивные и познавательные умения, в то время как у школьников, обучающихся у педагогов с эмоционально-методическимстилем педагогической деятельности, преобладают личностные и коммуникативные УУД.
Задачи исследования:
1. изучить степень разработанности проблемы универсальных учебных действий младших школьников;
2. изучить особенности универсальных учебных действий младших школьников, обучающихся у педагогов с разными индивидуальными стилями деятельности;
3. разработать программу по развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Теоретическая основа исследования. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся рассматриваемых А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой
Методы исследования. Организационный (теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования); эмпирические (наблюдение, диагностические методики, констатирующий эксперимент), методы количественной и качественной обработки, статистические методы, интерпретационный метод.
Методики исследования. В ходе эмпирического исследования применялись следующие психологические методики: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина);анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой);анкета «Оценка сформированности целеполагания, контроля, оценки»;методика «Образец и правило»; «МЭДИС - методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей»; «Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)»; методика «Рукавички» (А.Г. Цукерман); методика «Задание- Дорогак
дому»(модифицированноезадание«Архитектор-строитель»);методика, направленная на изучение индивидуального стиля деятельности педагога (А.К. Марковой, А.Я. Никоновой).
Практическая значимость исследования. Разработанная автором программа по развитию универсальных учебных действий у младших школьников может найти применение в деятельности педагогов начальной школы, практических психологов системы образования.
Выборка и база исследования. Исследование проводилось в Белгородской области, город Белгород, МБОУ СОШ №33. В исследовании принимали участие школьники с 1 по 4 класс, в количестве 204 школьника и 8 педагогов (все педагоги имеют высшее педагогическое образование, стаж работы более 5 лет), общее количество испытуемых 212 человек.
Анализ экспериментальных данных проводился с помощью стандартного пакета программ MS Excel.
В широком значении "универсальные учебные действия" - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Анализ литературы по теме показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана.
Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы работы.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста и недостаточностью путей решения проблемы.
Проблема исследования: каков характер связи между сформированностью универсальных учебных действий младших школьников и индивидуальным стилем деятельности педагога?
Цель исследования: решение проблемы исследования.
Объект исследования - универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет исследования - универсальные учебные действия младших школьников, обучающихся у педагогов с разными индивидуальными стилями педагогической деятельности.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что у школьников, обучающихся у педагогов с рассуждающе-методическим стилем педагогической деятельности, в структуре УУД доминируют регулятивные и познавательные умения, в то время как у школьников, обучающихся у педагогов с эмоционально-методическимстилем педагогической деятельности, преобладают личностные и коммуникативные УУД.
Задачи исследования:
1. изучить степень разработанности проблемы универсальных учебных действий младших школьников;
2. изучить особенности универсальных учебных действий младших школьников, обучающихся у педагогов с разными индивидуальными стилями деятельности;
3. разработать программу по развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Теоретическая основа исследования. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся рассматриваемых А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой
Методы исследования. Организационный (теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования); эмпирические (наблюдение, диагностические методики, констатирующий эксперимент), методы количественной и качественной обработки, статистические методы, интерпретационный метод.
Методики исследования. В ходе эмпирического исследования применялись следующие психологические методики: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина);анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой);анкета «Оценка сформированности целеполагания, контроля, оценки»;методика «Образец и правило»; «МЭДИС - методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей»; «Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)»; методика «Рукавички» (А.Г. Цукерман); методика «Задание- Дорогак
дому»(модифицированноезадание«Архитектор-строитель»);методика, направленная на изучение индивидуального стиля деятельности педагога (А.К. Марковой, А.Я. Никоновой).
Практическая значимость исследования. Разработанная автором программа по развитию универсальных учебных действий у младших школьников может найти применение в деятельности педагогов начальной школы, практических психологов системы образования.
Выборка и база исследования. Исследование проводилось в Белгородской области, город Белгород, МБОУ СОШ №33. В исследовании принимали участие школьники с 1 по 4 класс, в количестве 204 школьника и 8 педагогов (все педагоги имеют высшее педагогическое образование, стаж работы более 5 лет), общее количество испытуемых 212 человек.
Анализ экспериментальных данных проводился с помощью стандартного пакета программ MS Excel.
Целью нашего исследования является изучение особенностей психолого-педагогического развития универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе у школьников, обучающихся у учителей с разными стилями педагогической деятельности. Мы рассмотрели современные требования ФГОС и особенности психолого-педагогического сопровождения к обучению.
Проведя теоретический анализ по проблеме исследования, мы пришли к выводу что, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в физиологическом и психическом развитии.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.
Проведя эмпирическое исследование мы пришли к таким выводам: Мониторинг сформированности УУД характеризуется следующими признаками:
• Личностный компонент, от содержания момента школьной действительности и образца «хорошего ученика» (1класс) до нравственно-этической ориентации (4класс).
• Регулятивный компонент: от отсутствия цели (1класс) до принятия познавательной цели (4класс); от контроля (1класс) до актуального контроля (4класс); от оценки (1класс) до потенциально адекватной оценки (4класс);
• Познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого (1класс) переходит в средний (4класс);
• Коммуникативный компонент, изменяется от установления контактов (1класс) до сложных видов кооперации (умения слушать,
слышать и понимать партнера).
Также было выявлено, чтоу школьников, обучающихся у педагогов с рассуждающе-методическим стилем педагогической деятельности в структуре УУД доминирует регулятивные и познавательные умения, в то время как у школьников обучающихся у педагогов с эмоционально-методическим стилем педагогической деятельности преобладают личностные и коммуникативные УУД.
Таким образом, цели и задачи достигнуты гипотеза нашла своё подтверждение.
Проведя теоретический анализ по проблеме исследования, мы пришли к выводу что, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в физиологическом и психическом развитии.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.
Проведя эмпирическое исследование мы пришли к таким выводам: Мониторинг сформированности УУД характеризуется следующими признаками:
• Личностный компонент, от содержания момента школьной действительности и образца «хорошего ученика» (1класс) до нравственно-этической ориентации (4класс).
• Регулятивный компонент: от отсутствия цели (1класс) до принятия познавательной цели (4класс); от контроля (1класс) до актуального контроля (4класс); от оценки (1класс) до потенциально адекватной оценки (4класс);
• Познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого (1класс) переходит в средний (4класс);
• Коммуникативный компонент, изменяется от установления контактов (1класс) до сложных видов кооперации (умения слушать,
слышать и понимать партнера).
Также было выявлено, чтоу школьников, обучающихся у педагогов с рассуждающе-методическим стилем педагогической деятельности в структуре УУД доминирует регулятивные и познавательные умения, в то время как у школьников обучающихся у педагогов с эмоционально-методическим стилем педагогической деятельности преобладают личностные и коммуникативные УУД.
Таким образом, цели и задачи достигнуты гипотеза нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК
УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Оценочная деятельность обучающихся как фактор формирования универсальных учебных действий на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством co-бытийных форм внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Организация внеурочной деятельности младших школьников (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия достижения метапредметных результатов у младших школьников в литературном образовании
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НИЗКОЙ
ОБУЧАЕМОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017



