ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования категории «удовлетворенности трудом» 8
1.1 Понятия «Труда» в социоэкономической теории 8
1.2.Категория «удовлетворенности трудом» в социологическом и экономическом измерении 15
Глава 2. Удовлетворенность трудом как социально-экономическая проблема в РФ 21
2.1. Формирование удовлетворенности трудом рабочего класса в СССР 21
2.2. Трансформация рабочего класса в современных условиях 32
2.3. Удовлетворенность трудом рабочего класса в современных условиях 38
Глава 3. Анализ удовлетворенности трудом современного рабочего класса 45
3.1.Программа эмпирического исследования 45
3.2.Результаты исследования 48
3.3.Выводы и рекомендации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность данной темы обусловлена целым рядом факторов, обосновывающих необходимость подробного анализа удовлетворенности рабочего класса в Российской Федерации. В первую очередь, рабочий класс, который на протяжении всего существования СССР имел особый статус и вызывал пристальное внимание со стороны государственной власти, после распада СССР и трансформации общества от индустриального к информационному с точки зрения государства потерял свое высокое значение. Сложившиеся экономические проблемы и необходимость реформации производственных отношений, острая потребность в расширении сферы услуг частично обесценили проблемы развития и значения рабочего класса. Кроме этого, тяжелое экономическое положение государства в начале 90-х годов в наибольшей степени ударило именно по рабочему классу, который стал наименее защищённым и претерпевал различные трудности, связанные с невыплатой зарплат, лишением имущества, льгот, привилегий, обнищанием, потерей работы и своего высокого социального статуса.
В обществе, в связи с его радикальными изменениями трансформировалось и отношение к представителям рабочего класса. Если в советском обществе деятельность рабочих являлась престижной, желанной и достойной, то в российском обществе она вызывала отторжение, появилось стереотипное отношение, которое отражало смену общественных ориентиров. Вместе с этим, развитие государства в скором времени продемонстрировало, что рабочий класс необходим для полноценного функционирования экономики, особенно это актуально и в настоящее время, связанное с возникновением новой промышленной революции, которую называют «Индустрия 4.0.» Однако, несмотря на сохранение потребности в существовании и расширении рабочего класса, изменились требования, цели и задачи, предъявляемые к рабочему классу.
Кроме этого, представители государственных органов, занимающихся различными сферами производства, давая интервью и выступая на телевидении, постоянно говорят о проблеме «нехватки рабочих рук». Частично данная проблема решалась за счет притока эмигрантов из Средней Азии, однако, с закрытием границ в связи с эпидемиологической ситуацией оказалось, что в России существует большие проблемы с недостатком работников. Это привело к тому, что на государственном уровне обсуждают вопрос о привлечении заключенных в качестве меры отбытия наказания на производственные и строительные объекты. Меры подобного рода не смогут разрешить сложившуюся проблематику. Для того, чтобы исправить ситуацию, необходимы комплексные и структурные систематические изменения, связанные с улучшением условий труда, заработной платы, социальных условий и др. факторов удовлетворенности трудом. В основе современной экономики большое значение играет индивид и его личность, удовлетворенность человека своей деятельностью, которая и выступает основой качества и продуктивности выполняемой работы. Однако, удовлетворенность трудом представляет собой целый комплекс факторов, который возникает на стыке индивидуальных, общественных представлений, и государственной программы по обеспечению условий труда и заработной платы.
Итак, для разрешения сложившихся проблем в области недостатка рабочих необходимо провести анализ удовлетворенности трудом рабочего класса для выявления тех факторов, которые мешают молодежи выбрать эту профессию, и которые являются негативными для уже действующих работников. Только подробное изучение и представление комплексных научных результатов может выступать как основа для составления конкретных программ и разрешения проблем современного рабочего класса, которые необходимы для дальнейшего развития государства, общества и самих рабочих.
Предмет – Удовлетворенность трудом рабочего класса.
Объект – комплекс факторов, влияющих на удовлетворенность трудом в структуре рабочего класса Российской Федерации.
Цель – проанализировать удовлетворенность трудом в среде рабочего класса в Российской Федерации.
Задачи:
1.Исследоватьэволюцию понятия труда в социоэкономической науке.
2.Проанализировать особенности категории Удовлетворенности трудом.
3. Проанализировать динамику изменения рабочего класса.
4.Выявить особенности трансформации рабочего класса
3. Выявить особенности удовлетворенности трудом среди рабочего класса в СССР.
4. Выявить специфику удовлетворенности трудом среди рабочего класса в РФ.
5. Определить причины и факторы, влияющие на удовлетворенность трудом в современной России.
6. Произвести анализ удовлетворенности трудом рабочего класса на примере предприятия.
7. Выявить общие проблемы удовлетворенности трудом рабочего класса.
8. Составить практические рекомендации по повышению удовлетворенности трудом рабочего класса в России.
Гипотеза:
1.Удовлетворенность трудом среди рабочего класса в современной России находится на низком уровне и нуждается в совершенствовании.
2.Основная проблема низкого уровня удовлетворенности трудом в неправильной государственной политике по данному направлению.
3. Основные проблемы рабочего класса: низкая заработная плата, отсутствие возможности участия в управлении предприятием.
Методология исследования - Общенаучные методы:1) обобщение;2) сравнение; 3) анализ и частнонаучные методы: социологический, социокультурный, психологический, экономический, политологический подходы к проблеме формирования и трансформации рабочего класса в современной России.
Методы исследования - анализ научной литературы, статистических данных, анализ внутриорганизационных документов, анкетирования, метод экспертной оценки.
Эмпирическая база исследования –рабочий коллектив ООО КЗК «Кузнецкий завод конденсаторов».
Генеральная выборка– 11 человек.
Выборочная выборка – 11 человек.
Научная значимость - В данном исследовании происходит комплексное изучение проблемы удовлетворенности трудом среди рабочего класса в Российской Федерации на основе подробного изучения эволюции как понятия удовлетворенности трудом в социологических и экономических теориях на протяжении истории России, так и состояние рабочего класса, благодаря чему удается выявить необходимые закономерности и структурные проблемы.
Теоретическая значимость –Для комплексного анализа проблематики в данном исследовании применяется широкий междисциплинарный подход, в связи с чем удается создать более точное понимание реального значения удовлетворенности трудом в длительный период существования рабочего класса.
Практическая значимость – На основе данных исследования представлены практические рекомендации, как общее – связанные с проблематикой всего рабочего класса, так и частное – связанные с деятельностью на конкретном предприятии.
Структура работы – работа состоит из 3 глав, 8 параграфов и 70 страниц.
Проблематика рабочего класса является крайне значимой в Российской Федерации, по стечению различных обстоятельств истории России демонстрирует катастрофические и критические точки, такие как 1917 и 1991 год, в которых процесс переход от одной экономической модели к другой происходит не с реформационным и постепенным внедрением новых отраслей экономики, а в структуре революционных изменений связанных с полным разрушением предыдущий экономики. Данная динамика изменения экономических основ общества и государства приводит к печальным последствиями, в свое время Российская Империя обладала самым крупным аграрным сектором в мире, в свою очередь ССССР являлся крупнейшей в мире индустриальной страной. Однако после событий 1917 и 1991 годов, данное лидирование было утрачено. В настоящее время государства вынужденно вновь восстанавливать потерянное наследие, однако данный процесс связан с целым рядом трудностей. Поскольку рабочий класс, который казалось на какое-то время перестал быть значимым для государства, вновь становится остро необходим в результате формирование новой промышленной революции. Однако, крупные исторические события сильно изменили социокультурные основы рабочего класса, и в первую очередь необходимо сделать рабочий класс вновь привлекательным для молодежи которая выбирает себе профессию. Однако в условиях низкой заработной платы, отсутствия четко выраженной классовой позиции, и законодательной защиты, защиты профсоюзов, восстановить индустриальную мощность государства не представляется возможном, поскольку в настоящее время большинство представителей рабочего класса оказываются неудовлетворенными в собственном труде. Для рабочего класс труд имеет большое значение, чем для других социальных групп и классов, по своей природе они склонны получать удовольствия от самого процесса труда, однако, как показывают исследования в общей массе в настоящее время удовлетворенность труда находится на очень низком уровне. Такое положение обусловлено не только действиями руководства той или иной организации, а сложившимися механизмами взаимодействиями между государством и рабочим классом, государством и предприятиями. Отсутствуют общая модель, система, национальная программа которая смогла бы обозначить проблематику, а также совершать систематические мероприятия по улучшению удовлетворенности трудом рабочего класса. Только в тесном взаимном и партнерском сотрудничестве между предприятиями, государством и работниками, возможен подлинный экономический и социальный рост.
1. Абрамов Р. Н. Рабочие в современных социологических исследованиях: российский контекст //Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. – 2019. – Т. 3. – №. 3. – С. 286.
2. Андреева Ю. В., Лукьянова Е. Л. Рабочий класс в России: поиск новых векторов дифференциации //Социологические исследования. – 2018. – Т. 10. – №. 10. – С. 54-65.
3. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации //Вопросы психологии. – 1988. – №. 1. – С. 75
4. Беленький В. Х. Рабочий класс как объект социологического анализа //Социологические исследования. – 2003. – №. 1. – С. 31
5. Безбогова М. С., Ионцева М. В. Социально-психологический портрет современной молодежи //Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – Т. 4. – №. 6.
6. Гаврилюк В. В., Гаврилюк Т. В. Рабочий класс в советском и российском социологическом дискурсе //Уровень жизни населения регионов России. – 2018. – №. 4 (210).
7. Гастев А. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Маркс и Форд. –Litres, 2019.
8. Горшков М. К. Социология в России: становление и развитие //Социологическая наука и социальная практика. – 2017. – Т. 5. – №. 2 (18).
9. Горшков А. Социология труда. – Litres, 2017.
10. Гогоман Н. Г. ПРИЧИНЫ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ //Управление персоналом в программах подготовки менеджеров. – 2015. – С. 113-116.
11. Общественные науки и современность. – 2007. – №. 6. – С. 115
12. Горева Н. А. «Суверенная демократия»-национальная идея России? //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2009. – №. 2. – С. 60.
13. Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества //Социологическая наука и социальная практика. – 2013. – №. 3.
14. Гаврилюк В. В. Проблемы идентичности молодежи нового рабочего класса (на материалах социологических исследований в Уральском федеральном округе) //SiberianSocium. – 2018. – Т. 2. – №. 4. – С. 35.
15. Гаврилюк В. В. Новый рабочий класс в России: постановка проблемы //Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты: материалы 5-го Тюменского международного социологического Форума, 5-6 октября 2017 г.: сборник статей. – 2017. - С.32
16. Гордон Л. А., Темкина А. А. Рабочее движение в постсоциалистической России //Общественные науки и современность. – 1993. – №. 3. – С. 31-44.
17. Гаврилюк В. В., Гаврилюк Т. В. Рабочий класс в советском и российском социологическом дискурсе //Уровень жизни населения регионов России. – 2018. – №. 4 - С. 13
18. Гордеева И. А. Поколение дворников и сторожей: этики труда и трудоустройства в культурном андеграунде позднего советского времени //Электронный научно-образовательный журнал История. – 2019. – Т. 10. – №. 4 (78).
19. Ермолаева П. О. и др. Социальный портрет населения: методология, основные характеристики. – 2014.
20. Жвитиашвили А. Ш. Рабочий класс в постиндустриальном обществе //Социологические исследования. – 2013. – №. 2. – С. 44-41.
21. Захарчук П. А. Академик СГ Струмилин (1877–1974) и его ранние работы по истории черной металлургии 1930-х гг //История науки: источники, памятники, наследие: третьи чтения по историографии и источниковедению истории науки и техники: К 150-летию со дня рождения Владимира Леонтьевича Комарова (1869-1945). – 2019. – С. 311-315.
22. Зубова Л. Т. Социальное расслоение в России //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 1995. – №. 3.
23. Ипатов Д. С. Проблемы и перспективы современной российской теоретической социологии //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: социальные науки. – 2015. – №. 2 (38).
24. Истомина Е. А., Лушников С. В. Цифровизация экономики: социально-экономические аспекты //Труды X Международной зимней школы по институциональной экономике. – 2017. – С. 70-74.
25. Ильиных С. А., Фомичев К. Б. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ //ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. – 2016. – С. 242-244.
26. Ильясов Ф. Н. О целесообразности и содержании исследований удовлетворенности трудом //Социологический журнал. – 2013. – №. 3.
27. Кергроуч С. Индустрия 4.0: новые вызовы и возможности для рынка труда //Форсайт. – 2017. – Т. 11. – №. 4.
28. Кравченко А. И. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕГО КЛАССА К. ПАЖИТНОВА //Социально-гуманитарные технологии. – 2018. – С. 21.
29. Качайнова Н. Б., Попова Н. В. Заводская социология: истоки и перспективы //Вестник Тюменского государственного университета. – 2016. – Т. 2. – С. 29-38.
30. Лепехин В. А. Стратификация в современной России и новый средний класс //Общественные науки и современность. – 1998. – №. 4. – С. 30-
31. Лыткина Т. С., Ярошенко С. С. Возможна ли социология для трудящихся классов сегодня? //Мир России. Социология. Этнология. – 2019. – Т. 28. – №. 1.
32. Любутин К. Н., Кондрашов П. Н. Социальные основания постмодернизма: попытка марксистского анализа //Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2009. – №. 9. С. 76
33. Малинина С. Е. Удовлетворенность трудом в коллективе как фактор повышения производительности труда //Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 2. – №. 5 (41).
34. Макарова М. Н. Рабочий класс как объект и субъект трансформаций в условиях глобализации //Вестник Удмуртского университета. Серия «Социология и философия». Ижевск: УдГУ. – 2005. – №. 2.
35. Макарова М. Н. Рабочий класс как объект и субъект трансформаций в условиях глобализации //Вестник Удмуртского университета. Серия «Социологияифилософия». Ижевск: УдГУ. – 2005. – №. 2.
36. Мартьянов В. Прощай, средний класс //Свободная мысль. – 2016. – №. 5. – С. 61.
37. Полякова Н. Л. Новые теоретические перспективы в социологии начала XXI в //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2015. – №. 2.
38. Перевозный А. В. Массовое высшее образование: истоки и проблемы организации //Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – №. 1. С. 83
39. Рязанов А. В., Егорова С. Б. Миф о среднем классе //Человек. История. Культура. – 2020. – С. 54-63.
40. Рывкина Р. В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов //Социологические исследования. – 2001. – №. 4. – С. 35
41. Самыгин С. И. и др. Социокультурный статус рабочего класса в современном обществе //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – №. 5. – С. 53
42. Сцелл Д. Участие, контроль работников и самоуправление. М., 2004. С.115
43. Тихонова Н. Е. Низший класс в социальной структуре российского общества //Социологические исследования. – 2011. – №. 5. – С. 24-35.
44. Тихонова Н. Е., Каравай А. В. Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности //Мир России. Социология. Этнология. – 2017. – Т. 26. – №. 3. – С.15
45. Темницкий А. Л., Бессокирная Г. П. Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью в современной России: модели взаимосвязей //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2018. – №. 4.
46. Уразова А. А. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ МИХАЙЛОВСКОГО И ЛАВРОВА //Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2019. – №. 13. – С. 500-504.
47. Фельдман М. А. Культурные ценности рабочих России в первые десятилетия ХХ века // - Directmedia, 2016.С.53
48. Хачиров А. Д. Анализ интеграционных процессов на отраслевых предприятиях в Российской Федерации //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2014. – №. Хагур Ф. Р. Категория «удовлетворенность трудом» в социологическом измерении //Теория и практика общественного развития. – 2011. – №. 8.
49. Харченко К. В. Диагностика удовлетворенности трудом при регулировании социально-трудовых отношений //Социологические исследования. – 2009. – №. 7. – С. 32-38.
50. Черныш М. Ф. Проблематизация социального: исследования социальной структуры и российская социология //Россия реформирующаяся. – 2019. – №. 17.
51. Шиняева О. В., Артемьева Т. В. Отношение рабочих промышленных предприятий к труду //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2013. – №. 3 (27).
52. Шапиро С. А., Ананченкова П. И. Основы экономики и социологии труда. – Directmedia, 2018.
53. Шугаева И. В. СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАССЛОЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КОНЦА ХХ НАЧАЛА ХХI ВЕКА //Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – №. 3. – С. 259-266.
54. Шкаратан О. И., Инясевский С. А. Новый средний класс на Западе (Полвека дискуссий, полвека перемен) //Общественные науки и современность. – 2007. – №. 4. – С. 49-66.
55. Шкаратан О. И. Социально-экономическое неравенство в современном мире и становление новых форм социального расслоения в России //Мир России. Социология. Этнология. – 2018. – Т. 27. – №.
56. Элмуротов Ж. Ш. УЧЕНЬЕ ДЖОНА ЛОККА О ЗАКОНАХ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ //Paradigmatapoznani. – 2019. – №. 2. – С. 20-23.