Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уровень приверженности лечению и когнитивные нарушения у пациентов с органическими психическими расстройствами

Работа №143924

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Клинико-психологические особенности комплаентного поведения 0
1.1 Понятие комплаентности: общемедицинский и психологический аспекты
1.2 Факторы, влияющие на комплаентность
1.2.1 Психологические особенности пациента
1.2.2 Клинические факторы
1.2.3 Особенности проводимого лечения
1.2.4 Система отношений между врачом и пациентом
1.2.5 Социальные факторы
1.3 Оценка уровня комплаентности
1.4 Современные подходы к оптимизации терапевтического сотрудничества
1.5 Особенности комплайенса при психических заболеваниях
1.6 Нарушения когнитивных функций и их влияние на формирование комплайенса...........23
1.6.1 Понятие «когнитивные функции». Нарушения когнитивных функций
1.6.2 Методы диагностики когнитивных нарушений
1.6.3 Особенности когнитивных нарушений у пациентов с органическими психическими расстройствами
1.6.4 Изучение влияния когнитивных нарушений на соблюдение терапевтического режима у пациентов с органическими психическими расстройствами
1.6.5 Методы профилактики низкой приверженности лечению у пациентов с органическими психическими расстройствами
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.3.1 Клинико-психологический метод
2.3.2 Экспериментально-психологические методы
2.3.2.1 Тест вербального научения Хопкинса (Hopkins Verbal Learning Test - Revised, HVLT-R)
2.3.2.2 Таблицы Шульте
2.3.2.3 Таблицы Шульте в модификации Ф. Д. Горбова
2.3.2.4 Субтесты «Повторение цифр» и «Шифровка» шкалы оценки интеллекта взрослых Д. Векслера (WAIS)
2.3.2.5 Структурированное интервью по оценке когнитивных функций (SCoRS)
2.3.2.6 Опросник «Уровень комплаентности»
2.3.2.7 «Шкала медикаментозного комплайенса»
2.4 Процедура исследования
2.5 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Клинико-психологические и социодемографические характеристики участников исследования
3.2 Анализ данных интервью
3.3 Анализ данных экспериментально-психологического исследования
3.3.1 Результаты исследования внимания
3.3.2 Результаты исследования памяти
3.3.3 Результаты исследования уровня приверженности лечению, полученные от пациентов
3.3.4 Результаты исследования уровня приверженности лечению, полученные методом экспертной оценки
3.3.5 Результаты исследования субъективной оценки пациентами влияния когнитивных нарушений на их повседневное функционирование
3.4 Результаты проверки гипотез о взаимосвязи когнитивных нарушений, приверженности лечению и частот рецидивов
3.5 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Анализ клинического случая.


Неотъемлемым условием лечения подавляющего числа заболеваний является непосредственное участие пациентов в лечебном процессе. В связи с этим проблеме комплаентности, под которой понимается соблюдение пациентом лечебных рекомендаций, предписанных врачом, в настоящее время уделяется немало внимания. Проблема несоблюдения терапевтического режима особенно остро стоит в психиатрических учреждениях, где весьма высок уровень повторных госпитализаций пациентов. При этом немаловажным является тот факт, что на сегодняшний день в данных учреждениях преобладает тенденция к сокращению сроков стационарного лечения.
Феномен комплаентности, в основном, рассматривается через призму взаимодействия многих факторов, таких как: биологические (влияние последствий терапевтических назначений на организм), социальные (система взаимоотношений между врачом и пациентом, особенности микросоциальной среды пациента), клинические (степень субъективной тягостности симптоматики, характер течения заболевания). Также не менее важную роль в соблюдении лечебных рекомендаций играют терапевтические факторы: продолжительность лечения, побочные эффекты от действия препаратов, режим приёма лекарств.
В настоящее время прослеживается тенденция к раскрытию проблемы приверженности лечению посредством изучения структуры мотивационной сферы пациентов, которая формируется под влиянием перечисленных выше факторов и которая во многом обуславливает эффективность терапевтических мероприятий.
В то же время на уровень комплаентности влияют, помимо прочего, когнитивные особенности пациентов. Оказывая влияние на мотивационную сферу пациентов, когнитивные особенности могут, однако, выступать и в качестве самостоятельного фактора, влияющего на возможность соблюдения терапевтического режима у тех пациентов, уровень мотивации к лечению которых высок. Роль этого фактора на данном этапе изучения проблемы комплаентности исследована мало.
Органические психические расстройства представляют собой одну из наиболее распространённых в психиатрической практике групп, характерным признаком которой является наличие когнитивных нарушений. Учитывая большой процент повторных поступлений пациентов данной группы в стационары, представляется важным изучение роли когнитивных нарушений в формировании приверженности лечению, что, в свою очередь, определяет качество ремиссии и частоту последующих госпитализаций.
Настоящее исследование проводилось на базе дневных стационаров СПб ГБУЗ «Больница им. П. П. Кащенко». Объектом исследования стали пациенты с органическими психическими расстройствами. Предмет исследования составили показатели объёма, концентрации внимания, объёма кратковременной и оперативной памяти, а также показатели уровня приверженности лечению у пациентов с органическими психическими расстройствами.
Целью исследования является оценка взаимосвязи нарушений внимания и памяти и возможности соблюдения терапевтического режима у пациентов с органическими психическими расстройствами.
Проводимое исследование включало в себя следующие задачи:
1) Проанализировать полученные в ходе клинико-психологического интервью материалы: обозначить общие моменты в ответах обследуемых на вопросы интервью (социально-демографические характеристики, отношение пациентов к лечению, терапевтический альянс с врачом, особенности соблюдения терапевтического режима);
2) Провести экспериментально-патопсихологическое исследование внимания и памяти, оценку выраженности когнитивных нарушений и уровня приверженности лечению у пациентов с органическими психическими расстройствами;
3) Провести анализ карт пациентов с органическими психическими расстройствами: получить данные о длительности заболевания, количестве рецидивов, наличии мотивации к лечению;
4) Проанализировать полученные методом экспертной оценки данные об особенностях соблюдения терапевтического режима пациентами с органическими психическими расстройствами, имеющими высокую мотивацию к лечению;
5) Среди пациентов с органическими психическими расстройствами выделить группы с высокой и низкой частотой рецидивов;
6) Провести сравнительный анализ результатов патопсихологического исследования внимания и памяти, степени влияния когнитивных нарушений на повседневное функционирование пациентов, оценок приверженности лечению, полученных от пациентов и методом экспертной оценки, а также данных клинико-психологического интервью у пациентов в исследуемых группах;
7) Выделить факторы, имеющие наибольшее значение в прогнозировании возможности соблюдения терапевтического режима у пациентов с органическими психическими расстройствами.
В рамках представленного исследования проверялись следующие гипотезы:
Общая гипотеза исследования: нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) влияют на возможность соблюдения терапевтического режима у пациентов с органическими психическими расстройствами.
Частные гипотезы:
1. Социально-демографические характеристики (семейное положение, уровень полученного образования, продолжительность трудового стажа) оказывают влияние на уровень приверженности лечению пациентов исследуемых групп;
2. Существуют различия в оценках приверженности лечению, полученных от пациентов с органическими психическими расстройствами, и методом экспертной оценки;
3. Существует положительная взаимосвязь между низкими показателями объёма и концентрации внимания и возможностью соблюдения терапевтического режима у пациентов с органическими психическими расстройствами;
4. Существует положительная взаимосвязь между низким объёмом кратковременной и оперативной памяти и возможностью соблюдения терапевтического режима у пациентов с органическими психическими расстройствами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог проделанной работе, стоит отметить важность изучения влияния нарушения когнитивных функций на способность соблюдения предписанного режима пациентами различных нозологических групп. Несмотря на кажущуюся очевидной взаимосвязь этих показателей, противоречивые данные, полученные в ходе растущего числа исследований в этой области, свидетельствуют о необходимости проведения более углублённого изучения этой проблемы. Наличие когнитивных нарушений может выступать как в качестве самостоятельного фактора, обусловливающего низкую приверженность лечению, так и сочетаться с другими факторами, которые, подчас, могут оказать на формирование комплаентности пациента большее влияние. Детальное изучение взаимодействия когнитивных нарушений с другими факторами (в частности, с личностными особенностями пациента) должно, на наш взгляд, стать темой для дальнейших исследований в области комплайенса.
Целью настоящего исследования была оценка взаимосвязи нарушений внимания и памяти и возможности соблюдения терапевтического режима у пациентов с органическими психическими расстройствами. Предполагалось, что нарушения внимания и памяти пациентов данной группы оказывают влияние на уровень их приверженности лечению. Ни одна из выдвинутых гипотез не подтвердилась полностью, а большинство участников исследования продемонстрировали достаточно высокий уровень комплаентности. Причиной этому может быть изначально высокий уровень мотивации на лечение у большинства обследуемых, самостоятельно посещающих дневной стационар. Наличие мотивации к лечению также побуждает часть пациентов использовать различные вспомогательные средства, помогающие им не забывать о необходимости принятия лекарств. Наконец, не стоит преуменьшать значение феномена социальной желательности: некоторые пациенты во время обследования выражали беспокойство по поводу передачи полученной в ходе исследования информации их лечащим врачам.
Необходимо остановиться на ограничениях результатов проведённого исследования: во-первых, малый объём выборки не позволяет перенести полученные результаты на генеральную совокупность; во-вторых, часть использованных в исследовании методов не были стандартизованы, что затрудняет обработку полученных данных; в-третьих, корреляционная природа некоторых результатов позволяет двояко трактовать причинно-следственную связь между исследуемыми показателями.
В дальнейшем, при исследовании взаимосвязи когнитивных нарушений и приверженности лечению, возможно, целесообразным будет сравнение пациентов с высоким и низким уровнем мотивации.



1. Банщиков, Ф. Р. Комплайенс в психиатрии: реальность и перспективы // Обозрение психиатрии и мед. психологии. 2006. № 4. С. 9-11.
2. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. М. Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 512 с.
3. Бовина И. Б., Якушенко А. В. Стигматизация психически больных людей и борьба с ней: социально-психологическое измерение проблемы. // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2015. № 2. С. 14-23.
4. Григорьева В. Н., Нестерова В. Н. Когнитивная реабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга // Практическая медицина. 2012. № 2 (57). С. 70-74.
5. Данилов Д. С. Терапевтическое сотрудничество (комплаенс): содержание понятия, механизмы формирования и методы оптимизации. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014. № (2). С. 4-12.
6. Ершов Б. Б. Продуктивность познавательной деятельности больных шизофренией и органическими психическими расстройствами (сравнительное экспериментально-патопсихологическое исследование): автореферат дис. ... канд-та психол. наук: 19.00.04 / Б. Б. Ершов; С. Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2011. 28 с.
7. Захаров В. В., Дроздова Е. А. Когнитивные нарушения у больных с черепно-мозговой травмой // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2013. № 4. С. 88-93.
8. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте. Методическое пособие для врачей. Москва, 2005. 71 с.
9. Кадыров, Р. В. Опросник «Уровень комплаентности»: монография / Р. В. Кадыров, О. Б. Асриян, С. А. Ковальчук. – Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2014. 74 с.
10. Каменков К. А., Быков А. Ф. Подходы к анализу причин феномена отсроченной реабилитации в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. Т.19, №3. С. 15-19.
11. Лутова Н. Б. Структура комплайенса у больных с эндогенными психическими расстройствами: автореферат на соискание учёной степени доктора медицинских наук. СПб., 2013.
12. Михайленко А. А., Одинак М, М., Литвинцев С. В., Ильинский Н. С., Юрин А. А. Лёгкая черепно-мозговая травма: актуальные и дискуссионные вопросы // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2015. № 1 (49). С. 199-203.
13. Остроумова О. Д. Когнитивные функции — новая «мишень» для терапии у пациентов гипертонической болезнью // Врач. 2011. №3. С. 54-57.
14. Оценка факторов комплаентности психически больных и влияние на них коморбидных расстройств: методические рекомендации / Н. Б. Лутова СПб: ФГБУ СПб НИПНИ В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения и социального развития РФ, 2012. 23 с.
15. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 402 с.
16. Прокопчук Н. Н., Скребцова Н. В. Когнитивные нарушения и изменения в психо-эмоциональной сфере у пациентов с артериальной гипертонией // «Современная клиническая медицина: изучение этиологии и патогенеза заболеваний, разработка методов их профилактики, диагностики и лечения»: сборник материалов международной научной конференции. 2013. С. 71-75.
17. Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Н. Краснова, Н. Г. Незнанова, В. Я. Семке, А. С. Тиганова; отв. ред. Ю. А. Александровский. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2015. 624 с.
18. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
19. Рыбакова Т.В., Бубнов А.А. Опыт лечения когнитивных нарушений у пациентов с органическими психическими расстройствами // XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы»: тезисы / под общей редакцией Н.Г. Незнанова. СПб.: Альта Астра, 2015. С. 161-162.
20. Саковская В.Г. Экспертно-психологическая оценка когнитивной сферы при органических поражениях головного мозга: усовершенствованная медицинская технология / В.Г. Саковская; Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова. СПб.: СПбМА им. И.И. Мечникова, 2008. 24 с.
21. Серых А. Б., Иванова А. Р. Модели и фокусы психообразования в медицинской практике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 5. С. 61-66.
22. Соколова Е. Т. Перспективы системной модели комплайенса // Клиническая психология в здравоохранении и образовании. 2011. № 2. С. 4-7.
23. Сорокин М. Ю. Распространённость внешней стигматизации у психически больных и её взаимосвязь с мотивацией к лечению // Неврологический вестник. 2016. Т. XLVIII. Вып. 2. С. 73-77.
24. Сорокин М. Ю., Лутова Н. Б. Особенности структуры мотивации к лечению и комплаенс у больных при проведении психофармакотерапии // Психическое здоровье человека XXI века: Сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» / ИД «Городец», 2016. С. 279-281.
25. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб.: Питер, 2007. 528 с.
26. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера (WAIS). Санкт-Петербург, 1995. 109 с.
27. Шабанов П. Д. Психофармакология. СПб.: Изд-во Н-Л, 2008. 384 с.
28. Austin J., Klein K., Mattek N., Kaye J. Variability in medication taking is associated with cognitive performance in nondemented older adults // Alzheimer's and Dementia: Diagnosis, Assessment and Disease Monitoring. 2017. Vol. 6. P. 210-213.
29. Brandt J. The hopkins verbal learning test: Development of a new memory test with six equivalent forms // The Clinical Neuropsychologist. 1991. Vol. 5 (2). P. 125-142.
30. Brett C.E., Sykes C., Pires-Yfantouda R. Interventions to increase engagement with rehabilitation in adults with acquired brain injury: A systematic review // Neuropsychological Rehabilitation. 2017. Vol. 27 (6). P. 959-982.
31. Fib T., Thyrian J.R., Wucherer, D., Abmann G., Kilimann I., Teipel S.J., Hoffmann W. Medication management for people with dementia in primary care: Description of implementation in the DelpHi study // BMC Geriatrics. 2013. Vol.13 (1). 13:121.
32. Kamaradova D., Latalova K., Prasko J., Kubinek R., Vrbova K., Mainerova B., Cinculova A., Ociskova M., Holubova M., Smoldasova J., Tichackova A. Connection between self-stigma, adherence to treatment, and discontinuation of medication // Patient Preference and Adherence. 2016. Vol.10. P. 1289-1298.
33. Karssemeijer E., Aaronson J., Bossers W., Smits T., Olde Rikkert M., Kessels R. Positive effects of combined cognitive and physical exercise training on cognitive function in older adults with mild cognitive impairment or dementia: A meta-analysis // Ageing Research Reviews. 2017. Vol. 40. P. 75-83.
34. Keefe R. S. E., Poe M., Walker T. M., Kang J. W., Harvey P. D. The schizophrenia cognition rating scale: An interview-based assessment and its relationship to cognition, real-world functioning, and functional capacity // American Journal of Psychiatry. 2006. Vol. 163 (3). P. 426-432.
35. Law L. F., Barnett F., Yau M. K., Gray M. A. Effects of combined cognitive and exercise interventions on cognition in older adults with and without cognitive impairment: A systematic review // Ageing Research Reviews. 2014. Vol.15. P. 61-75.
36. Lima S., Gago М., Garrett С., Graça Pereira М. Medication adherence in Alzheimer’s disease: The mediator role of mindfulness // Archives of Gerontology and Geriatrics. 2016. Vol. 67. P. 92-97.
37. McAuley J. W., Passen N., Prusa C., Dixon J., Cotterman-Hart S., Shneker B.F. An evaluation of the impact of memory and mood on antiepileptic drug adherence // Epilepsy and Behavior. 2015. Vol. 43. P. 61-65.
38. Rohde D., Merriman N., Doyle F., Bennett K., Williams D., Hickey A. Does cognitive impairment impact adherence? A systematic review and metaanalysis of the association between cognitive impairment and medication non-adherence in stroke. PLoS ONE. 2017. Vol,12 (12) / journal.pone.0189339.
39. Smith D., Lovell J., Weller C., Kennedy B., Winbolt M., Young C., brahim J. A systematic review of medication nonadherence in persons with dementia or cognitive impairment. PLoS ONE. 2017. Vol. 12 (2) / journal.pone.0170651.
40. Thiruchselvam T., Naglie G., Moineddin R., Charles J., Orlando L., Jaglal S., Snow W., Tierney M.C. Risk factors for medication nonadherence in older adults with cognitive impairment who live alone // International Journal of Geriatric Psychiatry. 2012. Vol. 27(12). P. 1275-1282.
41. Velligan D.I., Sajatovic M., Hatch A., Kramata P., Docherty J.P. Why do psychiatric patients stop antipsychotic medication? A systematic review of reasons for nonadherence to medication in patients with serious mental illness // Patient Preference and Adherence. 2017. Vol.11. P. 449-468.
42. Woods S.P., Weinborn M., Maxwell B.R., Gummery A., Mo K., Bucks R.S. Event-based prospective memory is independently associated with self-report of medication management in older adults // Aging and Mental Health. 2014. Vol.18(6). P. 745-753.
43. Zogg J.B., Woods S.P., Sauceda J.A., Wiebe J.S., Simoni J.M. The role of prospective memory in medication adherence: A review of an emerging literature // Journal of Behavioral Medicine. 2012. Vol. 35(1). P. 47-62.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ