Только Word
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.Международно-правовой статус субъектов федерации как категория международного права 8
Глава 2. Правовые основы международной правосубъектности субъектов РФ, Канады и США 19
2.1 Международная правосубъектность субъектов Российской Федерации 19
2.2 Международная правосубъектность субъектов Канадской Федерации 34
2.3.Международная правосубъектность Американских Штатов 41
Глава 3 Международные связи субъектов федерации на современном этапе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Успех федеративного государства на международной арене во многом зависит от согласованных действий федерального центра и субъектов федерации. В различных федерациях вопрос участия субъектов в международной деятельности определяется по-разному. Субъекты федераций не являются государствами и возникает вопрос: обладают ли они международной правосубъектностью и являются ли они как таковые субъектами международного права?
Участие субъектов федерации в международных отношениях, правомерность заключения ими международных договоров всегда вызывало много вопросов и противоречий. Субъекты федеративного государства могут вступать в международно-правовые отношения только если внутреннее законодательство предусматривает такое право.
В данной дипломной работе статус субъектов федерации, а именно его международно-правовые аспекты, будет проанализирован на примере трех крупнейших федераций: России, Канады и США. Актуальность работы обусловлена тем, что анализ международных полномочий и международной деятельности субъектов нужен для более рационального выстраивания отношений между субъектами и центром. Растущая самостоятельность субъектов федерации, при некорректном правовом регулировании или пробеле в праве, ставит под вопрос сохранение территориальной целостности федерации.
Объектом исследования выступает международно-правой статус субъектов федераций, а предметом являются сущность и понятие международно-правового статуса субъекта федерации, разграничение предметов ведения, полномочия и сущность договорной правоспособности субъектов упомянутых федераций.
Цель работы: выявить особенности международно-правового статуса субъектов Российской, Канадской и Американской Федераций.
Задачи:
• Раскрыть содержание понятия «международно-правовой статус»;
• Определить связь понятий «международно-правовой статус» и
«международная правосубъектность»;
• Провести анализ предметов ведения и полномочий субъектов федераций;
• Изучить правовые основы международной деятельности субъектов России,
Канады, США;
• Проанализировать международную правосубъектность субъектов федерации
как категорию международного права;
• Определить основные виды международной деятельности субъектов,
рассматриваемых федераций;
• Привести примеры каждого из видов международной деятельности субъектов
федераций;
При написании данной дипломной работы использовались общенаучные методы: системно-структурный и функциональный, используя эти методы, удалось комплексно рассмотреть систему международного права в целом, взаимосвязь её отдельных элементов и место в ней понятия «международно-правовой статус». Кроме этого, использовались общие логические приёмы, необходимые для написания научных работ вне зависимости от темы, такие как анализ, синтез, дедукция и индукция. Для полного, глубокого раскрытия темы исследования, методологическую основу составили частноправовые методы. А именно: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод интерпретации права и метод теоретико-правового прогнозирования. Формально-юридический метод направлен на изучения системы права, нормативно-правовых актов и правовых норм без связи с экономической и политической системами. Сравнительно-правовой метод использован для выявления сходств и различий разных правовых систем. С помощью метода теоретико-правового прогнозирования можно предположить, как измениться законодательная база, касающаяся международной деятельности субъектов трёх федераций. Описанные методы, позволяют провести системный анализ применения правовых актов и сравнить объем полномочий субъектов трёх разных федераций.
Примерно до 1990-х гг. выбранная тема, пользовалась популярностью в основном среди ученых и исследователей из США и Канады, но в период становления постсоветской России, когда субъекты РФ начали активно развивать свои международные связи, замечен рост заинтересованности и со стороны Российских и Европейских ученых. В качестве источниковой базы исследования были использованы действующие правовые нормы и разработки отечественных и зарубежных теоретиков международного и конституционного права, разработки ученых в области теории парадипломатии и международных отношений. Для раскрытия понятия международно-правовой статус в качестве общей теоретической базы использовались труды ведущих в области международного права специалистов: Ашавского Б.М., Баглая М.В., Бирюкова П.Н., Лукашука И.И., Фердросса А., Шумилова В.М., Чиркина В.Е.....
Понятие «Международно-правовой статус субъекта федерации» является собирательным и состоит из комбинации объема прав и обязанностей, гарантий этих прав и ответственности за неисполнение обязанностей, конкретного субъекта. Невозможно анализировать «правовой статус» без понятия «правосубъектность», так как первое, по своей сути, состоит из второго. Все субъекты международного права обладают правосубъектностью, но имеют разный объем прав и обязанностей- разную правоспособность, разную степень участия в международных отношениях, следовательно их международно-правовой статус также неодинаков. Cубъекты федераций можно назвать производными субъектами международного права, так как они обладают основными элементами правосубъектности, но с ограниченным объемом правоспособности.
Доказано, что современные международные отношения и наука международного права под влиянием процессов глобализации и регионализации, находятся на этапе трансформации и модернизации. Появляются новые весьма влиятельные транснациональные акторы. Классическая теория международного права закрепляет статус полноценного субъекта международного права за государствами и межправительственными организациями, главным образом ссылаясь на такой признак, как суверенитет. Суверенитет субъектов федераций ограничен, вхождением в состав федерации.
Государство неоспоримо является главным актором международных отношений и основным, первичным субъектом международного права, но явно прослеживается тенденция повышения роли субнациональных регионов в международных отношениях. Международная деятельность субъектов федераций начинает распространяться на области, ранее принадлежавшие только независимым государствам. Формируется новый международный порядок. Субъекты федераций занимают особое место в международных правовых отношениях и на практике принимают новые права и обязанности.
Современные реалии заставляют расширить категорию субъектов международного права, выделив вторичные, нетрадиционные субъекты, куда, среди прочих, будут относиться и субъекты федераций. Основополагающим свойством субъекта международного права предлагается считать договорную правоспособность, то есть право заключать международные соглашения, имеющие статус международного договора. В данной дипломной работе доказано, что субъекты РФ, штаты Америки и провинции Канады обладают договорной правоспособностью, приведены примеры других, ранее беспрецедентных действий субъектов (заключение соглашений напрямую с иностранным государством, членство наравне с суверенными государствами в межправительственных организациях). Реальность современного международного права состоит в том, что существует значительный разрыв между фактическими и нормативными элементами международного правопорядка.
Безусловно, субъекты трёх федераций обладают разным объемом международных полномочий, различна и процедура заключения международных соглашений. На данный момент международное право и национальное право (РФ, США и Канады) полноценно не регулируют международную деятельность субъектов. Существующий международный обычай международной деятельности субъектов федераций, необходимо закрепить в нормах как международного, так и внутреннего права. Россия, США и Канада модернизируют внутренне законодательство, расширяют полномочия субъектов, подчеркивают важность международной деятельности субъектов и способствуют её развитию.
Можно смело заявить, что расширение международных полномочий субъектов, их выход на мировую арену, в современном мире не угрожает территориальной целостности федеративных государств, так как децентрализация федераций проходит параллельно процессам демократизации. Признание за субъектами правомерности международной деятельности, не означает признание за ними «государственности». В условиях территориально большого государства, сложно учесть весь спектр потребностей всех регионов, расширение международных полномочий субъектов, помогает самостоятельно решать вопросы с учетом их региональных особенностей.
Доказано, что субъекты федераций, образованных снизу- интегративным способом (США, Канада), имеют более широкий круг полномочий, чем субъекты, образованной деволюционным способом, Российской Федерации.
Всю международную деятельность субъектов можно разделить на три вида: экономическую, культурную и политическую. В рамках экономической деятельности субъекты федераций заключают торговые соглашения с иностранными государствами, ТНК, приграничными регионами, участвуют в реализации международных проектов. Парадипломатия в области культуры направлена на демонстрацию культурной идентичности конкретного субъекта. Выставки, презентации, ярмарки и тд. проводятся как на территории самого субъекта, так на территории иностранного государства, и даже на базе международных организаций. Так называемая политическая парадипломатия обусловлена желанием субъекта заявить на весь мир о своей непохожести на другие части федеративного государства, продемонстрировать этнолингвистическую, историческую или культурную самобытность.
Безусловно существуют отрасли международного права, в рамках которых возможна только правосубъектность суверенных государств- международное уголовное право, вопросы международной безопасности, право войны и мира, и, как показывает практика, субъекты трёх рассматриваемых федераций, сами не заинтересованы в расширении своих полномочий в данных областях.....
1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 05.01.2019).
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. Часть первая. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 11.02.2019).
3. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901734774 (дата обращения: 20.02.2019).
4. Закон Курской Области №76-ЗКО от 15 сентября 2010 г. «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей курской области». URL: http://docs.cntd.ru/document/908014029 (дата обращения: 10.02.2019).
5. Конституция Канады от 17 апреля 1982 г. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/canada/canada-r.htm (дата обращения: 10.02.2019).
6. Конституция Республики Алтай от 7 июня 1997 г. URL: https://www.altai-republic.ru/authorities-of-republic/gosudarstvennye-simvoly/konstitutsiya-respubliki-altay.php (дата обращения: 20.02.2019).
7. Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 г. URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_dagest/ (дата обращения:14.01.2019).
8. Конституция Республики Саха(Якутия) от 4 апреля 1992 г. URL: https://old.sakha.gov.ru/node/17668 (дата обращения: 14.01.2019).
9. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/(дата обращения:14.01.2019).
10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 10.01.2019).
11. Конституция США от 17 сентября 1787 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (дата обращения: 16.03.2019)
12. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 20.02.2019).
13. Определение Конституционного Суда РФ № 250-О от 6 декабря 2001 г.
«По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации». URL: http://constitution.garant.ru/act/federative/12125899/ (дата обращения: 20.02.2019).
14. Определение Конституционного Суда РФ №250-О от 6 декабря 2001 г.
«По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации». URL: http://constitution.garant.ru/act/federative/12125899/ (дата обращения: 20.02.2019).
15. Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 07 июня 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27571/ (дата обращения: 20.02.2019)....95