Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования 3
Часть 1. Исторический контекст 3
Часть 2. Коммуникативные ИИ 7
Часть 3. Теории коммуникации в контексте искусственного интеллекта 10
Часть 4. Теория имитированной контингентности 14
Часть 5. Классификации чат-ботов, основанных на искусственном интеллекте 17
Глава 2. Искусственная коммуникация с чат-ботами: сравнительный социологический анализ 20
Методологические основания исследования 20
Формулировка кейсов 24
Качественный сравнительный анализ кейсов 29
Заключение 31
Библиографический список 32
Приложение 34
Интервью с информантом 1 34
Интервью с информантом 2 35
В настоящее время формулируется все больше теорий, смещающих фокус изучения искусственного интеллекта в сторону поля коммуникации. Современные нейросети не проектируются по подобию человеческого мозга и больше не позиционируются как маши, способные думать, напротив, современный ИИ - это алгоритм, способный к имитации коммуникации, повторяющей человеческую. Исследование изучает современные подходы к изучению искусственной коммуникации с искусственным интеллектом на примере кейсов взаимодействия с чат-ботами GigaChat и Ксюша Бетонова.
В результате данного исследования был проанализирован опыт взаимодействия информантов с ботами через квазиэксперимент, в результате которого были сормулированы два кейса взаимодействия с чат-ботами GigaChat и Ксюша Бетонова, в результате их сравнения были изучены особенности коммуникации с чат-ботами различного типа, была скорректирована предложенная функциональная классификация чат-ботов, так, было выявлено что GigaChat относится к новому типу - умного поиска. Также в ходе исследования было изучено установление имитированной контингентности, было выяснено что установление имитированной контингентности влияет на восприятие бота пользователем как более похожего на реального человека.
В ходе проведенного исследования было определено, что различные типы чат-ботов могут удовлетворять разные потребности пользователей. Некоторые пользователи предпочитают быстрые и точные ответы, которые предоставляет "GigaChat", в то время как другие больше ценят "человеческую" форму общения, которую предлагает "Ксюша Бетонова". Это подтверждает одну из ключевых целей данного исследования - глубокое понимание пользовательского взаимодействия с чат-ботами и выявление лучших практик для их разработки и улучшения.
Привлекательность "GigaChat" заключается в его способности предоставлять быстрые и точные ответы на запросы пользователей. Однако он не имеет такого "человеческого" элемента, который обладает "Ксюша Бетонова". Это подчеркивает необходимость индивидуального подхода при разработке и внедрении чат-ботов, чтобы максимально удовлетворить потребности и предпочтения каждого пользователя.
Основываясь на опыте взаимодействия с "GigaChat" и "Ксюша Бетонова", можно утверждать, что оба бота успешно выполняют свои функции, хотя восприятие и функциональные возможности этих ботов значительно отличаются. Это подчеркивает важность индивидуального подхода при разработке чат-ботов и подтверждает необходимость дальнейших исследований в этой области для улучшения их функционала и удобства использования.
1. A. M. Turing I.—COMPUTING MACHINERY AND INTELLIGENCE [Текст] / A. M. Turing // Mind. — 1950. — № 59. — С. 433-460.
2. Andrea L Guzman, Seth C Lewis Artificial intelligence and communication: A Human–Machine Communication research agendа / Andrea L Guzman, Seth C Lewis // New Media & Society. — 2019. — № 1. — С. 70-76.
3. Bhavya Aggarwal Latest Conversational AI Statistics for Brands in 2024 / Bhavya Aggarwal [Электронный ресурс] // Sprinklr : [сайт]. — URL: https://www.sprinklr.com/blog/conversational-ai-statistics/ (дата обращения: 20.04.2024).
4. Ehud Reiter SIGGEN webinar NLG history / Ehud Reiter [Электронный ресурс] // YouTube : [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=SEw47Y_ZN8Q&t=732s&ab_channel=SIGGENGroup (дата обращения: 13.02.2024).
5. Esposito E. Artificial Communication? The Production of Contingency by Algorithms // Zeitschrift für Soziologie. 2017. Т. 46. № 4. С. 249–265.
6. RAF VANDERSTRAETEN Parsons, Luhmann and the Theorem of Double Contingency [Текст] / RAF VANDERSTRAETEN // Journal of Classical Sociology. — 2002. — № 2. — С. 77-92.
7. Rohit Shewale Character AI Statistics 2024 – Active Users & Revenue / Rohit Shewale [Электронный ресурс] // DemandSage : [сайт]. — URL: https://www.demandsage.com/character-ai-statistics/ (дата обращения: 20.04.2024).
8. Weizenbaum J. ELIZA—a computer program for the study of natural language communication between man and machine // Communications of the ACM. 1966. Т. 9. № 1. С. 36–45.
9. Долмачев И. Могут ли машины мыслить? / Долмачев И. [Электронный ресурс] // vdv.1001.ru : [сайт]. — URL: https://rtni2003.narod.ru/Papers/Turing.pdf (дата обращения: 13.02.2024).
10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / Дружинин В. Н. — Москва: Инфра-М, 1997 — 256 c.
11. Сравнительная социология: Учебник / Под ред. Резаев А.В. - СПб:СПбГУ, 2015. - 396 с.: ISBN 978-5-288-05610-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/941900 (дата обращения: 18.04.2024). – Режим доступа: по подписке.
12. Трегубова Н. Д., Пшегорницкая К. Ф. ПРОБЛЕМА ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ИСКУССТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ: СЛУЧАЙ ПРИЛОЖЕНИЯ REPLIKA [Текст] / Трегубова Н. Д., Пшегорницкая К. Ф. // ТЕЛЕСКОП: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. — 2022. — № 3. — С. 60-66.
13. Ураев, Д. А. Классификация и методы создания чат-бот приложений [Текст] / Д. А. Ураев // International scientific review. — 2019. — № 64.