ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы лингвистики текста…………………..6
1.1 Лингвистика текста. Ее предмет и объект……………………………….6
1.2 Понятие текста и единицы текста………………………………………..8
1.3 Основные семантические категории текста…………………………….11
1.4 Типологии текстов………………………………………………………..14
1.5 Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора
1.6 Стилистические средства английского языка…………………………..17
1.7 Функции и жанрово-стилистические особенности рецензии как особого типа текста
ГЛАВА 2 Стилистическая реализация семантических категорий кинорецензии
2.1 Материалы и методы исследования……………………………………...22
2.2 Общая характеристика
2.3 Реализация категории информативности………………………………..26
2.3.1 Имена собственные…
2.3.2 Структурные модели
2.3.3 Конструкция «to be about»……………………………………………28
2.3.4 Пояснительные конструкции…………………………………………29
2.4 Реализация категории оценочности……………………………………...30
2.4.1 Эксплицитные средства выражения…………………………………31
2.4.2 Имплицитные средства выражения………………………………….34
2.5 Реализация категории модальности
2.5.1 Модальные глаголы
2.5.2 Модальные слова
2.5.3 Придаточное с нереальным условием……………………………….42
2.6 Реализация категории диалогичности…………………………………...43
2.6.1 Местоимение I
2.6.2 Местоимения второго лица……………………………………………44
2.6.3 Императивы и риторические вопросы………………………………..45
2.6.4 Уточняющие конструкции
2.6.5 Интертекстуальность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А…
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Данное исследование посвящено изучению структуры текста, структуры рецензии как типа текста и способах стилистической реализации семантических категорий кинорецензии. Другими словами, каждый тип текста имеет свою определенную структуру, в зависимости от прагматических задач, стоящих перед автором. В свою очередь, эта структура подразумевает определенное стилистическое выражение, которое может реализовываться на всех уровнях языка – морфологическом, лексическом, синтаксическом и т.д.
Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, лингвистика текста является одной из обширных и центральных дисциплин филологии. Через текст реализуются связи с различными сторонами человеческой деятельности и понимание структуры текста помогает глубже изучить и понять эти связи.
Во-вторых, это недостаточная изученность рецензии (в частности, кинорецензии) как жанра и прежде всего, как особого типа текста, находящегося на стыке публицистического и художественного, и отличающегося определенными функциональными, структурными и семантическими характеристиками. В-третьих, в последние годы с развитием интернет-СМИ наблюдается значительное развитие в жанре кинорецензии и возрастающий интерес к этому типу текста с лингвистической точки зрения, появляются научные статьи и исследования на эту тему. В то же время, все больше людей обращаются к кинорецензиям как к способу ориентации в мире кинематографа, так как кино является самым массовым видом искусства. Все это обуславливает востребованность кинорецензии, наличие постоянного «живого» адресата и взаимодействие автора с ним через определенные структурные, семантические категории.
Цель работы: выявить семантические категории текста кинорецензии и проанализировать их стилистическую реализацию.
Для достижения данной цели требуется выполнить следующие задачи:
- дать общую характеристику лингвистики текста как филологической дисциплины, определить ее предмет и объект;
- дать определение понятия «текст», представить основные семантические категории текста и типологии;
- дать классификацию стилистических средств английского языка
- определить статус рецензии в системе жанров публицистического стиля, ее функции и жанрово-стилистические особенности;
- выявить и дать характеристику основным семантическим компонентам кинорецензии;
- проанализировать и выявить закономерности в стилистической реализации основных семантических категорий в текстах кинорецензий.
Объект исследования: семантико-стилистическая структура текста рецензии
Предмет исследования: англоязычные кинорецензии
В качестве теоретической базы использовались работы таких исследователей в области лингвистики текста, стилистики и публицистики как Н.С. Валгина, З.Я. Тураева, И.Р. Гальперин, В.А. Фомина, В.Е. Чернявская, Д.Д. Брежнева, И.В. Арнольд, А.А. Тертычный и другие.
В качестве практического материала были использованы тексты кинорецензий (в количестве 20) из англоязычных СМИ, таких как The Guardian, The Rolling Stone, The Mirror, The Sun, The Hollywood Reporter, Independent, Vanity Fair.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена необходимостью изучения лингвистики текста и семантико-стилистической структуры кинорецензии, как одного из самых популярных жанров публицистики. Результаты исследования могут использоваться в дальнейшем в изучении структуры кинорецензии.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы (теоретическая, исследовательская), заключение, список использованной литературы и приложение.
В ходе данного исследования нам удалось выявить основные тенденции в семантико-стилистической структуре кинорецензии - вычленить семантические категории текста кинорецензии и проанализировать их стилистическую реализацию.
В ходе изучения теоретического материала мы пришли к выводу, что лингвистика текста еще не сложилась как цельная система и аспекты ее изучения еще не до конца систематизированы. В особенности это касается самого определения понятия текст и его типологических критериев, что до сих пор является предметом споров для исследователей. Обзор литературы в области теории текста показал, что текст это зафиксированный в пространстве речетворческий процесс с определенной прагматической установкой и наличием логики и связности в своей структуре.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что рецензия является особым типом текста с определенными структурными характеристиками, которые отличают ее от любого другого текста. В ходе проведенного анализа наша гипотеза подтвердилась, были выявлены тенденции, позволяющие утверждать, что кинорецензия является определенным типом текста, а значит обладает характерными содержательными компонентами в структуре и в их стилистической репрезентации.
На основании проделанного нами исследования можно сделать следующие выводы. В нашем исследовании мы выяснили, что основные семантические категории кинорецензии это:
1) Категория информативности
2) Категория оценочности
3) Категория модальности
4) Категория диалогичности
Проведенный анализ практического материала показал, что основными средствами выражения категории информативности в тексте кинорецензии являются - имена собственные и различные пояснительные конструкции, они насыщают текст информационной новизной. Далее, категория оценочности имеет очень богатый план выражения и реализуется как на эксплицитном, так и на имплицитном уровнях, а именно с помощью оценочных прилагательных в функции эпитетов, наречий-интенсификаторов, существительных, а также с помощью таких выразительных средств как риторические, эмфатические, инфинитивные конструкции и инверсии.
Проанализировав тексты рецензий мы также пришли к выводу, что категория модальности представлена преимущественно модальными глаголами, модальными словами и придаточными с нереальным условием, которые так же обладает стилистическими, эмоциональными оттенками в зависимости от контекста. Немаловажной в тексте кинорецензии, на наш взгляд, является категория диалогичности. В ходе исследования мы пришли к выводу, что данная категория подразумевает как установление диалога в контексте «автор-адресат», так и межтекстовые связи, т.е. интертекстуальность. Таким образом, диалогизированность текста находит свое воплощение в таких стилистических приемах, как употребление местоимений первого и второго лица (направленных на сближение и включение адресата в текст), императивах и риторических конструкциях (направленных на воздействие на читателя) и различных уточняющих конструкциях. Внутренняя диалогичность, т.е. интертекстуальность, выражается отсылками и аллюзиями к явлениям культуры, литературы, мифологии, а также включениями в текст упоминаний названий других произведений кинематографа.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме, и основная цель исследования – выявить закономерности в стилистическом воплощении семантических категорий кинорецензии – достигнута. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что рецензия – это уникальный тип текста, обладающий сложной структурой (как с точки зрения семантики, так и с точки зрения прагматики) и богатым стилистическим наполнением, требующий скрупулезного и детального изучения в рамках филологии.
1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка / И.В. Арнольд. –Л.: Просвещение, 1981. – 374 с.
2. Брежнева Д.Д. Жанрово-стилистические и когнитивные особенности кинорецензии как вида массово-информационного дискурса/ Д.Д. Брежнева. – Москва.: Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, 2013. – 230 с.
3. Валгина Н.С. Теория текста/ Н.С. Валгина. – СПб.: Изд. Логос, 2004. – 280 с.
4. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / акад. В.В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1971. - 239 с.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р. Гальперин. – М.: Изд. ЛИБРОКОМ, 2014. – 144 с.
6. Емельянова О.В., Лапшина М.Н., Чахоян Л.П. Филологический анализ текста. – СПб.: Академия, 1995. – 167 с.
7. Земцова Л.А. Искусствоведческая рецензия как жанр массово-информационного дискурса/ Л.А. Земцова. – Волгоград.: Дис. ... канд. филол. наук, 2006. – 205 с.
8. Каменская О.Л. Текст и коммуникация / О.Л. Каменская. – М.: Высшая школа, 1990.
9. Кожина М.Н. Стилистика научного текста / М.Н. Кожина. – Пермь.: Изд-во Перм. ун-та, 1996. – 379 с.
10. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста/ С. Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с.
11. Одинцов В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. – 2-е изд., стереотип . – М.: Эдиториал УРСС, 2004 . – 264 с.
12. Тахирай Блерина. Способы выражения модальности возможности в албанском и русском языках: автореферат дис. …кандидата филологических наук / Тахирай Блерина. – Москва, 2011. – 24 с.
13. Тураева З.Я. Лингвистика текста/ З.Я. Тураева. – M.: Просвещение, 1986. – 127 с.
14. Тертычный А.А. Жанры периодической печати/ А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000 - 310 с.
15. Чернявская В.Е. Лингвистика текста/ В.Е. Чернявская. М.: – Либроком, 2009. — 248 с.
16. Michael Alexander Kirkwood Halliday, Ruqaiya Hasan. Cohesion in English. – Longman, 1976. – 374 p.
Научные статьи
1. Байкова О.Э. Понятие функционального стиля в современной лингвистике//
Огарев-online. – Уфа, 2016. - №6. – 1-5 с.
2. Брежнева Д.Д. Функционально-тематические блоки кинорецензии//
Вестник Московского Государственного Областного Университета. – Москва, 2011. – №6. – 23-29 с.
3. Гаранина Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии// Вестник КемГУ. – Кемерово, 2013. – №2. – 54с.
4. Жаббарова Ф.У. Категории текста// Вестник Башкирского университета. – Уфа, 2011. - №3. – 759-762 с.
5. Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистический и эмотивный аспекты. – Волгоград, 1998. – 185-196 с.
6. Марьянчик В.А. Оценка как категория текста// Вестник Северного Федерального университета. – Архангельск, 2011. – 100-102 с.
7. Мещеряков В.Н. К вопросу о модальности текста // Филологические науки. -2001. № 4. – С. 99 – 105.
8. Плишкина Е.В. Способы выражения авторской позиции в кинорецензиях// Язык. Культура. Коммуникации. – Челябинск, 2016. - №2.
9. Прищепчук, С. А. Оценочность и прагматика перевода// Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Ставрополь, 2013. – №11. – 153-157 с.
10. Погорелова С.Д., Яковлева А.С. Связь оценки с другими категориями языка // Современная филология. – Уфа, 2013. – 86-89 с.
11. Поветкина Ю.В. Текст как объект изучения лингвистики текста
12. Стриженко А.А. Лингвистика текста: Взаимодействие общих и частных категорий// Мир науки, культуры, образования. – Барнаул, 2010. – №1. – 25-29 с.
13. Таюпова О.И. Категории текста как лингвистические универсалии // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск, 2013. – №20. – 98-100 с.
14. Уракова Ф.К. Текст как продукт и результат речетворческого процесса// Культурная жизнь Юга России. – Майкоп, 2007. - №6. – 64-66 с.
15. Фомина В.А. Кинорецензия в системе дискурсных взаимодействий// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – СПб, 2011. – №1. – 144-146 с.
16. Фомина В.А. Языковая реализация оценки анализируемого объекта в дискурсе кинорецензии// Studia Linguistica. – СПб, 2010. – №19. – 299-307 с.
Электронные ресурсы
1. Three Billboards Outside Ebbing, Missouri review – darkly hilarious portrait of disenfranchised USA [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/film/2018/jan/12/three-billboards-outside-ebbing-missouri-review-frances-mcdormand
2. The Girl With The Dragon Tattoo, review [Электронный ресурс] URL: https://www.telegraph.co.uk/culture/film/filmreviews/8954202/The-Girl-With-The-Dragon-Tattoo-review.html
3. I, Tonya' Review: Tonya Harding Biopic Is the Movie We Need Right Now [Электронный ресурс] URL: https://www.rollingstone.com/movies/reviews/peter-travers-i-tonya-is-the-movie-we-need-right-now-w512407
4. Beauty and the Beast live-action remake is ambitious, confident, charming — and the perfect family film [Электронный ресурс] URL: https://www.thesun.co.uk/tvandshowbiz/3006692/beauty-and-the-beast-movie-review-jamie-east-sun-film-critic/
5. Wonder Wheel' Review: Kate Winslet Singes in Woody Allen's Dour Drama [Электронный ресурс] URL: https://www.rollingstone.com/movies/reviews/peter-travers-wonder-wheel-gives-kate-winslet-a-chance-to-singe-w512632
6. Baywatch review – alpha-male chest-off is not worth the Hasselhoff [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/film/2017/may/23/baywatch-review-david-hasselhoff-dwayne-johnson-zac-efron
7. The Disaster Artist is one of the most touching and funniest films you’ll see this year [Электронный ресурс] URL: https://www.thesun.co.uk/tvandshowbiz/5038240/jamie-east-film-review-jamie-east/
8. The Shape of Water Review: A Strange and Soaring Monster Love Story [Электронный ресурс] URL: https://www.vanityfair.com/hollywood/2017/09/the-shape-of-water-guillermo-del-toro-review
9. La La Land review: Ryan Gosling and Emma Stone shine in a sun-drenched musical masterpiece [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/film/2016/aug/31/la-la-land-review-ryan-gosling-emma-stone
10. The Snowman had potential with a great cast and exciting plot… but the film is just so, so bland [Электронный ресурс] URL: https://www.thesun.co.uk/tvandshowbiz/4671965/the-snowman-review-michael-fassbender-jo-nesbo/
11. 'Dirty Grandpa': Film Review [Электронный ресурс] URL: https://www.hollywoodreporter.com/review/dirty-grandpa-film-review-858229
12. The Help, review [Электронный ресурс] URL: http://subscriber.telegraph.co.uk/culture/film/filmreviews/8850312/The-Help-review.html
13. Coco is a heartfelt family film with excellent visual beauty and a powerful emotional twist [Электронный ресурс] URL: https://www.thesun.co.uk/tvandshowbiz/5373609/coco-is-a-heartfelt-family-film-with-excellent-visual-beauty-and-a-powerful-emotional-twist/
14. Mother! will repulse and mesmerise you at the same time… and that’s what makes it fantastic [Электронный ресурс] URL: https://www.thesun.co.uk/tvandshowbiz/4467276/mother-will-repulse-and-mesmerise-you-at-the-same-time-and-thats-what-makes-it-fantastic/
15. Black Panther' Review: Marvel's History-Making Superhero Movie's a Masterpiece [Электронный ресурс] URL: https://www.rollingstone.com/movies/reviews/peter-travers-black-panther-is-a-marvel-movie-masterpiece-w516361
16. Maze Runner: The Death Cure' Review: Third Time's a Yawn for YA Dystopia Series [Электронный ресурс] URL: https://www.rollingstone.com/movies/reviews/peter-travers-maze-runner-the-death-cure-is-dystopian-yawn-w515847
17. Coco review – charmer that could bring Pixar back from the dead [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/film/2018/jan/18/coco-review-pixar-land-of-the-dead-animation
18. Review: This ‘Peter Rabbit’ Is No Beatrix Potter, but It’s Not All Bad [Электронный ресурс] URL: https://www.nytimes.com/2018/02/08/movies/peter-rabbit-review.html
19. The Shape of Water has a great screenplay because Guillermo del Toro knows what he’s doing — but it’s quite boring [Электронный ресурс] URL: https://www.thesun.co.uk/tvandshowbiz/5589512/jamie-east-film-review-the-shape-of-water/
20. Mother’s Day review – almost transcendentally terrible [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com/film/2016/apr/28/mothers-day-review-jennifer-aniston-julia-roberts-jason-sudeikis