Заявление о самостоятельном выполнении выпускной квалификационной работы 2
Введение 3
Глава 1. Анализ вторичной информации 5
1.1. Проблема производства пищевых отходов домохозяйствами 5
1.2. Нерациональное потребление продуктов питания домохозяйствами 7
1.3. Причины производства пищевых отходов домохозяйствами 8
1.3.1. Этапы карты пути пищевых отходов домохозяйств: планирование 9
1.3.2. Этапы карты пути пищевых отходов домохозяйств: приобретение 9
1.3.3. Этапы карты пути пищевых отходов домохозяйств: хранение 9
1.3.4. Этапы карты пути пищевых отходов домохозяйств: приготовление 11
1.3.5. Этапы карты пути пищевых отходов домохозяйств: потребление 11
1.4. Выводы по главе № 1 12
Глава 2. Проведение исследования 13
2.1. Программа этапа № 1 13
2.2. Дизайн этапа № 1 13
2.2.1. Выборка 13
2.2.2. Гайд 14
2.3. Сбор данных для этапа № 1 14
2.4. Обработка данных для этапа № 1 15
2.4.1. Причины производства пищевых отходов домохозяйствами на этапе планирования 17
2.4.2. Причины производства пищевых отходов домохозяйствами на этапе приобретения 17
2.4.3. Причины производства пищевых отходов домохозяйствами на этапе хранения 17
2.4.4. Причины производства пищевых отходов домохозяйствами на этапе приготовления 18
2.4.5. Причины производства пищевых отходов домохозяйствами на этапе потребления 18
2.5. Результат этапа № 1 19
2.6. Программа этапа № 2 20
2.7. Дизайн этапа № 2 20
2.7.1. Выборка 20
2.8. Сбор данных для этапа № 2 22
2.9. Обработка данных для этапа № 2 26
2.9.1. Факторный анализ (Анализ валидности) 26
2.9.2. Кластерный анализ 34
2.10. Результаты этапа № 2 36
2.11. Программа этапа № 3 38
2.12. Дизайн этапа № 3 38
2.12.1. Выборка 38
2.13. Сбор и обработка данных для этапа № 3 38
2.13.1. Конджойнт- и регрессионный анализы первого элемента системы маркетинговых коммуникаций 39
2.13.2. Конджойнт- и регрессионный анализы второго элемента системы маркетинговых коммуникаций 40
2.13.3. Конджойнт- и регрессионный анализы третьего элемента системы маркетинговых коммуникаций 40
2.13.4. Конджойнт- и регрессионный анализы четвёртого элемента системы маркетинговых коммуникаций 41
2.13.5. Конджойнт- и регрессионный анализы пятого элемента системы маркетинговых коммуникаций 42
2.13.6. Конджойнт- и регрессионный анализы шестого элемента системы маркетинговых коммуникаций 43
2.13.7. Конджойнт- и регрессионный анализы седьмого элемента системы маркетинговых коммуникаций 44
2.13.8. Конджойнт- и регрессионный анализы восьмого элемента системы маркетинговых коммуникаций 45
2.14. Результат этапа № 3 45
2.15. Выводы по главе № 2 48
Глава 3. практический вклад исследования 49
3.1. Практические рекомендации для предприятий пищевой промышленности в отношении системы маркетинговых коммуникаций 49
3.2. Практические рекомендации для предприятий розничной торговли в отношении системы маркетинговых коммуникаций 52
3.2.1. Обоснование необходимости системы маркетинговых коммуникаций 52
3.2.2. Разработка системы показателей оценки результативности системы маркетинговых коммуникаций: 53
3.3. Выводы по главе № 3 54
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 62
Выпускная квалификационная работа на тему «Модели поведения домохозяйств: нерациональное потребление продуктов питания, приводящее к производству пищевых отходов» является исследовательской работой.
Управленческая проблема: отсутствие системной работы с устранением причин производства петербургскими домохозяйствами пищевых отходов, имеющих ценность, вследствие нерационального потребления продуктов питания.
Цель ВКР: разработать систему маркетинговых коммуникаций для снижения пищевых отходов домохозяйствами на рынке Санкт-Петербурга.
Задачи ВКР:
1. Систематизировать причины производства пищевых отходов домохозяйствами на этапах их карты пути.
2. Определить факторы формирования пищевых отходов домохозяйствами.
3. Выявить сегменты домохозяйств, занимающиеся образованием пищевых отходов.
4. Разработать практические рекомендации для предприятий пищевой промышленности и розничной торговли в отношении системы маркетинговых коммуникаций, направленной на снижение пищевых отходов.
Объект исследования: петербургские домохозяйства, которые приобретают больше продуктов питания, чем потребляют.
Предмет исследования: модели поведения сегментов петербургских домохозяйств, определяющие производство пищевых отходов.
Актуальность исследования с теоретической и практической точек зрения:
1. Недостаток современных исследований, описывающих причины формирования пищевых отходов из продуктов питания российскими домохозяйствами.
2. Фокус на устранении следствий нерационального потребления продуктов питания, а не на борьбе с причинами.
3. Необходимость совершенствования деятельности предприятий пищевой промышленности и розничной торговли посредством снижения пищевых отходов.
Источники первичной и вторичной информации:
1. Первичная: глубинные интервью, опросы.
2. Вторичная: зарубежные исследования, затрагивающие поведение домохозяйств, приводящее к производству пищевых отходов (household food waste behaviour).
Теоретический вклад:
1. Систематизированные причины производства пищевых отходов домохозяйствами на этапах их карты пути...
Результаты проведённого исследования в рамках Выпускной квалификационной работы вносят как теоретический, так и практический вклад.
Теоретический вклад:
1. Систематизированные 48 причин производства пищевых отходов домохозяйствами на этапах их карты пути.
2. 14 факторов формирования пищевых отходов петербургскими домохозяйствами:
Несоблюдение условий хранения и сроков годности.
Несоблюдение условий хранения и сроков годности остатков.
Чрезмерное обеспечение продуктами.
Чрезмерные размеры порций приёмов пищи и стандартные значения массы и объёма упаковок.
Недостаточная оценка качества продуктов и визуальный мерчандайзинг.
Неэффективное управление запасами продуктов.
Недостаточные кулинарные навыки, знания, умения.
Пренебрежение продуктами.
Обеспечение продуктами членов домохозяйства.
Пропуски приёмов пищи.
Отказ от потребления продуктов в пище и пищевых остатков.
Недостаточная вовлечённость в замораживание.
Импульсные решения.
Пищевая безграмотность.
3. 8 сегментов петербургских домохозяйств, занимающихся образованием пищевых отходов:
Чрезмерно себя обеспечивающие и выкидывающие раньше времени
Несоблюдающие условия хранения и сроки годности
С недостаточными кулинарными навыками, знаниями, умениями
Несоблюдающие условия хранения и сроки годности и с недостаточными кулинарными навыками, знаниями и умениями
Несоблюдающие условия хранения и сроки годности остатков
Неэффективно управляющие запасами
Занимающиеся расточительством
С чрезмерными размерами порций приёмов пищи и стандартными значениями массы и объёма упаковок...
1. Генератор изображений по описанию // telegram-bot. – Искусственный интеллект, 2024. – URL: https://t.me/artdallebot (дата обращения: 25.05.2024).
2. Информация для потребителей о сроках годности, хранения, реализации товаров // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), 2018. – URL: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/federal/143150 (дата обращения: 25.05.2024).
3. Итоги ВПН-2020. Том 8 Число и состав домохозяйств. Методологические пояснения // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2020. – URL: Tom8_met_VPN-2020.pdf (rosstat.gov.ru) (дата обращения: 25.05.2024).
4. Итоги ВПН-2020. Том 8 Число и состав домохозяйств. Таблица 2. Частные домохозяйства по размеру домохозяйства по субъектам Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2020. – URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom8_Chislo_i_sostav_domohozyajstv (дата обращения: 25.05.2024).
5. Каталог товаров // Официальный сайт METRO Russia. – ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», 2024. – URL: https://online.metro-cc.ru/category (дата обращения: 25.05.2024).
6. Ким, В. В. Продовольственные потери и пищевые отходы на потребительском рынке РФ / В. В. Ким, Е. А. Галактионова, К. В. Антоневич // International agricultural journal. – 2020. – Vol. 4. – P. 1-20. – Публикации НИУ ВШЭ, 2020. – DOI: 10.24411/2588-0209-2020-10191. – URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/377994215.pdf (дата обращения: 25.05.2024). – Режим доступа: свободный.
7. Оценка пищевого поведения домохозяйства // Официальный сайт «Анкетолога». – ООО «ИОМ Анкетолог», 2024. – URL: https://ankt.cc/GFsXZ3.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. N 98 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» // Официальный сайт компании «Гарант». – ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2024. – URL: https://base.garant.ru/4179307/ (дата обращения: 25.05.2024).
9. Свежесть готовой еды – всегда под контролем! // Официальный сайт Vprok.ru Перекрёсток. – ООО «Онлайн-гипермаркет», 2021. – URL: https://www.vprok.ru/news/metka (дата обращения: 25.05.2024).
10. Система глобальных показателей достижения целей в области устойчивого развития и выполнения задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. – 2022. – С. 2, 18-20. – URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/1d9/2db6sbcgttszznjh8nuuca84d4xpqj9x.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
11. Aktas, E., Sahin, H., Topaloglu, Z., Oledinma, A., Huda, A.K.S., Irani, Z., Sharif, A.M., van’t Wout, T. and Kamrava, M. (2018), “A consumer behavioural approach to food waste”, Journal of Enterprise Information Management, Vol. 31 No. 5, pp. 658-673. https://doi.org/10.1108/JEIM-03-2018-0051
12. Ang, W.-Z., Narayanan, S. and Hong, M. (2021), “Responsible consumption: addressing individual food waste behavior”, British Food Journal, Vol. 123 No. 9, pp. 3245-3263. https://doi.org/10.1108/BFJ-03-2021-0328
13. Annunziata, A., Luis Muca, F. and Mariani, A. (2022), “Preventing Household Food Waste in Italy: A Segmentation of the Population and Suggestions for Action”, Food Waste Management and Sustainability in the Food System. https://doi.org/10.3390/su14127005
14. Bravi, L., Murmura, F., Savelli, E. and Viganò, E. (2019), “Motivations and Actions to Prevent Food Wasteamong Young Italian Consumers”. https://www.researchgate.net/publication/331244272_Motivations_and_Actions_to_Prevent_Food_Waste_among_Young_Italian_Consumers#fullTextFileContent
15. Bilska, B., Tomaszewska, M., Kołożyn-Krajewska, D. and Piecek, M. (2020), “Segmentation of Polish Households Taking into Account Food Waste”, Food Security and Sustainability. https://doi.org/10.3390/foods9040379...32