СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 6
1.1 Оптимизация планирования: анализ, построение и тестирование 6
1.2 Обзор литературы 7
1.3 Постановка задачи VRP 10
ГЛАВА 2. ОБЗОР АЛГОРИТМОВ 13
2.1 Биологические алгоритмы 14
2.2 Ant Colony Optimization (ACO) 16
2.3 Метод роя и частиц 20
2.4 Artificial Bee Colony 21
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МУРАВЬИНОГО АЛГОРИТМА В ПРИМЕНЕНИИ К VRP 22
3.1 Использование программного комплекса для моделирования 25
3.2 Решение задачи VRP with Time Windows 29
ВЫВОДЫ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПАО «НК «Роснефть» ведет активную деятельность, осуществляя поставки нефти и нефтепродуктов. ПАО «НК «Роснефть» является мировой энергетической компанией, где большая часть активов расположена в Российской Федерации. ПАО НК «Роснефть имеет диверсифицированный портфель в перспективных регионах, где возможен бурный рост добычи нефти, включая активы в Германии, республике Эквадор, Бразилии, Канаде, США, республике Куба, Индии, Венесуэле, Италии, Беларуси, Монголии, Китае, Норвегии, Вьетнаме, Туркменистане, Алжире, Украине и ОАЭ.
Одни из наиболее часто встречающихся проблем логистического характера в ПАО «НК «Роснефть» решаются с помощью прикладной математической логистики с определенным набором (задач): оптимизации прикладных моделей и методов решения транспортной маршрутизации. Логистика — наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов. Логистика — процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов.
С позиций бизнеса логистика — это инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами.
В ПАО «НК «Роснефть» одной из главных задач является уменьшение затрат на производство. Одной из целей является оптимизация логистических связанных с транспортировкой с целью сокращения затрат.
. Известно, что выбор неверного маршрута при планировании транспортировки ведет к дополнительным расходам. Снижение затрат достигается с помощью грамотного моделирования цепи поставок и интегрированного планирования, определения маршрутов по определенным критериям. С помощью различных методов для моделирования и оптимизации цепи поставок, процессов управления запасами и маршрутизации уменьшаются затраты на доставку грузов, в определенное время, в нужном количестве, в оговоренное место.
Задача оптимизации транспортной маршрутизации заключается в обеспечении согласованности и эффективности перемещения танкеров по указанному маршруту. Для любой компании транспортная маршрутизация является одним из важнейших аспектов деятельности компании, и поэтому данной теме стоит уделять отдельное внимание.
Для оптимизации нужно определить верные параметры, при которых будут минимальные расходы ПАО «НК «Роснефть» при заданных условиях. В транспортной маршрутизации огромное количество задач, и все они совершенно разнообразные, однако все задачи и решения данных задач сводятся к оптимизации ресурсов, повышение доли ПАО «НК «Роснефть» на рынке, превосходство над конкурентом, благодаря уменьшению её расходов на перевозки. В данной задаче будет учитываться многопериодное скользящее планирование (когда меняется спрос, меняется и производство, что приводит к перерасчету плана производства с целью удовлетворения меняющегося спроса). Благодаря моделированию и оптимизации цепи поставок, ПАО «НК «Роснефть» уменьшает свои расходы, происходит оптимизация маршрутных планов. С помощью данных действии увеличивается прибыль компании, растут доходы, которые можно вложить в развитие компании и увеличивать свою прибыль многократно...
В диссертации была исследована литература по предметной области и была разработана математическая модель для оптимизации планирования речных рейсов с целью минимизации отношения суммарной стоимости рейсов к суммарной массе груза, перевезенного за период навигации. Были пройдены все этапы работы, начиная с анализа существующих задач маршрутизации транспорта и построения математической модели VRPTW, и заканчивая тестированием и оценкой адекватности разработанной модели. Полученные результаты позволяют эффективно планировать рейсы для ПАО «НК «Роснефть». Дальнейшее развитие и улучшение модели может способствует оптимизации логистических процессов и снижает затраты на перевозку грузов, что и было конечной задачей исследования.