ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДХОДОВ, НАПРАВЛЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ СНИЖЕНИЯ СТРЕССА………………………………………………………………………….7
1.1 Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса………………7
1.3 Современные направления и средства снятия стресса…………………...28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ…………………………………………………………..46
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ СНЯТИЯ СТРЕССА В ПЕРЕГОВОРАХ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ………………………………………………..47
2.1 Исследование методов и методик оптимизации уровня стресса в переговорах……………………………………………………………………..47
2.2 Разработка рекомендаций по применению эффективных методов снятия стресса в переговорах…………………………………………………………..57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ………………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………81
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена степенью ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных ученых. Анализ содержания имеющихся источников показал, что в гуманитарных науках создана теоретическая база для исследования методов снижения стрессов, однако данная проблема современными учеными в новых социально-экономических условиях недостаточно изучена
Стресс – одна из главных психологических проблем ХХI века. Вся наша цивилизация развивается таким образом, что с оптимальным уровнем стресса могут прожить лишь мизерное количество людей. Россия – СССР – Россия в ХХ веке была страной, в которой практически все население в силу объективных обстоятельств и субъективных причин было подвержено мощному стрессу. В нынешнем столетии народы нашей страны, каждый россиянин, будут искать выходы из не менее стрессовых ситуаций, чем в прошлом веке. Последние 25 лет стрессогенность социально-экономической ситуации в России чрезвычайно высока. Непрерывные, как правило, непонятные или плохо обоснованные радикальные, масштабные реформы, социальная несправедливость, рост коррупции и преступности, распространение всевозможных пороков – все это вызывает естественный и серьезный стресс у каждого, кого затрагивают данные факторы.
Тенденции и темпы деградации нашего общества таковы, что в ближайшее десятилетие стрессовая нагрузка на человека и социумы, скорее всего, будет только возрастать. Борьба со стрессом стала сегодня едва ли не основной проблемой, связанной с самосохранением человека. Профилактика стресса является в настоящее время типичной и важной задачей, которую так или иначе решают большинство россиян.
Большая сложность проблемы стресса требуют масштабных фундаментальных, а также прикладных исследований данного явления.
Теоретико-методологическая база исследования: основы современных подходов к изучению методов снижения стресса В качестве теоретической базы исследования были использованы работы ряда отечественных и зарубежных авторов, таких как: (В.А. Абабков, А.Я Анцупов, В.А. Винокур, Ф.Б. Березин, С.В. Запускалов, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, А.К. Макарова, Г.С. Никифоров, А.И. Папкин, Б.С. Положий, В.Ю: Рыбников, A.M. Столяренко, Л.Б. Филонов, R.S. Lazarus, С Maslach и др.). и др.
Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств.
Объект исследования – методы снижения стресса.
Предмет исследования: стресс.
Цель исследования: раскрыть психологические условия стрессов в переговорах и выявить пути оптимизации уровня стресса.
Задачи исследования:
- определить теоретические и прикладные аспекты к исследованию стресса в переговорах;
- осуществить анализ концептуальных подходов к проблеме снятия стресса в переговорах;
- выявить современные направления и средства снятия стресса в переговорах;
- исследовать методы и методики оптимизации уровня стресса в переговорах;
- разработать рекомендации по оптимизации уровня стресса в переговорах.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: если использовать методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса, помогающие прогнозировать поведение человека при переговорах, то стрессогенных ситуаций можно избежать.
В качестве методов исследования применялись:
- общенаучные – теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования (анализ и обобщение имеющихся теоретических и эмпирических данных по теме исследования, метод систематизации и классификации полученного материала);
- экспериментальные;
- психодиагностические – эмпирические методы.
Положения, выносимые на защиту:
- Стресс - состояние психического напряжения, социальный и внутриличностный конфликт одной из сторон переговоров, может выступать причиной конфликта в переговорном процессе. Различные концептуальные подходы говорят о том, что стресс чаще играет негативную роль. К стрессу при переговорном процессе можно отнести такие разновидности стресса, как острый, психологический, информационный и менеджерский тип стресса. Основными факторам, влияющим на стресс в переговорном процессе - организационные и личностные;
- Наиболее эффективными методами снятия стресса в переговорах являются стратегические методы (планирование переговоров, информированность сторон переговоров о целях переговоров; использование четких инструкций с конкретными требованиями в процессе переговоров; организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных членов переговорного процесса.);
Информационную базу работы составили: нормативные документы, регулирующие трудовые отношения, научные публикации по конфликтологии, социологии и психологии труда, социальной психологии, психологии управления, а также собственные эмпирические исследования.
Используемые методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в качестве методов сбора информации были использованы: эмпирический метод, анализ литературы, методы количественной обработки данных, интерпретационные методы, анализ полученных результатов, вторичный анализ исследований по снятию стрессов в переговорах.
Гипотеза исследования: если в практике переговоров использовать стратегические методы снятия стресса, данный факт окажет влияние на эффективность переговоров.
Научная новизна работы связана с тем, что было проведено комплексное исследование методов снятия стресса при переговорах, которые эффективно могут повлиять на процесс переговоров на практике.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Магистерская диссертация включает 6 рисунков ( 3 рисунка разработаны апвтором), 3 таблицы и 103 источника научной литературы.
Магистерская диссертация на актуальную тему исследования, обусловленную степенью ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных ученых. Анализ содержания имеющихся источников показал, что в гуманитарных науках создана теоретическая база для исследования методов снижения стрессов, однако данная проблема современными учеными в новых социально-экономических условиях недостаточно изучена. «Стресс – психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т.д.
Стресс является оправданной реакцией тогда, когда он завершается физическим действием, в ходе которого реализуется вся мощная энергетика этого состояния. Если такого действия нет, то стресс обычно оказывает угнетающее воздействие на организм и (или) психику. Каждодневный, пусть и небольшой, длительный, непрерывный стресс жизни практически всегда вреден. Стресс - состояние психического напряжения, социальный и внутриличностный конфликт одной из сторон переговоров, может выступать причиной конфликта в переговорном процессе.
В состоянии сильного стресса человек говорит и мыслит хуже, чем в нормальном состоянии, что негативно может сказаться на переговорный процесс.
Стресс в нашей жизни чаще играет негативную роль. Он обеспечивает физическую мобилизацию организма, которая в трудных для современного человека ситуациях, как правило, не требуется. Жизнь это практически непрерывное решение проблем. Это относится и к переговорам, так как переговоры – это решение проблемы.
К стрессу при переговорном процессе можно отнести такие разновидности стресса, как острый, психологический, информационный и менеджерский тип стресса. Основными факторам, влияющим на стресс в переговорном процессе можно отнести такие факторы, как организационные и личностные.
Современные методы снятия стрессов – аутотренинг, биологической обратной связи, рациональная терапия.
В магистерской диссертации рассмотрены тактические и стратегические методы снятия стресса:
- к тактическим методам снижения стресса относятся: - уход от конфликта; бездействия; уступка; «скрытых действий»; «быстрого решения»; «компромисс»; сотрудничество; силовой метод.
- к стратегическим методам относятся следующие методы снятия стресса: планирование переговоров; информированность сторон переговоров о целях переговоров; использование четких инструкций с конкретными требованиями в процессе переговоров; организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных членов переговорного процесса;
Проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие 20 респондентов. Опрос респондентов показал, что наиболее эффективными методами снятия стресса в переговорах являются стратегические методы снятия стресса (планирование переговоров, информированность сторон переговоров о целях переговоров; использование четких инструкций с конкретными требованиями в процессе переговоров; организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных членов переговорного процесса.);
- способ сотрудничества в переговорах целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров», а именно отделение сторон переговоров от проблемы; проявление внимание интересам, а не позициям; предлагайте взаимовыгодные варианты; используйте объективные критерии;
- для снятия стрессового состояния сторонам переговоров целесообразно проведение тренингов, релаксационных сеансов, аутотренингов.
Наиболее эффективным методом снятия стресса является стратегические методы. К стратегическим методам относятся следующие методы снятия стресса: планирование переговоров; информированность сторон переговоров о целях переговоров; использование четких инструкций с конкретными требованиями в процессе переговоров; организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных членов переговорного процесса.
Цель магистерской диссертации достигнута, гипотеза подтверждена.
1 Алексеев А.В. Я спокоен: как защитить себя от стресса: Методики тренировки психики и контроля эмоций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 157 с.
2 Алиев Х. Защита от стресса: как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М., 1996. – 239с.
3 Алиев Х. Укрощение стресса. – М.: Эксмо, 2012. – 214 c.
4 Аллен Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 368 с.
5 Амар П. Психология менеджера: как добиться успеха в работе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 217 с.
Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию. -Ужгород: МАУП, 2015.– 457 с.
6 Анцупов А.Я. Как избавиться от стресса // Акмеология. 2008. № 1. С. 92-101. 8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб- ник для вузов. 4-е изд. М.: Эксмо, 2010. – 512 с.
7 Анцупов А.Я. Конфликтология: междисциплинарный подход - М.: Дом Советов, 2014.- 357 с.
8 Анцупов А.Я. Стратегическое управление: рабочая книга лидера. – 2-е изд. испр. и переработ. М.: Полиграфсервис, 2012. – 272 с.
9 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 3-е изд. испр. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 656 с.
10 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 528 с.: ил
11 Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – СПб. : Питер, 2006.
12 Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – СПб. : Питер, 2006 (гриф УМО).
13 Анцупов, А. Я. Методологические основы конфликтологии [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. СПб. : Питер, 2005.
14 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–19.
15 Бал В., Кэмпбелл Ш. Макдауэлл-Ларсен. Усиливаем стрессоустойчивость. Как успешно нейтрализовать негативный стресс. – М., 2013. – 112 с.
16 Бодров В.А. Информационный стресс: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000.
17 Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ, 2000. – 351 с.
18 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. 214
19 Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с.
... Всего источников –103