Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Участие Республики Армения в экономических интеграционных объединениях на постсоветском пространстве

Работа №143876

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы115
Год сдачи2019
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Предпосылки к участию Республики Армения в экономической интеграции на постсоветском пространстве 10
1.1. Экономический потенциал Армении. Основные экономические проблемы республики на момент распада Советского Союза 10
1.2. Нормативно-правовые основы внешнеэкономической политики Республики Армения 21
Глава 2. Опыт участия Республики Армения в интеграционных проектах, реализуемых в рамках Содружества Независимых Государств 40
2.1. Участие Республики Армения в экономических аспектах работы Содружества в 1991–2014 гг.: содержание и уроки 40
2.2. Позиция Армении по разработке проектов Зоны свободной торговли СНГ 52
Глава 3. Основные направления деятельности Республики Армения в Евразийском экономическом союзе 61
3.1. Причины присоединения Армении к ЕАЭС 61
3.2. Результаты первого пятилетия участия Республики Армения в деятельности ЕАЭС (2015–2019 гг.) 70
Заключение 85
Список источников и литературы 88


Выбор интеграционной политики страны является важнейшим этапом формирования международных отношений. После распада СССР бывшие союзные республики столкнулись с целым рядом проблем, одной из которых была необходимость найти баланс между самостоятельным развитием и сохранением тесных связей, сложившихся в годы существования Советского Союза. Так, Республика Армения одной из первых провозгласила свою независимость, что, однако, не помешало ей принять активное участие во всех крупных интеграционных проектах: Содружестве Независимых Государств, Организации договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом союзе.
Актуальность исследования состоит в необходимости анализа интеграционной политики стран, находящихся в процессе перехода от плановой модели экономики к рыночной. Взаимоотношения бывших республик СССР влияют на процесс реформирования и могут как помочь совершить экономический рывок, так и напротив затруднить развитие страны. Особенно интересен в этом аспекте пример Республики Армения, на политику которой влияет сложная региональная ситуация и внутриполитические трудности. Будучи страной с небольшой численностью населения и невысокими доходами, что предопределяет малую емкость внутреннего рынка, экономика Армении сильно зависит от взаимоотношений с другими странами. Осложняют ситуацию высокие транспортно-логистические издержки, ограниченность природных ресурсов, геополитическая обстановка в регионе. Исходя из вышеперечисленных причин, республике необходимо участвовать в интеграционных проектах. Так, Армения стала единственной страной Закавказья, ставшей членом ЕАЭС. В связи с этим важно изучить особенности, перспективы и проблемы, с которыми столкнулась республика в построении внешнеполитического интеграционного курса, а также возможные положительные и отрицательные последствия интеграционного выбора, попытаться определить возможные пути развития страны с учетом возможностей членства в ЕАЭС и сотрудничества по другим векторам международных экономических отношений.
Объект исследования – особенности интеграционного взаимодействия Республики Армения с международными и межправительственными организациями и институтами, действующими на постсоветском пространстве.
Предмет исследования – участие Республики Армения в экономических интеграционных объединениях на постсоветском пространстве с момента обретения независимости.
Хронологические рамки исследования включают в себя период участия Армении, как суверенного и независимого государства и ее взаимодействия с различными экономическими интеграционными структурами, существовавшими на постсоветском пространстве с 1991 г. – с момента обретения независимости и по настоящее время – переход от президентской формы правления к парламентской, революционных потрясений и смены власти в Армении.
Цель исследования выявить основные направления участия Республики Армения в экономических интеграционных объединениях, на постсоветском пространстве.
Задачи исследования:
– проанализировать предпосылки к участию Республики Армения в экономической интеграции на постсоветском пространстве;
– изучить экономический потенциал Армении, основные экономические проблемы республики на момент распада Советского Союза;
– рассмотреть нормативно-правовые основы внешнеэкономической политики Республики Армения;
– исследовать опыт участия Республики Армения в интеграционных проектах, реализуемых в рамках Содружества Независимых Государств в 1991–2019 гг.;
– оценить участие Республики Армения в проектах Зоны свободной торговли СНГ;
– рассмотреть причины присоединения Армении к ЕАЭС;
– проанализировать результаты первого пятилетия участия Республики Армения в деятельности ЕАЭС (2015–2019 гг.).
Научная новизна заключается в комплексном исследовании участия Армении в экономических интеграционных объединения на постсоветском пространстве. В работе впервые проведен всеобъемлющий анализ нормативно-правовой базы внешнеэкономической политики Республики Армения. К тому же она состоит в том, что на основе широкого круга научных источников на армянском языке, впервые вводимых в научный оборот, воссоздается целостная картина участия Республики Армения в экономических интеграционных процессах на постсоветском пространстве в период существования в Армении республики президентского типа.
Степень разработанности темы. Вопрос участия Республики Армения в экономических интеграционных объединениях на постсоветском пространстве широко исследуется и затрагивается в рамках многочисленных работ, опубликованных отечественными и зарубежными авторами. Это монографии, аналитические доклады, диссертационные исследования, научные статьи, книги российских, армянских авторов, труды авторов из стран Ближнего Зарубежья и работы экспертов из стран Запада.
К первой группе относятся работы, в которых исследуются основные модели, тенденции, особенности итогов социально-экономического развития постсоветских стран и инструменты взаимодействия крупных интеграционных объединений с соседними странами. В этой группе стоит отметить работы А. Ю. Бельянинова и В. Б. Мантусова, Н. А. Васильевой и М. Л. Лагутиной, Ю. В. Косова, Е. Б. Ленчука, К. Е. Мещерякова, Е. И. Пивовара, Е. Д. Халевинской, В. Л. Хейфеца и др.
Ко второй группе относятся работы, изучающие вопросы экономической интеграции Республики Армения и ее последствий в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве, основные модели международных экономических отношений, механизмы их функционирования и степень их участия в экономике страны. В эту группу можно отнести работы А. Маркосяна, Д. Ахвердяна и Г. Назаряна, В. Гигина, М. Вардазаряна, Д. К. Варданяна, А. А. Тавадяна и А. В. Сафаряна, Г. Р. Арутюнян, Л. Б. Вардомского, А. Г. Пылина и М. Ю. Ильиной, К. Г. Григоряна, А. К. Мурадяна.
К третьей группе относятся работы авторов из стран Запада и Ближнего Зарубежья – Жумабека Сарабекова, Арны Куандыковны Жайлауовой, Асем Масалимовой, Руслана Салиховича Мухаметова, Наби Саидкаримовича Зиядуллаеваи Саидакмала Набиевича Зиядуллаева , Жалгаса Адилбаева, Ф. А. Атабаевой и Ш. А. Атабаевой, Натии Нугзаровны Коркоташвили, К. А. Дардена, А. С. Торицына, Ю Ин Тае, А. Нурша, М. С. Викари, С. Атик. Авторы акцентируют внимание на отсутствие очевидных экономических предпосылок для членства Армении в ЕАЭС, т.е. выгодность евразийской интеграции для армянской экономики не очевидна, тем не менее, став членом ЕАЭС, Армения получает полноценное право голоса при принятии решений в рамках организации, которые будут носить нормативный характер для всех членов союза. Авторы выявляют и объясняют основные проблемы, почему не удалось задействовать в полной мере имеющийся потенциал в торгово-экономической сфере, оцениваются интеграционные и дезинтеграционные тенденции на различных этапах становления и развития СНГ, показывается, что Россия является главным провайдером интеграции на постсоветском пространстве. В литературе акцентируется внимание на то, что в постсоветской Евразии было создано несколько региональных экономических интеграций для развития регионального экономического сотрудничества и адаптации к мировой экономике, проводится анализ, почему региональная интеграция становится не только успешной, но и претерпевает неудачи, несмотря на острую потребность в интеграции, которая связана с различными причинами, объясняется непрерывность и изменение во внешней политике пограничных постсоветских государств, изучаются особенности постсоветского перехода, где внутриполитические и экономические события оказывают более глубокое влияние на процесс принятия решений в области внешней политики, чем изменения в структуре самой международной системы.
Изученные работы позволили определить лакуны в изучении участия Республики Армения в экономических интеграционных объединениях на постсоветском пространстве.
Источниковая база диссертации включает широкий круг материалов, которые могут быть разделены на следующие группы:
– международные договоры Республики Армения и государств-членов СНГ и ЕАЭС ;
– конституция, законы и подзаконные акты, доктрины и концепции Республики Армения, регулирующие ее взаимодействие с интеграционными процессами на постсоветском пространстве ;
– документы органов государственной власти Республики Армения, связанные с торгово-экономическим направлением ее дипломатии ;
– мемуары и тексты выступлений государственных деятелей стран-участниц ЕАЭС и Республики Армения, затрагивающие проблематику армянского сотрудничества ;
– данные официальной статистики, отражающие особенности взаимодействия наших государств в политической и торгово-экономической сферах ;
– материалы крупных армянских компаний, ведущих свою деятельность на территории стран-участниц ЕАЭС ;
– информационные материалы периодической печати по внешней политике Республики Армения в интеграционных процессах на постсоветском пространстве ;
– информационные материалы электронных СМИ по вопросам внешней политики Республики Армения в интеграционных процессах на постсоветском пространстве .
Методологические основы исследования. При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, компаративный, ретроспективный методы.
Научная и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее вводы могут быть использованы в практической деятельности органов государственной власти Республики Армения (МИД и т.д.). Также материалы и выводы работы могут быть использованы при составлении учебных пособий по истории, экономике, регионоведению и политологии Республики Армения и при разработке курсов лекций по дисциплинам, связанным с изучением постсоветского пространства («Проблемы интеграции и дезинтеграции на постсоветском пространстве», «Проблемы безопасности на постсоветском пространстве», «Постсоветские государства в современных международных экономических отношениях», «История и методология международных и региональных исследований»). Также материалы исследования могут быть использованы для дальнейших научных исследований по истории и международным отношениям постсоветского пространства.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были выявлены основные предпосылки и направления участия Республики Армения в экономических интеграционных объединениях на постсоветском пространстве. После распада СССР Армения, одной из первых объявившая о суверенитете и государственной независимости, столкнулась с целым рядом проблем. Страна перестала быть частью единого экономического пространства, нужно было выстраивать самостоятельно оборонный комплекс, обеспечивать национальную безопасность в условиях нарастания напряженности в регионе из-за конфликта в Нагорном Карабахе. Усложнились внешнеполитические отношения: так, Грузия и Азербайджан фактически поставили страну в условия транспортно-экономической блокады. Ограниченность внутреннего рынка, экспортной специализации, отсутствие энергоресурсов, наличие внутренних противоречий между кланами – все это также тормозило переход страны на рыночную модель экономики. Все эти условия заставили Армению активно развивать внешнеполитический курс страны и рассматривать различные интеграционные проекты, которые могли бы минимизировать последствия раскола Советского государства. Попытки наладить отношения с другими странами призваны помочь республике стабилизировать ситуацию и добиться устойчивого роста экономических показателей. Также в работе была проанализирована нормативно-правовая база внешней политики Армении, которая являлась предварительным условием создания стабильной и развитой политической системы.
Кроме того, была подробно исследована специфика взаимодействия Республики Армения с интеграционными объединениями на постсоветском пространстве. Ведь имея экономику дотационного характера, республика никогда не мыслила свое существование отдельно от Москвы. Также изучен опыт участия Республики Армения в Экономическом союзе СНГ, в Зоне свободной торговли СНГ и в Евразийском союзе.
Было выявлено, что внешнеторговая политика Армении направлена на привлечение прямых иностранных инвестиций и либерализацию торговых режимов. Будучи членом Всемирной торговой организации, Армения снизила таможенное бремя и реформирует существующую таможенную систему. На сегодняшний день у Республики Армения либеральный торговый и инвестиционный режим. Кроме того, она не поддерживает систему минимальных цен на импорт. В Армении экспорт не облагается налогом, нет также каких-либо лицензионных требований для экспорта.
В рамках исследования был сделан вывод о том, что экономический и политический смысл ЗСТ СНГ сейчас утрачен и что для защиты собственных производителей странам ЕАЭС стоит выйти из договора и перейти к практике заключения отдельного договора о зоне свободной торговли с каждой страной СНГ. В связи с вышесказанным у Армении были веские причины для вступления в Евразийский экономический союз, ведь при бесперспективности ЗСТ СНГ, наличии серьезных транспортных и энергетических проблем, сложностей с обеспечением национальной безопасности присоединение к столь крупному интеграционному проекту может стать выходом из сложившейся ситуации. Присоединившись к ЕАЭС, экономика Армении стала частью более чем 170 миллионного рынка, что делает страну более привлекательной для инвестиций и реализации крупных долгосрочных проектов. В рамках ЕАЭС республика может наладить связи со странами-участницами в области энергетики, сельского хозяйства, логистики, а также в научной сфере.
Одним из важнейших результатов ЕАЭС является снятие таможенного барьера между участниками интеграционного объединения, что позволяет хозяйствующим субъектам сократить финансовые расходы и сроки торговых операций. Немаловажно внедрение единой системы технических стандартов и оценки соответствия. Развитие Евразийского экономического союза станет стимулом для модернизации экономик и роста конкурентоспособности стран. Очень важным, на наш взгляд, является обеспечение открытости этого интеграционного объединения. Несомненно, одним из ключевых условий успешного и эффективного развития процесса евразийской интеграции является создание соответствующей правовой базы.
В качестве общих эффектов интеграции, ожидаемых во всех государствах-членах и, в частности, в Армении в среднесрочной перспективе, можно отметить повышение конкурентоспособности национального бизнеса и национальных товаров, повышение инвестиционной привлекательности, реализацию транзитного потенциала и развитие транспортно-логистической инфраструктуры, реиндустриализацию и развитие промышленной кооперации, а также формирование кадрового потенциала для единого рынка труда.
Важнейшим вопросам присоединения Армении к Евразийскому союзу нужно отнести вопрос вхождения страны в единый рынок труда. Соглашения в сфере трудовой миграции нацелены на объединение трудовых ресурсов стран — участников союза.
Следующим важным вопросом является строительство железной дороги Иран—Армения и открытие абхазского участка железной дороги Армения—Грузия—Россия. Успешная реализация этого проекта наконец выведет Армению из транспортного тупика и создаст транспортную связь между странами ЕАЭС, а также рынками Южной и Юго-Востoчной Азии и Персидского залива. Такая транспортная связь станет первым международным транспортным проектом на Южно-Кавказском регионе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции. Нельзя не заметить такой важный фактор, в какой-то степени препятствующий процессу полноценной интеграции Армении в Евразийский союз: отсутствие границ с другими странами Евразийского союза.
После вступления в ЕАЭС Армения сделала свой окончательный выбор между евразийской и европейской интеграцией. Тем не менее, ни Армения, ни ЕС полностью не отказались от сотрудничества. Заметим, что со стороны Запада Армения расценивается как единственный стратегический партнер России на Южном Кавказе. Несмотря на сложности в отношениях между Россией и западными странами, перспектива взаимодействия ЕАЭС и ЕС остается актуальной. С этой точки зрения сосуществование Евразийского и Европейского союзов на территории Армении дает стране возможность превратиться в своеобразный мост между Россией и ЕС.
Обобщая выдвинутые возможные сценарии развития постсоветских интеграционных процессов с участием Армении, отметим что, последняя занимает ключевое место в этих процессах. Несмотря на все реальные и возможные угрозы, Армения и ЕАЭС делают твердые шаги к углублению взаимоотношений и полноценной интеграции. Отсюда вывод, что не существует непреодолимых препятствий, когда есть реальное желание и воля для достижения совместных целей.



1. Акты ЕАЭС // Arlis. URL: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=106493 (дата обращения: 20.05.2019).
2. Бюллетень международных договоров.1994. № 9.
3. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век // Президент России. Официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/supplement/3210 (дата обращения: 24.05.2019).
4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г., вместе с Программой долгосрочного экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения на период до 2010 г., от 15 сентября 2001 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 10.
5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г. от 15 сентября 2001 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 10. С. 32.
6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества // Министерство иностранных дел [Официальный сайт].URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-36/44363 (дата обращения: 24.05.2019).
7. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 г. // Правовой департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации. [Официальный сайт]. URL: http://archive.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/AE05513F15D7995D43257F8E003E9872 (дата обращения: 10.05.2019).
8. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения // Бюллетень международных договоров. 1999. № 2. С. 77.
9. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 14 мая 2018 г.) (редакция, действующая с 12 марта 2019 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/420205962 (дата обращения: 24.05.2019).
10. Договор о Евразийском экономическом союзе // Минэкономразвития России. 29 мая 2014 г. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsng/agreement-eurasian-economic-union (дата обращения: 26.05.2019).
11. Договор о зоне свободной торговли, 18.10.2011 // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183 (дата обращения: 22.05.2019).
12. Договор о зоне свободной торговли. Информация депозитария // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/summary?doc=3183 (дата обращения: 22.05.2019).
13. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // Электронный фонд правовой и нормативно технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420229250 (дата обращения: 24.05.2019).
14. Договор о создании Экономического Союза // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=334 (дата обращения: 22.05.2019).
15. Зона свободной торговли СНГ. Досье // ТАСС. URL: https://tass.ru/info/2534020 (дата обращения: 21.05.2019).
16. Зона свободной торговли стран Содружества: основные этапы формирования // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670 (дата обращения: 22.05.2019).
17. Международные соглашения, которые были подписаны Республикой Армения в составе ЕАЭС // Arlis. URL: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=95209 (дата обращения: 20.05.2019).
18. Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Республикой Армения // Евразийская Экономическая Комиссия.URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_integr/memorandymi/Documents/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%20%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%20%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B5%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
19. Проект Договора о Союзе находился на завершающей стадии согласования и планировался к подписанию на заседании Высшего Евразийского экономического союза 29 мая 2014 г. // Электронный музей конституционной истории России. URL: http://www.rusconstitution.ru/timestream/event/144/ (дата обращения: 20.05.2019).
20. Протокол № 5 между Российской Федерацией и Республикой Армения о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 2012.№ 3.С. 57–58.
21. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900745 (дата обращения: 17.05.2019).
22. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке формирования цен при поставке природного газа в Республику Армения от 2 декабря 2013 г. // Электронный фонд правовой и нормативно технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420314394 (дата обращения: 20.05.2019).
23. Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. между его Сторонами и Республикой Узбекистан // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3868 (дата обращения: 22.05.2019).
24. Протокол о присоединении Республики Армения к Соглашениям о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 г. // Контур норматив. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=285150 (дата обращения: 20.05.2019).
25. Протокол об изменениях и дополнениях к соглашению о зоне свободной торговли // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30113/9a0bb03c9a84f7ad17fb82d98b1012742f170aab/ (дата обращения: 22.05.2019).
26. Протокольное решение о ходе выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // Интернет-портал СНГ.URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=20167 (дата обращения: 22.05.2019).
27. Решение № 49. О присоединении Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Евразийский экономический союз.2013.24 окт. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0044060/scd_25102013_49 (дата обращения: 26.05.2019).
28. Решение ВЕЭС «О ходе работы по реализации плана мероприятий («дорожной карты») по присоединению Республики Армения к ТС и ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 29 апреля 2014 г. № 65. // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_integr/Pages/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%A0%D0%90%2014.05.2018.pdf (дата обращения: 20.05.2019).
29. Решение об информации о ходе формирования зоны свободной торговли // Интернет-портал СНГ.URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=20414 (дата обращения: 22.05.2019).
30. Сборник международных договоров Республики Армения, 1999–2001. С. 372.
31. Сборник международных договоров Республики Армения, соглашений, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств. Ереван: [б. и.], 2004. С. 912.
32. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения // Гарант. URL: http://base.garant.ru/1156911/ (дата обращения: 20.05.2019).
33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о свободной торговле от 30 сентября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 7.
34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимном учреждении торговых представительств от 30 сентября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 2007. № 9.
35. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о торгово-экономическом сотрудничестве на 1996–1997 гг. от 22 марта 1996 г. // Правотека. URL: http://www.pravoteka.ru/pst/106/ 52777.html (дата обращения: 06.05.2019).
36. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Армения, для погашения задолженности по государственным кредитам, предоставленным Правительством Российской Федерации Правительству Республики Армения от 17 июля 2002 г. // Правотека. URL: http://www.pravoteka.ru/pst/107/53098.html (дата обращения: 10.05.2019).
37. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в строительстве новых энергоблоков атомной электростанции на территории Республики Армения // Бюллетень международных договоров. 2011.№ 10.С. 60.
38. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности // Электронный фонд правовой и нормативно технической документации.URL: http://docs.cntd.ru/document/420388541 (дата обращения: 20.05.2019).
39. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Республики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации // Электронный фонд правовой и нормативно технической документации.URL: http://docs.cntd.ru/document/456081727 (дата обращения: 20.05.2019).
40. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901924429?fbclid=IwAR2hgWccC3fGWWlL0SB-b_HlaM_dsKk_9b24h5GY7-DDVe6FjQB-S_XVLl4 (дата обращения: 15.05.2019).
41. Соглашение о создании зоны свободной торговли // Верховная Рада Украины.URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/997_051 (дата обращения: 22.05.2019).
42. Соглашение о создании зоны свободной торговли // Министерство экономики Республики Беларусь.URL: http://www.economy.gov.by/ru/soglashenie-ru/ (дата обращения: 22.05.2019).

Законы
43. Закон о свободных экономических зонах в Кыргызской Республике // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/840 (дата обращения: 22.05.2019).
44. Закон Республики Армения «О защите внутреннего рынка» // Arlis.URL: https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=63329 (дата обращения: 24.05.2019).
45. Закон Республики Армения «О защите экономической конкуренции» // Arlis. URL: https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=63027 (дата обращения: 24.05.2019).
46. Закон Республики Армения «О рынке ценных бумаг».URL: https://www.cba.am/AM/lalaws/Arjetxteri_masin_rus.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
47. Закон Республики Армения «Об акцизном налоге». URL: http://www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/HH_Orenq/Law_Akciz_Hark/2000_HO_79_ru.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
48. Закон Республики Армения «Об оценке соответствия» // Arlis.URL: https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=114790 (дата обращения: 24.05.2019).
49. Закон Республики Беларусь от 26.05.2012 № 381-З «О ратификации Договора о зоне свободной торговли» // Право. Законодательство Республики Беларусь. URL: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num04/d04821.html (дата обращения: 22.05.2019).
50. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/page.php?id=18763 (дата обращения: 22.05.2019).
51. МИД Республики Армения. Стратегия Национальной Безопасности Республики Армения. 26 янв. 2007. // Министерство иностранных дел Республики Армения. URL: http://mfa.am/u_files/file/doctrine/Doctrinerus.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
52. Программа действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 г. // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств.URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=1890 (дата обращения: 22.05.2019).
53. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18764 (дата обращения: 22.05.2019).
54. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 20.05.2019).
55. Федеральный закон о ратификации договора о Зоне свободной торговли // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127879/ (дата обращения: 22.05.2019).
56. Федеральный закон от 30.12.2015 г. № 410-ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины» // Президент России.URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40358 (дата обращения: 22.05.2019).

Выступления и работы политических деятелей
57. Ter-Petrossian L. Armenia’s Future, Relations with Turkey, and the Karabakh Conflict. London: Palgrave Macmillan, 2018. 174 p.
58. Вступление Армении в Таможенный союз никак не относится к урегулированию карабахского конфликта. Интервью с Т. Валовой // Panorama.am.2013.25 дек. URL: http://www.panorama.am/ru/news/2013/12/25/tatyana-valovaya/379213 (дата обращения: 26.05.2019).
59. Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Армении Э. А. Налбандяном. Ереван, 2 апреля 2012 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/am/-/asset_publisher/OO85pcnduakp/content/id/162574 (дата обращения: 10.05.2019).
60. Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Российско-Армянском (Славянском) Университете, Ереван, 17 февраля 2005 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/448402 (дата обращения: 24.05.2019).
61. Заявление для прессы по итогам заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества / Высшего Евразийского экономического совета // Президент Российской Федерации [Официальный сайт]. 2012.19 марта. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/14807 (дата обращения: 10.05.2019).
62. Заявление об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Documents/635183178005509389635183178005353386.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
63. Интервью официального представителя МИД России А. В. Яковенко Риа «Новости» в связи с предстоящим визитом в Москву Министра Иностранных Дел Армении В. М. Осканяна // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/465842 (дата обращения: 24.05.2019).
64. Кочарян, Р. Жизнь и свобода. Автобиография экс-президента Армении и Карабаха. М.: Альпина, 2018. 508 с.
65. По словам Путина, Россия не намерена объявлять ни одну из стран СНГ зоной своих стратегических интересов // Полит.ру. 1999.15 дек. URL: http://polit.ru/news/1999/12/15/541352/ (дата обращения: 10.05.2019).
66. Президент Серж Саргсян выступил с речью на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске // Президент Республики Армения [Официальный сайт]. 2014. 10 окт. URL: http://www.president.am/ru/press- release/item/2014/10/10/President-Serzh-Sargsyan-participation-in-session-of-the-Supreme-Eurasian-Economic-Council/ (дата обращения: 20.05.2019).
67. Саргсян: Армения вступит в Таможенный союз // ТАСС. URL: https://tass.ru/glavnie-novosti/695737 (дата обращения: 24.05.2019).
68. Совместная пресс-конференция с Президентом Армении Робертом Кочаряном // Президент России. Официальный сайт. 2001.15 сентября. URL: http://archi-ve.kremlin.ru/text/appears/2001/09/28633.shtml (дата обращения: 10.05.2019).
69. Спикер парламента Армении назвал причину затягивания процесса вступления страны в ЕАЭС // ИА REGNUM. 2014.11 июль.URL: http://regnum.ru/news/1824817.html (дата обращения: 20.05.2019).
70. Тавадян: Армения сможет обеспечить рост ВВП в 7%, лишь удвоив объемы экспорта // ARKA NewsAgency. 2016.20 декабря. URL:http://arka.am/ru/news/interview/tavadyan_armeniya_smozhet_obespechit_rost_vvp_v_7_lish_udvoiv_obemy_eksporta/ (дата обращения: 20.05.2019).

Статистические материалы
71. Арменияваловой внутренний продукт. URL: http://www.cisstat.com/rus/dinamika/arm-t.htm (дата обращения: 24.05.2019).
72. Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции. Доклад № 20.СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015.48 с.
73. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Армения за 2015 год. Ереван: Торговое представительство Российской Федерации в Республике Армения, 2016. 94 с.
74. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Армения за 2017 год. Ереван: Торговое представительство Российской Федерации в Республике Армения, 2018. 145 с.
75. Обзор торговой политики Республики Армения за 2009 год // Исполнительный комитет СНГ. Официальный сайт. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18176 (дата обращения: 02.03.2019).
76. Основные предварительные макроэкономические показатели, полученные по текущим оперативным сводкам, характеризующие социальноэкономическое положение Республики Армения ноябрь 2018 г. Ереван: Статистический комитет Республики Армения (Армстат), 2018. 3 с. URL: https://www.armstat.am/file/doc/99511698.pdf (дата обращения: 13.05.2019).

Газетные публикации
77. Газазян А. Армения между Россией и ЕС // DeutscheWelle.12.05.2014.
78. Газета «Азг». 20 июня 2000.
79. Газета «Республика Армения». 13 декабря 2001.
80. Газета «Республика Армения». 20 октябрь 2001.
81. Газета «Республика Армения». 7 июня 2002.
82. Тихонов А. Воздушный рубеж взят под охрану // Красная звезда.2000.21 мая.URL: http://old.redstar.ru/2001/05/05_05/3_01.html (дата обращения: 24.05.2019).

Интернет-материалы
83. DoingBusiness-2014 ամենամյա վարկանիշում Հայաստանը հինգ հորիզոնականով իջելէ` զբաղեցնելով 37–րդ տեղը. URL: http://www.armbanks.am/hy/2013/10/29/64728/ (дата обращения: 24.05.2019).
84. The World Bank Group. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.PP.CD (датаобращения: 24.05.2019).
85. Анализ состояния экономики Республики Армения и перспективных направлений сотрудничества для российского бизнеса. URL: http://ved55.ru/file/news/file/obzor.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
86. Ара Нранян подвел итоги первого года участия Армении в ЕАЭС // PanARMENIAN.Net. 2015.14 нояб. URL: http://www.panarmenian.net/rus/news/200627/ (дата обращения: 20.05.2019).
87. Армения вошла в двадцатку стран мира с легкой налоговой нагрузкой // ArkaNewsAgency. URL: http://arka.am/ru/news/economy/armeniya_voshla_v_dvadtsatku_stran_mira_s_legkoy_nalogovoy_nagruzkoy_pwc/ (дата обращения: 24.05.2019).
88. Армения лишилась бы своей атомной электростанции, если бы не вступила в ЕАЭС // ИноСМИ.ru. 2014.24 дек. URL: http://inosmi.ru/overview/20141230/225255877.html (дата обращения: 10.05.2019).
89. Армения может рассчитывать на нишу на рынке импортозамещения России, оцениваемом в $200–320 млрд // Еркрамас. 2015.28 янв. URL: http://www.yerkramas.org/article/86882/armeniya-mozhet-rasschityvat-na-nishu-na- rynke-importozameshhenii-rossii--ocenivaemom-v-200-320-mlrd- (дата обращения: 20.05.2019).
90. Армения планирует получить от России новый кредит на покупку вооружений // Армения в цифрах.URL: https://finport.am/full_news.php?id=30626&lang=2 (дата обращения: 13.05.2019).
91. Армения ратифицировала соглашение о зоне свободной торговли СНГ // РИА Новости. 2012.11 сент. URL: http://ria.ru/economy/20120911/747621449.html (дата обращения: 10.05.2019).
92. Армения. Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией // Политический атлас современности. URL: http://www.hyno.ru/tom1/197.html (дата обращения: 10.05.2019).
93. Армянское агентство развития. Налог на добавленную стоимость в Армении. URL: http://www.ardani.net/armenia/armenia-taxation-vad.php (дата обращения: 24.05.2019).
94. Арутюнян Н. Армянская «бархатная революция»: цели, силы и возможные последствия // EurAsiaDaily. 2018.20 авг. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/08/20/armyanskaya-barhatnaya-revolyuciya-celi-sily-i-vozmozhnye-posledstviya (дата обращения: 09.01.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ