Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие и правовая природа коносамента, используемого при морской перевозке грузов 5
1.1. Понятие коносамента в международном и национальном праве 5
1.2. Функции коносамента и их правовое содержание ..11
1.3. Проблемы определения правовой природы электронного
коносамента 19
ГЛАВА 2. Правовые проблемы использования электронного коносамента при морской перевозке грузов 25
2.1. Международно-правовое регулирование использования электронного коносамента 25
2.2. Проблемы регулирования использования электронного коносамента в национальном праве 41
2.3. Негосударственные регуляторы использования электронного
коносамента 52
Заключение 63
Список использованных источников
Коносамент является одним из важнейших документов в области морской перевозки грузов, который предоставляет возможность его держателю получить груз, описанный в нем. Многие ученые приходят к выводу неудобности использования бумажного документооборота и необходимости перехода участников международной торговли на применение электронного коносамента.
Актуальность темы исследования. Электронный коносамент обладает рядом преимуществ, например, сокращение времени оформления, повышенная скорость передачи информации, устранение риска утраты документов в процессе пересылки, повышение гибкости в процессе индоссирования , существенная экономия денежных средств , а также решение проблем, связанных с дорогостоящими задержками судна вследствие его прибытия раньше, чем грузополучатель завладел коносаментом.
Несмотря на очевидные преимущества использования электронного коносамента, уровень правового регулирования данного документа остается достаточно низким. Данная проблема неоднократно поднималась в докладах Международной торговой палаты , а также отмечалась рядом ученых, таких, как Герке Ф., Дубовец М., Томас Д., Джао Л. и другие
Недостаточность правового регулирования и арбитражной практики по вопросам оформления и применения коносаментов ведет к их неприменению на практике, поскольку участники внешнеэкономической деятельности не используют электронные коносаменты из-за проблем, связанных с определением даты создания документа при конверсии, что имеет решающее значение для банков, и т.д.
Теоретическую основу исследования первой главы составили труды как отечественных, так и зарубежных правоведов, таких как Акенс Р., Трейтель Дж., Шёнбаум Т., Гаскелл Н., Подузова Е. Б. и других, занимающихся анализом существующих понятия, правовой природы и функций коносамента.
При рассмотрении проблемы регулирования оформления и использования электронного коносамента как на международном, так и национальном уровнях мной были использованы труды следующих ученых: Герке Ф., Дубовец М., Томас Д., Джао Л. и других.
Нормативная база исследования составляла следующие нормативные документы: Гражданский Кодекс Российской Федерации, Кодекс Торгового Мореплавания Российской Федерации, Международная Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (Брюссель, 25 августа 1924 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Гамбург, 1978 год), Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов 2008 г. и т.д.
Цель работы -выявление правовых проблем, возникающих при использовании электронного коносамента при перевозке грузов морским транспортом.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и правовую природу бумажного коносамента и на основании этой конструкции выявить данные элементы в электронном коносаменте;
2. Исследовать сложившийся механизм правового регулирования использования электронного коносамента при морской перевозки грузов;
3. Проанализировать правоприменительную практику разрешения коллизий, связанных с использованием электронного коносамента при морской перевозке грузов.
Объект исследования — правоотношения, возникающие при использовании электронного коносамента при перевозке грузов морским транспортом.
Предмет исследования — нормы международных договоров, законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, положения негосударственных регуляторов, труды ученых, относящиеся к морской перевозке грузов, оформлению бумажного и электронного коносаментов, использованию электронного документооборота в сфере международной торговли.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Правые признаки электронного коносамента не могут быть квалифицированы на основании критериев, закрепленных в Гаага-Висбийских правилах, поэтому представляется, что их применение к отношениям, возникающих при морской перевозке грузов не считается обоснованным, поскольку:
- правовая природа электронного коносамента отличается от правовой природы бумажного, так как в отличие от последнего электронный коносамент представляет собой бездокументарную ценную бумагу.
- электронный коносамент в ряде случаев в зависимости от использования того или иного регулятора выполняет всего лишь две функции из трех, присущих бумажному коносаменту, поэтому в таком случае его следует признать узкофункциональным.
2. Следует отметить, что существует целый ряд международных правовых инструментов, регламентирующих оформление и использование электронного коносамента, однако как показывает практика, предлагаемые в настоящее время механизмы регулирования в силу присущих им отдельных недостатков не получили широко распространения. Кроме того, отсутствуют универсальные многосторонние договоры, регулирующие вопросы оформления электронного коносамента, а существующие международные правовые акты содержат лишь рекомендательные нормы. В ряде случаев правовые инструменты лишь позволяют использование электронного документооборота, но не закрепляют каких-либо специальных правил в отношении применения электронного коносамента, например, Гамбургские правила.
3. Наиболее подробно оформление и использование электронного коносамента содержится в сводах правил, предлагаемых коммерческими компаниями, например, BoleroRulebook, DSUA и т.д. Однако основным недостатком данных регуляторов является то, что они зачастую основаны на закрытом членстве. Данное обстоятельство предполагает, что все стороны внешнеэкономической сделки должны согласиться на использование данных регуляторов на коммерческой основе.
4. Национальное же законодательство зачастую лишь допускает использование электронного коносамента, но не содержит подробное регулирование относительно использования и оформления электронного коносамента. Например, в правой системе РФ применение электронного коносамента допускается на основании Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и абзаца 4 статьи 148 КТМ РФ. Однако, по мнению отечественных ученых, в законодательстве содержатся положения, затрудняющие использование коносамента на практике.
Изложенные выводы позволяют сформулировать следующие предложения:
- для большей правовой определённости представляется необходимым рассмотреть возможность принятия нормативного правового акта, детализирующего оформление и использование электронного коносамента, а также внести изменения в следующие статьи КТМ РФ:
А) статью 143 КТМ РФ изложить в следующей редакции:
«Отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа, в том числе оформленного в виде сообщения данных или с использованием электронной подписи. К таким документам применяются правила, установленные настоящим параграфом, за исключением правил, касающихся коносамента как товарораспорядительного документа и установленных абзацем вторым пункта 2 статьи 144, статьями 146 - 148 и пунктом 2 статьи 149 настоящего Кодекса».
Б) Статью 148 КТМ РФ изложить в следующей редакции:
«Коносамент передается с соблюдением следующих правил:
именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;
ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям или в иной форме, установленной соглашением сторон, в том числе посредством сообщения данных;
коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения или передачи или обмена одним или несколькими сообщениями данных».
-В рамках Комиссии ООН по праву международной торговли, ЮНСИТРАЛ, рассмотреть вопрос о возможной необходимости и целесообразности в разработке и принятии конвенции, регулирующий использование электронного коносамента, или проекта протокола к Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаментах 1924 г. с изменениями, внесенными Протоколом 1968 г. и Протоколом 1979 г. (Правил Гаага-Висби), позволяющими оформлять электронный коносамент.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 1 4-ФЗ [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс.
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 01.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов 2008 г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
5. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000». [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 10.05.2023)
6. Cудебная практика Великобритании [Электронный ресурс] http://www.bailii.org/form/search_cases.html
7. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А60-16231/2013[Электронный ресурс] Режим доступа: //sudact.ru/arbitral/doc/aqgIr9m5hfLN/ (дата обращения: 12.05.2023).
8. Правила Международного морского комитета для электронных коносаментов 1990 г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 10.05.2023).
9. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2013 г. по делу № А60-16231/2013[Электронный ресурс] Режим доступа: //sudact.ru/arbitral/doc/I9NPln1rOkxs/ (дата обращения: 12.05.2023).
10. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле от 16.12.1996. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 10.05.2023).
11. Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 10.05.2023).
12. Arc-En-Ciel Produce Inc. v. BF Leticia (Ship)FC 843, 2022 CarswellNat 1923, Federal Court, 07.06.2022.[Электронный ресурс] Режим доступа: https://proxy.library.spbu.ru:3379/Document/Ie10cbfb0c8935ed8e0540010e03eefe0/View/FullText.html. (дата обращения: 12.05.2023).
13. Boutique Jacob Inc. v. Pantainer Ltd.FC 217, 2006 CF 217, 2006 CarswellNat 439, Federal Court, 20.02.2006. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://proxy.library.spbu.ru:3379/Document/I10b717ef1a9463f0e0440003ba0d6c6d/View/FullText.html. (дата обращения: 12.05.2023).
14. Electronic Transactions Act 1998 URL: https://sso.agc.gov.sg/Acts-Supp/25-1998/Published?DocDate=19980710&ProvIds=pr22- (дата обращения: 10.05.2023).
15. Sea-Carriage Documents Act 1997 URL: https://legislation.nsw.gov.au/view/html/inforce/current/act-1997-092 (дата обращения: 10.05.2023).
16. The Federal Uniform Bills of Lading Act of 1916 URL: https://www.jstor.org/stable/1105999. (дата обращения: 10.05.2023).
17. Uniform Commercial Code. URL: https://www.uniformlaws.org/acts/ucc. (дата обращения: 10.05.2023).
2. Иностранная литература
1. Aikens R., Lord R. and Bools M., Bills of Lading, Informa, 2nd Edition, London, 2016, с. 626.
2. Baughen S., Shipping Law, Routledge, 5th Edition,London, 2012, с. 496.
3. BeecherS., Can the Electronic Bill of Lading Go Paperless?, International Lawyer, N. 40(3), 2006, рр. 627- 648.
4. BerlingieriF., A Comparative Analysis of the Hague-Visby Rules, the Hamburg Rules and the Rotterdam Rules, General Assembly of the International Association of Average Adjusters-AMD, Marrakesh, 5-6 November 2009, 65 с. - Режим доступа:https://www.uncitral.org/pdf/english/workinggroups/wg_3/Berlingieri_paper_comparing_RR_Hamb_HVR.pdf.) (дата обращения: 11.05.2023).
5. Chinn А., How Has Technology Affected the Copyright Framework? A Focus on Digital Rights Management and Peer-to-Peer Technology, Computer and Telecommunications Law Revie, N.22(2), 2016, pp. 44-52.
6. ClarkeM., Transport document: their transferability as document of title: electronic documents, Lloyd’s Maritime and Commercial Law Quarterly, 2002, рр. 356-369.
7. Dubovec M., The Problems and Possibilities for Using Electronic Bills of Lading as Collateral, Arizona Journal of International & Comparative Law, 2006, рр. 441 - 457.
8. Gaskell N., Asariotis R. and Baatz Y., Bills of Lading: Law and Contracts, Informa Law from Routledge, London, 2000, с. 926.
9. GaskellN., Bills of Lading in an Electronic Age, Lloyd’s Maritime and Commercial Law Quarterly, 2010, рр. 233-284.
10. Gehrke F., New Attempts at Electronic Documentation in Transport Bolero - The end of the experiment, the beginning of the future?, LLM dissertaion, University of Cape Town, 2001.
11. Girvin S., Bills of Lading and Straight Bills of Lading: Principles and Practice, Journal of Business Law, 2006, рр. 86-116.
12. Girvin S., Carriage of Goods by Sea, Oxford University Press, Oxford, 2007, с. 688.
13. Goldby M., Electronic Documents in Maritime Trade, Oxford University Press, 2nd Edition, Oxford, 2019, с. 359.
14. Goldby M., The CMI Rules for Electronic Bills of Lading, Reassessed in the Light of Current Practices, Lloyd’s Maritime and Commercial Law Quarterly, 2008, рр. 56-70.
15. Hare J., Shipping Law and Admiralty Jurisdiction in South Africa, Juta & Co Cape Town,2nd Edition, 2009, с. 1108.
16. HeydonJ.D., The Origins of the Indian Evidence Act, Oxford University Commonwealth Law Journal, N. 10(1), 2010, рр. 1-76.
17. HillJ., The Future of Electronic Contracts in International Sales: Gaps and Natural Remedies under the United Nations Convention, Northwestern Journal of Technology and Intellectual Property, 2003, pp. 1-34. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scholarlycommons.law.northwestern.edu/njtip/vol2/iss1/1/ (дата обращения: 10.05.2023).
18. HullH, The Federal Uniform Bills of Lading Act, The Virginia Law Register, N. 3(5), 2017, рр. 329-340.
19. Kelly R.B., The CMI Charts a Course on the Sea of Electronic Data Interchange: Rules for Electronic Bills of Lading, Tulane Maritime Law Journal, 1992,рр. 349 - 375.
20. LaryeaE. T., Bolero electronic trade system – an Australian perspective, Journal of International Banking Law, N. 16(1), 2001, рр. 4-11.
21. Low R., Replacing the Paper Bill of Lading with an Electronic Bill of Lading: Problems and Possible Solutions, International Trade and Business Law AnnualVol V, 2000, pp. 159-218. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.taylorfrancis.com/books/mono/10.4324/9781843141280/international-trade-business-law-annual-vol-jeffrey-kinsler?refId=d58ff16d-3956-4639-ad06-73baf59d857d&context=ubx(дата обращения: 10.05.2023).
22. Muthow E., The Impact of EDI on Biffs of Lading - A Global Perspective on the Dynamics Involved,ML. Dissertation,University of Cape Town, 1997, с. 277.
23. Pejovic С., Documents of Title in Carriage of Goods by Sea: Present Status and Possible Future Directions, Journal of Business Law, 2001, рр. 461–488.
24. Proctor C., The Legal Role of the Bill of Lading, Sea Waybill and Multimodal Transport Document Vol 1, Integral Pretoria, 1997.
25. Ravi С., Singapore’s Electronic Transactions Act 1998, Journal of Business Law, 1999, рр. 80-83.
26. SchoenbaumT. J., Admiralty and Maritime Law, West Publishing, 2011, pp. 822–823. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.library.uq.edu.au/primo-explore/fulldisplay?vid=61UQ&tab=61uq_all&docid=61UQ_ALMA21104044280003131&lang=en_US&context=L. (дата обращения: 10.05.2023).
27. Scrutton T. E. and Eder B., Scrutton on Charterparty and Bills of Lading, Sweet & Maxwell, 23rd Edition, London, 2015, с. 828.
28. Tetley W., International Maritime and Admiralty Law, Editions Y Blais, 2002, с. 959.
29. Thomas D. R., Carriage of Goods under the Rotterdam Rules, Informa Law from Routledge, London,2010, с. 464.
30. Todd P., Principles of the Carriage of Goods by Sea, Routledge, 2015, с. 480.
31. Treitel G. H., Reynolds F. M. B. and Carver T. G., Carver on Bills of Lading, Sweet & Maxwell, 4th Edition, London, 2017, с. 938.
32. Vollebregt Е., EC Competition Law Aspects of Peer-to-Peer Networking, Computer and Telecommunications Law Review, N. 8(3), 2002,рр. 63-66.
33. Wilson J. F., Carriage of Goods by Sea, Pearson/Longman, 7th Edition, 2010, с. 616.
34. ZhaoL., Control of Goods Carried by Sea and Practice in E-commerce, Journal of Business Law, N. 6, 2013,рр. 585-597.
3. Отечественная литература
1. Бахин С. В. Субправо: международные своды унифицированного контрактного права / С. В. Бахин. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. — 311 c.
2. Бровка Ю. П. Международный (международно-правовой) обычай / Ю.П. Бровка // Белорусская юридическая энциклопедия : в 4 т. Т. 2./ Под ред. Ю.П. Бровки. - Минск, 2009. - С. 223.
3. Бахин С.В. Субправо: Правовая природа и назначение /С. В. Бахин //Правоведение, 2002. - № 2 (241). - С. 144 -157.
4. Ивашкова Т.Г. Электронные коносаменты: преодолимы ли препятствия на пути диджитализации внешней торговли? / Т.Г. Ивашкова // Международные банковские операции, 2019. - № 1(71). - C. 36-40.
5. Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика./ А.С. Кокин. – М.: ВолтерсКлувер, 2007. – 379 с.
6. Лебедева Л. Ф. Позиции России и США в полицентричном мире: социально-экономический аспект / Л. Ф. Лебедева // США-Канада: экономика, политика, культура, 2012. - N 11. - С. 3-13.
7. Макарова Н.В. Электронный коносамент: не такое уж отдаленное будущее? / Н.В. Макарова // Международные банковские операции, 2009. - № 5. - С. 60-66.
8. Миронов Ю. М. Совершенствование диспетчерского управления перевозками грузов на ВВТ : учебное пособие / Ю. М. Миронов. — Москва : РУТ (МИИТ), 2015. — 256 с.
9. Подузова Е. Б. Проблемы правового регулирования оборота ценных бумаг/ Е. Б. Подузова. - Проспект, 2021. - 240 с.
10. Садыкова Э.Ф. Развитие морских пассажирских сообщений в Азово-Черноморском бассейне / Э.Ф. Садыкова // Российское предпринимательство, 2013. - № 11 (233). - С. 68-73.
11. Синева Е.Н. Модельный закон - ключ к построению единой системы внешнего государственного финансового контроля / Е.Н. Синева. // Финансы и кредит, 2004. - № 19 (157). - С. 45-48.
4. Ресурсы в сети Интернет
1. Гуменюк Е.В., Электронный коносамент [Электронный ресурс] // Сyberleninka: [website]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-konosament (дата обращения: 10.05.2023).
2. ИвашковаТ., Доклад ICCRussia «Электронные коносаменты: преодолимы ли препятствия на пути диджитализации внешней торговли?» [Электронный ресурс] // ICC Russia: [website]. - Режим доступа: https://iccwbo.ru/blog/2019/elektronnye-konosamenty-preodolimy-li-prepyatstviya/ (дата обращения: 12.05.2023).
3. Keough J. R. and Cooney W. M., The Legal Status of Electronic Bills of Lading: A report for the International Chamber of Commerce (ICC), Appendix 2: United States Federal Law and New York Law, [Электронный ресурс] // International Chamber of Commerce: [website]. - Режим доступа: https://cdn.iccwbo.org/content/uploads/sites/3/2018/10/the-legal-status-of-e-bills-of-lading-oct2018.pdf. (дата обращения: 12.05.2023).
4. Legal Aspects of a Bolero Bill of Lading [Electronic resource] // Bolero[website]. -Режим доступа: http://www.bolero.net/decision/legal (дата обращения: 10.05.2023).
5. Motiwala M., The Legal Status of Electronic Bills of Lading; A Report for the International Chamber of Commerce (ICC): Appendix 8: India, [Электронный ресурс] // International Chamber of Commerce: [website]. - Режим доступа: https://cdn.iccwbo.org/content/uploads/sites/3/2018/10/the-legal-status-ofe-bills-of-lading-oct2018.pdf. (дата обращения: 12.05.2023).
6. Tan J., Starr L. and Wu Ch., Legal Briefing: Electronic Bill of Lading[Electronic resource] // UK P & I CLUB publications[website]. -Режим доступа: https://www.ukpandi.com/media/files/imports/13108/publications/28140-legal_briefing_e_bill_of_lading_web.pdf, (дата обращения: 12.05.2023).
7. Tan S. W. and Tan J., The Legal Status of Electronic Bills of Lading; A Report for the International Chamber of Commerce (ICC): Appendix 5: Singapore, [Электронный ресурс] // International Chamber of Commerce: [website]. - Режим доступа: https://cdn.iccwbo.org/content/uploads/sites/3/2018/10/the-legal-status-of-e-bills-of-lading-oct2018.pdf. (дата обращения: 12.05.2023).
8. Willem van Boom., Certain Legal Aspects of Electronic Bills of Lading [Electronic resource] // Аcademia.edu [website]. -Режим доступа: https://www.academia.edu/19631708/Certain_Legal_Aspects_of_Electronic_Bills_of_Lading. (дата обращения: 12.05.2023).
9. Winter С., E-bills of lading[Electronic resource] // Norton Rose Fulbright logo [website]. -Режим доступа: https://www.nortonrosefulbright.com/en/knowledge/publications/b20094b6/e-bills-of-lading. (дата обращения: 12.05.2023).