Введение 3
Глава 1. История развития и эволюция теоретических подходов к изучению феномена ЧВК 12
1.1 История развития феномена ЧВК 12
1.2 Основные теоретические подходы к пониманию сущности, места и роли ЧВОК в мировой политике 16
1.3 Проблема правового статуса ЧВК 28
Глава 2. Политика государств в отношении ЧВК 32
2.1 Политика государств-заказчиков в отношении ЧВК 32
2.2 Политика регулирования деятельности ЧВК в принимающих государствах……49
2.3 Международные инициативы регулирования деятельности ЧВК 57
Глава 3. Классификация и деятельность ЧВК 67
3.1 Классификация, спектр услуг, оказываемых ЧВК 67
3.2 Деятельность ЧВК, участие в мировых конфликтах 70
3.3 Сравнение подходов США и РФ к привлечению ЧВК 77
Заключение 80
Список источников и литературы 82
Актуальность данного исследования, в первую очередь, определяется возрастающей активностью нового социально-политического явления – негосударственных частных военных образований в современных военных конфликтах. Параллельно их деятельности, государства все быстрее утрачивают монополию на применение военной силы, что, по факту, является одной из важнейших угроз для международной безопасности, на сегодняшний день.
Еще несколько десятилетий назад большинство государств мира в проведении своей внешней политики полагались, в основном на свои Вооруженные силы, служба в которых осуществлялась либо по призыву, либо на профессиональной основе. В условиях роста международной напряженности и появления очагов нестабильности, связанных с миграционным кризисом, политической нестабильностью и нарастающей угрозы терроризма, на первый план вышли задачи по реализации национальных интересов в любой точке мира, а также поиск более гибких подходов в обеспечении безопасности своих граждан, как внутри страны, так и за ее рубежом. В связи с этим, все больше государств обращают внимание на частные военные компании, которые могли бы стать проводниками политической воли стран, пользующихся их услугами. Во многом это связывают с финансовой стороной вопроса, поскольку ЧВК не требуют столь широкого финансирования, которое требуется для поддержания и обеспечения национальных армий.
Вместе с тем, существующий функционал легальных частных военных компаний во многом ограничен, связано это, в первую очередь, с несовершенством, как международной, так и национальных систем правового регулирования деятельности негосударственных военных образований. Тем не менее, привлечение частных подрядчиков приобретает все более широкий характер, поскольку многим развивающимся странам проще нанять частную компанию для осуществления необходимых стране-заказчику задач, нежели финансировать формирование полноценных вооруженных сил, требующих не только финансирования, но и соответствующей подготовки.
Профессиональная подготовка специалистов в различных сферах также является одним из основных полей деятельности частных военных компаний. Поскольку в основном сотрудниками ЧВК являются бывшие профессиональные военные (зачастую очень высокой квалификации), для них не составляет особого труда обучить и подготовить необходимы кадры, по желанию страны-заказчика, либо оказать государству другие услуги, не нарушая при этом норм действующих законодательств.
Общественное мнение, относительно частных военных компаний и их деятельности, пребывает в полярных позициях. Большинство классифицирует сотрудников ЧВК как наемников, лиц ведущих боевые действия за материальное вознаграждение, однако реальная специфика деятельности ЧВК показывает, что в основном данные образования не принимают участия в боевых действиях, в классическом понимании.
Современные ЧВК, помимо уже описанных функций подготовки и обучения персонала, предоставляют услуги в области логистики, охраны и сопровождения различных объектов и грузов, информационного и технического обеспечения, консалтинга и многих других.
В свою очередь, масс-медиа и некоторые государственные представители по-прежнему прочно ассоциируют деятельность ЧВК с наемничеством. Также, частные военные компании нередко становятся объектом обвинений в нарушении прав человека. Некоторые компании имеют опыт работы в развивающихся странах в качестве средства, препятствующего реализации права народов на самоопределение, поскольку они нанимались легитимными режимами или транснациональными корпорациями, ведущими деятельность в этих государствах. ЧВК препятствовали приходу к власти национально-освободительных движений или оппозиционных действующим режимам политических сил.
Вероятно, такой имидж, оказывает серьезное влияние на формирование и поддержание надежной международной правовой системы, регулирующей деятельность частных военных компаний. На сегодняшний день, представители всех ведущих государств мира так или иначе вовлечены, как в процесс разработки законодательств в отношении ЧВК и их правового статуса, так и в саму деятельность этих компаний.
Связано это, прежде всего, с потенциальной угрозой международной безопасности, из-за неконтролируемого использования ЧВК, поскольку негосударственный статус таких компаний может выводить их из-под государственного контроля, изменять баланс политических сил в конфликтных регионах, препятствовать политической оценке деятельности компаний в различных ситуациях. ....
Важность современных частных военных компаний, как нового феномена текущей системы международных отношений, состоит в том, что они создали условия, при которых как государства, так и различные международные, неправительственные организации и частные лица могут получить в свое пользование силовой инструмент, который будет способен помочь им в отстаивании и расширении своих интересов, в различных ситуациях. Вместе с этим сформировался прецедент, при котором возникла необходимость создания механизма, способного к регулированию активности частных военных компаний, в то же время учитывая специфику данного вида предпринимательства.
Практика регулирования деятельности ЧВК сегодня сложилась на нескольких уровнях: национальном, региональном, и главное, на глобальном международном уровне. Услуги, которые такие компании могут оказывать также широко вариативны. В то же время популярность частных подрядчиков у государств возрастает, в основном, по экономическим и политическим соображениям, их привлечение к решению внешнеполитических задач на глобальном уровне позволяет странам разгрузить деятельность государственных структур, при этом избежав значительных трат на решение этих задач.
Таким образом, делегирование задач, не связанных с ведением боевых действий или другой военной деятельности заставляет международное сообщество двигаться в направлении, подразумевающем формулирование подходов к регулированию и взаимодействию с частными военными и охранными компаниями, что в свою очередь ведет к закреплению статуса за новыми акторами системы международных отношений – ЧВК.
Эти аспекты подводят мировое сообщество к тому, что необходимо окончательно закрепить положение частных военных и охранных компаний в международном праве и политике, а также поднимают проблему восприятия рынка военно-силовых услуг, как сугубо коммерческой сферы и необходимость отказа от такой риторики.
Предлагаемые современные инициативы, направленные на регулирование деятельности частных военных компаний, сложно назвать в полной мере действенными. Их основное достоинство – гибкая интерпретация частных военных и охранных компаний, как феномена. Однако сами структуры обоих проектов должны пройти как испытание практикой, так и необходимое внесение изменений их структуры.
Инициатива, предлагаемая Документом Монтре и Международным кодексом корпоративной этики частных поставщиков услуг безопасности не может рассматриваться в качестве эффективного механизма регулирования деятельности ЧВК, поскольку её положения носят лишь рекомендательный характер для компаний, что может побудить формирование новых прецедентов, когда государства или же сами ЧВК уклоняются от ответственности за нарушение норм международного права и прав человека.
Проект Организации Объединенных Наций разочаровывает тем, что во многом замыкает деятельность частных военных подрядчиков на государственных контрактах – при этом подходе не учитываются ни интересы частного сектора, ни неправительственных организаций. Помимо этого, жесткий регламент ограничительных мер, в отношении ЧВК, вряд ли найдет отклик в основных «государствах происхождения» частных военных компаний – западных странах, таких как США и Великобритания. Из-за этого, в свою очередь, потенциальная конвенция потеряет внимание других стран – так она лишится статуса обязательной к исполнению и универсальности для всего мирового сообщества.
Проблема регулирования деятельности ЧВК продолжает требовать к себе пристального внимания. Для формирования полноценного механизма, способного самостоятельно осуществлять мониторинг и контроль над ЧВОК, необходимо привлечь мировое политическое и научное сообщества, равно как и самих представителей частных военных компаний. Только таким образом будет возможно выработать качественную систему и её компоненты, нацеленные на соблюдение принятых принципов и стандартов. При такой перспективе, ЧВК обретут легитимность, при этом не оказав влияние на суверенитет государств, а международная система выработает средства, которые помогут ей адаптироваться к новым мировым условиям и тенденциям.
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года // URL: http://docs.cntd.ru/document/1900372
2. Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Статья 12 // URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XVIII/1780-1800/Dokumenty_fr_rev_1789/text.htm
3. Документ Монтре о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта // URL: https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/other/montreau.pdf
4. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. // URL: https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf
5. Кодекс поведения сотрудников Международного Комитета Красного Креста // URL: https://www.icrc.org/ru/document/kodeks-povedeniya-sotrudnikov-mkkk
6. Конвенция о защите гражданского населения во время войны, от 12 августа 1949 года. // URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-convention-4.htm Конвенция ООН по морскому праву // URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
7. Конвенция Организации африканского единства о ликвидации наемничества в Африке // URL: http://hrlibrary.umn.edu/instree/1977e.htm
8. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml
9. Международный кодекс корпоративной этики частных поставщиков услуг безопасности // URL: https://www.icoca.ch/sites/all/themes/icoca/assets/icoc_russian3.pdf
10. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mercen.shtml
11. Проект Конвенции о частных военных и охранных компаниях (ЧВОК) для рассмотрения и принятия решения Советом по правам человека. // URL: http://mgimo.ru/files/121626/draft.pdf
12. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1816 // URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1816(2008)
13. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1838 // URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1838(2008)
14. Список компаний, подписавших Международный кодекс поведения // URL: https://www.icoca.ch/en/membership
15. Устав Организации Объединенных Наций // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/....19