Введение 3
Глава 1. Индустрия туризма в системе коммуникаций Великобритании во второй половине XIX в. 14
§ 1. Социально-экономические условия возникновения туризма в Великобритании 14
§ 2. Индустрия туризма в национальном контексте 19
Глава 2. История фирмы «Томас Кук и сын», 1841 – 1899 гг. 26
§ 1. Основные этапы становления туристического бизнеса фирмы «Томас Кук и сын» 26
§ 2. Обеспечение фирмой «Томас Кук и сын» транзита через европейские территории на Ближний Восток и в Индию 31
Глава 3. Туризм на территории неформальной империи: деятельность фирмы «Томас Кук и сын» в Египте 38
§ 1. Британский туризм в Египте в политико-экономическом контексте 38
§ 2. Бизнес фирмы «Томас Кук и сын» в Египте в оценке современников 44
Глава 4. Туризм в колониях: деятельность фирмы «Томас Кук и сын» в Индии 50
§ 1. Участие фирмы «Томас Кук и сын» в проектах Британской империи 50
§ 2. Репрезентация Британской империи на страницах путеводителей по Индии 57
Заключение 62
Список источников и литературы 64
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что история туризма до сих пор не получила должного внимания со стороны историков. Между тем туризм играл важную роль в формировании коммуникационной системы Британской империи, поскольку развитие массового туризма в Великобритании происходило во второй половине XIX в. в период расширения границ ее владений. Представители туристического бизнеса, ярким примером среди которых является фирма «Томас Кук и сын», могли выступать в этом процессе своеобразными агентами империи, поддерживая не только транспортные, но и культурные коммуникации внутри огромных территорий и соединяя метрополию с ее колониями. Однако число исследований, которые рассматривают историю фирмы «Томас Кук и сын», внесшей значительный вклад в развитие индустрии туризма, в этом контексте немногочисленны. При этом в отечественной историографии история европейского туризма XIX в. в целом практически не исследована.
Кроме этого, туризм остается значимым социокультурным явлением, популярной формой досуга и неотъемлемой частью мировой культуры. Осмысление этого феномена, как одного из средств межкультурной коммуникации невозможно без обращения к истории его возникновения и развития. В данном случае пример фирмы «Томас Кук и сын» дает возможность рассмотреть, как туристический бизнес в период формирования массовой культуры современного типа реагировал на культурные и социальные изменения в обществе, и оценить его место и роль в системе существовавших тогда транспортных коммуникаций и степень участия в межкультурном взаимодействии.
Объектом исследования является туристическая фирма «Томас Кук и сын».
Предметом исследования является деятельность фирмы «Томас Кук и сын» в качестве транспортного и культурного агента Британской империи в последней трети XIX в.
Цель исследования – определить место и роль фирмы «Томас Кук и сын» в формировании системы коммуникаций Британской империи в последней трети XIX в. на примере деятельности фирмы в Египте и Индии. Для ее достижения ставятся следующие задачи:
1. изучение истории туристической фирмы «Томас Кук и сын» в контексте социально-экономических, культурных и политических процессов, происходивших в Великобритании и ее империи в последней трети XIX в.;
2. анализ структуры логистической системы фирмы и выстроенных ею маршрутов между метрополией и колониями, а также внутри рассматриваемых колоний, для определения ее статуса транспортного агента;
3. изучение деятельности фирмы в Египте в контексте коммерческих и политических интересов Великобритании в качестве примера осуществления колониальной политики на территории неформальной империи;
4. исследование правительственных проектов, выполнявшихся фирмой в Индии и направленных на укрепление связей между метрополией и коронной колонией.
Научная новизна работы состоит в разработке проблемы феномена туристической фирмы «Томас Кук и сын» в контексте политических, экономических и культурных процессов, связанных с расширением Британской империи в последней трети XIX в., а также изучении туристической деятельности фирмы как одного из инструментов имперского строительства.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в изложении научных суждений, раскрывающих роль фирмы «Томас Кук и сын» в формировании системы имперских коммуникаций. В исследовании раскрыты формы и методы ведения фирмой бизнеса, которые позволили ей стать транспортным и культурным агентом империи. Кроме этого, изучено участие фирмы в реализации идеологических и политических проектов, связанных с имперским строительством.
Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекций, специальных курсов, написании учебных пособий и научных трудов по колониальной и имперской политике, истории туризма, отдыха и повседневной жизни Великобритании в Викторианский период.
Методология и методы исследования. Применительно к проблематике исследования использованы общенаучные и специальные методы исследования. В работе применяется системный подход в сочетании с историко-генетическим методом. При реконструировании процесса становления массового туризма в Великобритании в XIX в. использованы компаративный, проблемно-хронологический, типологический и историко-биографический методы.
Историография вопроса. Работы, в которых рассматривается история фирмы «Томас Кук и сын», можно разделить на несколько групп. В первую группу входят биографические исследования, посвященные основателю фирмы. Стоит отметить, что краткие версии биографий Томаса Кука и его сына Джона Мейсона Кука появились еще в начале XX в. в справочных изданиях , однако более обстоятельные исследования начали выходить только во второй половине XX в. . Британский историк Дж. Гамильтон в своей научно-популярной книге помещает биографию Т. Кука в контекст европейской истории второй половины XIX в., особое внимание уделяя его религиозным взглядам . Канадский социолог Т. Ньюмайер проанализировал, как Кук превратил в организованный туризм созданную им систему , а также создал из путешествия коммерческий продукт, использовав его образовательный потенциал . Кроме этого, Т. Кук упоминается в работах, посвященных истории развития железных дорог в Великобритании . Испанский исследователь Дж. К. Вальтон более критично относится к фигуре Т. Кука и предпринимает попытку пересмотра устоявшихся взглядов о нем, как о единоличном создателе массового туризма .
Вторая группа исследований посвящена истории фирмы «Томас Кук и сын». Эти работы, как правило, представляют собой обобщающие труды, изложенные в научно-популярной форме . Наиболее содержательным, основанным на большом количестве архивных документов является исследование британского публициста П. Брендона , вышедшее к 150-летнему юбилею фирмы. Однако авторы этих изданий, излагая основные этапы истории фирмы, не делают каких-либо концептуальных выводов.
Часть работ рассматривает историю фирмы в контексте развития массового туризма в определенных районах. Например, британский исследователь Д. Харлан отводит Т. Куку ключевую роль в развитии туризма в восточном Средиземноморье . Американская исследовательница С. М. Хом в монографии, посвященной истории туризма в Италии, рассматривает деятельность Кука в контексте формирования единого государства и положительного влияния индустрии туризма на этот процесс . Американский историк и публицист Д. Дж. Бурстин отметил роль Т. Кука в развитии туризма в Америке . Британский исследователь Э. Хобсбаум, видевший в туризме новую форму миграции, причиной которой стал индустриальный капитализм, отметил, что имя Т. Кука стало символом организованного туризма, превратившего однодневные экскурсии в 1851 г. в широкомасштабный бизнес .
Особое место бизнес фирмы «Томас Кук и сын» занимал на Востоке. Исследователи в первую очередь обращают внимание на деятельность фирмы в Палестине и в Египте, ставшим частью неформальной империи Британии. Так, американский исследователь Ф. Р. Хантер указывает на то, что фирма сыграла важную роль в укреплении позиций Британской империи в долине Нила , а архив компании дает возможность изучения взаимодействия между «Востоком» и «Западом», возросшем в XIX в., и модернизации Ближнего Востока в тот период. . Американский политолог В. Хазбун исследовал как бизнес-практики Кука посредством пакетных туров превратили опыт путешествия по Египту в товар потребления . Турецкие исследователи Х.А. Полат и А. Арслан осветили подготовку экспедиции Вильгельма II в Палестину, которая была организована фирмой «Томас Кук и сын». Их работа раскрывает содержание деловой переписки между османским двором и фирмой, но не содержит выводов о роли частного бизнеса в дипломатических отношениях . Гораздо меньше внимания уделяется развитию британского туризма в Индии. Американский исследователь М. Лоу подробно изучил как британское правительство пыталось реформировать транспортную систему хаджа, поручив ее организацию фирме «Томас Кук и сын» .
Развитие туризма за пределами Европы ставит вопрос о его связи с колониализмом. В частности, американский историк Э. Зилов полагает, что именно империя обеспечила рост и развитие индустрии туризма . Британский исследователь Дж. М. Маккензи указывал на то, что туристические путеводители, в том числе путеводители фирмы «Томас Кук и сын», собиравшие информацию о формальных и неформальных империях, являлись одним из инструментов культурного империализма .
В отечественной историографии работы, посвященные истории фирмы, немногочисленны. А. Б. Соколов рассматривает деятельность Т. Кука в рамках обращения к истории экскурсионных поездов в Великобритании. Н. В. Дронова отмечает признание современниками обеспечение фирмой национальных интересов Великобритании и ее активного участия в расширении Британской формальной и неформальной империй . Также имя Т. Кука встречается в ряде обобщающих статей и упоминается в учебных пособиях по истории туризма . В статье Е. Н. Моисеевой отражено отношение французских путешественников к туристам Кука в Египте .
В отечественной историографии история зарубежного туризма в целом представлена крайне слабо. Непосредственно по истории британского туризма XIX в. была защищена только одна кандидатская диссертация, посвященная традиционной для британской историографии теме истории курортов . В целом по всеобщей истории изучаемого нами периода были защищены еще две кандидатских диссертации. Одна обращается к русским туристам во Франции, в другой рассматривается досуговая культура Германии, и один из параграфов посвящен спорту и туризму . По отечественной истории была защищена кандидатская диссертация, в которой наряду с российскими столицами анализируются туристические практики в Париже . Докторские диссертации отсутствуют.
Таким образом, деятельность фирмы «Томас Кук и сын» до настоящего момента рассматривалась преимущественно в описательных работах научно-популярного характера. Ряд исследователей изучали отдельные вопросы, связанные с развитием туристического бизнеса в различных регионах планетах, особенно на Ближнем Востоке, но не давали комплексную оценку участия фирмы в строительстве Британской империи. В отечественной историографии история компании практически не освещалась, кроме этого история европейского туризма как таковая не пользуется популярностью у отечественных исследователей.
Источниковую базу исследования составили несколько групп документов: издание, выпущенное к 50-летнему юбилею фирмы «Томас Кук и сын»; путеводители фирмы и ряд других путеводителей эпохи; публицистические работы современников, подводящие промежуточные итоги оккупации Великобританией Египта и дающие в том числе оценку деятельности фирмы; материалы прессы.
Одним из важнейших источников исследования стала работа У. Ф. Рея, вышедшая в 1891 г. и приуроченная к празднованию фирмой своего юбилея . Она содержит не только сведения о биографиях Т. Кука и его сына Дж. М. Кука, но и информацию о процессе создания главных туристических маршрутов, предлагавшихся фирмой, и ее основных транспортных партнерах. Этот источник также позволяет изучить механизмы самопрезентации компании и восприятие ее современниками, что необходимо для определения общественной значимости деятельности фирмы.
Туристические путеводители составляют важную группу источников. Фирма имела собственные путеводители, посвященные отдельным странам и регионам . Их отличительной чертой были краткость и наличие справочной информации в первую очередь необходимой во время путешествия, начиная с транспортного расписания и заканчивая курсом валют и почтовыми тарифами. Сведения о достопримечательностях излагались в сжатой форме и были направлены скорее на то, чтобы сориентировать туристов на местности, а не предоставить полную информацию об объекте.
Наибольшее значение для нашего исследования имеют путеводители по Египту и Индии . Особенность этих путеводителей фирмы заключается в том, что они фиксировали информацию о британском присутствии на данных территориях, уделяя внимание не только достопримечательностям подконтрольных регионов, но и их материальным ресурсам. Кроме этого, предлагаемый список туристических маршрутов дает возможность реконструировать транспортную систему внутри колоний и их связей с метрополией, а также оценить уровень интеграции туристического бизнеса в эту систему. Обращение к другим путеводителям эпохи позволяет выявить особенности изданий, выпускаемых фирмой, а также оценить их место в туристической индустрии Великобритании .
Различные публицистические работы, опубликованные в конце XIX в., подводя промежуточные итоги британской оккупации Египта, упоминали фирму «Томас Кук и сын» , что может расширить наши представления о том, как, согласно взгляду современников, компания была интегрирована в систему управления данными территориями.
Использовались материалы таких газет, как «The Times» и «The Morning Post», «The Leeds Mercury» и «The Worcestershire Chronicle». На страницах периодической печати размещалась реклама фирмы, а также ряд телеграмм, сообщавших о проблемах трафика в Европе. Помимо этого, в прессе широко освещались события в Египте и Судане, связанные с экспедицией генерала Гордона, где также фигурировало имя фирмы, поскольку она отвечала за транспортировку военных.
Хронологические рамки исследования охватывают 1841 – 1899 г. Нижняя граница хронологических рамок – 1841 г. – определяется датой первой экскурсии, проведенной Т. Куком. В 1869 г. Т. Кук организовал первый тур в Палестину и Египет. Бизнес компании за пределами Европы начал активно развиваться после того, как фирму в 1878 г. возглавил его сын Дж. М. Кук. Именно в последней трети XIX в. фирме стала участвовать в крупных правительственных проектах. Верхняя граница хронологических рамок – 1899 г. – дата смерти Дж. М. Кука, которая практически совпадает с окончанием Викторианского периода британской истории.
Географические рамки исследования ограничены Великобританией, Италией, через которую пролегал наиболее короткий путь на Восток, Египтом и Индией.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Фирма «Томас Кук и сын», заняв лидирующее положение на туристическом рынке Великобритании, демократизировала путешествия и, выведя свой бизнес за пределы Европы, популяризировала туристические поездки в Египет и Индию.
2) Одной из целей построения маршрутов, пролегавших через территорию Европы, была оптимизация пути между метрополией и Востоком, что особенно ярко видно на примере Италии.
3) Фирма давала путешественникам готовое решение, разрабатывая маршруты в сети запутанной мировой транспортной системы, согласовывая пересадки и, благодаря своей купонной системе, гарантируя им наличие свободных мест, что делало ее транспортным агентом империи.
4) Логистические таланты фирмы использовались правительством для решения политических и идеологических задач имперского строительства, что делало ее культурным агентом империи.
Таким образом, туристическая индустрия Великобритании стала активно развиваться во второй половине XIX в. благодаря транспортной революции и социально-экономической трансформации британского общества. Туризм играл важную роль в имперском и национальном строительстве Великобритании, поскольку британцы посредством туристических агентов знакомились с различными регионами своей страны, в том числе с метрополией, посещали мероприятия имперского и национального значения, а также больше узнавали о подконтрольных Британии территориях, находившихся за пределами Европы.
Лидирующее позиции на британском туристическом рынке заняла фирма «Томас Кук и сын», которая сумела демократизировать путешествия и превратить туризм в массовое явление, а также к концу XIX в. охватить своими турами практически весь земной шар. Выход бизнеса фирмы за пределы Европы на Восток осуществлялся при активном содействии итальянского правительства, которое стремилось привлечь к себе большее количество туристов. Благодаря этому был выстроен наиболее короткий путь через Европу, соединявший Лондон с Египтом и Индией.
В Египте фирма установила монополию на нильское пароходное сообщение, что делало ее транспортным агентом Британской империи в долине Нила. При этом деятельность Дж. Кука выходила за рамки сугубо туристической, что усиливало интеграцию бизнеса в экономику Египта. Помимо этого, фирма была привлечена для выполнения военных и стратегических задач, вставших перед Британской империей во время и после оккупации Египта. Путеводители фирмы сообщали об успехах этой оккупации, а развитие британского туристического бизнеса в долине Нила в свою очередь воспринималось современниками как свидетельство процветания данных территорий.
В случае с Индией фирма «Томас Кук и сын» ярко проявила себя не только в качестве транспортного агента, но и в роли своеобразного культурного агента империи, поскольку усилия британского правительства, при поддержке которого Дж. Кук развивал своей бизнес в этой колонии, были изначально направлены не только на привлечение британских туристов, но и на индийскую знать, которой по мнению британских государственных деятелей необходимо было познакомиться с метрополией. Двумя ключевыми событиями здесь стали Индийская и Колониальная выставка 1886 г. и Золотой юбилей королевы Виктории 1887 г. Также была произведена попытка использовать фирму для реформы транспортной системы хаджа индийских мусульман. Путеводители фирмы по Индии знакомили туристов не только с ее достопримечательностями, но и богатыми материальными ресурсами, которым придавалось большое значение в метрополии. Кроме этого, услуги фирмы в колонии были рассчитаны также на тех, кто проживал в ней на постоянной основе.
Таким образом, интересы туристического бизнеса фирмы «Томас Кук и сын» оказывались интегрированными в решение политических, стратегических и культурных задач, встававших перед Британской империей во второй половине XIX в. Ее туристическая деятельность становилась одним из инструментов расширения и укрепления связей между метрополией и колонией, делая фирму транспортным и культурным агентом империи.
1. Great Britain Parliament. The Hansard's Parliamentary Debates. [Электронный ресурс] – L.: Hansard, 1803-2005. Series 5. 1938. Vol. 110. Режим доступа: http://hansard.millbanksystems.com.
Путеводители
2. A Handbook for Travellers in Egypt. L.: John Murray, 1867. 439 p.
3. A Handbook for Travellers in Egypt. L.: John Murray, 1873. 505 p.
4. Baedeker K. Egypt: Handbook for Travellers. Leipzig: K. Baedeker, 1898. 396 p.
5. Budge E. A. W. The Nile: Notes for Travellers in Egypt. L., Cairo: T. Cook & Son, 1890. 311 p.
6. Burns J. Help-book for Travellers to the East. L.: T. Cook & Son, 1870. 227 p.
7. Cook T. Cook’s Scottish Tourist Directory. Leichester, 1861. 124 p.
8. Cook’s Handbook for London. L.: T. Cook & Son, 1881. 121 p.
9. Cook’s Handbook for London. L.: T. Cook & Son, 1890. 120 p.
10. Cook’s Handbook to the Health Resorts of the South France and Northern Coast of the Mediterranean. L.: T. Cook & Son, 1885. 96 p.
11. Cook’s Indian Tours. L.: T. Cook & Son, 1883. 136 p.
12. Cook’s Indian Tours. L.: T. Cook & Son, 1885. 115 p.
13. Cook’s Indian Tours. L.: T. Cook & Son, 1893. 133 p.
14. Cook’s Tourist’s Handbook for Holland, Belgium, and the Rhine. L.: T. Cook & Son, 1874. 179 p.
15. Cook’s Tourist’s Handbook for Southern Italy, Rome and Sicily. L.: T. Cook & Son, 1899. 414 p.
16. Cook's Tourists' Handbook for Egypt, the Nile, and the Desert. L.: T. Cook & Son, 1876. 389 p.
17. Cook's Tourists' Handbook for Egypt, the Nile, and the Desert. L.: T. Cook & Son, 1897. 383 p.
18. Etzensberger R. Up thе Nile by Steam. L.: T. Cook & Son, 1872. 75 p.
19. India, Burma and Ceylon. Information for Travellers and Residents. L.: T. Cook & Son, 1893. 160 p.
20. India, Burma and Ceylon. Information for Travellers and Residents. L.: T. Cook & Son, 1895. 208 p.
21. India, Burma and Ceylon. Information for Travellers and Residents. L.: T. Cook & Son, 1898. 208 p.
22. Murray J. A Handbook for Travellers in Lower and Upper Egypt. L.: J. Murray, 1880. 562 p.
23. Murray's handbook for modern London: modern London, or, London as it is. L.: John Murray, 1851. 327 p.
24. Program of Cook’s Second Educational Tour. N. Y.: Cook, Son & Jenkins, 1874. 30 p.
25. Programmes and Itineraries of Cook's Arrangements for Palestine Tours. L., N. Y.: T. Cook &Son, 1888. 96 p.
26. To the Land o' Burns and the Glasgow & South Western Railway. L.: the Columbus Printing, Publishing and Advertising Company, 1899. 72 p.
27. Winter Series of Programmes of Circular, Single and Trough Tickets from London. L.: T. Cook & Son, 1871. 58 p.
Публицистические труды
28. Blunt W. S. Lord Cromer and the Khedive // The Nineteenth century: a monthly review. 1893. № 33 (194). P. 571-585.
29. Cook T. Letters from Sea and from Foreign Lands: Descriptive of a Tour Round the World. L.: T. Cook & Son, 1873. 124 p.
30. Doyle R. The Foreign Tour of Messrs. Brown, Jones and Robinson: Being the History of What They Saw, and Did, in Belgium, Germany, Switzerland & Italy. L.: Bradbury & Evans, 1854. 340 p.
31. Hardwicke G. L. Egypt for Invalids // Dublin Journal of Medical Science. 1895. Vol. 99. № 6. P. 462–474.
32. Milner A. England in Egypt. L., Beccles: W. Clowes and sons, 1894. 448 p.
33. Penfield F. C. Present-day Egypt. N. Y.: The Century Co, 1899. 372 p.
34. Rae W. F. Egypt Today: the First to the Third Khedive. L.: R. Bentley and Son, 1892. 328 p.
35. Rae W. F. The Business of Travel: a Fifty Years' Record of Progress: 1841 – Leicester to Loughborough (12 miles), 1891 – All Over the Globe. L.: T. Cook & Son, 1891. 318 p.
36. Richardson R. What Britain Has Done for Egypt // The North American Review. 1898. Vol. 167 (№ 500). P. 1–15.
37. Royle Ch. The Egyptian Campaigns 1882 to 1885. L.: Hurst and Blackett, 1900. 606 p.
38. Steevens G. V. Egypt in 1898. N. Y.: Dodd, Mead & Company, 1899. 283 p.
39. The Mont Cenis tunnel: its construction and probable consequences. L.: C. J. Skeet, 1873. 91 p.
40. Toby. The American Tour of Messrs Brown, Jones and Robinson: Being the History of What They Saw, & Did in the United States, Canada and Cuba. N. Y.: D. Appleton & Co, 1872. 298 p.
41. Ward J. Pyramids and Progress: Sketches from Egypt. L., N. Y.: Eyre and Spottiswoode, 1900. 288 p.
Периодические издания
42. Cook’s Exscursionistand Home and Foreign Tourist Advertiser. 1892.GoogleКниги. [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/.
43. The Leeds Mercury. 1884. The British Newspaper Archive. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.britishnewspaperarchive.co.uk/.
44. The Morning Post. 1884. The British Newspaper Archive. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.britishnewspaperarchive.co.uk/.
45. The Times. 1877, 1881, 1899. The Times and The Sunday Times. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/.
46. The Worcestershire Chronicle. 1883. The British Newspaper Archive. [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.britishnewspaperarchive.co.uk/.
Справочные издания
47. Dictionary of National Biography. L.: Smith, Elder & Co, 1901. Supplement Vol. 2. 452 p.
48. Encyclopaedia Britannica. Cambridge: the University Press, 1910. Vol. VII. 984 p.
Исследования
49. Александров Д. А. Наука и империализм/ Империи нового времени: типология и эволюция (XV–XX вв.). II Петербургские Кареевские чтения по новистике. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 38-41.
50. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М.: Мысль, 1973. 558 с.
51. Антонова Л. В., Дронова Н. В. «Обеспечить радушное гостеприимство»: мероприятия для гостей Колониальной и Индийской выставки 1886 г. в Лондоне в контексте приоритетов имперской пропаганды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 5 (169). С. 160-169.
52. Белолипецкая Н. А. Формирование британских стереотипов восприятия Египта в конце XIX – начале XX в. // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2009. Т. 66. № 4. С. 221-228.
53. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб:Издательский дом "Герда", 2000. 192 с.
54. Богомолов С. А. Имперская идея в Великобритании в 70–80-е годы XIX века. Ульяновск: УлГУ, 2000. 300 с.
55. Богомолов С. А. Имперская идея в Великобритании в 70–80-е годы XIX века. Ульяновск: УлГУ, 2000. 300 с.
56. Богомолов С. А. Теоретические проблемы модернизации Египта Британской империей в 80–90-е гг. XIX в. // Вестник ОГУ. 2012. № 4 (140). С. 79-84.
57. Борисенко В. Н. Гладстон и Египет 1882–1885 г. (Проблемы либеральной имперской экспансии) // Личность в истории в эпоху нового и новейшего времени (памяти профессора С. И. Ворошилова). Материалы международной научной конференции. 2011. С. 75-85.
58. Васильева А. Ю. Развитие транспортной инфраструктуры и возникновение индустрии туризма в Великобритании в XIX веке // Вестник гуманитарного образования. № 4 (20). 2020. С. 67-73.
59. Величко Е. О. «Триумфальный марш принца по Индии»: представления британцев о справедливом правлении в практике предотвращения внутриимперских конфликтов в 70-х гг. XIX в. // Псковский военно-исторический вестник. Псков: Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Псковской области, 2015. № 1. С. 103-108.
60. Гелла Т. Н. Геополитические интересы Великобритании и английские политические партии в конце XIX – начале XX веков. Орел: ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2009. 171 с.
61. Джафари Д. Становление туристики как науки // Вестник РМАТ. 2012. № 1 (4). С. 7-11.
62. Дронова Н. В. В честь Томаса Кука и Джона Кука, строителей империи… Pах Britannica: история Британской империи и созданного ею мира. Сборник научных работ к 60-летию профессора В. В. Грудзинского // под ред. И. М. Нохрина. Челябинск: Энциклопедия, 2016. С. 61-79.
63. Дронова Н. В. Где находится «ключ к Индии»? (тезис о «русской угрозе» как фактор российско-британского имперского соперничества в 70-е годы XIX века) // Россия – Индия: перспективы регионального сотрудничества (Липецкая область). М.: Институт востоковедения РАН, 2000. С. 67-80.
64. Ермилова Д. В. Люди-легенды, создавшие бренды современного туризма // ФӘн-наука. 2015. № 2 (41). С. 34-37.
65. Ерофеев Н. А. Промышленная революция в Англии. М.: Учпедгиз, 1963. 184 с.
66. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских 1825 –1853. М.: Наука, 1982. 320 с.
67. Зеленев Е. И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI – начало XX века) – СПб.: СПбГУ, 2003. 419 с.
68. Кирюшкина В. В. Биография путеводителя: детство, Лондон. // Британия: история, культура, образование: материалы междунар. науч. конф.. г. Ярославль,1-2 окт. 2015 г. 2016. С. 109-111.
69. Леухин А. Н. Туризм и инновации в исторической ретроспективе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 2 (47). С. 196-200.
70. Логинова Н. Ю. Туристский бизнес Великобритании: история и основные направления развития // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 2. С. 19-24.
71. Моисеева Е. И. Организованный туризм и самостоятельные путешествия в последней трети XIX в.: французы в Северной Африке // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Т. 2. № 1(70). С. 217-220.
72. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории / Отв. редактор В. С. Бондарчук. М.: ИКД "Зерцало-М"; Издательский дом "Вече", 2005. 496 с.
73. Немоляева М. Э, Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М.:Междунар. отношения, 1985. 174 с.
74. Нерсесов Г. А. Дипломатическая история египетского кризиса, 1881–1882 гг. М.: Наука, 1997. 320 с.
75. Парфенов И. Д. Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX в. М.: Наука, 1991. 188 с.
76. Ротштейн Ф. А. Захват и закабаление Египта. М.: Изд-во вост. лит., 1959. 367 с.
77. Саид Э. Ориентализм. М.: Музей современного искусства Гараж, 2021. 560 с.
78. Сидоров С. Е. Освоение индийского рынка английской буржуазией во второй половине XIX века // Сидорова С. Е. Британское колониальное правление versus британский либерализм. М., 2006. С. 5-17.
79. Смирнов С. Р. История Судана. М.: Наука, 1968. 295 с.
80. Соколов А. Б. Железнодорожный туризм в ранневикторианской Англии // От Елизаветы I до Елизаветы II. Проблемы британской истории в новое и новейшее время / Под ред. А. Б. Соколова. Сб. статей. Ярославль: ЯГПУ, 2008. С. 62-74.
81. Соколова М. В. История туризма. М.: Мастерство, 2002. 350 с.
82. Соколова М. В. Особенности развития туризма в Новое время // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 21-27.
83. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 607 c.
84. Хобсбаум Э. Век империи. 1875–1914. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 512 с.
85. Хобсбаум Э. Век капитала. 1848–1875. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 480 с.
86. Al-Sayyid-Marsot A. L. The British Occupation of Egypt from 1882 // The Oxford History of the British Empire: Vol. III: The Nineteenth Century / Ed. by A. Porter. Oxford, 1999. – P. 651–664.
87. Armstrong J., Williams D. M. The Steamship as an Agent of Modernisation, 1812–1840 // International Journal of Maritime History. 2007. Vol. 19. № 1. P. 145-160.
88. Armstrong J., Williams D. M. The Steamboat and Popular Tourism // Journal of Transport History. 2005. Vol. 26 (№ 1). – P. 61–77.
89. Bailey P. Leisure and Class in Victorian England. L., N.Y.: Methuen, 1987. 263 p.
90. Beauchamp K. G. A History of Telegraphy. L.: The Institution of Engineering and Technology, 2001. 413 p.
91. Boorstin D. J. The Image: A Guide to Pseudo-events in America. N. Y.: Vintage Books, 1992. 319 p.
92. Bowie D. Innovation and 19th century hotel industry evolution // Tourism Management. 2018. Vol. 64. P. 314-323.
93. Bowie D. Pure diffusion? The great English hotel charges debate in The Times, 1853 // Business History. 2016. Vol. 58, № 2. P. 159-178.
94. Brendon P. Thomas Cook. 150 Years of Popular Tourism. L.: Secker & Warburg Ltd, 1991. 372 p.
95. Cain P. J., Hopkins A. G. British Imperialism: 1688–2015. L.: Routledge, 2016. 763 p.
96. Cannadine D. Ornamentalism: How the British Saw Their Empire. Oxford: Oxford University Press, 2002. 263 p.
97. Choi T. Y. Producing the Past: The Native Arts, Mass Tourism, and Souvenirs in Victorian India // Literature Interpretation Theory. 2016. Vol. 27 (№ 1). P. 50-70.
98. Cobbing F. Thomas Cook and the Palestine Exploration Fund // Public Archaeology. 2012. Vol. 11 (№ 5). P. 179-194.
99. Cunningham H. Leisure in the Industrial Revolution. L.: Croom Helm Ltd, 1980. 222 p.
100. Discussion: Tourism and Empire // Journal of Tourism History. 2015. Vol. 7 (№ 1-2). P. 100-130.
101. Franklin A. Tourism: An Introduction. L.: SAGE, 2003. 296 p.
102. Grenier K. H. Tourism and Identity in Scotland, 1770–1914: Creating Caledonia. Anldershot, Burlington: Ashgate, 2005. 249 p.
103. Hahn H. H. Indian Princes, Dancing Girls and Tigers: the Prince of Wales's Tour of India and Ceylon, 1875–1876 // Postcolonial Studies. 2009. Vol. 12. P. 173-192.
104. Hamilton J. Thomas Cook: The Holiday-Maker. Stroud: Sutton Publishing, 2005. 288 p.
105. Harlan D. Travel, Pictures, and a Victorian Gentleman in Greece // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. Vol. 78 (№. 3). 2009. P. 421-453.
106. Hazbun W. The East as an Exhibit: Thomas Cook & Son and the Origins of International Tourism Industry in Egypt // The Business of Tourism. Place, Faith and History / Ed. by J. F. Davidson, P. Scranton. Philadelphia: University of Philadelphia press. 2007. 304 p.