Введение 3
1.Теоретические основы исследования 7
1.1. Особенности языка катастрофы на примере пандемии коронавируса 7
1.1.1. Пандемийный дискурс в медиатексте 10
1.1.2. Обзор исследований, посвященных пандемийному дискурсу в художественном тексте 13
1.2. Проявления переоценки ценностей в обществе в период катастрофы: трансформация ценностных ориентиров в пандемию коронавируса 19
1.3. Понятие «лексико-семантическое поле» 23
1.3.1. Лексико-семантическое поле пандемии коронавируса 25
Выводы по главе 1 30
2. Анализ языковой репрезентации пандемии коронавируса в произведениях Э. Гриффитс “The Locked Room” и “The Last Remains” 32
2.1. Языковые средства номинации пандемии коронавируса как отражение эмоциональной оценки 32
2.2. Репрезентация общественного отношения к пандемии коронавируса в поведении персонажей романа 38
2.3. Общественное отношение к локдауну, ограничениям передвижения, мерам профилактики коронавируса и социальной дистанции 45
2.4. Мотив неопределенности в связи с пандемией коронавируса 53
2.5. Система ценностных ориентиров в пандемию коронавируса 57
Выводы по главе 2 67
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Список словарей 77
Список источников примеров 77
Данная работа посвящена изучению языковой репрезентации пандемии коронавируса в современной английской художественной литературе, в частности на основе произведений Э. Гриффитс “The Locked Room” и “The Last Remains”. Рассматривается отражение вызванных пандемией внезапных изменений в социальной, политической, экономической и других сферах жизни – и эмоциональный аспект отношения к ним обычного человека. В работе уделяется внимание «новой реальности», в том числе переоценке ценностей, возникшей в период пандемии, а также языковым средствам, с помощью которых в художественных текстах отражены глобальные изменения. Объектом исследования выступает пандемия коронавирусной инфекции, описанная в произведениях современной английской художественной литературы, а предметом является языковая репрезентация пандемии коронавируса в рассматриваемых произведениях современной англоязычной художественной литературы.
Актуальность работы заключается в следовании современной антропоцентрической парадигме в лингвистике, которая состоит в изучении связи языковых явлений с жизнью человека. Согласно Е.С. Кубряковой, «антропоцентризм характеризуется как особый принцип исследования, который заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования» [Кубрякова, 1991, с. 214]. По ее мнению, «антропоцентрический принцип связан с исследованием следующих проблем, касающихся связи человека и его языка: язык и духовная активность человека; язык, мышление и сознание человека; язык и физиология человека; язык и культура; язык и коммуникация; язык и ценности человека» - все это непосредственно связано с исследованием влияния пандемии коронавируса на разные аспекты общественной жизни, в том числе на материале художественных произведений. К тому же, работа написана в рамках лингвокультурологического направления, которое также является актуальным и перспективным для изучения...
Цель данной работы состояла в изучении языковой репрезентации пандемии коронавируса в современной английской художественной литературе. В качестве примера были выбраны два произведения Э. Гриффитс “The Locked Room” и “The Last Remains”, отлично подходящие для исследования ввиду соответствия двум фактически противоположным периодам пандемии коронавируса. События первого романа разворачиваются в начале пандемии, зимой-весной 2020 году, в Великобритании, а события второго романа – после снятия локдауна и смягчения ограничений в 2021 году. Предполагалось обратить особое внимание отношению персонажей к происходящим событиям, что должно было поспособствовать изучению разноуровневых языковых средств репрезентации пандемии коронавируса.
Цель работы достигалась путем выполнения поставленных задач, которые решались в соответствующих разделах данного исследования. В первой главе уделялось внимание существующим работам, посвященным пандемии коронавируса: язык катастрофы, пандемийный дискурс в медиа- и художественном текстах, трансформация ценностных ориентиров в период пандемии, лексико-семантическое поле пандемии коронавируса.
Вторая глава работы включает в себя анализ примеров репрезентации пандемии коронавируса в рассматриваемых произведениях художественной литературы. Несмотря на то что пандемия коронавируса не является основной темой романов “The Locked Room” и “The Last Remains”, реалии данного периода раскрыты ярко и полно, с разных сторон и в большинстве сфер жизни. При анализе обращалось внимание на способы номинации пандемии коронавируса, общественное отношение к пандемии коронавируса, в особенности к локдауну, ограничениям передвижения и социальной дистанции, на мотив неопределенности, связанный со страхом и беспокойством человека за настоящее и будущее. Особенно подробно рассматривалась система ценностей, получившая отражение в поведении персонажей романов и их высказываниях.
Полученные выводы сравнивались с выводами первой главы для получения полноценного представления о средствах языковой репрезентации пандемии коронавируса. Исследование языка катастрофы и пандемийного дискурса поспособствовало более полному пониманию специфики произведений, а обзор работ, посвященных ценностным ориентирам в пандемию коронавирусу, позволил сравнить выводы, полученные с помощью разных методов лингвистического анализа, с выводами отечественных и зарубежных психологов и социологов. Изучение лексико-семантического поля пандемии коронавируса обеспечило корректную и более полную выборку примеров репрезентации пандемии коронавируса в рассматриваемых романах, а также погрузило в лингвокультурологический аспект пандемии коронавируса в России и англоговорящих странах.
Проблематика репрезентации пандемии коронавируса в художественной литературе остается перспективным направлением исследований ввиду того, что пандемия коронавируса закончилась сравнительно недавно. Для написания новых произведений художественной литературы, использующих тематику пандемии коронавируса, а также для их глубокого и полноценного изучения требуется больше времени. Кроме того, многие последствия коронавируса для человека носят долгосрочный характер и полноценно проявят себя еще нескоро.