Работа сделана на примере ОГИБДД МО МВД России (птг. Каменский, Саратовская область).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 6
1.1 Уголовно-правовая характеристика дорожно - транспортных происшествий 6
1.2. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий 10
1.3. Классификация, учет и принципы дорожно – транспортных происшествий 14
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД МВД РОССИИ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОГИБДД МО МВД РОССИИ КАМЕНСКИЙ) 18
2.1 Контроль за соблюдением Правил дорожного движения 18
2.2 Выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения 24
2.3 Анализ правоприменительной практики в области по предупреждению правонарушений в сфере дорожно-транспортных происшествий 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 38
3.1 Проблемы предупреждения правонарушений в сфере дорожно-транспортных происшествий 38
3.2 Пути повышения эффективности мер ответственности в целях предупреждения правонарушений в сфере дорожно-транспортных происшествий 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Актуальность исследования. Дорожное движение это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
На обеспечение безопасность дорожного движения направлен комплекс мероприятий повышающих защищенность граждан и общество в целом от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Большинство мероприятий этого комплекса выполняют сотрудники дорожно-патрульной службы. ДПС это структурное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всем мире. ГИБДД России была опубликована статистика по количеству дорожно - транспортных происшествий за 2019 год.
Всего за 2019 год в России произошло 169 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших на дорогах остается на очень высоком уровне, согласно статистическим данным, выше чем в странах Европы в 3-4 раза. По данным ГИБДД, только за один год страна потеряла 19 тыс. человек, более 215 тыс. человек получили телесные повреждения. При этом пьяными за рулем было выявлено 12 тыс. человек.
Пешеходы за 2019 год стали участниками 53 тыс. ДТП. Возрос детский травматизм на дорогах, так на 1.6% стало больше ДТП с участием детей.
В Свердловской области согласно официальным данным, количество погибших в ДТП в 2017 году снизилось на 7,5% (в авариях погиб 221 человек).
По вине водителей автобусов совершено 85 дорожно-транспортных происшествий, в которых три человека погибли и 129 получили травмы различной степени тяжести.
Но есть и удручающая статистика, в минувшем году на 13,5% увеличилось число аварий с участием детей и подростков. Их зарегистрировано 236 (12 детей погибли и 242 получили ранения) .
Дорожно-патрульная служба является крупнейшим подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (объединяет свыше 70 % общей численности сотрудников и материально-технических средств ГИБДД), принадлежит важная роль в предупреждении дорожно-транспортных происшествий непосредственно в процессе дорожного движения, поскольку она представляет собой практически единственный элемент системы БДД, непосредственно «включенный» в наиболее продолжительную, относительно криминогенную и, по существу, определяющую стадию дорожного движения.
Следовательно, решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения во многом зависит от повышения эффективности деятельности ДПС ГИБДД, совершенствования правового регулирования организационного построения, правоприменительной и тактической деятельности этой службы, е надлежащего кадрового обеспечения.
Несмотря на очевидную важность научного осмысления указанного комплекса проблем, новизна исследования пока остается явно недостаточной.
Большая часть имеющихся работ, обращенных к проблематике ГИБДД (Н.П. Балашова, А.А. Белов, А.С. Квитчук, В.Н. Кирьянов, Е.А. Козловская, B.C. Кураков, В.П.), вопросы функционирования дорожно-патрульной службы рассматривают лишь фрагментарно. В частности, предметом специального научного исследования не были такие вопросы, как становление и развитие института дорожно-патрульной службы, нормативноправовое закрепление ее организационной структуры, форм и методов работы, включая вопросы тактики и особенности правоприменительной деятельности.
Отмеченные обстоятельства обусловили актуальность темы исследования, ее предмет, цели и задачи.
Цель работы: рассмотреть правовое положение и организацию деятельности ОГИБДД МО МВД России Каменский.
Задачи работы:
- рассмотреть уголовно-правовую характеристику дорожно - транспортных происшествий;
- выявить основные направления деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в области предупреждения правонарушений в сфере дорожного движения (на примере ОГИБДД МО МВД России Каменский)
- изучить проблематику и предложить пути повышения эффективности мер ответственности в целях предупреждения правонарушений в сфере дорожно-транспортных происшествий (на примере ОГИБДД МО МВД России Каменский)
Предмет исследования: общественные отношения в сфере обеспечения правил безопасности дорожного движения.
Объект исследования: безопасность дорожного движения.
Метод исследования: теоретический, статистический, сравнительный, логический, анализ документов.
Структура состоит из введения, трех глав, разделенные на разделы, заключения, списка использованных источников.
Состояние аварии на дорогах - одна из самых острых юридических, социально-эко-номических и политических проблем в нашем государстве.
Сегодня весь цивилизованный мир занимается проблемой сохранения жизни и здо¬ровья людей на улицах и пытается ее решить. Большинство аналитиков МВД РФ одной из основных причин аварии на дорогах указали противоправное поведение водителей транс¬портных средств.
В связи с этим обеспечение безопасности дорожного движения в современных условиях высокого роста автомобильной промышленности является одной из насущных проблем, имеющих большое социальное и экономическое значение.
Существует реальная опасность увеличения людских и материальных потерь, свя-занных с дорожно-транспортными происшествиями (дорожно-транспортными происше-ствиями).
Под безопасностью дорожного движения понимается специфическое состояние от-ношений, упорядоченных в результате нормирования и правового осуществления обще-ственных отношений, исключающих реальные потенциальные опасности для участников дорожного движения, степень и качество их безопасности от ДТП и негативные послед-ствия эксплуатации транспортных средств при осуществлении социально необходимого объема движения людей и объектов их работы.
Неудовлетворительная ситуация с безопасностью дорожного движения в значи-тельной степени обусловлена несовершенством правового регулирования деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью государственного управления и реализуемых административных и соци-ально-экономических реформ в различных областях является, в конечном счете, консти-туционная защита прав человека и свобод.
В связи с этим законодательное регулирование в области BJJ должно иметь четкую социальную ориентацию, ориентированную на сокращение числа погибших и пострадав-ших в АВАРИИ, предотвращение несчастных случаев, а также снижение тяжести их по-следствий.
Крайне сложно изменить общественную осведомленность о проблеме безопасности дорожного движения. Граждане часто не понимают сути реформ в этой сфере. Много мнимых правозащитников, ложных информаторов, часто просто очерненных публикаций и передач.
В связи с этим приоритетной задачей является обеспечение поддержки мер, приня-тых государством сегодня. В информационной работе важно наладить прямой диалог с населением.
В деятельности по контролю за соблюдением правил дорожного движения основ-ным направлением является внедрение средств автоматической фиксации нарушений, правил дорожного движения. Первые примеры в ряде тем показывают, что создание си-стемы автоматического управления, кроме положительного влияния на состояние аварий-ной ситуации, еще и экономически оправдано.
Значительно больше внимания уделялось спасению жизни, поэтому дорожно-транспортные происшествия, к сожалению, являются неизбежными расходами автомоби-листов. И по всем стандартам решается главная задача-спасти жизнь человека, макси-мально снизить тяжесть последствий.
Слабые стороны и еще нерешенные проблемы сформировавшейся в современных условиях системы управления транспортной безопасностью в стране. Сейчас важно не пе¬речеркивать выработанное в последние годы, а последовательно наращивать усилия, и мировой опыт это тоже подтверждает.
Хочу подчеркнуть, что ОГИБДД МО МВД России Каменский выполняет специ-альные контрольные, надзорные и разрешительные функции в сфере безопасности дорож-ного движения. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность в сотрудни-честве с другими отделами внутренних дел Российской Федерации, с военной инспекцией, юридическими лицами и другими организациями, со средствами массовой информации, а также надлежащим образом сотрудничает с правоохранительными органами иностранных государств.
Деятельность сотрудников службы ГИБДД МВД России направлена на обеспече-ние бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения и оказание помощи его участникам.
Следует также сказать, что правильное использование метода принуждения вла-стями, в том числе органами внутренних дел, повышает эффективность управленческой деятельности, функционирование административно-правовых институтов, стабильность правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонаруше¬ний.
Несомненно, законы управления имеют достаточно далеко идущие полномочия в области принуждения, что не исключает нарушения, которые имеют компетентные ор-ганы, которые управляют государственным управлением. В связи с этим законодательство в определенных случаях защищает граждан, чьи права и интересы были нарушены.
Административные принудительные меры имеют превентивную направленность и являются средством предотвращения преступности в области безопасности дорожного движения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021) // Со-брание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
4. Федеральный закон от 23.04.2019 № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264–1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Собрание Законодательства РФ. – 23.04.2019. - №65. – ст.2.
5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасно¬сти дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. - 11.12.1995. - № 50. - ст. 4873.
6. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание Законодательства РФ. – 07.02.2011. - №3. – ст.56.
7. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) «О по-рядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкоголь-ного, наркотического или иного токсического)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390)// Собрание законодательства РФ. - 18.12.2015. - № 933.
8. Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утвержде-нии Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Россий¬ской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государ¬ственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законо¬дательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (Зареги¬стрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48459)// Собрание законодательства РФ. - 23.08.2017. - № 664. - ст. 50.
Судебная практика
9. Архив Мирового суда № 3 Свердловской области за 2016 год.
10. Приговор имени Российской Федерации по делу № 1-72016 в отношении «Н», по статье 264.1 УК РФ // Архив Мирового суда № 3 Свердловской области за 2016.
11. Постановление по делу об административном правонарушении №5- 1262016 в отношении «С», по статье 12.8 ч 1. КоАП РФ // Архив Мирового суда № 3 Свердловской области за 2016.
Основная литература
12. Волколупов В. Г. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил до-рожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 15. — С. 2201–2205
13. Головко, В.В. Формы и методы надзора за дорожным движением // Транспорт¬ное право. - 2017. - № 5. – С.52.
14. Зубенко Е.В., Лаптев С.А. Особенности организации и проведения розыск-ных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно- транспортных преступ¬лений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности // Транспортное право. 2014. № 4. С. 19.
15. Зубенко Е.В., Степанюгин К.В. Организация деятельности органов внутрен¬них дел на первоначальном этапе раскрытия и расследования оставления в опасности при дорожно-транспортном происшествии: учебно - практическое пособие. Хабаровск, 2015. С.5.
16. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н., «Криминалистика для следователей и дознавате-лей: научно-практическое пособие. М.: Контракт, 2010. С.683.
17. Ищенко П.П. Методика расследования ДТП // Криминалистика: учебник: В т. 2. Волгоград,.2008. С.158.
18. Ищенко П.П. Методика расследования ДТП // Криминалистика: учебник: В т. 2. Волгоград. 2008. С.156
19. Криминалистика: учебник / [К. Г. Иванов и др.; под науч. ред. В. Н. Караго-дина, Е. В. Смахтина]; Министерство науки и высшего образования Российской Федера-ции, Тюменский государственный университет. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. — 652 с.
20. Лукьянов, В.В. Безопасность дорожного движения. - М.: Транспорт, 2013. - С. 262.
21. Майоров В.И., Петров А.Ю. Государственный контроль и надзор в сфере обес¬печения безопасности дорожного движения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. N 5-6. С. 249.
22. Проценко С. В. О транспортном средстве как источнике повышенной опасно¬сти в российском уголовном законодательстве // Российский следователь. 2009. № 23. С. 19–23
23. Полякова, С. В. Безопасность дорожного движения: истоки, история и реаль¬ность // Проблемы права. – 2017. – № 2. – С. 110-115.
24. Сидоренко Э. Л. Особенности квалификации преступлений преюдиционного характера // Общество и право. 2016. № 1. С.60–64
25. Сомин В.Н. Социальное управление предупреждением преступности: введе¬ние в теорию: монография. Иркутск, 2017. с.652.
Дополнительная литература
26. Грибунов О.П., Трубкина О.В., Третьякова Е.И. Тактические особенности про¬ведения следственного осмотра: учебное пособие. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. С.5.
27. Курсков, Е. Исследование: 40% ДТП в России происходит из-за плохих до-рог // Известия. – 2016. – 19 января. - С. 5
28. Майоров В.И. Контроль и надзор в сфере дорожного движения // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2015. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-i-nadzor-v-sfere-dorozhnogo-dvizheniya (дата обраще-ния: 06.02.2021).
Интернет-ресурсы
29. Аналитические обзоры состояния безопасности дорожного движения [Элек-тронный ресурс] // Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России // https://нцбдд.мвд.рф.
30. Официальный сайт Госавтоинспекции РФ [Электронный ресурс]. Режим до¬ступа: http://www.gibdd.ru (дата обращения 11.02.2021).
31. Профилактические мероприятия «Пешеход, пешеходный переход» (15-20 но¬ября 2019 г.) // http://www.gibdd74.ru/AKCII_I_MEROPRIJaTIJa.