Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ 8
1.1. Экономическая политика в сфере высшего образования: основные понятия и содержание. 8
1.2. Классификация инструментов экономической политики в сфере высшего образования 18
1.3. Подходы к оценке эффективности экономической политики в сфере высшего образования 25
Выводы 34
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ 35
2.1 Сравнительный анализ системы высшего образования Российской Федерации и Великобритании 35
2.1.1. Анализ системы высшего образования Российской Федерации 35
2.1.2. Анализ системы высшего образования Великобритании 39
2.2 Этапы формирования экономической политики в сфере высшего образования 47
2.2.2. Этапы формирования экономической политики в сфере высшего образования Великобритании 50
2.3 Роль международных рейтингов университетов в формировании экономической политики в сфере высшего образования 56
2.3.1. Данные для моделирования 56
2.3.2. Математическое моделирование 61
Выводы 68
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ 71
3.1 Методические подходы к оценке эффективности экономической политики в сфере высшего образования 71
3.2 Формирование мер по совершенствованию государственной экономической политики в сфере высшего образования 77
Выводы 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
ГЛОССАРИЙ 102
В постоянно меняющихся мировых условиях, и постоянном научно-техническом прогрессе развитие любой страны зависит от множества внешних и внутренних факторов. Человеческий капитал можно определить, как один из движителей экономического роста, значение которого сложно переоценить. Несмотря на постоянно увеличивающуюся роботизацию, именно человек, его навыки, накопленный опыт и, конечно же, уровень образования является «фундаментом» для любых экономических, политических и управленческих решений. Развитие страны зависит от развития ее населения, ведь неслучайно экономисты называют человеческий капитал одной и составляющих национального богатства страны, наряду с физическим, финансовым и природным капиталами. Американский экономист, один из основоположников теории человеческого капитала Теодор Уильям Шульц в своих работах называл человеческий капитал одним из возможных источников дохода, создаваемого с помощью, в том числе, образования человека. Позднее Гэри Бэккер развил эту идею, доказав рентабельность высококачественной образовательной системы в долгосрочном временном интервале для национальной экономики, а, следовательно, и рентабельность инвестирования государства в систему образования.
Начиная с 90-ых годов прошлого столетия по сегодняшний день Россия находится в процессе перехода между советской и международной системами высшего образования. Болонский процесс в 1999 году и дальнейшее присоединение к нему РФ в 2003 году расценивалось как постепенное сближение и гармонизация сегмента высшего образования стран Европы. Однако, нельзя сказать, что российское образование полностью перешло на такой международный стандарт, оно скорее представляет симбиоз советского и европейского образования. Так двухступенчатая структура европейского образования бакалавр-магистр уже применяется в большинстве ВУЗов нашей страны, однако до сих пор сохраняются программы обучения «дипломированных специалистов». Такие различия в системах высшего образования создают путаницу, делают невозможным «перевод» российского 5-ти летнего «специалитета» в равноценную ступень образования в международной системе.
Многие эксперты считают, что сегодня образование стало намного хуже, а престиж российского образования и вовсе иссяк и виной этому подписание Болонской декларации. Согласно международным рейтингам университетов российское образование уже не является конкурентоспособным. Однако нам кажется, что такая интеграция или кооперация исключительно правильное и обоснованное решение. Российское образование во многом переняло советский опыт и до сих пор остается на высоком уровне, а принятие международной структуры высшего образования отнюдь не означает обязательного применения иностранных методов, методик преподавания. Государственная политика, применяемая в сегменте высшего образования, должна быть направлена не только на подготовку кадров для российской экономики, но и на развитие национальной науки, которая не может существовать в «условиях вакуума», а исключительно в условиях международной открытости и сотрудничества. Такие возможности для образованных специалистов и учёных для самореализации позволят остановить миграцию высококвалифицированных кадров, которую уже пережила наша страна в недавнем прошлом, и тем самым обеспечит себя стабильными предпосылками для дальнейшего экономического роста.
Нужно также сказать, что сегодня трудно найти объективный способ оценки знаний человека. Тесты, составляемые международными организациями (например, Всемирным банком), направленные на уровень образованности населения, качества образования во многом критикуются, ввиду невозможности учитывать все нюансы при оценке. Многие эксперты, считают оценку качества государственной системы высшего образования посредством унифицированных экзаменов для выпускников непоказательной, так как из-за разных методик преподавания, возможностей на рынке труда после университета, полученное высшее образование может отличаться, но в то же время быть одинаково качественным. Поэтому для нас представляет интерес поиск методологии, способной объективно оценить качество системы высшего образования, а, ввиду наших исследовательских интересов- экономической политики в сфере высшего образования, как основного, на наш взгляд, инструмента государственного управления. Для нас важно составление методологии, основанной не на данных опросов бывших универсантов, наличия подавляющего числа ВУЗов той или иной страны в верхушках международных рейтингов, а на ряде объективных, вещественных показателей. В такой модели, государство, в качестве субъекта, должно ориентироваться на улучшение качества предоставляемого образования с помощью экономической политики в целом и ряда экономических показателей в частности, которые являлись бы измеримыми не только сами по себе, но и их вклад в успешность отечественных университетов, и как результат- в качество высшего образования.
Актуальность темы ВКР обусловлена влиянием обоснованной и эффективной экономической политики государства на развитие национальной системы высшего образования, а также возможностью применения методов и моделей экономической политики в сфере В.О. стран, образование в университетах, которых, является востребованным в рамках собственной и мировой экономики.....
По результатам исследования можно утверждать, что поставленная цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи, обеспечивающие её достижение, выполнены в полном объёме.
Теоретическая основа исследования базировалось на комплексном подходе к изучению значимости системы высшего образования для экономики, проработке существующих понятий и определений в области государственной и экономической политики, изучении их основных инструментов, а также анализе существующих рейтингов, как систем высшего образования в целом, так и университетов в частности, что в дальнейшем позволит провести качественный и всесторонний анализ специфики систем высшего образования в заявленных странах. В процессе исследования были изучены НПА посвященные сегменту высшего образования, работы о методах и инструментах экономической политики, человеческом капитале, международные рейтинги, а также научные статьи на тему реформации систем высшего образования в разных странах.
В результате были выделены ключевые понятия и определения по теме, предложено собственное определение «экономической политики в области высшего образования». Также, были выделены макроэкономические показатели стран, которые по мнению автора являются ключевыми в вопросе развития высшего образования.
Сравнительный анализ экономической политики России и Великобритании показал наличие некоторой схожести подходов государств, однако, существенное различие как в экономической политике, так и в качестве образования связано с обеспечением в Великобритании большой степени автономии университетам. Эконометрический анализ, проведенный во второй главе показывает необъективность (принимаемых в качестве стратегических задач политики развития В.О. в России) международных рейтингов университетов. Также, вторая глава содержит эконометрический анализ существующей методики оценки системы В.О., разработанной и применяемой ООН. Согласно результатам проведенного нами анализа, мы можем сказать о возможности применения данной методики, с оговоркой на зависимость этой методики от, опять же, международных рейтингов университетов.
Построение методологии, способной эффективно описать качество государственной экономической политики остается в рамках наших исследовательских интересов. Попытка, описанная в данной работе, отвергает гипотезу о том, что качество применяемой экономической политики любого государства может быть описано рядом макроэкономических показателей, даже связанных с системой высшего образования и государственными университетами. Специфика их функционирования, степень автономии и правовой статус создают допущения, которые сильно влияют на качество самой модели, тем самым продвигая идею о том, что система высшего образования каждой страны в целом и экономическая политика высшего образования в частности должны быть рассмотрены отдельно. На данный момент, только такой способ кажется нам исключительно возможным при составлении методологии.
В выпускной квалификационной работе получен ряд результатов, обладающих новизной и значимостью для науки и практики. В частности, решена проблема разработки методологии для оценки эффективности экономической политики государства в сфере высшего образования. В современных условиях, когда отечественная экономика от года к году все больше будет нуждаться в собственных высококвалифицированных кадрах, необходимо уделять внимание не только развитию системы высшего образования в целом, но и экономической политики высшего образования, в частности. На наш взгляд, предлагаемая методология способна в рамках нашей страны оперативно выявлять сильные и слабые стороны экономической политики, особенно учитывая факт того, что методика позволяет определить направление экономической политики, которое нуждается в реформировании для лучшего функционирования высшей школы.
Помимо главной рекомендации по использованию методологии, как результат исследования, нами были сформулированы рекомендации по совершенствованию государственной экономической политики в сфере высшего образования. Несмотря на наше убеждение в необходимых реформах законодательства в отношении функционирования ВУЗов, важность и обоснованность рекомендаций, касающиеся экономической политики государства в сфере высшего образования мы постарались объяснить, опираясь на результаты исследования, а именно разработанной методологии оценки эффективности экономической политики государства в сфере высшего образования и сравнительного анализа экономических политик в сфере высшего образования, применяемых в России и Великобритании. Также, отдельно мы выделили, показавшийся нам привлекательным, подход к учреждению университетов, соответствующих положениям закона о Сколково, как университета, обладающего всеми преимуществами поддержки со стороны государства, и в то же время ВУЗа, обладающего значительной автономией.
Подводя итог, можно сказать, что написание ВКР по выбранной нами теме оказалось сложной задачей ввиду малой научной разработанности темы экономической политики в сфере высшего образования. Несмотря на это, нам кажется оправданным дальнейшее изучение тематики экономической политики в сфере высшего образования, ввиду применения и разработок новых реформ в системе образования в России.....
1. Dean G. Kilpatrick. Definitions of Public Policy and the Law. [Электронный ресурс]. – «интернет архив научных публикаций WayBackMachine»» – Режим доступа: (дата обращения 20.11.2020)
2. Schultz, Theodor W. Economic value of education. N.Y., 1963
3. Schultz, Theodor W. Investment in human capital: the role of education and research. N.Y., 1971.
4. Schulz T. Capital Formation bi Edukathion // Journal of Politikal Economu. – 1960, p.25.
5. Haroon Chowdry, Claire Crawford, Lorraine Dearden, Alissa Goodman,Anna Vignoles. Widening participation in higher education: analysis using linked аdministrative data. [Электронный ресурс]. – «Научная электронная библиотека «Mendeley»» – Режим доступа: (дата обращения 20.11.2020)
6. Академический рейтинг университетов мира – Режим доступа: (дата обращения 21.11.2020)
7. Алексеев Н.Н. Предисловие. Идея государства. 2-е изд. СПб., 2001. С. 3.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с английского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2004.
9. Воронин Д.М. и Идрисов Р.Г. Анализ системы высшего образования Великобритании. [Электронный ресурс]. – «Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»» – Режим доступа: (дата обращения 20.11.2020)
10. Глобальная конкурентоспособность ведущих университетов: модели и методы ее оценки и прогнозирования: монография / Е. М. Анохина, И. П. Бойко, Н. Б. Болдырева [и др.]; под общ. ред. В. Г. Халина. – Москва: Проспект, 2018. – 544 с.
11. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И. В. Абанкина, А. А. Беликов, О. С. Гапонова, Ф. Ф. Дудырев, Ю. Н. Корешникова, И. А. Коршунов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, А. К. Нисская, Д. П. Платонова, П. С. Сорокин, Б. М. Таловская, И. Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 112 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 3 (20)).
12. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». [Электронный ресурс]. – «Научная электронная библиотека E. Library» – Режим доступа: (дата обращения 21.11.2020)
13. Гривенная Е.Н. к.ф.н. Сравнительный анализ международного и российского опыта управления качеством высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. – «Научная электронная библиотека E. Library» – Режим доступа: (дата обращения 20.11.2020)
14. Гришанков Д., Жердев Д. , Ходырев А. Три миссии университета. Статья в газете «Ведомости» от 30.09.2020. [Электронный ресурс]. – «электронная версия газеты Ведомости» – Режим доступа: (дата обращения 21.11.2020)
15. Давидович Н. Роль уровня преподавания и научных исследований в системе высшего образования. [Электронный ресурс]. – «Научная электронная библиотека E. Library» – Режим доступа: (дата обращения 20.11.2020)....37