Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медиативные и манипулятивные технологии в урегулировании конфликтов

Работа №143609

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ……………..…………………..5
1.1 Технологии урегулирования конфликтов……………………………….5
1.2 Медиация как способ работы с конфликтом……………………………9
1.3 Манипуляция как способ воздействия на оппонента в конфликте…....20
2. РОЛЬ МАНИПУЛЯТИВНЫХ И МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ РАБОТЫ С КОНФЛИКТОМ…………………………………………28
2.1 Использование манипулятивных приёмов во взаимодействии в конфликте.……………… ……………………………………………......…28
2.2 Реализация медиативного подхода в работе с конфликтом…………....41
2.3 Анализ использования медиативных приёмов для устранения манипуляций в практике ………………………………………………….….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………………….63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………………...67


Конфликты возникают во всех сферах общественной жизни, будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. Так же велика распространенность использования манипуляций во всех областях жизни современного общества, особенно в период развития рыночных отношений, поэтому этот феномен требует более пристального и детального анализа. Несмотря на то, что манипулятивное воздействие - одна из популярных сейчас тем, она недостаточно изучена в применении к переговорам, и, в частности, к медиации.
Хотя манипуляции на переговорах могут принести манипулятору желаемый результат, однако они не являются наилучшим инструментом для работы в переговорах, так как провоцируют такие реакции и приводят к таким результатам, из-за которых переговоры становятся крайне неконструктивными.
Значимым аспектам в данной работе будет то, что мы разберём манипуляции, которые могут применять не только клиенты, как по отношению к другой стороне, так и по отношению к работающему с ними специалисту, но и сам специалист. Медиатор, например, по определению является нейтральной стороной, но тем не менее, есть риск, что он может нарушит эту нейтральность и применит манипуляции.
Выявление возможностей использовать медиативные технологии вместо того, чтобы отвечать на манипуляции контрманипуляцией, представляется важным для обеспечения конструктивного взаимодействия сторон конфликта между собой и с медиатором. Поэтому актуальным в нашей работе является выявления способов, предотвращающих переход границы между медиативными технологиями и манипулятивными технологиями.
Новизна работы состоит в новом взгляде на способ сохранения нейтральности, который будет обеспечиваться за счет выявления факторов риска и профилактики применения манипуляций сторонами конфликта и самим специалистом, прежде всего медиатором. Новой является и предпринятая в работе попытка определить границы, которые защитят медиацию от манипулятивных технологий, для чего в работе разносторонне проанализированы возможности медиативных и манипулятивных технологий урегулирования конфликтов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут помочь в обнаружении и нейтрализации скрытых манипулятивных воздействий, с которыми специалисты сталкиваются в своей практике. Это поможет организации эффективного управления конфликтными ситуациями. Полученные в исследовании данные могут быть включены в курс обучения студентов, конфликтологов, медиаторов.
Объект исследования: технологии урегулирования конфликтов.
Предмет исследования: использование медиативных и манипулятивных технологий в работе с конфликтом.
Цель исследования: показать принципиальные различия между манипулятивными и медиативными технологии и преимущества последней в работе с конфликтом.
Задачи работы:
- раскрыть понятие и сущность урегулирования конфликтов;
- рассмотреть медиацию и проанализировать медиативные технологии;
- охарактеризовать манипулятивные технологии и их виды;
- выявить причины применения манипуляций в конфликте;
- выявить риски применения манипуляций в медиации;
- раскрыть возможности медиации по профилактике и нейтрализации манипуляций;
- провести эмпирическое исследование проявления манипулятивных и медиативных технологий в практике;
- проанализировать результаты исследования и сделать выводы;
- сформулировать методические рекомендации по нейтрализации манипуляций для специалистов по работе с конфликтами.
Первая гипотеза исследования: В работе с конфликтом, в том числе в медиации, высок риск использования манипулирования не только сторонами, но и медиатором.
Вторая гипотеза исследования: Медиативные технологии обладают достаточным потенциалом и инструментарием для создания возможностей решения проблемных вопросов, минуя манипуляции.
Методы исследования:
В работе применялись методы сравнительного анализа, обобщения, метод эмпирического исследования, включающий в себя наблюдение, включенное наблюдение, беседу, интервьюирование. Применение каждого из них определялось характером решаемых в процессе исследования задач.
Базой исследования стала Клиника медиации, где проводились наблюдения в ходе проведения консультаций, переговоров и медиации.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило обнаружить и показать эффективность медиативных технологий в противостоянии манипулятивным технологиям.
Были решены все поставленные в исследовании задачи.
Было раскрыто понятие и сущность урегулирования конфликтов. Благодаря ряду признаков, которые характерны для урегулирования конфликта, для данной работы появилась возможность вывести определение урегулирование конфликта, понимающееся как способ и процесс работы с конфликтом, который ведёт к частичному или полному его завершению.
Была рассмотрена медиация и проанализированы медиативные технологии. После детального изучения литературных источников было выведено определение термина «урегулирование конфликта». В данной работе под ним понимается способ с чёткими принципами, основанный на процессе переговоров между сторонами, в котором нейтральный посредник направлен на помощь им в разрешении конфликта за счёт удовлетворения интересов обеих сторон.
Под технологиями медиации в работе понимается использование совокупности средств, методов, и инструментов урегулирования конфликта (коммуникативных, переговорных и собственно медиативных), основанных на процессе переговоров между сторонами, в котором нейтральный посредник направлен на помощь в разрешении конфликта за счёт удовлетворения интересов обеих сторон.
Были охарактеризованы манипулятивные технологии и их виды. Под технологией манипуляции понимается совокупность средств, методов, инструментов, используемых для скрытого воздействия на человека, для получения результата, выгодного манипулятору. Виды манипуляций были рассмотрены по различным основаниям: по признаку степени их осознанности актором, по степени осознания адресатом их применения по отношению к себе, по уровню сложности, комплексности, и по характеру цели использования, по цели применения, по характеру задействованных средств.
Были выявлены причины манипуляции в конфликте на примере процедуры медиации. Были отдельно рассмотрены причины и мотивы применения манипуляций сторон и медиатора. Было показано, как отследить и купировать манипулирование в зависимости от вызвавших его причин и мотивов сторон.
Исследование позволило выделить наиболее типичные причины использования манипулирования медиатором. Выявлен наиболее частый мотив применения «положительных» манипуляций – желание помочь клиентам, полагая их беспомощными, неспособными находить варианты решения своих проблем. Был сделан вывод о неприемлемости даже таких манипуляций, так как это противоречит базовым принципам медиации, которые предполагают нейтральность медиатора, добровольность и равенство сторон в процессе. Главная причина манипулирования со стороны медиатора – это потеря нейтральности в той или иной форме. Вероятность манипулирования особенно возрастает, если медиатор эмоционально вовлёкся в конфликт.
В работе были выявлены риски применения в медиации манипуляций. Манипулирование может привести к невозможности заключения соглашения, а если оно заключается таким методом, то, оно, скорее всего, не будет выполняться, или будут появляться новые конфликты. Если же манипулятором окажется сам медиатор, то это можно считать провалом процедуры медиации, поскольку это уже не медиация. Искажение сути медиации вредит её имиджу.
Были раскрыты возможности медиации по профилактике и нейтрализации манипуляций. Медиативные технологии имеют антиманипулятивный характер, а процедурные соглашения отражают принципы при их соблюдении и минимизируют риск возникновения манипуляции. Кроме процедурных и процессуальных возможностей медиатор может использовать дополнительные, такие, как стратегическая подготовка, работа со своей личностью и повышение квалификации.
Для сопоставления манипулятивных и медиативных технологий на практике был проведен анализ эмпирических данных, полученных в ходе углублённого экспертного интервью и включённого наблюдения.
Были сделаны выводы, что медиативные технологии эффективны в противостоянии манипулятивным технологиям и позволяют создавать условия, при которых манипуляции либо невозможны, либо оказываются невыгодными для сторон.
По результатам работы, сформулированы десять методических рекомендаций для специалистов по работе с конфликтами, и ещё две отдельные рекомендации для медиаторов.
Проведенное теоретическое исследование и анализ манипулятивных технологий и работы медиативных технологий на кейсах позволили доказать истинность обеих выдвинутых гипотез. Подтвердилось, что в медиации высок риск манипулирования не только сторонами, но и медиаторам. Было продемонстрировано и доказано, что медиативные технологии обладают достаточным потенциалом и инструментарием для создания возможностей решения проблемных вопросов, минуя манипуляции.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотезы доказаны в полном объеме.
Выполненное исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Оно позволило определить границы, которые защитят медиацию от манипулятивных технологий, и результаты исследования могут помочь в обнаружении и нейтрализации скрытых манипулятивных воздействий, с которыми специалисты сталкиваются в своей практике, что поможет организации эффективного управления конфликтными ситуациями.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru, (дата обращения 15.11.19).
2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (с изм. и доп.) Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru, (дата обращения 15.11.19).
3. Медиация: Учебник / Под ред. А.Д. Карпенко, А.Д. Осиновского. – СПб.: Редакция журнала «Третейский суд»; М.: Статус, 2016, - (Библиотека журнала «Третейский суд»; вып. 8). – 470с.
4. Медиация: теория, практика, перспективы развития. Сб. материалов Первой всероссийской научно-практической конференции (23−24 апреля 2015 г., Москва) / Отв. ред. О. П. Вечерина. М.: ФГБУ «ФИМ», 2015. − 215 с.
5. Аллахвердова О.В. «Медиация как социально-психологический феномен». Вестник СПБГУ сер.6.2007. вып.2.4.1.
6. Аллахвердова О.В. Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с участием посредника. – СПб.: Издательский дом Роза мира, 2013. – 178 с
7. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: «Аспект Пресс», 2004. - 303 с.
8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002., С.551.
9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 3-е издание, Эксмо, 2010 г.
10. Вишневская А.В. курс лекций "Конфликтология" 24.11.2003 | РУДН эл. ресурс https://studfile.net/preview/2494485/ дата обращения 03.02.2020
11. Гейбор Д. Управление человеком в конфликтных ситуациях. – М.: АСТ, 2006
12. Герзон М. Лидерство через конфликт: как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности. - М: «Манн, Иванов и Фербер», 2008. - 280 с.
13. Грачев Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. - М.: Эксмо, 2002. - 112 с.
14. Гришина, Н.В. Психология конфликта : учебное пособие / Н.В. Гришина. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 576 с.
15. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005, С.100.
16. Даймонд С. Переговоры, которые работают. 12 стратегий, которые помогут вам получить больше в любой ситуации. - М: «Манн, Иванов и Фербер», 2011. - 211 с.
17. Денисов М. А. Проблема определения термина «манипулирование» в работах российских исследователей / М. А. Денисов, Н. В. Хорошева // Политическая лингвистика. - 2015. - № 2. - С. 94-101.
18. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2014. - 320 с.
19. Дональдсон М.К, Дональдсон М. Умение вести переговоры для чайников. - Киев-Москва,1998.
20. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М: «ЧеРо», 1997. - 143 с.
... Всего источников –99


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ