Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 9
1.1. Понятия «устойчивый бизнес» и «корпоративная социальная ответственность»: история их формирования и отличия 9
1.2. Многоуровневое управление как приоритетный подход ЕС при проведении политики развития корпоративной устойчивости 13
Глава 2. Комплексная система мер Европейского союза по продвижению устойчивых бизнес-практик 17
2.1. Евросоюз и международные инициативы в сфере КСО: глобальный уровень управления 17
2.2. Продвижение корпоративной устойчивости на уровне Европейского союза 21
Глава 3. Устойчивое предпринимательство в Итальянской республике 28
3.1. Национальный и субнациональный уровни управления 28
3.2. Устойчивое развитие бизнеса на примере Enel, Illy, Izmade, Progetto Quid 32
3.2.1. Enel Group 33
3.2.2. Illy S.p.A. 35
3.2.3. Izmade Srl 36
3.2.4. Cooperativa Sociale Quid 36
Глава 4. Перспективы развития политики Европейского союза в области корпоративной устойчивости 38
4.1. Основные факторы, снижающие результативность принимаемых Евросоюзом мер 38
4.2. Приоритетные направления политики ЕС по устойчивому развитию бизнеса 42
Заключение 46
Список источников и литературы 50
Приложения 61
Несмотря на то, что ещё в 1987 г. мировое научное сообщество обосновало необходимость следования такому развитию, которое «отвечает потребностям нынешнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности»1, спустя почти 35 лет мы всё ещё далеки от реализации этой концепции. Наоборот, перед человечеством сейчас как никогда остро стоят такие глобальные проблемы, как деградация окружающей среды и изменение климата, выраженное социальное неравенство, нехватка продовольствия и пресной воды. Для решения этих проблем и построения более устойчивого, справедливого и инклюзивного международного сообщества требуются совместные действия государств, гражданского общества и бизнеса.
Роль бизнеса для обеспечения необходимых изменений трудно переоценить. Деятельность компаний оказывает существенное влияние на повседневную жизнь людей. Это касается не только продуктов и услуг, которые они предлагают, и не только функции обеспечения занятости населения, но также бизнес ответственен за создание безопасных условий труда, соблюдение прав человека, сохранение благоприятной окружающей среды, развитие образования, инноваций. Соответствующие соображения легли в основу концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), или устойчивого бизнеса.
В последнее время те или иные аспекты концепции получают всё более широкое освещение в средствах массовой информации, и это сказывается на предпочтениях потребителей при выборе товаров и услуг. Люди всё чаще делают такой выбор в пользу тех компаний, чьи ценности соответствуют их убеждениям. Согласно исследованию Accenture, 62% потребителей желало бы видеть, что предприятие, продукцию которого они приобретают, осознает важность стоящих перед обществом проблем и, как минимум, стремится к сведению на нет негативных последствий собственной деятельности2. Следовательно, многие представители предпринимательских кругов замечают такой тренд и преобразовывают свой бизнес в соответствии с ожиданиями потребителей. Тем не менее, далеко не все компании своевременно принимают во внимание эту тенденцию.
В таком контексте неизбежно возникает вопрос о роли государственного сектора в продвижении корпоративной устойчивости. На данный момент считается, что поскольку проблемы, на решение которых направлена корпоративная устойчивость, затрагивают и гражданское общество, и государство, и бизнес, то проведение государственной политики по КСО является целесообразной и необходимой мерой3. Например, такая политика может включать развитие природоохранного законодательства, поощрение малого и среднего бизнеса внедрять устойчивые бизнес-практики с помощью грантов и налоговых льгот, просветительскую деятельность, разработку специальных инструментов, обязывающих корпорации публиковать нефинансовую информацию и так далее.
Европейский союз отличается своей комплексной и развитой политикой по продвижению устойчивого бизнеса, начало которой было положено ещё в 2001 году принятием специальной «Зелёной книги» 4. За последующие почти 20 лет институтам ЕС удалось разработать целую систему как добровольных, так и обязательных мер. Были созданы Европейский многосторонний форум по корпоративной социальной ответственности и Европейский альянс по КСО, учреждены специальные фонды, ориентированные на поддержку устойчивых инициатив, приняты соответствующие стратегии и директивы. Компании, зарегистрированные на территории ЕС, составляют наибольшую долю всех предприятий, подписавших Глобальный договор ООН5. В последнее время институты ЕС, осознавая растущую глобализацию производственно-сбытовых цепочек, ориентируются на продвижение высоких стандартов устойчивости и в третьих странах, то есть включают КСО в приоритеты внешней политики6.
Тем не менее, проблемы, связанные с загрязнением предприятиями окружающей среды и нарушением прав человека, всё ещё широко распространены, а действия многих европейских компаний не соответствует их заявлениям о корпоративной устойчивости. Например, в 2013 году произошло обрушение комплекса «Рана-Плаза» в Бангладеш, где располагались фабрики по пошиву одежду, являющиеся поставщиками таких европейских ритейлеров, как Inditex, Mango и Primark. Жертвами этой катастрофы стали более 1100 человек, что вызвало широкий общественный резонанс. Несмотря на последовавшие заявления корпораций о предотвращении таких ситуаций и подписание соответствующих соглашений, подобные инциденты всё ещё случаются...
Европейский союз считается лидером по успешному сочетанию экономического роста, защиты окружающей среды и обеспечению благосостояния общества. В официальных документах и заявлениях институтов ЕС особенно подчёркивается приверженность принципу устойчивого развития, отмечается и историческая связь процесса евроинтеграции с этим принципом. Принимая во внимание роль бизнеса в обеспечении позитивных изменений, Евросоюзу за последние 20 лет удалось разработать всеобъемлющую стратегию по продвижению концепции корпоративной устойчивости, которая предполагает сочетание как норм мягкого права, преимущественно создаваемых на уровне ЕС, так и норм жёсткого права, ответственность за формирование которых лежит на органах власти национального уровня. Тем не менее, продолжает существовать ряд препятствий на пути формирования устойчивого предпринимательства в Евросоюзе.
В процессе исследования данной проблематики было определено содержание понятий «устойчивый бизнес» и «корпоративная социальная ответственность», а также выявлена взаимосвязь между ними. Политика ЕС в данном вопросе была рассмотрена в контексте теории многоуровневого управления. Соответственно, были проанализированы меры международного, общеевропейского, национального и субнационального уровней. Управление на национальном и субнациональном уровне было рассмотрено на примере Итальянской республики и её регионов. Также на примере итальянских предприятий было продемонстрировано, как именно меняются бизнес-модели компаний в соответствии с принципами устойчивого развития. Кроме того, удалось определить главные факторы, препятствующие развитию жёсткого права в этой области, и перспективы дальнейшего развития политики Европейского союза по КСО. На основании выполненных задач можно сделать следующие выводы.
Прежде всего мы выяснили, что устойчивое предпринимательство и корпоративная социальная ответственность являются этапами развития социально-экономического менеджмента, когда КСО – это промежуточный этап, а устойчивое предпринимательство – конечный. К наиболее популярным и распространённым в бизнес-среде подходам к пониманию КСО относятся концепция тройного итога Д. Элкингтона и теория стейкхолдеров Э. Фримана. Ключевой отличительной чертой устойчивого бизнеса является лонг-термизм, то есть учёт при принятии стратегических решений не только краткосрочной перспективы, но и долгосрочной. Следовательно, устойчивые предприятия – это такие предприятия, которые систематически учитывают текущие и потенциальные экологические и социальные вызовы, а также интересы своих стейкхолдеров, корректируя соответственно экономические цели и бизнес-модель.
Подход Европейского союза в отношении корпоративной устойчивости можно охарактеризовать как многоуровневое управление, где под словом «многоуровневое» следует понимать углубление вертикальных взаимодействий между различными территориальными уровнями власти, а под словом «управление» - сотрудничество между правительственными и неправительственными акторами. В зависимости от того, какая из этих составляющих преобладает, выделяют два типа МУ: Тип I и Тип II. Политика Европейского союза по КСО отличается сочетанием обоих типов многоуровневого управления. Так, планирование происходит преимущественно на уровне ЕС, при этом одним из ключевых факторов, в соответствии с которыми Европейский союз разрабатывает политику по корпоративной устойчивости, является соответствие международным принципам. За уточнение и непосредственно осуществление намеченного курса ответственны органы власти национального и субнационального уровней. Вместе с тем, на всех стадиях политического процесса участвуют и представители частного и третьего секторов, что характеризует Тип II МУ.
Важность глобального уровня управления отмечена во многих стратегических документах Евросоюза. К наиболее значимым инициативам международного уровня относятся Глобальный договор ООН, Руководящие принципы ООН в сфере бизнеса и прав человека, Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, конвенции МОТ, Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий, а также стандарты ISO, GRI, CDP, SASB и другие. Европейский союз поддерживает и продвигает все перечисленные инструменты, а также рекомендует компаниям руководствоваться ими при составлении отчётности.
Политика Европейского союза по формированию устойчивого предпринимательства предполагает инициативы по следующим четырём направлениям: повышение осведомлённости о КСО, раскрытие информации и прозрачность, устойчивое финансирование, внедрение устойчивых практик в деятельность собственных институтов. Принятие в 2011 году Стратегии по КСО стало переломным моментом в развитии политики Евросоюза по формированию устойчивого бизнеса. С момента её публикации органами ЕС было принято много эффективных мер. Директива 2014/95/EU о раскрытии нефинансовой информации расценивается как наиболее прогрессивный акт, призванный обеспечить корпоративную прозрачность, хотя и она имеет свои недостатки.....
1. A European Green Deal // The European Commission. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/european-green-deal_en (дата обращения: 03.05.2020)
2. A new strategic agenda for the EU 2019-2024 // The European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/39914/a-new-strategic-agenda-2019-2024.pdf (дата обращения: 03.05.2020)
3. A renewed EU strategy 2011-14 for corporate social responsibility. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52011DC0681 (дата обращения: 05.04.2020)
4. Action Plan: Financing Sustainable Growth // Eur-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52018DC0097 (дата обращения: 14.04.2020)
5. Analysis – in the light of the European Union acquis – of ILO up to date Conventions // The European Commission. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2014. – 140 p.
6. Closing the loop – An EU action plan for the Circular Economy. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of Regions // The European Commission. URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:8a8ef5e8-99a0-11e5-b3b7-01aa75ed71a1.0012.02/DOC_1&format=PDF (дата обращения: 14.04.2020)
7. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Union of Equality: Gender Equality Strategy 2020-2025 // Eur-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2020%3A152%3AFIN (дата обращения: 15.04.2020)
8. Corporate Social Responsibility, Responsible Business Conduct, and Business & Human Rights: Overview of Progress. Commission staff working document // The European Commission. - Brussels, 2019. - 143 p.
9. Directive 2014/95/EU of the European Parliament and of the Council of 22 October 2014 // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014L0095&from=EN (дата обращения: 13.04.2020)
10. EU approach to sustainable development // The European Commission. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/international-strategies/sustainable-development-goals/eu-approach-sustainable-development-0_en (дата обращения: 05.04.2020)
11. EU GPP criteria // The European Commission. URL: https://ec.europa.eu/environment/gpp/eu_gpp_criteria_en.htm (дата обращения: 14.04.2020)
12. EU public procurement directives // The European Commission. URL: https://ec.europa.eu/environment/gpp/eu_public_directives_en.htm (дата обращения: 14.04.2020)
13. Executive Summary. EU Multi Stakeholder Forum on Corporate Social Responsibility 3-4 February // The European Commission. - Brussels, 2015. – 8 p.
14. Financing the green transition: The European Green Deal Investment Plan and Just Transition Mechanism // The European Commission. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_17 (дата обращения: 03.05.2020)
15. Gender equality strategy // The European Commission. URL: https://ec.europa.eu/info/policies/justice-and-fundamental-rights/gender-equality/gender-equality-strategy_en (дата обращения: 03.05.2020)....