Введение 3
Глава 1 Теоретические основы мерчандайзинга в торговых предприятиях 6
1.1 Сущность, понятие и значение мерчандайзинга 6
1.2 Планировка и зонирование торгового зала как стратегия выкладки товара 13
1.3 Маркетинговые возможности системы мерчандайзинга 21
Глава 2 Анализ системы мерчандайзинга ООО «Меркурий» и предложения по ее совершенствованию 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Организация мерчандайзинга на предприятии 35
2.3. Выбор и совершенствование мерчандайзинговых инструментов и оценка их эффективности 45
Заключение 57
Список литературы 60
Актуальность темы состоит в том, что каждое предприятие со временем понимает необходимость практического применения мерчандайзинга, который помогает влиять на потребителей и, как следствие, оказывает влияние на товарооборот предприятия. Удачное применение теории и практики мерчендайзинга позволяет сократить расходы на информирование посетителя внутри магазина, т.е. разместить товары адекватно его поведению таким образом, чтобы минимизировать дополнительные усилия для привлечения его внимания к себе. Мерчандайзинг становится действенным фактором успеха в напряженной борьбе за рынки, победителями в которой станут предприятия, владеющие его принципами и внедряющие его. Принципы мерчандайзинга способствуют формированию устойчивого маркетинга взаимоотношений, который способен влиять на все остальные элементы торгового бизнеса.
Посредством мерчандайзинга производители могут:
- Улучшить отношения с оптовиками и розничными торговцами продукции, сделать более благоприятным коммерческий климат в нём посредством предложения товаров, недостающих для внедрения мерчандайзинга и более полного удовлетворения комплекса потребностей покупателей.
- Совершенствовать систему распределения и повысить товарооборот своей продукции, доказывая целесообразность внедрения новых более привлекательных для рынка товаров и умелого использования имеющихся торговых площадей.
- Позволяет укрепить и повысить позиции на рынке, отстаивать рейтинг предприятия по качеству и представительности.
- Добиться лидирующего положения на рынке, совершенствовать стратегии развития товаров в производственно-коммерческой деятельности.
- Контролировать продвижение своих товаров на конечных стадиях их распределения, обеспечить им наиболее выигрышное размещение в пространстве торгового зала и необходимую информационную поддержку в местах продажи.
Предприятия, которые на практике мало внедряют мерчандайзинг или же не придают ему значения, как следствие, будут не конкурентоспособными, они не смогут привлечь и удержать потенциальных потребителей, что за собой повлечёт снижение объемов продаж. Вот поэтому эта тема сегодня становится очень актуальной.
Объект исследования - система мерчандайзинга в торговых магазинах.
Предметом исследования являются процессы и факторы, влияющие на развитие мерчандайзинга в торговых предприятиях.
Цель исследования - разработать мероприятия по совершенствованию деятельности в сфере мерчандайзинга в торговых предприятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть сущность, задачи и направления мерчандайзинга;
- выявить особенности организации менчандайзинга в торговых предприятиях
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Мерку-рий»;
- проанализировать организацию мерчандайзинга в ООО «Меркурий»;
- разработать предложения по совершенствованию деятельности в сфере мерчандайзинга на предприятии ООО «Меркурий».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга и мерчандайзинга, таких как Мусатов Б.В., Мусатова Ж.Б., Алексина, С.Б., Парамонова, Т.Н., Киселев В.М., Таборова А.Г., Дашков Л.П., Наумов В.Н., Котлер Ф. и др.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, бухгалтерские отчетности, а также устав предприятия ООО «Меркурий».
Методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный,статистический, системный и функциональный подходы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы мерчандайзинга в торговых предприятиях.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В настоящее время в современной литературе существует большое количество определений мерчандайзинга: мерчандайзинг - это сбыт, торговля. В розничной торговле - это любая деятельность, осуществляемая в связи с закупками или продажей товара, включая выкладку и ассортимент товара, выставки, рекламу, ценовую и ассортиментную политику.
Мерчандайзинг всегда ориентирован на определенный результат: стимулирование желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар. Его целью является увеличение объемов продаж через розничную торговлю и привлечение новых покупателей.
Понятие «мерчандайзинг» неотделимо от таких разделов маркетинговой науки, как поведение потребителей и сегментирование рынка, однако это ещё и обширная дисциплина, включающая в себя не только маркетинговые, экономические аспекты, но и во многом психологические стороны поведения потребителей.
К возможностям мерчандайзинга можно отнести: оптимальное расположение товаров на прилавках, витринах торговых точек; проведение исследований: ценовых политик, сезонности спроса, выявление зависимости предпочтений.
К трудностям мерчандайзинга относят дополнительные расходы на привлечение специалистов или на обучение собственного торгового персонала. Кроме того, сбор и анализ информации крайне затруднителен, можно сказать, невозможен без специальных технических устройств, позволяющих не только быстро, качественно и полно собрать необходимую информацию, но и систематизировать ее, хранить в нужном виде и реализовать в нужной форме (отчеты, аналитика) [42, С. 28].
В состав мерчандайзинговой услуги, оказываемой производителю, входят:
- размещение товара в оптимальном месте торгового зала;
- правильный выбор формы и уровня витрины;
-выгодное позиционирование товара в витрине;
- поддержание ассортимента и полного набора торговой марки;
- своевременное пополнение товара в витрине и на складе;
- оформление выкладки;
- сопровождение товара рекламными и информационными материалами;
- проведение промоушн мероприятий для поддержки товара и бренда;
- консультации по товару и его демонстрация.
И здесь прежде всего важна системность действий. Потому что мерчандайзинг - не инструмент и не одноразовая акция, а целая система.
Проанализировав данные финансово-хозяйственной деятельности магазина ООО «Меркурий» были выявлено, что предприятие характеризуется положительными показателями, имеющими тенденцию к росту.
В ходе анализа системы мерчандайзинга магазина ООО «Меркурий» выявлены следующие проблемы:
- использование стандартных цветов в оформлении помещения,
- отсутствие ценников,
- непропорциональное размещение торгового оборудования,
- отсутствие рекламы в торговом зале,
- отсутствие униформы у персонала, нерациональная выкладка товара. Мероприятия по совершенствования деятельности магазина
ООО «Меркурий» предполагают:
- проведение косметического ремонта;
- обновление торгового оборудования;
- установку подсветки витрин магазина;
- установку сплит-системы с приточной вентиляцией воздуха;
- проведение перепланировки торгового зала с применением правила «золотого треугольника»;
- введение униформы для персонала магазина;
-введение ценников;
- распространение рекламы в местах продажи;
- проведение акций для привлечения клиентов;
- усовершенствование выкладки товара.
При этом директором магазина ООО «Меркурий» должен вестись постоянный контроль над системой мерчандайзинга в магазине.
От предложенных мероприятий ожидается положительный экономический эффект, который составит 380250 рублей. Так, срок окупаемости предложенных мероприятий составит немногим более 1 года.
Данные рекомендации по совершенствованию деятельности в сфере мерчандайзинга в розничной торговле могут быть использованы как ООО «Меркурий», так и другими магазинами в целях создания благоприятной атмосферы в торговом зале, приобретения лояльных потребителей и увеличения объемов продаж.
1. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Эксперт-приложение».
2. Алексина, С.Б. Мерчандайзинг [Текст] / С.Б. Алексина, Г.Г. Иванов. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 152 с.
3. Акопян, Т.А. Запах в рекламе и брендинге: предпосылки применения, потенциал, условия реализации потенциала [Текст] / Т. А. Акопян // Реклама. Теория и практика. - 2008. - №2. - С. 108-117.
4. Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей. 10-е изд [Текст] / Р. Блэкуэлл, П Миниард, Дж. Энджел. - Санкт-Петербург : Питер, - 2007. - 944 с.
5. Бузукова, Е. Система мерчендайзинга в магазине [Текст] / Е.Базукова // Управление магазином. - 2008. - №10. - С. 42-45.
6. Варли, Р. Дизайн в розничной торговле и визуальный мерчандайзинг [Текст] / Р. Варли, М. Рафик // Маркетинговые коммуникации. - 2005. - № 3. - С 42-54.
7. Васильев, Г.А. Маркетинг розничного торгового предприятия [Текст] / Г.А. Васильев, А.А. Романов, В.А. Поляков. - Москва : ИНФРА, 2013. - 712 с.
8. Вельхофф А. Мерчендайзинг. Эффективные инструменты и управление товарными категориями [Текст] /А. Вельхофф, Ж.Э. Масон. - Москва : ИД Гребенникова, 2014 - 260с.
9. Вертегов, В.Г. 4Р-мерчандайзинг - эффективный и малозатратный инструмент брендинга [Текст] / В.Г. Вертегов // Бренд-менеджмент. - 2009. - №6. - С. 132.
10. Виданов, Н. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию сбыта в местах продаж [Текст] / Н. Виданов // Маркетинговые коммуникации. - 2003. - №3. - С. 11-16
11. Волков, К.М. Комплекс коммуникаций внутри магазина [Текст] / К. М. Волков // Маркетинговые коммуникации. - 2006. - № 6. - С 336-342.
12. Гузелевич, Н.Ю. Фокусы мерчандайзинга. Эффективные «трюки» для торговцев и поставщиков [Текст] / Н.Ю. Гузелевич. - Москва : Питер. 2010. - 160 с.
13. Голова, А.А. Мерчандайзинг продукции [Текст] / А.А. Голова // Маркетинговые коммуникации. - 2008. - №1. - С. 52-63.
14. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий [Текст] / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - Москва : Издатель- скоторговая корпорация «Дашков и Ко»; Москва, 2006. - 456 с.
15. Дули, Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя [Текст] / Р. Дули. - Москва : Попурри, 2015. - 336 с.
16. Захарова, Ю.А. Торговый маркетинг. Эффективная организация продаж [Текст] / Ю.А. Захарова. - Москва : Дашков и Ко, 2011. - 134 с.
17. Зыбин, О.С. Мерчандайзинг в торговом предприятии современного формата [Текст] / О.С. Зыбин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2013. - №12. - С 15-16.
18. Калюжнова, Н.Я. Маркетинг [Текст] / Н.Я. Калюжнова, А.Я. Якобсон. - Москва : Издательский центр «Омега-Л», 2007. - 476 с.
19. Карпова, С.В. Маркетинговая политика организаций: теория, методология и практика [Текст] / С.В Карпова. - Москва : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 212 с.
20. Киселев, В.М. Визуальный мерчандайзинг [Текст] / В.М. Киселев. - Москва : «Российские университеты», 2007. - 267 с.
21. Кнышова, Е.Н. Маркетинг [Текст] / Е.Н. Кнышова. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2011. - 282 с.
22. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я, 80 концепций, которые должен знать каждый [Текст] / Ф. Котлер - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 211 с.
23. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер, К.Л Келлер. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 800 с.
24. Котляров, И. Д. Лояльность и повторяющиеся покупки / И.Д. Котляров // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 6. - 2010. - С. 480-486.
25. Магомедов, Ш.Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: Учебник для бакалавров [Текст] / Ш.Ш Магомедов. - Москва : Дашков и К, 2016. - 176 с.
26. Малышев, А.А. Влияние эмоциональных стимулов на поведение потребителей [Текст] /А.А. Малышев, А.А. Ткаченко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - № 2. - С. 11-19.
27. Марданова, Э. Создание индивидуального стандарта мерчандайзинга розничной сети [Текст] / Э. Марданова // Маркетинговые коммуникации. - 2005. - № 5. - С. 38-42.
28. Масляева, М. Мерчендайзинг - современный двигатель торговли. Экономика и жизнь [Текст] / М. Масляева // Маркетинг и маркетинговые ис-следования. - №11. -2010. - С. 19-25.
29. Мерчандайзинг в розничной торговле [Текст] / С. Эстерлинг, Э Флоттман, М. Джерниган, С. Маршал. - Санкт-Петербург : Питер, - 2004. - 299 с.
30. Методы стимулирования продаж в торговле [Текст] / С.Б. Алексина, Г.Г. Иванов, В.К. Крышталев, Т.В. Панкина. - Москва : ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.
31. Миротин Л.Б. Логистика: обслуживание потребителей [Текст] / Л.Б. Миротин, М.Э. Ташбаев A.T. Касенов. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 190 с.
32. Михайлова, Е. Ключевые маркетинговые факторы успеха в розничной торговле [Текст] / Е. Михайлова // Маркетинг. - 2011. - №4. - С.117-122.
33. Моисеева, Н. Менеджмент категорий и мерчандайзинг в розничной торговле [Текст] / Н. Моисеева, Т. Голиков, Ю. Долгачева // Маркетинг. - 2013. - №2. - С. 101-109.
34. Мокану, И.М. Атмосфера магазина как инструмент влияния на потребителя [Текст] / И.М. Мокану // Дело и сервис. - 2010. - №1. - С. 53-62.
35. Муромкина, И. Оценка отношения потребителей к товарным мар¬кам [Текст] / И. Муромкина // Маркетинг. - 2013. - №1. - С. 60-64.
36. Наумов, В.Н. Поведение потребителей [Текст] / В.Н Наумов - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 248 с.
37. Новаторов, Э. В. Визуальный мерчандайзинг как эффективный маркетинговый инструмент для увеличения продаж в розничной торговле [Текст] / Э.В. Новатороа, В.П. Щербачук // Маркетинг услуг. - 2012. - № 1. - С. 68-75.
38. Парамонова, Т.Н. Мерчандайзинг [Текст] / Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. - Москва : КНОРУС, 2007. - 144 с.
39. Пономарева, А.М. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты: Учебное пособие [Текст] / А.М. Пономарева. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 247 с.
40. Просвиркин, Б.Л. Управление товарным ассортиментом как важнейший элемент маркетинга торгового предприятия [Текст] / Б.Л. Проскви- рин, А.Н Бекетов. - 2013. - № 2. - С. 72-80.
41. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Учебное пособие [Текст] / Г.В. Савицкая - Москва : Новое знание, 2012. - 288 с.
42. Сагинова, О.В. Влияние мероприятий мерчандайзинга на формирование имиджа торгового предприятия [Текст] / О.В. Сагинова, Л.Н. Полянский // Маркетинговые коммуникации. - 2009. - №6. - С. 348 - 355.
43. Сидоров, Д.В. Плюсы и минусы мерчендайзинга [Текст] / Д.В. Сидоров // Экономика - 2015 - №1 - С. 22-32.
44. Снегирева, В.В. Книга мерчандайзера [Текст] / В.В. Снегирева. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 384 с.
45. Сывоева, С.В. Книга директора магазина [Текст] / С.В Сывоева. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 284 с.
46. Сысоева, С.В. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице [Текст] / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 256 с.
47. Таборова, А.Г. Умный мерчандайзинг [Текст] / А.Г. Таборова. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 160 с.
48. Тейн, Е. Роль мерчандайзинга и рекламы в местах продаж [Текст] / Е. Тейн // Бренд-менеджмент. - 2002. - №1. - С. 43-46.
49. Токина, О.С. Мерчандайзинг как часть маркетинговых коммуникаций [Текст] / О.С. Токина // Маркетинговые коммуникации. - 2008. - № 5. - С. 292 - 298.
50. Федорова, И.И. Мерчендайзинг как эффективный инструмент маркетинга торгового предприятия [Текст] / И.И. Федорова // Kant. - 2013. - №3. - С. 56-60.
51. Цветкова, А.Б. Атмосфера магазина как инструмент воздействия на покупателя [Текст] / А.Б. Цветкова // Маркетинг услуг. - 2008. - №3. - С. 156¬163.
52. Чкалова, О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник [Текст] / О.В Чкалова. - Москва : Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с.