ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Сущность категории «культурно-познавательный туризм»
1.2. Структура и функции культурно-познавательного туризма
1.3. Специфика и опыт культурно-познавательного туризма
ГЛАВА II. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ДЕСТИНАЦИЯ ДЛЯ КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ
2.1. Акторы культурно-познавательного туризма
2.2. Потенциал развития культурно-познавательного туризма
2.3. Проблемы в развитии культурно-познавательного туризма
ГЛАВА III. ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА КИТАЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
3.1. Определение потребностей китайских туристов в культурно-познавательном туризме
3.2. Формирование оригинального туристского продукта…(возможно название тура)
3.3. Обоснование ценовой политики. Калькуляция тура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Последние годы культурно-познавательный туризм из КНР в разные страны мира развивался очень стремительно, Россию это развитие не обходило стороной. Сегодня пандемия COVID-19 вносит коррективы в развитие туризма, но, тем не менее, после снятия ограничений, которые были введены в связи со сложившейся в мире ситуацией, по многим прогнозам, можно ожидать активного роста количества путешествий по миру, в том числе и из КНР.
Культурно-познавательный туризм – одна из самых популярных целей путешествия туристов из КНР в Россию. Наиболее популярно это направление у китайских туристов, вышедших на пенсию, и туристов в возрасте 40+. Среди граждан КНР культовые российские достопримечательности имеют значение и представляют наибольший интерес, но при этом китайского туриста трудно заинтересовать храмом или церковью (за редким исключением уникальных сооружений, например: Казанский и Исаакиевский соборы), так как обычно туристы из Китая считают храмы и церкви похожими друг на друга и не видят смысла в их посещении.[1]
Учитывая зарубежный опыт европейских стран и богатый туристский потенциал Санкт-Петербурга, можно предполагать, что здесь есть возможность успешного развития культурно-познавательного туризма и выхода за рамки стандартных мест посещения среди китайских туристов. Такой опыт может поспособствовать привлечению в Россию самых разных категорий (по демографическим, географическим и экономическим характеристикам) граждан Китая: молодое поколение, более обеспеченных граждан, жителей наиболее развитых регионов и городов КНР.
Актуальность выбранной темы состоит в значимости развития культурно- познавательного туризма для китайских туристов в Санкт-Петербурге. Так как город обладает огромным потенциалом для того, чтобы стать центром культурно-познавательного туризма в мире. Решение ряда существующих проблем и интенсивное увеличение количества платежеспособных туристов из КНР позволит Санкт-Петербургу повысить уровень конкурентоспособности как дестинации культурно-познавательного туризма, а также привлечь больше инвестиций для развития инфраструктуры города. Кроме того, данное исследование имеет особую актуальность, так как проводится во время пандемииCOVID-19, что имеет сильное влияние на развитие туризма во всем мире.
Объект ВКР - культурно-познавательный туризм в Санкт-Петербурге для китайских туристов.
Предмет ВКР -процесс развития культурно-познавательного туризмаи реализуемые программы для привлечения туристов из Китая в Санкт-Петербург.
Цель ВКР - разработка рекомендация по развитию культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге для китайских туристов.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
• Уточнить дефиницию в составе понятийно-терминологического аппарата культурно-познавательного туризма
• Рассмотреть структуру и функции культурно-познавательного туризма
• Изучить специфику и опыт развития культурно-познавательного туризма
• Проанализировать потенциал развития культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге для китайских туристов.
• Выявить проблемы в развитии культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге для китайских туристов.
• Определить пути развития культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге, ориентированного на китайского потребителя, и разработать оригинальный туристский продукт «Новый культурный Петербург»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы культурно-познавательного туризма, его структура и функции, а также специфика и опыт культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге.
Во второй главе акцентируется внимание на анализе китайского туризма как явления и развитости комфортной для китайских туристов инфраструктуры в Санкт-Петербурге, проводится сравнение с опытом главных центров культурно-познавательного туризма в Европе.
Третья глава посвящена выявлению потребностей китайского туриста и разработке актуального туристского продукта по Санкт-Петербургу в соответствии с этими потребностями.
На сегодняшний день культурно-познавательный туризм все еще занимает лидирующие позиции среди китайских туристов во всем мире, Санкт-Петербург эта тенденция не обходит стороной. Несмотря на трудности, связанные с пандемией Covid-19, граждане КНР готовы посещать Санкт-Петербург, как только это станет возможным.
В процессе исследования была уточнена дефиниция в составе понятийно-терминологического аппарата культурно-познавательного туризма, который рассматривается как особый вид туризма, основой такого вида туризма является ознакомление с культурой страны/народа/этноса с целью расширения кругозора. Также, были рассмотрены структура и функции культурно-познавательного туризма. Было выявлено, что культурно-познавательный туризм делится на множество подвидов и, так или иначе, охватывает почти все виды туризма.
На основе использованного в работе SWOT- анализа был исследован рынок культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге. В ходе работы были выявлены следующие проблемы развития культурно-познавательного туризма для китайских туристов: Отсутствие диалога и понимания между властями Санкт-Петербурга и сотрудников объектов культурно-познавательного туризма: образ Санкт-Петербурга, как «криминальной столицы», рост цен на туристские услуги, визовый режим, сезонность туристского потока, отсутствующая информация для китайских туристов, нехватка квалифицированных кадров, овертуризм в музеях во время высокого сезона, теневые потоки китайских туристов в подпольный китайский туристский сектор, сложность и длительность перелетов до Санкт-Петербурга из КНР. Вследствие перечисленных проблем можно наблюдать снижение качества предоставляемых услуг для китайских туристов.
Санкт-Петербург обладает колоссальным потенциалом для развития культурно-познавательного туризма, но, к сожалению, сегодня главным препятствием для развития въездного туризма из КНР являются: ограничения, связанные с пандемией Covid-19, недостаток квалифицированных кадров, знающих китайский язык и культуру. В данный момент главными задачами для развития культурно-познавательного туризма становятся: повышения качества сервиса, ориентированного именно на китайского туриста, а также противодействие «теневому» сектору туризма из КНР. Развитие культурно-познавательного туризма станет толчком к росту экономики Санкт-Петербурга, привлечению новых инвесторов и развитию туристской инфраструктуры, это позволит туристским потокам возрасти не только количественно, но и качественно, а также позволит увеличить средний чек у китайских туристов.
Разработанный в рамках исследования турпродукт представляет собой культурно-познавательный тур, основанный на результатах опроса о предпочтениях и пожеланиях китайских туристов. В опросе приняло участие более 50 человек. Предложенный тур, продолжительностью 6 дней, подразумевает размещение в отеле 4*, перемещения по программе тура, питание, посещение множества культурно-познавательных дестинаций, в том числе объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также, помимо классических объектов показа, исходя из пожеланий китайских туристов, в тур были включены галереи и выставки современного искусства, театры, а также для достижения большей заинтересованности две экскурсии проводятся экскурсоводами в специальных костюмах, отражающих историческую эпоху, про которую рассказывает гид.
Результатом проведенного исследования является разработка рекомендаций по развитию культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге для китайских туристов с учетом особенностей культуры и этнопсихологии туристов из КНР. Одной из рекомендаций является культурно-познавательный тур «Новый культурный Петербург» и оценка его эффективности.
Таким образом, культурно-познавательный туризм в Санкт-Петербурге для китайских туристов – одно из важнейших направлений развития, которое зародилось достаточно давно и продолжает усовершенствоваться. Решение указанных в исследовании проблем поможет Санкт-Петербургу прилечь большее количество инвестиций для улучшения качества сервиса и инфраструктуры, что приведет к повышению конкурентоспособности Санкт-Петербурга как дестинации культурно-познавательного туризма на мировом рынке.
[1].Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.spb.ru/helper/culture/tourizm/ (дата обращения: 09.03.2022)
2. WTO – Tourism 2020 Vision revisited… a road map for tourism Towards 2030 [Электронный ресурс]URL :https://www.modul.ac.at/uploads/files/research/tourmis/2008/International_Seminar_Kester__UNWTO_2030_.pdf (дата обращения: 09.03.2022)
3. Алферова Л.С. Культурно-познавательный туризм: подходы к определению понятия/ Л.С. Алферова// Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки», 2018. – с.56-61
4. Колпашникова Т.Ю. Социальные аспекты культурно-познавательного туризма. Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. - СПб.: Издательство СПбГУСЭ, 2010. - 490с
5. Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма. М.: КноРус, 2008. - 347 с.
6. Фёдорова У.А. Развитие и продвижение культурно-познавательного туризма в системе туристско-рекреационных комплексов (на примере Новгородской области): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Санкт–Петербург 2012.
7. Пшеничных Ю.А., Саак А.Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб.: Питер Пресс, 2014 - С. 259.
8. Драгичевич-Шешич М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. Новосибирск, 2012. 425 с.
9. Официальный сайт Федерального Агентства по туризму [Электронный ресурс] URL :https://tourism.gov.ru/contents/turistam/kak-poluchit-vizu/elektronnaya-viza-v-rossiyu/(датаобращения: 09.03.2022)
10.Официальный сайт РБК [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/20/04/2022/625fb67f9a79477c72c39b95(датаобращения: 15.03.2022)
11. Зенкина Е. С. Исторический аспект взаимоотношений России и Китая: материалыI Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием) / Е. С. Зенкина, Я. С. Нарута / подобщ.ред. А. И. Вострецова. — Нефтекамск: РИО ООО «Наука и образование», 2014. — С. 94–96.
12.Натура Я. С. Анализ туристской мотивации китайских потребителей / Я. С. Нарута, Е. С. Зенкина / Сборник материалов XXV Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия устойчивого развития регионов России» / подобщ.ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: ЦРНС, 2015. — 120–124.
13.Чугунова А.А.(НЕ) политическая активность туристских акторов[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ne-politicheskaya-aktivnost-turistskih-aktorov/viewer
14. Гончарова Н.А. Формирование системы управления туристской дестинацией. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-sistemy-upravleniya-turistskoi-destinatsiei-na-primere-tomskoi-oblasti(дата обращения: 24.01.2022).
15. Официальный сайт Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты [Электронный ресурс] URL:https://spb.tpprf.ru/ru/overview/(дата обращения: 24.01.2022).
16. Официальный сайт перевозчика ООО «АвтоТур» [Электронный ресурс] URL: https://trcity.ru/
17. Печерица Е.В. Культурный туризм в Санкт-Петербурге: возможности и проблемы развития » [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-turizm-v-sankt-peterburge-vozmozhnosti-i-problemy-razvitiya/viewer(дата обращения: 24.01.2022).
18. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
19.Официальный сайт Севкабель порт [Электронный ресурс] URL:https://sevcableport.ru/ru/culture(дата обращения: 24.01.2022).
20. Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации : монография. СПб., 2012. 179 с.
21.Официальный сайт ЮНВТО [Электронный ресурс] URL:https://www.unwto.org/ru/cultural-tourism-covid-19(дата обращения: 24.01.2022).
22. Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/04/1480 (дата обращения: 24.01.2022).
23. Новосельская В.В. ТУРИЗМ И КУЛЬТУРА КАК ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ[Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-i-kultura-kak-faktory-regionalnogo-razvitiya-problemy-vzaimosvyazi(дата обращения: 24.01.2022).
24.Дурович А.П. Маркетинг туризма/ Минск, 2012 – с.212
25.Сервис бронирования авиабилетов «AVTiket»[Электронный ресурс] URL:https://avticket.ru/routes/bjs/led(дата обращения: 24.032022).
26. Конституция РФ
27.Федеральный Закон об основах туристской деятельности
28.Официальный сайт литературного кафе»[Электронный ресурс] URL:https://litcafe.su/history/(дата обращения: 24.03 2022).
29. Официальный сайт РБК[Электронный ресурс] URL:https://www.rbc.ru/spb_sz/23/01/2020/5e2959b89a79476a3f92cc55(дата обращения: 24.03 2022).
30.Сервис покупки авиабилетов «Авиасейлс»[Электронный ресурс] URL:https://www.aviasales.ru/
31.Вардорян Н. Проблемы мирового туризма[Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/04/1480 (дата обращения: 24.01.2022).