Введение 3
Глава 1. Феномен неприкасаемости в Индии: история и современность 7
1.1 Далиты и их место в социальной структуре общества 7
1.2 Статус неприкасаемого: формирование и развитие 8
1.2.1 Корни и история развития неприкасаемости. 8
1.2.2 Протестные движения далитов: начальный этап. 9
1.2.3 Протестные движения далитов: новое время. 11
1.2.4 Идеология и религия далитов. 13
1.2.5 Далиты в политической жизни Индии. 16
1.2.6 Современное положение далитов: позитивные тенденции. 17
Глава 2. Литература далитов и ее основные представители 20
2.1 Dalit sāhitya: возникновение и предпосылки 20
2.2 Идеологическая основа литературы далитов. 21
2.3 Dalit sāhitya как всеиндийское литературное явление. 23
2.4 Основные течения в литературе хинди 28
Глава 3. Далитский автобиографический роман как особый жанр в литературе хинди 29
3.1 Ом Пракаш Вальмики. Жизнь и творчество. 29
3.2 Автобиографический роман «Jūṭhan»: структура и содержание. 30
3.3 Образная система в романе «Jūṭhan». 34
3.4 Особенности языка и повествования в автобиографическом романе «Jūṭhan». 38
3.4.1 Особенности композиции романа. 38
3.4.2 Языковые особенности. 42
3.5 Тулси Рам: жизнь и творчество. 43
3.6 Автобиографический роман «Murdahiyā». Структура и содержание. 45
3.7 Специфические особенности романа «Murdahiyā»: мотивы и образы. 48
3.8 Сопоставление романов Ом Пракаша Вальмики «Jūṭhan» и Тулси Рама «Murdahiya». 53
Заключение 54
Список литературы 58
Список источников 61
Приложение 1. «Объедки» 62
Приложение 2. «Жизнь на месте кремации» 84
Литературное направление «Dalit sāhitya» (литература далитов) является одним из основных в современной литературе хинди. Оно зародилось в начале 1960-х годов в Махараштре. Появление повестей, рассказов, стихов, написанных неприкасаемыми – людьми, стоящими так низко в индийской кастовой иерархии, что даже их тень оскверняет человека, на которого она упала, – о жизни таких же, как они, – убедительное доказательство необратимости социальных перемен новой Индии. Впервые за тысячелетия представители неприкасаемых каст обрели голос и заявили о себе [Современная индийская новелла 1976, с. 7]. Литература далитов не является узко специфической, характерной лишь для литературы хинди. Это всеиндийское литературное явление, популярное в литературах маратхи, каннада, телугу и др. Это сравнительно молодое литературное направление, неизменно отражая мысли и чаяния неприкасаемых, на протяжении своего существования заметно меняется и модернизируется в соответствии с изменениями в реальной жизни далитов, что будет отражено в данной работе.
Представители неприкасаемых каст предпочитают называть себя далитами, что означает «угнетенный» или «отверженный». Впервые это наименование использовал выдающийся политик и ученый, «отец» индийской Конституции доктор Бхимрао Рамджи Амбедкар (1891-1956), считая, что именно этот термин точно отражает суть явления. Далиты занимают самое низкое место в индийском обществе и находятся в ущемленном положении как с социальной точки зрения, так и с экономической. Собственно литература далитов посвящена, как правило, социально-политическим проблемам, проистекающим из многовекового угнетения. Отчетливей всего в произведениях звучит ненависть к варновой системе, сделавшей далитов изгоями, и требование радикальных перемен в структуре индийского общества. Литература далитов обладает рядом специфических особенностей как в тематике, так и в языке. Ее основными жанрами являются короткая художественная и повествовательная проза (рассказ, новелла, эссе), документальные произведения (прежде всего, автобиографического толка), а также стихи и песни, часто носящие псевдофольклорный характер [Очерки истории литератур Индии, с. 162].
В этом свете вполне закономерно, что тематика далитских произведений весьма ограничена – это судьбы низкокастовых мужчин и женщин, эксплуатация, запрет на посещение индуистских храмов и иные ограничения общечеловеческих прав и свобод.
Данная работа представляет собой попытку выделить характерные особенности литературы далитов и набирающего популярность жанра далитской автобиографии. Наиболее показательными в этом контексте являются автобиографические романы «Jūṭhan» («Объедки», 1993 г.) Ом Пракаша Вальмики (1950-2013) и «Murdahiya» («Жизнь на месте кремации», 2010 г.) Тулси Рама (1949-2015). Именно они наряду с другими произведениями писателей-далитов на хинди выступают в данной работе в качестве основного объекта исследования.
В приложении к работе представлен перевод с хинди на русский язык начальных глав романов «Jūṭhan» и «Murdahiya». Предметом исследования выступают специфические особенности данных произведений, делающие их яркими образцами особого литературного жанра далитской автобиографии.
Цели данной работы можно обозначить следующим образом: определить, какое место занимает Dalit sāhitya в новейшей литературе хинди и выделить основные черты жанра автобиографии в литературе далитов. Для достижения данных целей требуется решить следующие задачи: изложить основные моменты, связанные с историей возникновения литературного направления Dalit sāhitya, рассказать о его крупнейших представителях, описать основные черты жанра автобиографии далитов, перевести и прокомментировать главы из автобиографических романов «Jūṭhan» и «Murdahiya», используемых в качестве иллюстративного материала исследования.
Для выполнения этих задач был произведен анализ исследовательской литературы, написанной авторами, ранее работавшими над данной проблемой. Рассмотрение вопросов, связанных с литературным явлением Dalit sāhitya происходит на стыке литературоведения и социологии. Здесь нельзя не отметить неоценимый вклад в изучение проблематики касты, который внесли своими исследованиями такие отечественные антропологи и обществоведы, как Е.Н. Успенская и Е.С. Юрлова. Их работы составили теоретико-методологическую основу исследования.
Данная работа также опирается на труды Ф.Н. Юрлова, внесшего большой вклад в исследование индийской истории ХХ века и являющегося одним из авторов многотомной «Истории Востока», и автора «Краткой истории литератур Индии» В.И. Балина.
Кроме того при исследовании была задействована зарубежная литература, касающаяся проблематики нового литературного направления. Существует ряд научных работ, посвященных изучению Dalit sāhitya, рассматривающих и интерпретирующих данное литературное явление с всевозможных сторон. Работы литературоведов и обществоведов по данному вопросу предоставляют изобилие тщательных наблюдений и интересных выводов. В работе также использованы статьи и материалы индийских, английских и американских авторов. Значительную научную ценность имеют труды таких исследователей, как Ким Кнотт, Лакшман Мане, Канча Илайа и др.
Среди произведений Dalit sāhitya – образцов жанра «ātmakathā» («автобиография») – наибольший научный интерес представляют автобиографические труды вышеупомянутых писателей-далитов – Ом Пракаша Вальмики и доктора Тулси Рама.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена малой изученностью вопросов, связанных с Dalit sāhitya, в отечественной индологии. Научная значимость данного исследования состоит в том, что автор попытался изучить молодое направление в индийской литературе в целом и в литературе хинди в частности. Научная новизна работы состоит в привлечении сравнительно недавно опубликованных произведений далитских писателей, а также в использовании малоизвестных материалов, ранее не переводившихся на русский язык.
Данная работа состоит из вступления, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, приложений и библиографии.
Глава первая «Феномен неприкасаемости в Индии: история и современность» содержит краткие сведения об основных моментах истории неприкасаемых. В главе представлена характеристика социального статуса и места данной группы населения в структуре индийского общества.
Глава вторая «Литература далитов и ее основные представители» посвящена истории становления и формирования литературного направления Dalit sāhitya.
В третьей главе «Далитский автобиографический роман как особый жанр в литературе хинди» на основе образцов жанра ātmakathā раскрываются особенности автобиографии далитов.
В заключении приводятся основные выводы, сделанные автором в результате произведенного исследования.
В первой главе работы освещены основные моменты истории далитов, представлена характеристика их социального положения и выявлены основные современные тенденции социокультурного развития неприкасаемых каст. В результате исследования можно сделать вывод о том, что за последние полвека в положении далитов произошли заметные перемены. Возросло влияние представителей «зарегистрированных каст» в общественной и политической жизни страны. Политика позитивной кастовой дискриминации способствовала формированию социальной элиты далитов.
Среди негативных тенденций следует отметить социально-экономическое неравенство и отсталость основной массы неприкасаемых. Государственная политика, направленная на предоставление льгот и стимулирование развития далитов, привела к кастовым бунтам варновых индуистов и росту насилия в отношении представителей угнетенных каст.
Тем не менее, социокультурная трансформация и эволюция в рамках традиционной системы общественных отношений открывают широкие возможности для дальнейшего улучшения положения далитов в индийском обществе.
Во второй главе описаны условия зарождения и причины возникновения Dalit sāhitya, представлены основные труды известных далитских писателей и выявлены некоторые характерные особенности этого литературного направления.
Литература далитов – это относительно новое литературное явление. Dalit sāhitya зародилась в середине ХХ века в литературе маратхи. В настоящее время данное литературное направление является одним из основных как в литературе хинди, так и в ряде других региональных индийских литератур.
Функция литературы далитов отнюдь не эстетическая. В ней заложен ощутимый социальный посыл. Изначально Dalit sāhitya являлась опорой движения далитов за равноправие, была рупором для продвижения идей в борьбе против кастовой дискриминации. Литература способствовала укреплению далитского самосознания и призывала далитов к борьбе с социальной несправедливостью.
Dalit sāhitya – это литературная форма социального протеста далитов, которая возникла в результате их стремления «забрать свой голос» у кастовых индийцев и начать репрезентировать себя самим.
В третьей главе работы выявлены основные особенности жанра далитской автобиографии.
В процессе анализа автобиографических романов Ом Пракаша Вальмики «Jūṭhan» («Объедки») и Тулси Рама «Murdahiya» («Жизнь на месте кремации») был выявлен ряд особенностей, связанных с языком, повествовательной структурой и образной системой.
В литературе далитов в большей степени проявляются социальные мотивы. Среди мотивов, встречаемых в рассмотренных автобиографических романах, ключевыми являются мотив получения образования и мотив кастовой угнетенности. Оба автора считают, что обучение является единственным путем преодоления кастового угнетения.
Dalit ātmakathā не служит средством демонстрации каких-то индивидуальных достижений и не является всецело личной историей. Автобиография основывается на опыте автора, но этот опыт не уникален. В ātmakathā отражены жизненные ситуации, типичные для всех далитов. Повествование строится на основе сходства участи и проблем представителей угнетенных слоев общества.
Одна из особенностей повествования, которая сразу бросается читателю в глаза, заключается в том, что в автобиографии встречается мало ярких женских персонажей, и им отводится второстепенная роль. Это обусловлено гендерными аспектами литературного творчества далитов. В связи с преобладанием авторов-мужчин в далитской литературе на хинди природа письма в значительной степени подчинена мужской психологии. К тому же в соответствии с социальной стратификацией внутри каст женщины традиционно занимают подчиненное положение. Поэтому многие далитские писатели из-за гендерных стереотипов не готовы видеть в центре сюжета женские персонажи.
В образной системе автобиографии есть несколько основных образов персонажей. Их можно разделить на три группы. Первая группа включает в себя тех далитов, которые не противятся своему унизительному положению. Ко второй группе относятся люди, которые считают свое положение несправедливым, но понимают, что бороться с кастовой системой предстоит не им. В третью группу входят те далиты, которые способны преодолеть угнетение и улучшить свое положение в обществе. Получив образование, они могут бороться с социальной несправедливостью. Как раз к третьей группе можно отнести самих авторов. И Вальмики, и Тулси Рам стремятся показать путь к улучшению социального положения далитов. Именно благодаря образованию они получают возможность вырваться из маленького мирка неприкасаемых и выбиться в люди.
Язык Dalit ātmakathā прост и грамматически выверен. Как правило, отсутствуют тропы, что придает тексту бо́льшую прозрачность и ясность. Язык должен быть максимально понятным, поскольку произведения Dalit sāhitya рассчитаны, прежде всего, на далитскую аудиторию, а уровень образования среди далитов крайне низок. Если в повествовании язык нормативен, то в прямой речи насыщен диалектизмами и бранной лексикой.
Далитская автобиографии является наиболее популярным жанром в литературе далитов. Посредством автобиографии писатели показывают реальную картину далитского мира. Однако Dalit ātmakathā – это не только нарратив боли, объединяющей всех далитов и способствующей их солидарности в борьбе против социальной дискриминации. Автобиография – это еще и средство формирования позитивного образа далита. В последние годы в творчестве далитских писателей наблюдается изменение ориентиров, что выражается в отходе от привычной пессимистической литературы. Все больше авторов предпочитает делать акцент на жизнеутверждающие начала.
1. Балин В. И. – Краткая история литератур Индии / В. И. Балин. – Л.: Издательство ЛГУ, 1974. – 146 с.
2. Горохов С. А., Дмитриев Р. В. – Особенности демографии религиозных общин Индии в начале XXI в. / С. А. Горохов, Р. В. Дмитриев // Вестник Томского государственного университета, 2016, № 406, 56-63 с.
3. Кнотт Ким – Индуизм / Ким Кнотт; Пер. с англ. Н. В. Кузнецовой – М.: Издательство «Весь Мир», 2001. – 192 с.
4. Современная индийская новелла / Сост. В. Макаренко, В. Чернышева; предисл. М. Салганик: – М.: Издательство «Прогресс», 1976. – 368 с.
5. Сингх Мохиндер – Угнетенные касты Индии / Мохиндер Сингх; Сокр. пер. с англ. О. Л. Орестова. – М.: Издательство иностранной литературы, 1953. – 252 с.
6. Очерки истории литератур Индии (Х-ХХ вв.) / отв. ред. С. О. Цветкова – СПб.: Издательство СПбГУ, 2014. – 320 с.
7. Пахомов Е. – Почему в Индии начались кастовые бунты // Московский Центр Карнеги: URL: http://carnegie.ru/commentary/2016/03/24/ru-63103/ivu0%20%20 (24.04.2017)
8. Успенская Е. Н. – Антропология индийской касты / Е. Н. Успенская. – СПб.: Наука, 2010. – 558 с.
9. Успенская Е. Н. – К вопросу о природе индийской касты / Е. Н. Успенская // Журнал социологии и социальной антропологии, 2009. – №3
10. Челнокова А. В. – Литература далитов: ее герой и специфические особенности / Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 22-24 апреля 2015 г.: Тезисы докладов / Отв. ред.: Н. Н. Дьяков, А. С. Матвеев. – СПб.: ВФ СПбГУ, 2015. – 556 с.
11. Эдвардс Майкл – Древняя Индия. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С.К. Меркулова. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 224 с.
12. Юрлов Ф. Н. – История Индии. ХХ век / Ф. Н. Юрлов – М.: Институт востоковедения РАН, 2010 г. – 920 с.
13. Юрлова Е. С. – Тяжкое наследие "неприкасаемых" / Е. С. Юрлова // Азия и Африка сегодня, 2002. – № 4
14. Anjaly Mohan – Joothan: A Dalit's Life: The Magical Transformation of Muteness into Voice: URL: http://ijellh.com/papers/2014/August/6-62-79-August-2014.pdf (18.05.2017)
15. Bharathiraja S. – A Study of Social Realism in the Select Indian Dalit Autobiographies:URL:https://archive.org/stream/DalitAutobiographies/thesis_submitted_29-02-2012_djvu.txt (18.05.2017)
16. Census of India 2011: URL: http://www.censusindia.gov.in/ (15.05.2017)
17. Hunt Sarah Beth – Hindi Dalit Literature and the Politics of Representation / Sarah Beth Hunt – New Delhi: Routledge, 2014. – 264 p.
18. Kapoor Shivrani – The Female Contours of a Dalit Male Autobiography // Writing, Analysing, Translating Dalit Literature: URL: https://dalitliterature.wordpress.com/ (17.05.2017)
19. Landage Ramesh – A cultural studies of dalit autobiographies in India // Shodhganga:URL:http://shodhganga.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/18646/5/05_chapter%201.pdf (17.05.2017)
... Всего источников – 27.