Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Утопическая фантастика А. А. Богданова и И. А. Ефремова: проблема литературной преемственности

Работа №143990

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы69
Год сдачи2023
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава первая. А. А. Богданов и И. А. Ефремов: контекст 5
1.1. Терминология 5
1.2. Культурные истоки 11
1.3. Русская утопическая традиция 15
Глава вторая. А. А. Богданов и И. А. Ефремов: контактные связи 43
2.1. PRO 43
2.3. CONTRA 49
Глава третья. А. А. Богданов и И. А. Ефремов: некоторые проблемы поэтики 54
3.1. Пространство и время утопии 54
3.2. Отношения с утопическим каноном 59
Заключение 63
Список использованной литературы 65


В рамках данного исследования проделана работа, цель которой — решение проблемы преемственности утопического творчества двух авторов научной фантастики — Александра Богданова (Малиновского) и Ивана Ефремова — в контексте истории русской утопии. Проблема подразумевает выявление степени сходства и различий их произведений с учётом разных видов связи между ними: генетической, контактной и типологической.
Для изучения первого вида связи необходимо было с помощью культурно-исторического метода обозначить специфику утопического жанра в русской литературе, ранее изученного многими отечественными исследователями, затем выявить основные идеи и художественные особенности русской утопии вообще, проявившиеся в творчестве исследуемых авторов. При этом можно выделить главные, магистральные особенности жанра в России и другие, менее важные тенденции. Изучение этой генетической связи утопистов с национальным жанром выполнено в первой главе, вторая же глава посвящена контактной связи между авторами — прямому сравнению творчества Богданова и Ефремова.
Интерес к этим двум писателям обусловлен значительным сходством их главных научно-фантастических утопий: «Красной звезды» Богданова и «Туманности Андромеды» Ефремова, — но не только их: для исследования привлекаются и другие произведения фантастов, имеющие утопические мотивы. Писатели жили и создавали свои проекты идеального общества в разное историческое время: Богданов в начале ХХ века, до Октябрьской революции и установления советской власти в России, Ефремов — в 50-х–60-х гг. ХХ века — в разгар космической эры человечества. Таким образом, исследованию подлежат два феномена разных эпох, породивших в первом случае утопию революционную, во втором — оттепельную. Однако при всех идейных различиях, естественных для сформированных разными историческими и биографическими обстоятельствами писателей, внимание привлекает именно степень их мировоззренческого сходства, вызванного, по-видимому, не столько приверженностью коммунистической идеологии, сколько принципу научного подхода: оба были учёными-энциклопедистами, пришедшими в литературу из других наук и сфер деятельности.
Помимо близкой для обоих авторов мировоззренческой концепции, имеющей корни в общих источниках и сформировавшей в их творчестве так называемую «коммунистическую утопию», есть основания говорить и о контактной связи между писателями. Хотя со стороны Ефремова и нет прямых ссылок на Богданова, что связано с цензурными трудностями политического контекста прошлого — Богданов, будучи марксистом, тем не менее являлся идейным оппонентом Ленина по множеству основополагающих вопросов построения социалистического общества, из-за чего подвергался яростной критике и практически не издавался в СССР — есть несколько косвенных признаков, указывающих на то, что Ефремов был знаком с творчеством и идейным наследием Богданова. Этот факт позволяет изучать их с точки зрения непосредственного влияния одного на другого и через сравнительный анализ раскрывает немало новых, интересных для отечественного литературоведения фактов.
Помимо вопросов генетического и контактного характера связи между творчеством исследуемых писателей, логичным представляется изучить и третью из возможных связей — типологическую, относящуюся к художественным особенностям произведений авторов, что и выполняется в третьей главе моей работы. В рамках этой проблемы с помощью метода формального и сравнительного анализа изучен вопрос формы классической утопии и, соответственно, степени близости обоих авторов к данному канону.
В процессе данного исследования с помощью различных методов литературоведения был подробно и всесторонне рассмотрен вопрос преемственности Ефремова и Богданова, контактный аспект которого ранее не изучался в отечественном литературоведении вовсе. Результат полезен для дальнейшей работы в этом направлении для исследователей гуманитарных наук, а также для ознакомления широкому кругу лиц, поскольку идейное и художественное наследие писателей остаётся актуальным и в наше время. Такая злободневность, на мой взгляд, стала возможной во многом из-за стремления мыслителей выйти за идеологические рамки своих эпох и создать универсальную философию жизни и устройства идеального социума, базирующегося на принципах справедливости, коллективизма и эгалитарности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благодаря последовательному анализу разных сторон утопических произведений Богданова и Ефремова мне, на мой взгляд, удалось выявить такие идеи у последнего, в которых можно найти прямую генетическую связь со взглядами первого. Для того чтобы решить эту многостороннюю задачу, необходимо было смотреть с разных точек зрения, учитывая различные культурно-философские традиции, которые могли бы быть источниками для утопизма писателей. Такие сложные мировоззренческие системы, как у Богданова и Ефремова, представляющие собой не эклектичные недоструктуры из заимствованных у других идей, а сложные мозаичные композиции, каждый элемент которых — результат длительного идейного отбора, нет смысла рассматривать с точки зрения одной идеи или традиции, без обращения к историко-биографическим обстоятельствам жизни обоих. Если не брать во внимание широкий контекст их творчества, то даже при адекватном анализе отдельных элементов системы неизбежны атрофированные обобщающие выводы, не имеющие ничего общего с реальными идеями и принципами мыслителей.
А общий принцип мышления каждого следует выделить ещё раз: это научно-критический подход к любому явлению в жизни, следовательно, повлиявший и на особенности формирования их художественных миров. Этот подход обусловил и значительное сходство их утопических взглядов, несмотря на разность эпох, в которых они писали. Так, Богданов стал основоположником западного жанра коммунистической утопии в России, имея при этом генетическую связь и с российской традицией, а Ефремов в свою очередь подхватил это своеобразное смешение разных культурных подходов, развив его в собственном направлении. В этом проявилась общая для ХХ-го века тенденция к размытости границ между разными жанрами, в случае с Богдановым и Ефремовым — отдаление от классической утопии ровно настолько, насколько это было нужно, чтобы добавить произведению занимательности, не лишив его утопической всеохватности и широты смыслов.



1. Агапитова Е. К. Фольклорно-сказочная традиция в творчестве И.А. Ефремова // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 2016. С. 211–220.
2. Агурский М. С. Пепел Клааса. Иерусалим: URA, 1996. 416 с. URL: http://krotov.info/library/01_a/gu/rsky_05.htm (дата обращения 17.05.2023)
3. Александр Александрович Богданов: Сборник / Сост. М. В. Локтионов. М.: РОССПЭН, 2021 г. 472 с.
4. Андерсон К. М. Конец традиции (Просвещение и утопии XVIII–XIX вв.) // Культура эпохи Просвещения. М.: Наука, 1993. С. 3–14
5. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж: YMCA-PRESS, 1955. 160 с.
6. Беспечанский Ю. В. Преломление традиций русской философии в художественном творчестве Ивана Ефремова (на материале романа “Час Быка”) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. №1. С. 93–96
7. Богданов А. А. Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. 480 с.
8. Богданов А.А. Воспоминания о детстве // Неизвестный Богданов. Кн. 1. М.: ИЦ АИРО-ХХ, 1995. С. 23–32.
9. Богданов А.А. Десятилетие отлучения от марксизма. Юбилейный сборник (1904–1914) // Неизвестный Богданов. Кн. 3. М.: ИЦ «АИРО-ХХ», 1995. 283 с.
10. Богданов А. А. Праздник бессмертия: Избранные произведения. СПб.: издательская группа «Лениздат», 2014. 384 с.
11. Богданов А. А. Письмо А. М. Горькому от 5 июня 1910 г. // Неизвестный Богданов. Кн. 1. М.: ИЦ АИРО-ХХ, 1995. С. 171–173
12. Геллер Л. Вселенная за пределом догмы. Размышления о советской фантастике. London: Overseas publications interchange, 1985. 443 с.
13. Геллер Л., Никё М. Утопия в России. СПб.: Гиперион, 2003 г. 312 с.
14. Гловели Г. Д. Не-богостроительство и не-вампиризм: демифологизация творческого наследия А. А. Богданова // Полилог. 2018. №4.
15. Джеймисон Ф. Прогресс versus утопия, или Можем ли мы вообразить будущее? // Фантастическое кино. Эпизод первый. М.: НЛО, 2006. 408 с.
16. Егоров Б. Ф. Российские утопии: исторический путеводитель. СПб: Искусство-СПБ, 2007. 414 с.
17. Ерёмина О. А., Смирнов Н. А. Иван Ефремов. М.: Молодая гвардия, 2013. 682 с.
18. Ефремов И. А. Вам, романтики грядущего! (обращение к молодежи) // Техника — молодежи № 10. 1968. 40 с.
19. Ефремов И. А. Космос и палеонтология // Собрание сочинений в 8 томах. Т. 7. М.: Терра-Книжный Клуб, 2009. С. 251–266
20. Ефремов И. А. Лезвие бритвы // Собрание сочинений Ивана Ефремова. Т. 7. М.: Престиж Бук, 2021. 816 с.
21. Ефремов И. А. Мир в движении. Интервью // Техника — молодежи. 1968. № 10. С. 7-9.
22. Ефремов И. А. Следы человека, которого ещё нет. Интервью // Техника–молодёжи. №10. 1967. С. 22–25 URL: http://iae.makorzh.ru/Publicism/Tm67-10/Tm67-10.htm (дата обращения 17.05.2023)
23. Ефремов И. А. Туманность Андромеды // Собрание сочинений Ивана Ефремова. Т. 2. М.: Престиж Бук, 2019. 608 с.
24. Ефремов И. А. Час Быка // Собрание сочинений Ивана Ефремова. Т. 4. М.: Престиж Бук, 2020. 592 с.
25. Иван Ефремов и русский космизм: сб. научн. ст. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. 362 с.
26. Иван Ефремов — ученый, мыслитель, писатель: сборник / Сост: Л. Г. Михайлова. М.: НЭЦ "ЭОЛ", 1998. 224 с.
27. Каспэ И. М. В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры. М.: НЛО, 2018. 432 с.
28. Каспэ И. М. Тайна Тёмной планеты, или Как уверовать в будущее: о «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова // Неприкосновенный запас. 2015. №1. С. 191–208.
29. Ковтун Н. В. Русская литературная утопия второй половины ХХ века. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. 533 с.
30. Луначарский А. В. Несколько слов о моем «богостроительстве» // Ко всем товарищам. Париж, 1909. С. 7–8.
31. Луначарский А. В. Религия и социализм. — СПб.: Шиповник, 1911. Т. 2. 398 с.
32. Мирзаев А. М. Марс, давний старый друг! Наш брат! Двойник наш алый!.. // Праздник бессмертия: Избранные произведения. СПб.: издательская группа «Лениздат», 2014. С. 5–16
33. Мороз В. В., Рымарович В. С. Религиозно-нравственное обоснование утопического идеала в русской философии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiozno-nravstvennoe-obosnovanie-utopicheskogo-ideala-v-russkoy-filosofii (дата обращения: 17.05.2023).
34. Морозова А. Ю. «Я — не-богостроитель!»: взгляды А. В. Луначарского на религию и социализм в контексте дискуссий о них в большевистской среде // Технологос. 2020. № 1. С. 110–123.
35. Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 198 с.
36. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Москва: Мысль, 2000-2001. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHc26f42a76526f3c43ca4c2 (дата обращения 17.05.2023)
37. Пахомов С. В. Йога и тантра в творчестве Ивана Ефремова // Мистико-эзотерические движения в теории и практике: сборник материалов Девятой всероссийской научной конференции. СПб: Русская христианская гуманитарная академия, 2018. С. 135-151
38. Переписка Ивана Антоновича Ефремова / Сост: О. А. Ерёмина. М.: Вече, 2016. 1536 с.
39. Ревич В. А. Не быль, но и не выдумка (Фантастика в русской дореволюционной литературе). М.: Знание, 1979. 64 с.
40. Ревич В. А. Перекрёсток утопий: судьба фантастики на фоне судеб страны. М.: Институт востоковедения Российской Академии наук, 1998. 352 с.
41. Русский космизм: Антология / Сост: Б. Е. Гройс. М.: Ad Marginem, 2015. 336 с.
42. Сергеев С. А. Мечтая об антиимперии: Иван Ефремов в поисках “третьего пути” // Ab Imperio. 2017. №3. С. 1-42.
43. Сергеев С. А. Иван Ефремов в контексте духовных конфликтов ХХ века. Казань: КНИТУ, 2019. 128 с.
44. Смирнов Н. А. Космизм Ивана Ефремова // Вселенная Ивана Ефремова. М.: ЗАО “Корпорация ВЕСТ”, 2018. 128 с.
45. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова. М.: Прогресс, 1991. 405 с.
46. Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. 740 с.
47. Фрумкин К. Г. Соблазны «Туманности Андромеды»: Лейтмотивы коммунистической утопии от Томаса Мора до Ефремова и Стругацких. М.: ЛЕНАНД, 2021. 208 с.
48. Фрумкин К. Г. Советская утопия против «безобразного естественного» // Знамя. 2020. №7. С. 165–174.
49. Хазанов В. Е. Дорога к человеку и человечеству (идеи И. А. Ефремова и религиозный «ренессанс» в России) // Солнечный ветер. 2003. №1 (4)
50. Чернышёва Т. А. О художественной форме утопии // Поэтика русской советской прозы. Иркутск, 1975. С. 22-40 URL: http://www.fandom.ru/about_fan/chernysheva_2.htm (дата обращения: 17.05.2023)
51. Черняховская Ю. С. Братья Стругацкие. Письма о будущем. М.: Книжный мир, 2016. 384 с.
52. Черткова Е. Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 156-187.
53. Шушпанов А. Н. Литературное творчество А. А. Богданова и утопический роман 1920-х годов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2001. 20 с.
54. Эткинд А. Толкование путешествий: Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 608 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ