Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОНТРАКТОВ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ 6
§1. Понятие и виды трансграничных контрактов по оказанию услуг 6
§2. Источники правового регулирования электронных трансграничных контрактов по оказанию услуг 10
§3. Характеристика смарт-контрактов как разновидности контрактов по оказанию услуг 15
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОНТРАКТОВ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ 20
§1. Проблемы соблюдения конфиденциальности, фиксации волеизъявления и идентификации личности сторон при заключении трансграничных контрактов по оказанию услуг через сеть Интернет 20
§2. Правовые проблемы «умных» контрактов 28
§3. Выбор применимого права при заключении трансграничных контрактов по оказанию услуг через сеть Интернет 31
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОНТРАКТОВ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ 38
§1. Вопросы соблюдения конфиденциальности при исполнении трансграничных контрактов оказания услуг через сеть Интернет 38
§2.Проблемы надлежащего исполнения электронных трансграничных контрактов по оказанию услуг 41
§3. Способы разрешения споров, применимые к электронным трансграничных контрактам 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Активная компьютеризация, затрагивающая практически все сферы жизнедеятельности общества, функционирования государств и отдельных предприятий и организаций. Необходимо констатировать, что стремительное развитие научно-технического прогресса образовало новый вид договорных отношений, связанных с электронным заключением и исполнением трансграничных контрактов, с каждым годом активно распространяющих во всем мире. Это связано, в первую очередь, с их существенными особенностями в сравнении с традиционными сделками.
Кроме того, на сегодняшний день предоставление услуг является одним из наиболее быстро растущих сегментов международной торговли. Особая ценность торговли услугами состоит в том, что она дает любой стране дополнительную возможность диверсифицировать свой экспорт, увеличить доходы и занятость. Термин «услуги» охватывает десятки видов деятельности. В частности, с момента распространения в мире коронавирусной инфекции (COVID-19) огромное количество организаций перешли на удаленное осуществление деятельности, что привело к возникновению ряда проблем при заключении и исполнении контрактов.
В последние годы все острее встает проблема более глубокого и детального изучения трансграничной торговли услугами. Эта область мировой экономики еще недостаточно изучена. В результате до сих пор нет точного определения услуги, четкого разграничения видов услуг и совершенной системы регулирования сферы услуг несмотря на постоянно увеличивающийся объем международной торговли услугами. В связи с этим интерес к проблематике заключения и исполнения электронных трансграничных контрактов не уменьшается, а только растет: она обсуждается в научных кругах, на страницах монографий и научных статей. Однако существует большое количество правовых проблем, связанных с заключением и исполнением данных контрактов, вызванных, в первую очередь, отсутствием единства мнений в научной доктрине и специальной регламентации порядка заключения и исполнения онлайн-контрактов во многих странах. Неурегулированность данных проблем в наибольшей степени препятствует широкому распространению электронной коммерции в международном коммерческом обороте.
Учитывая вышеизложенное, становится очевидна актуальность исследования трансграничных онлайн-контрактов, в частности выявления актуальных проблем в указанной области с позиции международного частного права, отечественного и зарубежного законодательства и судебной практики на примере смарт-контрактов.
Степень разработанности темы исследования. В настоящий момент по данной теме нет публикаций, однако у ряда исследователей есть работы в смежных областях, в частности С.Н. Дубинкина в своей диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук рассматривала сущность и механизм международно-правового регулирования международной торговли услугами, вопросы участия России в регулировании международной торговли услугами, а также актуальные проблемы сотрудничества государств в сфере регулирования международной торговли услугами; М.В. Мажорина подготовила учебное пособие, посвященное международным контрактам, в частности контрактам оказания услуг; Е.Л. Прокопенко в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук анализировал взаимодействие международно-правового и национально-правового регулирования международной торговли услугами на примере банковских услуг; А.В. Зажигалкин рассматривал проблемы международно-правового регулирования электронной коммерции.
Цель работы – рассмотрение правовых проблем, возникающих при заключении и исполнении трансграничных (международных) контрактов по оказанию услуг, заключаемых через сеть Интернет.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие трансграничного контракта по оказанию услуг;...
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Вопрос применимого права к электронному контракту оказания услуг является существенным, поскольку необходимо установить правом какой страны будут регулироваться отношения сторон: правом производителя услуг, правом потребителя услуг, правом сервера, на котором происходит заключение и исполнение трансграничного контракта. Оптимальным решением данной проблемы будет, если стороны самостоятельно определят применимое право к их отношениям. В случае, если стороны не определят в контракте применимое право, то полагаем возможным применение права страны, с которым наиболее тесная связь, в соответствии с ч.2 ст. 1186 ГК РФ. В трансграничном контракте оказания услуг наиболее тесная связь со страной исполнителя услуг, в соответствии с п.2 ст.1211 ГК РФ.
2. Соблюдение конфиденциальности в трансграничном контракте оказания услуг через сеть Интернет является основанием ответственности сторон. Для соблюдения конфиденциальности сторонам необходимо договориться о том, что определенная информация, раскрываемая до заключения или в период исполнения договора, будет считаться конфиденциальной и для этого им необходимо заключить соглашение о неразглашении информации, которое будет устанавливать обязанность возместить причиненные убытки в результате раскрытия конфиденциальной информации или использования ее для своих целей второй стороной.
3. При рассмотрении вопроса о форме трансграничного договора оказания услуг, заключенного через сеть Интернет, можно сделать вывод, что письменная форма будет считаться соблюденной в случае исполнения двух условий: 1) обеспечена возможность воспроизведения на материальном носителе содержания сделки в неизменном виде; 2) применяется способ, позволяющий достоверно определить лицо, совершающее сделку.
4. Для идентификации стороны договора оказания услуг можно использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, применение которой стороны оговорили в контракте, а в смарт-контракте применимо использование усиленной как квалифицированной, так и усиленной неквалифицированной электронной подписи, но при внесении поправки в п.1 ст. 160 ГК РФ.
5. Считаем, что основным способом фиксации самого факта исполения договора оказания услуг, а также объема и стоимости выступает акт приема-передачи, но в случае, если стороны не подписали данный акта, то подтверждением исполнения может служить предоставление товарной накладной, электронная переписки и видео записи, но при условии, что их использвание оговорено в трансграничном контракте оказания услуг, заключаемых и исполняемых через сеть Интернет.
6. Для разрешения спора, возникающего при исполнении трансграничного контракта оказания услуг через сеть Интернет, стороны могут обратиться в онлайн-арбитраж, например, при Российской Арбитражной ассоциации (Арбитраж-онлайн РАА), который способен обеспечить существенное снижение транзакционных издержек и одновременно способствует повышению эффективности....
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1.1. Акты международных организаций, органов и конференций
1.1.1.1. Конвенция относительно единообразного закона о международной купле-продаже товаров 1964 г.: Организация Объединенных Наций, 1971. URL: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/v1056999-cisg-e-book-r.pdf (дата обращения: 28.03.2022).
1.1.1.2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции и Руководство по принятию 1996 год. Нью-Йорк. − 2006. − URL: https://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/05-89452_Ebook.pdf(дата обращения 13.03.22).
1.1.1.3. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях [Электронный ресурс]. URL: http://www.uncitral.org/uncitral/uncitral_texts/ electronic_commerce/2001Model_signatures.html (дата обращения: 05.12.2022).
1.1.1.4. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010/ Пер. с англ. А.С. Комарова. М.: Статут, 2013. LXXIV, 758 с.
1.1.1.5. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности. Четвертый пересмотренный варианта [Электронный ресурс]: принята ООН в 2009 г. ST/ESA/STAT/SER.M/4/Rev.4 URL: https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesm/seriesm_4rev4r.pdf (Дата обращения:29.03.2022).
1.1.1.6. Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) [Электронный ресурс]: принято на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров. ВТО от 15 апреля 1994 г. // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/2541542/(Дата обращения:29.03.2022).
1.1.1.7. Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам (Рим I)» (принят в г. Страсбурге 17 июня 2008 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
1.1.1.8. Регламент № 1215/2012 Европейского парламента и Совета Европейского Союза (Брюссель I bis) о подсудности и признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (принят в г. Страсбурге 12 декабря 2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.2.1. Федеральные законы
1.2.1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. − 1994. − № 32. − Ст. 3301. − (ред. от 16.12.2019). − Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. − 2001. − № 49. − Ст. 4552. − (ред. от 18.03.2019). − Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.4. О международном коммерческом арбитраже: закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1240. − Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. − 08.12.2003. − Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1) (ред. от 14.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс»....59