Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая репрезентация пандемии коронавируса в современной английской художественной литературе (на примере романа Э.Гриффитс "The Locked Room" и др.)

Работа №143891

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1.Теоретические основы исследования 7
1.1. Особенности языка катастрофы на примере пандемии коронавируса 7
1.1.1. Пандемийный дискурс в медиатексте 10
1.1.2. Обзор исследований, посвященных пандемийному дискурсу в художественном тексте 13
1.2. Проявления переоценки ценностей в обществе в период катастрофы: трансформация ценностных ориентиров в пандемию коронавируса 19
1.3. Понятие «лексико-семантическое поле» 23
1.3.1. Лексико-семантическое поле пандемии коронавируса 25
Выводы по главе 1 30
2. Анализ языковой репрезентации пандемии коронавируса в произведениях Э. Гриффитс “The Locked Room” и “The Last Remains” 32
2.1. Языковые средства номинации пандемии коронавируса как отражение эмоциональной оценки 32
2.2. Репрезентация общественного отношения к пандемии коронавируса в поведении персонажей романа 38
2.3. Общественное отношение к локдауну, ограничениям передвижения, мерам профилактики коронавируса и социальной дистанции 45
2.4. Мотив неопределенности в связи с пандемией коронавируса 53
2.5. Система ценностных ориентиров в пандемию коронавируса 57
Выводы по главе 2 67
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Список словарей 77
Список источников примеров 77

Данная работа посвящена изучению языковой репрезентации пандемии коронавируса в современной английской художественной литературе, в частности на основе произведений Э. Гриффитс “The Locked Room” и “The Last Remains”. Рассматривается отражение вызванных пандемией внезапных изменений в социальной, политической, экономической и других сферах жизни – и эмоциональный аспект отношения к ним обычного человека. В работе уделяется внимание «новой реальности», в том числе переоценке ценностей, возникшей в период пандемии, а также языковым средствам, с помощью которых в художественных текстах отражены глобальные изменения. Объектом исследования выступает пандемия коронавирусной инфекции, описанная в произведениях современной английской художественной литературы, а предметом является языковая репрезентация пандемии коронавируса в рассматриваемых произведениях современной англоязычной художественной литературы.
Актуальность работы заключается в следовании современной антропоцентрической парадигме в лингвистике, которая состоит в изучении связи языковых явлений с жизнью человека. Согласно Е.С. Кубряковой, «антропоцентризм характеризуется как особый принцип исследования, который заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования» [Кубрякова, 1991, с. 214]. По ее мнению, «антропоцентрический принцип связан с исследованием следующих проблем, касающихся связи человека и его языка: язык и духовная активность человека; язык, мышление и сознание человека; язык и физиология человека; язык и культура; язык и коммуникация; язык и ценности человека» - все это непосредственно связано с исследованием влияния пандемии коронавируса на разные аспекты общественной жизни, в том числе на материале художественных произведений. К тому же, работа написана в рамках лингвокультурологического направления, которое также является актуальным и перспективным для изучения...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной работы состояла в изучении языковой репрезентации пандемии коронавируса в современной английской художественной литературе. В качестве примера были выбраны два произведения Э. Гриффитс “The Locked Room” и “The Last Remains”, отлично подходящие для исследования ввиду соответствия двум фактически противоположным периодам пандемии коронавируса. События первого романа разворачиваются в начале пандемии, зимой-весной 2020 году, в Великобритании, а события второго романа – после снятия локдауна и смягчения ограничений в 2021 году. Предполагалось обратить особое внимание отношению персонажей к происходящим событиям, что должно было поспособствовать изучению разноуровневых языковых средств репрезентации пандемии коронавируса.
Цель работы достигалась путем выполнения поставленных задач, которые решались в соответствующих разделах данного исследования. В первой главе уделялось внимание существующим работам, посвященным пандемии коронавируса: язык катастрофы, пандемийный дискурс в медиа- и художественном текстах, трансформация ценностных ориентиров в период пандемии, лексико-семантическое поле пандемии коронавируса.
Вторая глава работы включает в себя анализ примеров репрезентации пандемии коронавируса в рассматриваемых произведениях художественной литературы. Несмотря на то что пандемия коронавируса не является основной темой романов “The Locked Room” и “The Last Remains”, реалии данного периода раскрыты ярко и полно, с разных сторон и в большинстве сфер жизни. При анализе обращалось внимание на способы номинации пандемии коронавируса, общественное отношение к пандемии коронавируса, в особенности к локдауну, ограничениям передвижения и социальной дистанции, на мотив неопределенности, связанный со страхом и беспокойством человека за настоящее и будущее. Особенно подробно рассматривалась система ценностей, получившая отражение в поведении персонажей романов и их высказываниях.
Полученные выводы сравнивались с выводами первой главы для получения полноценного представления о средствах языковой репрезентации пандемии коронавируса. Исследование языка катастрофы и пандемийного дискурса поспособствовало более полному пониманию специфики произведений, а обзор работ, посвященных ценностным ориентирам в пандемию коронавирусу, позволил сравнить выводы, полученные с помощью разных методов лингвистического анализа, с выводами отечественных и зарубежных психологов и социологов. Изучение лексико-семантического поля пандемии коронавируса обеспечило корректную и более полную выборку примеров репрезентации пандемии коронавируса в рассматриваемых романах, а также погрузило в лингвокультурологический аспект пандемии коронавируса в России и англоговорящих странах.
Проблематика репрезентации пандемии коронавируса в художественной литературе остается перспективным направлением исследований ввиду того, что пандемия коронавируса закончилась сравнительно недавно. Для написания новых произведений художественной литературы, использующих тематику пандемии коронавируса, а также для их глубокого и полноценного изучения требуется больше времени. Кроме того, многие последствия коронавируса для человека носят долгосрочный характер и полноценно проявят себя еще нескоро.


1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. Флинта, Наука, 2010, 224 с.
2. Балабекова М.А., Весселинов Д., Хан Н.К. Language convergence: linguistic aspect of COVID-19. Серия «Филология». № 4(104)/2021, С. 36-43.
3. Башарина А.К. Понятие «семантическое поле». // Вестник СВФУ. 2007. №1. С. 93-96.
4. Белецкий С.Б., Автаева Д.Н., Кузьмичева П.А., Чудинова С.Б. Узловые и периферийные точки пандемийного дискурса: парадигматика и синтагматика // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022. №11.
5. Булгакова А.А. Story & History: концептуальные нарративы эпидемии в художественном и медиатексте. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. 2022. Том 8 (74). № 3. С. 146–158
6. Гнездилова Л.Б. Лингвистический репертуар средств выражения тактики смягчения категоричности ответа в рамках стратегии коммуникативного уклонения // Вестник ТГПУ. 2017. №6 (183). С. 9-13.
7. Голованова Е.И., Маджаева С.И. О словаре эпохи пандемии коронавируса // Вестник ЧелГУ. 2020. №7 (441). С. 48-55.
8. Джамелашвили, А.Е. Глава VI. Сравнительно-сопоставительное исследование дискурса научно-популярных англоязычных глоссариев по пандемии коронавируса COVID-19 / А. Е. Джамелашвили, О. В. Каменева // Современная англистика: культура и социум в калейдоскопе англоязычного дискурса. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2021. – С. 103-117.
9. Дичковская Е.А., Ковалевская В.А. Изображение пандемии в художественной литературе. Журнал Белорусского государственного университета, 2021.
10. Еремина П.И. Лексико-семантическое поле «Пандемия COVID-19» в английском языке. Амурский научный вестник. 2022. №2. С. 36-44.
11. Зиновьева Е.И. Понятие «поля» в лингвометодических исследованиях. // XXXII международная филологическая конференция: Сборник. Вып. 15: Русский язык как иностранный и методика его преподавания. 11-15 марта 2003 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. Н.А.Любимова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. – С. 108-112.
12. Зуева В.В., Колоскова О.А. Языковая картина мира сквозь призму слов-символов 2020 года (на материале английского и русского языков). Российский гуманитарный журнал. 2021. Том 10. №6. С. 414-423.
13. Как пандемия отразится на литературе и в драматургии? Что думают молодые писатели. Омский портал «Культура». [Электронный ресурс] URL - https://kultura55.ru/culturedetails/kak-pandemiya-otrazitsya-na-literature-i-v-dramaturgii-chto-dumayut-molodye-pisateli (дата обращения: 27.02.2024).
14. Карасик, В. И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции / В. И. Карасик // Политическая лингвистика. — 2020. — № 2 (80). — С. 25-34.
15. Касьянов В.В., Беликова Н.Ю., Гафиатулина Н.Х. Язык катастрофы: влияние пандемии COVID-19 на социально-культурную коммуникацию. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №2...37



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ