Слово справедливость связано в первую очередь с представлением о некоем правопорядке. Оберегать этот правопорядок - дело судьи, который должен следить за соблюдением правил, обычаев или закона. Нравственное значение этого слова шире: справедливость воздает должное каждому, даже если это должное не зафиксировано обычаем или законом. По естественному праву обязанность правосудия сводится в конечном итоге к некоему равенству между людьми при обмене или распределении. В религиозном смысле, т.е. когда речь идет об отношениях ч-ка с Богом, применение юридической терминологии в наших языках менее широко, чем в Библии. Конечно, о Боге часто говорят, как о праведном Судии, и называют Судом момент, когда ч-к предстанет пред Богом. Но это религиозное употребление юридических выражений представляется необычайно узким по сравнению с языком Библии. Хотя и близкое к некоторым другим выражениям (прямота, святость, честность, совершенство и пр.), слово «правда-справедливость» стоит в центре вполне определенной группы слов, выражающих по-русски понятия « праведный», «справедливость», «оправдывать», « оправдание» (евр цдк: греч δίхαιος).
Вопрос о Божественной справедливости – сложный. Наверное, трудно назвать Бога справедливым. Даже невозможно. Божественной справедливости мы не замечаем. Да мы и не ищем у Бога никакой справедливости. Мы ищем у Него милости.
Там, где есть милость и любовь, не может быть справедливости. Справедливость должна быть на суде. Когда есть суд, рассуждение, когда каждому – по делам его, когда каждому – по заслугам его…
А вот у Бога справедливости просить невозможно. Даже царь Давид в своём псалме говорит: «Суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя» (Пс. 7:9).
Не «по Твоей правде», потому что перед правдой Божией никто устоять не может. Поэтому мы не к справедливости Божественной обращаемся, а к Его безграничной милости и любви.
Считать, что Бог посылает нам скорби, несчастья и этим как бы воздает Свою справедливость – глубочайшая ошибка. Бог не посылает скорби, зло, болезни, несчастья. Как можно вообще так подумать, что Бог может послать кому-то несчастье! Это противоречит Его божественной природе.