Введение 3.
Глава 1. Соотношение понятий медицинская услуга и медицинская помощь..6.
Глава 2. Гражданско-правовые отношения в рамках организации оказания помощи по ОМС. 14.
§1. Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования 15.
§2. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию 21.
Глава 3 Договор оказания медицинских услуг 30.
§1. Гражданско-правовая природа договора оказания медицинских услуг.....30.
§2. Общая характеристика договора 36.
§3. Особенности договора 39.
Заключение 44.
Список использованной литературы и источников 46.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документ 48
Акты судебной власти Российской Федерации. 47
Специальная литература 49
Становление правового государства, для которого человек является основной ценностью, предполагает наличие гарантий прав и свобод человека, верховенство защиты интересов личности. Основной целью такого государства является обеспечение наиболее эффективного, справедливого восстановления нарушенного права.
В соответствии с Уставом ВОЗ «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека». Такое отношение к здоровью налагает на государства юридическое обязательство обеспечить доступ к своевременной, приемлемой и доступной по стоимости медицинской помощи.
Российская Федерация в силу возможности пытается это обязательство исполнять. Так к числу охраняемых и защищаемых ценностей в РФ относится право на охрану здоровья и медицинскую помощь, данное положение закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является одним и важнейших элементов социальной политики государства. При этом гарантируется, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Однако, несоответствие объема финансирования здравоохранения и фактическими потребностями в медицинской помощи привело к расширению платных медицинских услуг. Вследствие, законодатель признал гражданско-правовой характер таких отношений.
По мнению Конституционного суда РФ1 реализация конституционных предписаний ст. 41 Конституции должна обеспечиваться всеми возможными способами, направленными на создание условий для эффективного, качественного и оперативного предоставления гражданам медицинских услуг, а все формы собственности в сфере здравоохранения – рассматриваться на равных основаниях.
Так образом, на сегодняшний день, помимо гарантированного объема медицинской помощи, обеспечиваемого в соответствие с программой обязательного медицинского страхования, граждане имеют право вступить в программу добровольного медицинского страхования, либо обратиться в любую медицинскую организацию для получения платной медицинской услуги. Однако, различное правовое регулирование, различный уровень контроля и ответственности приводит к существенным нарушениям прав пациента, невозможности, а иногда и нежелании медицинских организаций оказать необходимую и достаточную медицинскую помощь, из-за непонимания и боязни быть наказанными.
В связи с этим для целей исполнения гарантий все чаще поднимается вопрос о становлении в России правовой медицины – медицины, которая безоговорочно соответствует действующим законам, принятым стандартам оказания медицинской помощи, юридическим и деонтологическим требованиям2. Для достижения такого результата изначально необходимо создать стройную, действующую нормативную базу, которая будет учитывать интересы не только пациентов, но и медицинских организаций, в том числе и в отношении требований к договорам об оказании медицинских услуг, как инструменту защиты прав пациента.
Исходя из анализа правоприменительной практики, становится понятно, что правовое регулирование, существующее на сегодняшний день не способно в должной мере учитывать все особенности оказания медицинской помощи. ....
В работе были проанализированы отношения, складывающиеся по поводу оказания медицинской помощи как в рамках системы обязательного медицинского страхования, так и в рамках платной медицины. Проанализированные нормативно-правовые акты и судебная практика показали, что практически по каждому исследуемому вопросу единого подхода нет. Наверное, на сегодняшний день практика определилась только с вопросом о применении к отношениям по оказанию медицинской помощи закона о защите прав потребителя, но и то, иногда встречаются противоположные решения.
В результате компаративного исследования можно сделать вывод, что современное законодательство, регулирующее отношения из системы договоров оказания медицинских услуг, является недостаточным. Оно не учитывает особо охраняемых субъектов, не находит баланса интересов между страховщиком, застрахованным и государственным контролем, не учитывает все права застрахованных, гарантированные Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» на выбор медицинской организации и врача, в силу того, что сегодняшняя система прикрепления не может организовывать оказание медицинских услуг во всех медицинских учреждениях.
Как было выявлено, большинство практических проблем берут свое начало с отсутствия в законе четких и понятных определений, которые не будут расходиться в лексическом значении от одного акта к другому. Путаница с пониманием категорий «медицинская помощь» и «медицинская услуга» приводит к различному регулированию, а впоследствии к нарушению прав пациентов. В законодательных актах следует подчеркнуть единство стандартов для любого медицинского вмешательства, называется оно медицинской помощью или медицинской услугой. На наш взгляд, под медицинской помощью следует понимать - комплекс медицинских манипуляций, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию. При этом следует разделять профессиональную медицинскую помощь и непрофессиональную. Под медицинской же услугой следует понимать профессиональную медицинскую помощь, оказываемую в рамках договорных отношений.
Состояние правового регулирования оказания медицинской помощи на сегодня таково, что имеют место жесткая урегулированность, контроль и ограничения, но при этом - это регулирование про пациента очень часто забывает. Кроме того, вывод о распространении тех или иных прав и гарантий делается исходя из типа финансирования. Судами применяются одни правила в рамках оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и другие в рамках платных медицинских услуг. Отсутствует четкое понимание, что собой представляет договор оказания медицинских услуг. Мы исходим из того что договор оказании медицинской услуги состоит из предмета договора о возмездном оказании медицинских услуг (если плательщик и получатель услуги совпадают в одном лице) и из предмета договора об оплате медицинских услуг (если плательщик и выгодоприобретатель не совпадают).
Необходимо четко определить понятия и выделить договоры, опосредующие оказание медицинской помощи в отдельную группу, прописав, урегулировав их особенности, на которых правоприменение все время спотыкается. Если мы говорим о системе обязательного медицинского страхования, то мы имеет дело с двумя договорами, которые не могут существовать в отрыве друг от друга. При этом, договор финансирования обязательного медицинского страхования в том виде, в котором он существует сейчас излишен. Страховая медицинская организация из-за контроля над ней фондом парализована в правах.....
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 янв. – (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). – СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). – СПС «КонсультантПлюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018). – СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». – СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». – СПС «КонсультантПлюс».
6. Приказ Минздрава России от 29.12.2018 №954н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при незавершенном остеогенезе (консервативное лечение)». – СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности». – СПС «КонсультантПлюс».
8. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 № 3856/30-3/и. – СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». – СПС «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс».
11. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». – СПС «КонсультантПлюс».
3. Акты органов судебной власти Российской Федерации
3.1. Акты Конституционного Суда Российской Федерации
12. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 № 447-О «По жалобе гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации». – СПС «КонсультантПлюс».
13. Определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 99-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Большевик». – СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В.В. Макеева". – СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 №115-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации". – СПС «КонсультантПлюс»....28