Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА 6
1.1. Понятие банковского надзора и регулирования 6
1.2. Инструменты и методы банковского надзора и регулирования 11
1.3. Роль Банка России в осуществлении функций надзора и регулирования 17
ГЛАВА 2. ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА В РФ 24
2.1. Нормы достаточности капитала как пример осуществления Банком России регулирующих и надзорных функций 24
2.2. Осуществление Банком России регулирующих и надзорных функций на кредитном рынке ………………………………………………………………………………………………………………. 32
2.3. Особенности контроля в банковской системе РФ в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путём 40
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В РФ 52
3.1. Инспекционные проверки Банком России коммерческих банков и дистанционный надзор 52
3.2. Рекомендации по осуществлению банковского надзора в РФ 60
Заключение 65
Список использованной литературы 67
В современных реалиях коммерческие банки представляют неотъемлемую часть любой экономической системы. С каждым годом государство проводит все больше и больше мероприятий в рамках реализации политики повышения финансовой грамотности населения. Это не может не отразиться на взаимодействии населения с коммерческими банками: владея достаточной информацией о банковских продуктах, люди охотнее размещают свободные денежные в банках, выбирая среди множества альтернатив наиболее выгодный вариант; компании с меньшими опасениями рассматривают получение кредитных средств в случае временных трудностей в производственном цикле. Более того, ежедневно совершается огромное количество валютных операций, инвестиционных сделок и иных операций. Нельзя не упомянуть и роль коммерческих банков с макро-перспективы: зачастую они выступают как посредники или же самостоятельные субъекты в отношениях с государственными органами и иностранными банками. Более того, посредством коммерческих банков центральный банк реализует денежно-кредитную политику и оказывает влияние на реальный сектор экономики. Такое широкое задействование коммерческих банков в различных сферах деятельности порождает следующий вывод: стабильность и устойчивость банковской системы напрямую влияет на состояние всей экономической системы страны в целом.
В силу данного вывода государство стремится сделать все возможное, чтобы обеспечить устойчивость и надежность банковской системы, а также ее способность сохранять стабильность в кризисных условиях. Для этого Банк России осуществляет регулирование и надзор банковской деятельности. Согласно «принципу домино», проблемы в деятельности одного банка, вызванные недостатком средств для выполнения своих обязательств, могут поставить под угрозу всю систему в целом. Так, например, многие кризисные явления обладают мультипликативным эффектом, поэтому не столь глобальные проблемы в деятельности одного банка могут, в конечном счете, стать роковыми для последующих звеньев в банковской цепочке. Кроме того, доверие к функционирующей в стране банковской системе позволяет аккумулировать сбережения населения и направлять их на развитие реального сектора в форме инвестиций или же на финансовые рынки. При отсутствии со стороны государства должного контроля банки начнут действовать исходя только из одного принципа – получение как можно большей прибыли, не придавая особого значения рискам. Естественно, в этой ситуации вкладчики могут потерять свои средства и впоследствии предпочтут хранить деньги «в кармане», что естественно тормозит развитие экономики.
Глобализация и интеграция, происходящие на сегодняшний день во всех сферах жизни, приводят к невозможности функционирования банковской системы изолированно, в условиях закрытости. Для расширения клиентской базы за счет зарубежных рынков и привлечения иностранных инвестиций требуется соответствие принципов деятельности международно признанным стандартам. Именно меры банковского регулирования позволяют внедрять международную практику, принятую в большинстве развитых стран, а банковский надзор за осуществлением принятых мер позволяет оценить эффективность такого внедрения, найти «проблемные зоны» и впоследствии устранить их.
Банковское регулирование и надзор осуществляются на постоянной основе в силу того, что денежные потоки проходят через всю банковскую систему непрерывно. Если надзорный орган будет выполнять данные функции от случая к случаю, значительный процент всех денежных потоков будет уходить «в тень», а доходы, полученные преступным путем, будут маскироваться под легально полученные. И в данном случае сложность для надзорного органа состоит в том, чтобы найти баланс между проводимой политикой. Излишне жесткие меры «душат» банковский сектор, отвлекая значительную часть ресурсов из оборота, не давая в полной мере банкам развиваться. Наоборот, излишне мягкая стратегия приведет к увеличению преступности в деятельности кредитных организаций.
Таким образом, исследование процессов банковского регулирования и надзора актуально в силу того, что коммерческие банки являются своеобразными клетками в едином организме экономической системы страны и от их функционирования во многом зависит состояние всей экономики страны.
Целью исследования данной работы является анализ процесса осуществления банковского регулирования и надзора на территории РФ и выявление основных тенденций его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретическую основу понятий «регулирование» и «надзор» по отношению к банковскому сектору;...
Итак, в ходе исследовательской работы были проанализированы процессы осуществления банковского регулирования и надзора на территории РФ и сделаны соответствующие выводы по поставленным задачам:
• Банковское регулирование и надзор – понятия взаимозависимые, одно невозможно без другого: банковский надзор усиливает эффективность мер регулирования. Более того, надзор невозможен априори, если отсутствует регулирование, а регулирование не имеет никакого смысла, если отсутствует контроль за соблюдением установленных правил.
• Эффективность осуществления банковского надзора и регулирования влияет не только на банковский сектор РФ непосредственно, но также и на реальный сектор экономики. Взаимосвязь кредитных организаций с предприятиями реального сектора приводит к возникновению эффекта мультипликатора: принимаемые изменения в банковском секторе приводят к изменениям в деятельности реального.
• В современном мире существуют различные модели, инструменты и методы осуществления банковского надзора и регулирования, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Задача регулятора – исходя из специфики конкретного государства выбрать наиболее эффективную модель, а инструменты и методы скомпоновать в такой пул, чтобы недостатки одного инструмента или метода компенсировались преимуществами другого.
• На сегодняшний день основными тенденциями в осуществлении регулирующих и надзорных функций Банком России являются: конвергенция законодательных основ регулирования и надзора с международными стандартами Базель III, введение риск-ориентированных подходов, охлаждение рынка необеспеченного потребительского кредитования; совершенствование системы ПОД/ФТ и адаптация данного процесса к особенностям деятельности коммерческих банков; переход к менее строгой политике государственного лицензирования банковской деятельности после тотальной санации банковского сектора.
• В РФ главным органом, осуществляющим регулирование и надзор в банковском секторе, является Банк России. Данный орган осуществляет свою деятельность по принципу мегарегулятора, из чего можно сделать вывод, что осуществление регулирующих и надзорных функций в нашей стране производится по централизованной модели. Однако неверно полагать, что банковское регулирование и надзор в РФ осуществляются только ЦБ РФ. Банк России сотрудничает с иными органами, такими как Росфинмониторинг и Минфин РФ, за счет чего происходит обмен необходимой информацией для наиболее эффективного решения поставленных задач.
• При анализе проверки кредитной организации в качестве метода банковского надзора со стороны Банка России были выявлены как позитивные, так и негативные тенденции. Среди позитивных можно выделить: приоритет содержательного подхода над юридическим, вынесение мотивированных суждений исходя из специфики деятельности конкретного банка. Из негативных - отсутствие вектора развития конструктивного диалога между Банком России и коммерческими банками в части направляемых ими возражений по результатам проверки, что является в некоторой степени «отпечатком» формализованных процедур.
• Рекомендации по осуществлению банковского регулирования и надзора были сформированы на основании проблем и слабых сторон в осуществлении надзорных функций, среди которых можно выделить лакуны в банковском законодательстве, а также несовершенства в обеспечении информационной безопасности. Поэтому автором сделан акцент на восполнении пробелов в НПА, разработка Банком России программ по усилению защиты данных, внедрение трехуровневой системы надзора, а также пристальное внимание к процедуре санации «проблемных» банков.
Инструкция Банка России от 05.12.2013 N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"
2. Инструкция Банка России от 25 февраля 2014 г. N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»
3. Инструкция Банка России от 28 июня 2017 г. N 180-И "Об обязательных нормативах банков"
4. Письмо Банка России от 26.01.2005 № 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами"
5. Письмо Банка России от 26.12.2005 № 161-т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций»
6. Письмо Банка России от 29.06.2011 г. № 96-Т «О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала»
7. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"
8. Положение Банка России от 2 марта 2012 г № 375 – П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
9. Положение Банка России от 20 июля 2016 г. № 550-П “О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом”
10. Положение Банка России от 6 августа 2015 г. N 483-П "О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов"
11. Приказ Росфинмониторинга от 02.03.2016 № 60"Об утверждении Положения об Управлении по противодействию отмыванию доходов Федеральной службы по финансовому мониторингу"
12. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу"
13. Указание Банка России N 4482-У «О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом»
14. Указание Банка России N 4983-У "О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности"
15. Указание Банка России № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы»...25