Только Word
Введение 4
Глава 1. Приобретение и прекращение статуса резидента ОЭЗ 9
Параграф 1.1. Приобретение и прекращение статуса резидента ОЭЗ общей типологии. 9
Параграф 1.2. Приобретение и прекращение статуса резидента в ОЭЗ Калининградской области 23
Параграф 1.3. Приобретение и прекращение статуса резидента в ОЭЗ Магаданской области 36
Вывод по Главе I 42
Глава 2. Особый режим налогообложения для резидентов ОЭЗ 43
Параграф 2.1. Особый режим налогообложения для резидентов ОЭЗ общей типологии 43
Параграф 2.2. Особый режим налогообложения для резидентов ОЭЗ в Калининградской области 52
Параграф 2.3. Особый режим налогообложения для участников ОЭЗ в Магаданской области 59
Вывод по Главе 2. 64
Глава 3. Принцип единственного льготного статуса резидента ОЭЗ и проблемы его закрепления 65
Параграф 3.1. Реализация принципа в ОЭЗ общей типологии 65
Параграф 3.2. Реализация принципа в ОЭЗ Калининградской области 74
Параграф 3.3. Реализация принципа в ОЭЗ Магаданской области 78
Вывод по Главе 3. 80
Заключение 81
Список используемой литературы 85
Список сокращений и условных обозначений 103
Приложения 105
Приложение А.1 - Формула расчета темпа прироста 105
Приложение B - Таблица B.1.1. - Особый режим налогообложения для резидентов промышленно-производственного типа ОЭЗ 106
Приложение B - Таблица B.1.2. - Страховые взносы, уплачиваемые резидентами промышленно-производственного типа ОЭЗ 109
Приложение B - Таблица B.1.3. - Особый режим регионального налогообложения ОЭЗ «Алабуга» 110
Приложение B - Таблица B.1.4. - Особый режим регионального налогообложения ОЭЗ «Санкт-Петербург» 112
Приложение B - Таблица B.1.5. - Особый режим регионального налогообложения для резидентов туристско-рекреационного типа ОЭЗ «Бирюзовая катунь» 114
Приложение B - Таблица B.1.6. - Особые ставки НДС для резидентов портового типа ОЭЗ 115
Приложение B - Таблица B.1.7. - Особый региональный режим налогообложения для резидентов ОЭЗ «Ульяновск» 116
Приложение C - Таблица C.1.1. - Особый режим налогообложения резидентов ОЭЗ в Калининградской области 117
Приложение C - Таблица C.1.2. - Страховые взносы для резидентов ОЭЗ в Калининградской области 119
Приложение D - Таблица D.1.1. - Особый режим налогообложения для резидентов ОЭЗ в Магаданской области 120
Приложение D - Таблица D.1.2. - Особый режим налогообложения для участников ОЭЗ в Магаданской области с Сахалинской области 122
Приложение E - Таблица E.1.1. - СПИК, заключенные на территориях ОЭЗ и ОЭЗ в Калининградской области до 05.09.2019 г 123
Джон Темплтон: «Главная цель всех долгосрочных инвесторов — добиться максимальной реальной доходности после налогов».
Стимулирование предпринимательства и инвестиционной деятельности является важной задачей обеспечения развития экономики в современном мире. Государства заинтересованы в стимулировании отстающих отраслей экономики и развитии малозаселенных, низкохозяйственных регионов. Для крупных предпринимателей, ведущих значимую для государства деятельность, регистрирующих ее на малоэффективных территориях и вкладывающих в развитие данной территории денежные средства, государства предусматривают меры поддержки. Это могут быть субсидии, упрощенные административные процедуры, льготные цены на аренду или покупку земельных участков. Однако инвестиционная деятельность не может быть полноценной без налоговых послаблений.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Инвесторы и предприниматели не являются исключениями. Налоговое законодательство имеет в своем распоряжении инструменты, способные стимулировать предпринимателей: пониженные или равные нулю налоговые ставки по определенным налогам и страховым взносам, ускоренная амортизация основных средств, беспошлинная торговля, налоговые кредиты.
Используя данные налоговые инструменты, проявляющие регулирующую функцию налога, государство создает благоприятные климатические условия на определенных им территориях, либо в определенной сфере деятельности, что и привлекает инвесторов.
Одним из таких инструментов является создание особых экономических зон (далее по тексту – ОЭЗ).
В правовой системе Российской Федерации (далее по тексту – РФ) отношения, связанные с ОЭЗ, регулируются тремя законами:
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области».
Каждый из законов регулирует отношения на определённых территориях:
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ регулирует отношения на территориях особых экономических зон, не имеющих геостратегический характер (ОЭЗ общей типологии);
2. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения на территории особой экономической зоны в Калининградской области (далее по тексту – ОЭЗ в Калининградской области);
3. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области» » регулирует отношения на территории особой экономической зоны в Магаданской области и территории Сахалинской области (далее по тексту – ОЭЗ в Магаданской области).
Каждый нормативно-правовой акт закрепляет свое собственное понятие резидента, особый режим налогообложения, а также основания приобретения лицами особого статуса. Данное регулирование вызывает неопределенность и противоречивость законодательства об особых экономических зонах. В частности, в единстве критериев резидентства (его приобретения и прекращения), режимов налогообложения на каждой из особых территорий. ...
Последовательное изучение статуса резидента (участника) ОЭЗ, существующих на территории РФ, привело автора к выводу о непоследовательности законодательства, посвященного регулированию ОЭЗ.
Каждый закон устанавливает свое собственное определение лица, реализующего проект на территории особой зоны. Но Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ в каждом из четырех определений резидентства не указывает на существенный признак статуса – включении в реестр. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ, аналогично, не указывает на данный факт. В Федеральном законе от 10.01.2006 № 16-ФЗ нет указание на территориальную привязанность резидента, но есть предписание о включении в реестр.
Аналогично с определениями, каждый закон устанавливает свое собственное понимание формы обличения деятельности (участника) на территории особой зоны. Несмотря на то, что порядок получения статуса резидента ОЭЗ общей типологии, резидента ОЭЗ в Калининградской области и участника ОЭЗ в Магаданской области имеет свои особенности, он всегда включает в себя единые признаки. Это подачу заявки на ведение деятельности и ее одобрение с внесением в реестр с выдачей свидетельства о включении в реестр. Однако в отличие от ОЭЗ в Калининградской области, отношения между резидентами ОЭЗ общей типологии, участниками ОЭЗ Магаданской области и органом управления ОЭЗ оформляются в форме соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ (инвестиционной декларации)1.
Но сам документ не порождает у лица статус. Резидентом или участником лицо становится лишь с момента включения в соответствующий реестр. Это может указывать на факт использования соглашений об осуществлении деятельности в качестве удобного инструмента управления публичными финансовыми ресурсами и контроля за законностью и эффективностью их использования. Само же наличие соглашения об осуществлении деятельности не является определяющим фактором для осуществления инвестиционной деятельности и для получения налоговых льгот. Это следует из природы соглашения об осуществлении деятельности. Административная природа соглашения, установление типовых форм и федеральный контроль над особыми территориями, указывают на использование оболочки гражданско-правового института договора для конкретизации обязанностей резидента (участника) и государства в пределах публичного регулирования2.
Вместе с тем законодатель не придает должного значения внесению лица в реестр резидентов (участников). Непоследовательность приводит к временным разрывам между заключением соглашения об осуществлении деятельности и внесением записи в реестр. Невозможность определения срока приобретения и прекращения статуса влияет и на сроки приобретения и прекращения особого режима налогообложения, что может выразиться в налоговых убытках для инвестора.
Наличие условия о запрете осуществления деятельности через филиалы и представительства объяснимо, хоть и не снимает вопрос о его определенности и последствиях нарушения. Государство заинтересовано в консолидации предпринимателей на определенной территории, без возможности формальной регистрации лица в особой зоне. Используя данное предписание, а также запрет на наличие филиалов, представительств, обособленных подразделений за пределами ОЭЗ, раздельный учет доходов и расходов, потенциальный резидент (участник) не сможет приобрести особый статус лишь по факту своей регистрации, без ведения деятельности на территории местоположения ОЭЗ. РФ, устанавливая препоны от формальной деятельности, концентрирует группу компаний определенной или же разных отраслей, дополняющих друг друга и развивающих регион, а также федерацию. Но государство не последовательно в данном вопросе, поскольку допускает наличие и деятельность обособленных подразделений (а в некоторых случаях и филиалов с представительствами) за пределами особых территорий. Только на территории Сахалинской области, подпадающей по регулирование ОЭЗ в Магаданской области, существуют последствия нарушения данного правила, в виде восстановления сумм налогов.
Объясним и запрет на «объединение» налоговых режимов (принцип единственного льготного статуса). РФ стремится не допустить возможность для крупного бизнеса, имеющего интересы на различных территориях, приобретение нескольких особых статусов. Государство понуждает организации создавать новые юридическое лицо для получения статуса резидента (участника), претендующего на инвестиционные налоговые льготы. ...
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : фед закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ : (в ред от 18.03.2023) // Рос. газ - 1998. – 06 авг. №148-149 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : фед закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ : (в ред от 18.03.2023) // Парлам. газ - 2000. – 10 авг. №151-152 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ : (в ред от 18.03.2023) // Рос. газ - 2005. – 27 июля. №162 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] : фед закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ : (в ред. от 18.03.2023) // Рос. газ - 2006. – 19 январ. №8 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" [Электронный ресурс] : фед закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ : (в ред. от 22.12.2014) // Рос. газ - 1999. – 07 июня №107 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : фед закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (в ред от 18.03.2023) // Рос. газ - 1994. – 05 декабр. №238-239 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Федеральный законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс] : фед закон от 08.08.2021 № 129-ФЗ: (в ред от 28.12.2022) // Рос. газ - 2001. – 10 августа. №153-154 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9. Федеральный закон от 18.03.2023 № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по созданию условий для упорядоченной электронной торговли товарами» [Электронный ресурс] : фед закон от 18.03.2023 № 84-ФЗ: // Рос. газ - 2023. – 24 марта. №62-63 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. Федеральный закон от 22.12.2014 № 423-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области» [Электронный ресурс] : фед закон от 22.12.2014 № 423-ФЗ: // Рос. газ - 2014. – 24 декабр. №293 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
11. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : фед закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ: (в ред от 18.03.2023) // Рос. газ - 2014. – 31 декабр. №299 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
12. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : фед закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ: (в ред от 05.12.2022) // Рос. газ - 2015. – 12 январ. №1 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
13. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : фед закон от 06.10.203 № 131-ФЗ: (в ред от 06.02.2023) // Рос. газ - 2003. – 12 октябр. №202 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
14. Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах» [Электронный ресурс] – URL : https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h19800213 (дата обращения: 10.03.2023 г.)
15. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» [Электронный ресурс] // Собр. закон. РФ – 2005. – 26 декабр. №52 // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/....35