ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 8
1.1 Понятие, правовая природа и значение договора транспортной экспедиции 8
1.2 Основные элементы договора транспортной экспедиции 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 47
2.1 Порядок заключения, изменения и прекращения договора транспортной экспедиции 47
2.2 Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Актуальность темы исследования, прежде всего, определяется значимой ролью транспорта в жизни современного общества, которое уже просто не в состоянии существовать без транспортных услуг. Транспорт является важнейшей инфраструктурой для обеспечения экономического роста России. Он позволяет доставлять товары и услуги в различные регионы страны, что, в свою очередь, способствует развитию рынков и повышению трудовой продуктивности. Без эффективного и развитого транспортного сектора многие отрасли экономики не смогут функционировать в полной мере.
К разряду транспортных услуг имеет отношение и договор транспортной экспедиции, выполняющий важные функции в сфере экономико-правовой деятельности. Договор транспортной экспедиции является важным документом, который регулирует отношения между заказчиком и экспедитором при организации перевозок грузов. Этот договор служит правовым основанием для выполнения всех действий, связанных с транспортировкой товаров от отправителя до получателя.
Недостаточное законодательное регулирование ряда вопросов договора транспортной экспедиции ведёт к тому, что участники правоотношений, урегулированных договором транспортной экспедиции, при осуществлении своей деятельности сталкиваются с некоторыми проблемами.
Можно без преувеличения сказать, что качественное оформление и соблюдение условий договора транспортной экспедиции способствуют успешному развитию российской экономики. Однако для этого требуется гармоничное правовое регулирование отношений, связанных с транспортными экспедициями.
Таким образом, трудно переоценить значимость и востребованность договора транспортной экспедиции.
Также, транспортные обязательства, о которых идет речь, регулируются значительным числом нормативных правовых актов. Тем не менее, они не решают всех актуальных вопросов, связанных с выполнением договора транспортной экспедиции. В связи с этим, актуальность темы исследования заключается также в том, что законодательство в данной сфере требует усовершенствования, а проблемы, которые были выявлены в ходе данного исследования, нуждаются в осмыслении и разрешении.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.
Предмет исследования составляют нормы гражданского права, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель исследования заключается в том, чтобы произвести всесторонний комплексный анализ правового регулирования транспортно-экспедиционной деятельности, выявить теоретические и правоприменительные проблемы в данной сфере.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
– раскрыть понятие договора транспортной экспедиции, определить его правовую природу;
– определить основные элементы договора транспортной экспедиции;
– рассмотреть порядок заключения, изменения и прекращения договора транспортной экспедиции;
– проанализировать ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.
Методологической основой исследования являются диалектический, исторический, сравнительно-правовой, логический и ряд других методов научного исследования.
Степень освещения темы в литературе - тема достаточно широко освещена в юридической литературе. Правовую основу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», транспортные уставы и кодексы, иные нормативные правовые акты. Теоретическая основа работы представлена трудами М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.П. Сергеева, С.Ю. Морозова, Е.А. Суханова, Б.М. Гонгало, Я.Е. Парция.
Положения, выносимые на защиту:
- Несмотря на зависимость договора транспортной экспедиции от договора перевозки, договор транспортной экспедиции всегда является консенсуальным договором. Для того чтобы договор считался заключенным, передачи клиентом груза экспедитору не требуется. В том же случае, если момент заключения договора и передачи груза экспедитору совпадают, это совпадение не превращает договор экспедиции в реальный договор. Передача груза в данной ситуации выступает лишь основанием для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза;
- Условия договора транспортной экспедиции отличаются от общих условий перевозки, которые определяются транспортными уставами и кодексами. Согласно пункту 3 статьи 801 Гражданского кодекса РФ, условия выполнения этого договора определяются соглашением сторон. Однако, поскольку перечень услуг, связанных с перевозкой грузов, достаточно расплывчат, возникает необходимость определить, какие именно услуги составляют основу договора транспортной экспедиции, отсутствие которых лишает его правовой природы. Также нужно определить, какие услуги - такие как погрузка и разгрузка грузов - являются лишь завершающим этапом хозяйственной деятельности экспедитора, и их можно рассматривать как дополнительные или случайные условия договора. Подобное разграничение поможет четко выделить договор транспортной экспедиции из множества возмездных услуг, и особенно из группы транспортных договоров без определенного наименования.
- Статья 801 Гражданского кодекса Российской Федерации в ее современной редакции, в связи с отсутствием четких критериев разделения экспедиционных услуг на основные и дополнительные и открытым перечнем таких услуг, не имеет практической ценности и требует корректировки. С целью улучшения статьи 801 ГК РФ, следует устранить упомянутое разделение, используя при определении предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический подход, примененный в статье 779 ГК РФ. Это предполагает указание примерного перечня транспортно-экспедиционных услуг, а также исключительного перечня услуг, которые не могут быть включены в данный вид договора.
- В абзац. 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортно экспедиционной деятельности» внести изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции: «Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе. В случаях, когда экспедитор приступил к исполнению обязательств по договору транспортной экспедиции, не запросив у клиента дополнительных документов или информации (п. 4 ст. 3 настоящего Закона), клиент освобождается от возмещения убытков, возникших у экспедитора в связи с неполнотой информации».
- Существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие права на односторонний отказ от его исполнения, возможность которого оговорена в ст. 806 ГК РФ. Однако в правоприменительной практике зачастую возникают проблемные ситуации, которые ни ГК РФ, ни подзаконные акты не регулируют. В этой связи представляется целесообразным дополнить ст. 806 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Возможность одностороннего отказа от исполнения своих обязательств по договору транспортной экспедиции следует ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор совершает действия, необходимые по договору (отправка груза, страхование, хранение, паллетирование и т.д.) от имени клиента и по доверенности от него».
- Так как на сегодняшний момент нет конкретно установленных разумных сроков ни в Законе «О транспортной экспедиции», ни в ст. 806 ГК РФ, то это значит, что данное понятие носит оценочный характер, и каждая из сторон может трактовать его по-разному. Целесообразно внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 806 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, определяющийся в зависимости от сроков действия данного договора».
Структура работы включает введение, две главы, разделенные на подпункты, заключение и список использованных источников.
Результаты исследования позволяют заключить, что договор транспортной экспедиции обладает специфическим правовым регулированием. Изучение нормативной базы и судебной практики выявило, что в России экспедиторская деятельность и законодательство, регулирующее ее, продолжают развиваться. В связи с этим, важно не только обеспечить единство и непротиворечивость законодательства в области транспортной экспедиции, но и сформировать правоприменительную практику, которая поможет избежать сложностей при заключении и выполнении договора транспортной экспедиции.
Нормативная основа, которая регулирует рассматриваемые отношения, имеет ряд проблем, включая пробелы и противоречия. Одним из примеров являются вопросы, связанные с односторонним отказом от договора. Принцип исполнения гражданско-правовых обязательств заключается в обязательности выполнения условий договора. Однако в случае договора транспортной экспедиции может быть предусмотрено право на односторонний отказ от выполнения договора в соответствии со статьей 806 ГК РФ.
На текущий момент, единственным ограничением является обязанность стороны, отказывающейся от выполнения своих обязательств, заранее уведомить об этом другую сторону в разумные сроки, а также компенсировать ей убытки, вызванные неисполнением договора. На сегодняшний день в законодательстве не существует конкретного определения разумных сроков в связи с чем такое понятие является субъективным и может толковаться каждой стороной по-разному. Отсутствие конкретных разумных сроков в Законе «О транспортной экспедиции» и в статье 806 Гражданского кодекса РФ означает, что это понятие имеет оценочный характер.
Следующим пробелом является то, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регулирует отношения и ответственность только с экспедиторами, которые принимают груз в свое ведение. Отношения с экспедиторами-посредниками закон не регулирует. В этой связи целесообразно в указанный Закон ввести соответствующее дополнение.
Договор транспортной экспедиции - это сложный договор, и отдельные его конструкции могут быть восприняты как, например, договор перевозки, договор поручения, агентский договор, договор подряда, договор хранения и т.п. А поскольку отдельные конструкции этого договора могут быть ошибочно восприняты как другие договоры, то иногда даже стороны могут ошибаться в отношении юридической природы заключенного между ними договора. В связи с этим вопрос о собственном предмете договора транспортной экспедиции, который позволит однозначно его идентифицировать из числа подобных договорных конструкций, достаточно актуален.
Законодательство, говоря о «предмете договора», не предоставляет его легального определения. Тем не менее, в случае с договором транспортной экспедиции Гражданский кодекс Российской Федерации предлагает конкретное понимание предмета договора через перечисление услуг, которые выполняет экспедитор, разделяя их на основные и дополнительные. Однако неясно, чем обусловлена такая необходимость, учитывая, что есть только одно императивное требование к этим услугам – они должны быть связаны с перевозкой. Разделение услуг, о котором идет речь, становится бессмысленным, так как в законодательстве предлагается открытый, диспозитивный список для каждой из этих категорий. При этом критерий связанности услуг с перевозкой (для основных услуг) и необходимости для доставки груза (для дополнительных услуг) является недостаточно четким.
Также в действующем Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» отсутствует перечень определений, следует дополнить закон главой «термины и определения», который предусматривал бы понятийный аппарат. Данное нововведение поспособствовала бы совершенствованию нормативно-правового регулирования договора транспортной экспедиции.
В заключение исследования, можно отметить, что система правового регулирования договора транспортной экспедиции нуждается в дальнейшем улучшении и адаптации к современным реалиям.
1. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1- ФКЗ, от 04.10.2022 № 5 ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ от 24.06.2023 № 279-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 14.02.2011. № 7. ст. 901.
1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ в ред. от 24 июня 2023 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.
1.4. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в ред. от 18 марта 2020 г. // Российская газета от 3 июля 2003 г. N 128.
1.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 37. Ст. 3890.
1.6. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 52 (часть II) ст. 8877.
1.7. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 15.
2. Судебная практика
2.1. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2021 г. N ФО4/1421-282/А70-2021.
2.2. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 октября 2018 г. N А 43-3867/00-4-144.
2.3. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 января 2022 года по делу № А40-38065/2022.
2.4. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2021 года по делу N А08-3830/2021.
2.5. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 марта 2020 г. по делу N КГ-А40/237-04.
2.6. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2019 г. по делу N Ф03-А51/04-1/2198.
2.7. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.02.2021 г. по делу № Ф04/844-134/А46-2021.
2.8. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.12.2022 г. по делу № Ф09-А09/01-23/2022.
2.9. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2021 г. по делу N А28-4140/00-197/8.
2.10. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2020 года по делу № А56-63944/2020.
2.11. Постановление Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2020 по делу № А40-34615/08-24-363.
2.12. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.09.2021 по делу № Ф04-6401/2021.
2.13. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.10.2008 по делу № А40-1292/08-107-5.
2.14. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.10.2008 по делу № КА-А40/9235-08.
2.15. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.06.2019 г. № А35 1146/2019.
2.16. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 октября 2017 г. № А33-8092/2017.
2.17. Решение Арбитражного суда города Москвы от 2022 года № А40-1352/17-6-173.
2.18. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27 октября 2020 года по делу № А63-5238/2020.
2.19. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27 июля 2021 года по делу № А63-24053/2021.
2.20. Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2022 года по делу № А40-1273/18-4-138.
2.21. Решение Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2017 по делу № КГ-А40/9370-17.
3. Специальная литература
3.1. Александров-Дольник М.К. О регламентировании в гражданских кодексах правоотношений, вытекающих из договоров транспортного права. М., Норма. 2019. 106 с.
3.2. Андреев В.К. Транспортно-экспедиционное обслуживание. Правовые вопросы. М., Юрайт. 2020. 72 c.
3.3. Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. М., 2018 г., 171 с.
3.4. Афонин А.М., Афонина В.Е., Петрова П.А., Царегородцев Ю.Н. Транспортная логистика. Организация перевозки грузов. Учебное пособие. М., Форум. 2018. 368 с.
3.5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., Статут. 2009. 910 с
3.6. Транспортно-экспедиционная деятельность. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М., Юрайт. 2017. 310 с.
3.7. Витрянский В.В. Договор транспортной экспедиции // Вестник ВАС РФ. 2015. 125 с.
3.8. Воронежский И.А. Обязательство по транспортно-экспедиционному обслуживанию. М., Статут. 2016. 189 с.
3.9. Гречуха В.Н. Транспортное право России. Учебник. Бакалавр. Академический курс. М., Юрайт. 2020. 486 с.
3.10. Данилина И.Е. Особенности оформления договора транспортной экспедиции // Хозяйство и право. 2015. № 4. С. 23-27.
3.11. Данилина И.Е. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., МГУ. 2015. 216 с.
3.12. Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. 3-е издание переработанное и дополненное. Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. М., Юстицинформ. 2021. 564 с.
3.13. Жидкова М. В. Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции // Юрист. № 2. 2017. С. 18-23.
3.14. Жидкова М.В. Отказ от исполнения договора транспортной экспедиции и одностороннее изменение его условий // Транспортное право. 2012. № 4. С.12-20.
3.15. Жидкова М.В. Проблемы квалификации договора транспортной экспедиции. 2015. С. 24-29.
3.16. Завидов Б.Д. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно - экспедиционной деятельности». М., ПРИОР. 2016. 45 с.
3.17. Иванова А.И. Подводные камни договора транспортной экспедиции // Административное право. 2016. № 3. С. 43-50.
3.18. Калюжная В.А. Транспортная экспедиция: вчера, сегодня, завтра. Тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Краснодар. ЦНТИ. 2016. 267 с.
3.19. Каменков В.С. Предмет договора транспортной экспедиции // Транспортное право. 2014. № 3. С. 3-11.
3.20. Канашевский В.А. Регулирование ответственности перевозчика и экспедитора по договору международной смешанной перевозки грузов // Закон. № 1. 2008. С. 13-17.
3.21. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (постатейный). М., Юстицинформ. 2016. 36 с.
3.22. Кузмичев А.С., Малыгин А.А. Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях в связи с проблемой квалификации договора // Хозяйство и право. 2016. № 4. С. 11-16.
3.23. Кулешов В.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы правового регулирования. Дис. канд. юрид. наук. М., 2009. 173 с.
3.24. Кулешов В.В. Заключение договора транспортной экспедиции и экспедиторские документы // Транспортное право. 2020. № 2. С. 5-12.
3.25. Кулешов В.В. Субъектный состав договора транспортной экспедиции // Транспортное право. 2015. № 3. С. 31-32.
3.26. Левин Э.К. О некоторых проблемах квалификации договора транспортной экспедиции в национальных правовых системах // Хозяйство и право. 2005. № 10. С. 16-19.
3.27. Малков А.Г. Транспортная экспедиция и перевозка грузов. Транспортное право. М., 2016. 98 с.
3.28. Морозов С.Ю. К вопросу о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов // Транспортное право. 2014. №.2. С. 10-16.
3.29. Морозов С.Ю. О применении норм договоров хранения, поручения, комиссии и агентирования к договору транспортной экспедиции // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Серия «Государство и право». Выпуск 15. Ульяновск. 2016. 278 с.
3.30. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности». М., ГАРАНТ. 2016. 73 с.