Введение 3
Глава первая. Представители «школы Анналов» 6
1.1. Основатели: Февр и Блок 6
1.2. Наследники Февра и Блока: Фернан Бродель и «геоистория» 11
1.3. Жорж Дюби 13
1.4. Эмманюэль Леруа Ладюри и «этноисторический» метод 14
1.5. Жак Ле Гофф 16
Глава вторая. Метод историков «школы Анналов» 19
Глава третья. Религия в работах Жака Ле Гоффа и других «анналистов» 24
3.1. Категория чудесного в работах Жака Ле Гоффа 24
3.2. Чистилище в трудах Жака Ле Гоффа 33
3.3. Ученая и народная культура в работах «анналистов» 37
Заключение 42
Список литературы 49
Настоящая работа является исследованием, призванным изучить место религиозной тематики в трудах представителей направления в исторической науке, сформировавшегося вокруг французского журнала «Анналы», и в частности, Жака Ле Гоффа. Главным научным интересом большинства представителей этой школы было Средневековье, в изучение которого они внесли неоценимый вклад. Такие работы как «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» Фернана Броделя, «Монтайю. Окситанская деревня в 1294-1324 годах» Леруа Ладюри по праву считаются жемчужинами медиевистики. «Анналисты» по сей день являются признанными авторитетами в исторической науке.
Актуальность темы подтверждается тем, что и на сегодняшний день метод школы «Анналов» не утратил своей значимости для историков, а такая область как «история ментальностей», получившая развитие именно в трудах «анналистов», имеет большой потенциал для исследования истории религии.
Целью исследования является, в первую очередь попытка найти место религии в работах представителей школы «Анналов», а также описание метода исторического исследования этой школы.
Задача исследования состоит в том, чтобы продемонстрировать важнейшую роль религиозных представлений в мировоззрении средневекового человека, а также указать на обоюдное влияние ученой и народной культур, основываясь на работах Жака Ле Гоффа и других «анналистов».
Поэтапно выделить задачи исследования можно следующим образом:
1. Перечисление важнейших персоналий «Новой исторической науки», среди которых основатели журнала «Анналы» Марк Блок и Люсьен Февр, представители второго поколения «анналистов» Фернан Бродельи Жорж Дюби, и, наконец, крупнейшие медиевисты современности Эммануэль Леруа Ладюри и Жак Ле Гофф.
2. Исследование теоретических работ, посвященных «ремеслу историка», в которых представители школы «Анналов» обозначили свои взгляды на историю и роль историка в науке, а также изложили свою методологию.
3. Детальное описание основных исследований Жака Ле Гоффа, посвященных вопросам религии
Методология исследования представлена текстологическим анализом источников, среди которых важнейшие работы «анналистов».
Степень разработанности проблемы. Несмотря на достаточное количество работ, посвященных творчеству школы «Анналов», конкретно тема места религии в наследии этой школы затрагивается лишь в нескольких исследованиях. Анализ научных трудов представителей школы «Анналов» проведён в работах К.А. Агирре Рохас, П. Берка, А.Я. Гуревича, А. Бюргьера, В. Вжозека, Ю.Л. Бессмертного, А.Д. Люблинской, В.А. Шкуратова, О.Ф. Русаковой и др.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в ней впервые систематизируются взгляды Жака Ле Гоффа и других «анналистов» на роль религии в средневековой культуре Западной Европы.
Апробация работы была проведена на студенческой конференции, посвященной 70-летию преподавания религиоведения на философском факультете/Институте философии СПбГУ (Санкт-Петербург, 2016 год).
Структура работы включает в себя введение, заключение, три главы, разделенные на параграфы, а также список литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Школа «Анналов» остается чрезвычайно актуальным направлением в исторической науке, что подтверждается активной деятельностью крупнейших медиевистов XX века, которые относят себя к этой традиции
2. Методология «Новой исторической науки» может быть очень полезна для исследования истории религии, особенно это касается изучения мировоззрения средневекового человека, в котором огромную роль играли религиозные воззрения
3. История религии занимает важное место в тотальной истории, к изучению которой призывает школа «Анналов», что вызвано огромной ролью религии в формировании ментальности средневекового общества
«Новая историческая наука» появилась в эпоху, когда линия позитивистов была главенствующей среди историков. Авторитет старой исторической традиции был велик, но и он пал под напором молодой «школы Анналов». «Анналисты» заняли ведущие посты в главных французских образовательных учреждениях, получили признание по всему миру. И их главной заслугой остается то, что даже став ведущей силой в истории, они остались непримиримыми врагами любой закостенелости в науке.
Важно то, что «школа Анналов» смогла вдохнуть новую жизнь в науку, целесообразность которой ставилась под вопрос на рубеже веков. «Анналисты» отказались от простого перечисления фактов в пользу их осмысления. «Событийная история» не была отброшена, но была дополнена историей глубинных процессов, происходящих в недрах сознания людей и незаметных глазу наблюдателя. И Февр, и Блок писали о том, как важно для историка понимать современность, ведь именно это позволяет ему понять прошлое. Основное преимущество «Новой исторической науки» перед другими концепциями истории в том, что она дает цельную картину мира прошлого, а не перечень отдельных, вырванных из своего контекста событий. «Анналисты» как раз и занимались изучением этого контекста, привлекая для этого самые разнообразные источники.
Методы, предложенные когда-то Февром и Блоком, а впоследствии развитые Броделем, Дюби, Леруа Ладюри и Ле Гоффом остаются актуальными и по сей день. Применимы они и к области религии, о чем свидетельствуют многочисленные работы «анналистов», посвященные средневековой ментальности, которая обязательно включала в себя религиозные представления. Особо выделяются здесь работы Жака Ле Гоффа, посвященные образу мышления средневековых людей. Ле Гофф предметно занимался такими важными вопросами для истории религии как средневековое воображаемое, или имагинарное (в работах «Средневековый мир воображаемого» и «Герои и чудеса Средних веков»), появление идеи Чистилища (в книге «Рождение Чистилища»), взаимодействие клерикальной культуры и культуры народной (эта проблематика затронута в его книге «Другое Средневековье»; взаимоотношения ученой культуры и фольклора – тема, которая открывает большое пространство для изучения средневековой народной религиозности и ее влияния на официальное учение церкви). Ле Гофф, в отличие от Фернана Броделя, считал определяющей силой в истории ментальность людей, а не экономические или демографические процессы. Для нас же очевидно, что религия занимала важнейшую роль в ментальности средневекового человека. Категорию воображаемого, тщательно изученную Ле Гоффом, мы безусловно можем отнести к области религиозных представлений, пускай феномены этой категории и идут вразрез с «официальным» христианством. Таким образом, для реконструкции мировоззрения средневекового человека труды Жака Ле Гоффа имеют огромную ценность.
Вообще, следуя за концепцией «тотальной истории», следует говорить не об истории религий, а об истории вообще, частью которой, безусловно, является история религий. Таким образом, тот же Ле Гофф работает не только в поле истории в привычном понимании этого термина, он работает в области «тотальной истории», призванной восстановить все, связанное с людьми прошлого. Для религиоведения методы «школы Анналов» тоже могут быть очень полезны, так как с их помощью можно воспроизвести образ мышления людей, а значит понять природу религиозных феноменов, имевших место много веков или даже тысячелетий назад.
Каковы же дальнейшие перспективы в данном исследовании?
Несмотря на то, что мы в настоящей работе активно использовали труды Арона Яковлевича Гуревича , посвященные школе «Анналов» и будущему «Новой исторической науки», само наследие этого выдающегося отечественного медиевиста в работе не было проанализировано. Хотя Гуревича нельзя относить к французской школе «Анналов», его методы изучения истории находят много общего с методами «анналистов». Дополнительный интерес представляет тот факт, что Гуревич активно работал с Жоржем Дюби и Жаком Ле Гоффом – на конференции, прошедшей в Москве в 1989 году и посвященной «Анналам», а также в ходе подготовки к выпуску журнала «Одиссей» 1991 года, где эти два французских историка написали свои статьи. Как пишет Ю.Л. Бессмертный , который тоже является знаковым отечественным исследователем в области истории, в статье «”Анналы”: переломный этап?»: «в ряде наших научных течений, представленных именами Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Л.М. Баткина, нетрудно заметить ту или иную перекличку с традицией «Анналов»» . Тоже самое, на наш взгляд, можно сказать и о Борисе Александровиче Романове, российском историке, чья книга «Люди и нравы древней Руси» является замечательным исследованием в области исторической антропологии.
Таким образом, новым горизонтом для настоящей работы стала бы попытка проанализировать и работы отечественных историков, которые обнаруживают много общего с трудами представителей «Новой исторической науки».
В нашей работе лишь вскользь поднимается тема связи школы «Анналов» с марксистским учением, которая была подробно разработана Карлосом Антонио АгирреРохас в статье «Анналы и марксизм». Дальнейшее исследование могло бы ответить на вопрос о том, почему же для «Новой исторической науки» важность приобрел именно марксизм. В перспективе исследование могло бы рассмотреть ситуацию в среде французских интеллектуалов, которая имела место в конце 1920-х годов, когда Марк Блок и Люсьен Февр задали тот фундамент, на котором потом было построено здание школы «Анналов». Какие предпосылки для появления «Новой исторической науки» были в интеллектуальной среде? Очевидно, что важную роль в появлении такого нового подхода к изучению истории сыграло учение Маркса, которое отводило именно человеку решающую роль в историческом процессе. Также, как отмечает АгирреРохас, «если совпадение в главной проблематике облегчало общее сближение авторов «Анналов» с марксизмом, то в сфере методологии этот процесс дополнялся критикой прежнего эмпирического и позитивистского подхода к истории и, соответственно, созданием ряда методологических парадигм, которые «Анналы» стали разрабатывать в процессе обоснования различий между новой французской исторической школой и тем, что было ранее» .
Таким образом, настоящее исследование продемонстрировало, что «Новая историческая наука» является важной традицией для изучения истории религии, в особенности изучения истории религиозных воззрений Средневековой Европы. Также в работе были показаны перспективы дальнейших исследований, что в очередной раз доказывает актуальность направления школы «Анналов» для истории религий.
1. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1986.
2. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – 712 с.
3. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Перевод с французского доктора исторических наук Л. Е. Куббеля. – М.: "Прогресс", 1986. – 624 с.
4. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980 - 1420 годов / Пер. с фр. М.Ю. Рожновой, О.Е. Ивановой; коммент. Д.Э. Харитоновича. - М.: Ладомир, 2002. – 379 с.
5. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье (пер. С. Чистяковой, Н. Шевченко). — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. — 328 с.
6. Ле Гофф Ж. История и память. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013.
7. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. 544 с.
8. Ле Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII-XIII вв.) // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическаяисториясегодня. М., 1991.
9. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ. ред. С.К. Цатуровой. — М.: Изд. группа «Прогресс», 2001. - 440 с.
10. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса средних веков (пер. Д.Савосиной). — М.: Текст, 2011. 220 с.
11. ЛеруаЛадюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294—1324). — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. — 541 с.
12. Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IX века. М.: Наука, 2006. – 480 с.
13. Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Пер. П. Преображенского, Н. Сагарды. СПб: Изд. Олега Абышко, 2008. - 672 с.
14. Средневековый роман и повесть// Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 22. Москва: Художественная литература, 1974. – 640 с.
15. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.
16. Bloch, Marc. Problèmes d'Histoire Comparée // Annales d'histoire sociale. 1ᵉ année, N. 4, 1939. Р. 438-440.
17. Braudel, Fernand. Histoire et Sciences sociales: La longue durée // Annales. Économies, Sociétés, Civilisations. Volume 13, Numéro 4, 1958. Р. 725-753.
Исследования:
1. Афанасьев Ю. Н. Историзм против эклектики: французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. М.: Мысль, 1980.
2. Бессмертный Ю. Л. «Анналы»: переломный этап? // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. М., 1991.
3. Гуревич А. Я. Новая историческая наука во Франции: достижения и трудности (критические заметки медиевиста) // История и историки. Москва, 1985.
4. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.
5. Гуревич А.Я. Добротное ремесло // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. М., 1991.
6. Каплан А. Б. Французская школа «Анналов» об истории культуры // Идеи в культурологии XX века: Сб. обзоров. — М.: ИНИОН, 2000.
7. Копосов Н. Е., Бессмертная О. Ю. Юрий Львович Бессмертный и «Новая историческая наука» в России // HomoHistoncus. К 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного: В 2 кн. / Отв. ред А. О. Чубарьян. М., 2003. Кн. 1.
8. Рохас К. А. А. «Анналы» и марксизм // Французский ежегодник 2009. — М., 2009.
9. Русакова О. Ф. Методологические стратегии в современных исторических исследованиях: школа «Анналов» и «Новая интеллектуальная история» // Научный ежегодник ИФиПУрО РАН. 2001. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-strategii-v-sovremennyh-istoricheskih-issledovaniyah-shkola-annalov-i-novaya-intellektualnaya-istoriya (дата обращения: 27.04.2016).
10. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Отв. ред. Ю Л. Бессмертный М., 1993.
11. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Отв ред. Ю Л. Бессмертный М., 1993.
12. Хакимов А.Г. «Время большой длительности» Ф. Броделя как методолог. принцип социально-гуманитарного познания // [Электронный ресурс]: Вопросы философии 31.08.2009
URL: http://vphil.ru/index.php?id=63&option=com_content&task=view (дата обращения: 20.04.2016).
13. Харитонович Д.Э. Историк и время // Munuscula. К 80-летию Арона Яковлевича Гуревича / Сост. Ю.Е. Арнаутова. М., 2004.
14. Хромова Е. Б. А. Я. Гуревич и история ментальностей // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2014. №1 (24). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/a-ya-gurevich-i-istoriya-mentalnostey (дата обращения: 20.05.2016).
18. Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания// Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. М., 1991.
19. Burke, Peter. The French Historical Revolution. The Annales School 1929-1989. Stanford University Press, 1990. 152 p.