Мимика и жестикуляция русскоязычных детей при порождении неподготовленного устного нарратива
|
Введение 4
Глава 1. Жестикуляция: ее типы и функции 7
1.1 Функции жестов 7
1.2 Классификация жестов 8
1.2.1 Жесты-эмблемы 8
1.2.2 Жесты-иллюстраторы 9
1.2.3 Жесты-регуляторы 10
1.3 Другие подходы к классификации жестов 10
1.3.1 Классификация Адама Кендона 10
1.3.2 Классификация Дэвида Макнилла 12
1.3.3 Критика классификаций 13
1.4 Жесты носителей русского языка 13
1.4.1 Дейктические или указательные жесты 14
1.4.2 Иконические или изобразительные жесты 15
1.4.3 Отрицательные жесты 15
1.5 Эмоции и мимические жесты 16
1.5.1 Формы и функции мимических жестов: глаза 17
1.5.2 Формы и функции мимических жестов: брови 19
1.5.3 Формы и функции мимических жестов: губы 20
1.5.4 Формы и функции мимических жестов: нос 21
1.6 Русскоязычный эмоциональный корпус 21
1.7 Выводы к главе 1 23
Глава 2. Детская жестикуляция и речь 25
2.1 Использование жестов детьми 25
2.2 Связь жестикуляции с развитием детской речи 26
2.3 Выводы к главе 2 31
Глава 3. Роль жестов и мимики в порождении неподготовленного нарратива русскоязычными детьми 33
3.1 Участники и дизайн эксперимента 33
3.1.1 Участники 33
3.1.2 Процедура 33
3.2 Анализ материала 35
3.2.1 Разметка 35
3.2.2 Кодирование речи 35
3.3 Результаты: жестикуляция участников во время порождения нарратива 36
3.3.1 Первая возрастная группа 37
3.3.2 Вторая возрастная группа 39
3.3.3 Третья возрастная группа 41
3.4 Результаты: имитирование участниками мимики и движений персонажей 43
3.4.1 Первая возрастная группа 43
3.4.2 Вторая возрастная группа 44
3.4.3 Третья возрастная группа 44
3.5 Результаты: участники, не использовавшие жестикуляцию и мимику 45
3.6. Классификация жестов 46
3.7 Роль жестикуляции и мимики 49
3.8 Выводы к главе 3 51
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение №1. Невербальные действия персонажей в мультфильме 62
Приложение №2. Использование мимики и жестикуляции во время нарратива 63
Глава 1. Жестикуляция: ее типы и функции 7
1.1 Функции жестов 7
1.2 Классификация жестов 8
1.2.1 Жесты-эмблемы 8
1.2.2 Жесты-иллюстраторы 9
1.2.3 Жесты-регуляторы 10
1.3 Другие подходы к классификации жестов 10
1.3.1 Классификация Адама Кендона 10
1.3.2 Классификация Дэвида Макнилла 12
1.3.3 Критика классификаций 13
1.4 Жесты носителей русского языка 13
1.4.1 Дейктические или указательные жесты 14
1.4.2 Иконические или изобразительные жесты 15
1.4.3 Отрицательные жесты 15
1.5 Эмоции и мимические жесты 16
1.5.1 Формы и функции мимических жестов: глаза 17
1.5.2 Формы и функции мимических жестов: брови 19
1.5.3 Формы и функции мимических жестов: губы 20
1.5.4 Формы и функции мимических жестов: нос 21
1.6 Русскоязычный эмоциональный корпус 21
1.7 Выводы к главе 1 23
Глава 2. Детская жестикуляция и речь 25
2.1 Использование жестов детьми 25
2.2 Связь жестикуляции с развитием детской речи 26
2.3 Выводы к главе 2 31
Глава 3. Роль жестов и мимики в порождении неподготовленного нарратива русскоязычными детьми 33
3.1 Участники и дизайн эксперимента 33
3.1.1 Участники 33
3.1.2 Процедура 33
3.2 Анализ материала 35
3.2.1 Разметка 35
3.2.2 Кодирование речи 35
3.3 Результаты: жестикуляция участников во время порождения нарратива 36
3.3.1 Первая возрастная группа 37
3.3.2 Вторая возрастная группа 39
3.3.3 Третья возрастная группа 41
3.4 Результаты: имитирование участниками мимики и движений персонажей 43
3.4.1 Первая возрастная группа 43
3.4.2 Вторая возрастная группа 44
3.4.3 Третья возрастная группа 44
3.5 Результаты: участники, не использовавшие жестикуляцию и мимику 45
3.6. Классификация жестов 46
3.7 Роль жестикуляции и мимики 49
3.8 Выводы к главе 3 51
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение №1. Невербальные действия персонажей в мультфильме 62
Приложение №2. Использование мимики и жестикуляции во время нарратива 63
Невербальная коммуникация является одной из важнейших областей функционирования языка. Мимика, жестикуляция, язык жестов, знаковые позы, взгляды и касания – все это неотъемлемая часть коммуникации, без изучения и анализа которой нельзя составить полную модель функционирования текста в живой речи. Научный интерес к роли жестикуляции в процессе передачи и восприятия информации не утихает на протяжении десятков лет, однако мимика и жестикуляция в коммуникации русскоязычных старших дошкольников изучена значительно менее подробно, чем у взрослых. Многое известно об использовании детьми в раннем возрасте дейктических жестов, таких как указывание, но гораздо меньше известно об использовании ими других типов коммуникативных жестов, особенно знаковых или символических. Важным является вопрос, производят ли дети в процессе коммуникации жесты для информирования адресата, для создания ориентиров в словарном запасе или же их целью является исключительно имитирование жестикуляции и мимики персонажей их повествования. Многие исследователи утверждают, что жесты, порождаемые во время нарратива, играют важнейшую роль в целостности повествования, формулировании высказываний и беглости речи. Отсутствие исследований, которые безусловно подтверждали или опровергали бы верность этих теорий, обосновывает актуальность данной работы.
Насколько нам известно, ранее исследования, посвященные изучению жестикуляции и мимики русскоязычных детей старше 4-х лет в условиях неподготовленного нарратива, с целью анализа взаимосвязи жестикуляции и уровня развития речи не проводились, что обеспечивает новизну данной работы.
Объектом исследования является невербальная коммуникация в детской речи. Предмет исследования – мимика и жестикуляция детей при порождении неподготовленного устного нарратива.
Цель работы– описать мимику и жестикуляцию русскоязычных дошкольников трех возрастных групп при порождении неподготовленного устного нарратива и определить их функции.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования;
2. Провести разметку и аннотирование видеозаписей детей трех возрастных групп в процессе порождения неподготовленного устного нарратива;
3. Описать мимику и жестикуляцию детей;
4. Сопоставить мимику и жестикуляцию детей по трем возрастным группам;
5. Определить роль мимики и жестикуляции при порождении спонтанного нарратива, соотнеся их с вербальной составляющей.
Материал: экспериментальные видеозаписи детей трех возрастных групп (группа 1: от 4 лет 7 месяцев до 5 лет 6 месяцев; группа 2: от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев; группа 3: от 6 лет 8 месяцев до 7 лет 1 месяца) во время порождения ими неподготовленных устных нарративов, собранных для корпуса «Кондуит» [Эйсмонт 2017].
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: аннотирование видеозаписей детей по шаблону, разработанному при создании «Русского эмоционального корпуса» [Kotov, Budyanskaya 2012], что позволит в дальнейшем сопоставить полученные результаты с функционированием мимики и жестикуляции в неподготовленном устном нарративе взрослых носителей русского языка; сравнительный метод по возрастным группам; описательный метод.
Теоретическая значимость работы состоит в описании функций мимики и жестов в порождении неподготовленного устного нарратива русскоязычными детьми старшего дошкольного возраста и их взаимосвязи с беглостью и целостностью речи, что может помочь в дальнейшем изучении процесса коммуникации.
Практическая значимость заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке методов развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Насколько нам известно, ранее исследования, посвященные изучению жестикуляции и мимики русскоязычных детей старше 4-х лет в условиях неподготовленного нарратива, с целью анализа взаимосвязи жестикуляции и уровня развития речи не проводились, что обеспечивает новизну данной работы.
Объектом исследования является невербальная коммуникация в детской речи. Предмет исследования – мимика и жестикуляция детей при порождении неподготовленного устного нарратива.
Цель работы– описать мимику и жестикуляцию русскоязычных дошкольников трех возрастных групп при порождении неподготовленного устного нарратива и определить их функции.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования;
2. Провести разметку и аннотирование видеозаписей детей трех возрастных групп в процессе порождения неподготовленного устного нарратива;
3. Описать мимику и жестикуляцию детей;
4. Сопоставить мимику и жестикуляцию детей по трем возрастным группам;
5. Определить роль мимики и жестикуляции при порождении спонтанного нарратива, соотнеся их с вербальной составляющей.
Материал: экспериментальные видеозаписи детей трех возрастных групп (группа 1: от 4 лет 7 месяцев до 5 лет 6 месяцев; группа 2: от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев; группа 3: от 6 лет 8 месяцев до 7 лет 1 месяца) во время порождения ими неподготовленных устных нарративов, собранных для корпуса «Кондуит» [Эйсмонт 2017].
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: аннотирование видеозаписей детей по шаблону, разработанному при создании «Русского эмоционального корпуса» [Kotov, Budyanskaya 2012], что позволит в дальнейшем сопоставить полученные результаты с функционированием мимики и жестикуляции в неподготовленном устном нарративе взрослых носителей русского языка; сравнительный метод по возрастным группам; описательный метод.
Теоретическая значимость работы состоит в описании функций мимики и жестов в порождении неподготовленного устного нарратива русскоязычными детьми старшего дошкольного возраста и их взаимосвязи с беглостью и целостностью речи, что может помочь в дальнейшем изучении процесса коммуникации.
Практическая значимость заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке методов развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Целью описанного в работе исследования являлось определение роли мимики и жестикуляции в построении неподготовленного устного нарратива, с учетом предположений, сформулированных в зарубежных исследованиях сопровождающей нарратив детской жестикуляции, сопровождающей нарратив. В основе нашего исследования лежало предположение о том, что жестикуляция и мимика в процессе порождения нарратива взаимосвязаны со сложностью структуры и продолжительностью рассказа, а также развитостью и беглостью речи.
Для проверки данного предположения мы провели анализ случайным образом отобранных из всего корпуса «Кондуит» видеозаписей 30 детей трех возрастных групп: в первую группу входили 10 детей возрастом от 4 лет 7 месяцев до 5 лет 6 месяцев, во второй группе также было 10 детей в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев, и третья группа состояла из 10 детей возрастом от 6 лет 8 месяцев до 7 лет 1 месяца. В первой группе были четыре мальчика и шесть девочек, во второй и третьей группах по три мальчика и семь девочек. Все дети являлись старшими дошкольниками. Аннотирование данных осуществлялось при помощи программного обеспечения ELANпо шаблону разметки русскоязычного эмоционального корпуса версии 2.2. Перед участниками исследования стояла задача посмотреть мультфильм в беззвучном режиме и рассказать о событиях, которые происходили в нем. Мы проанализировали все жесты и мимические имитации персонажей, которые производили дети, а также предложили их классификацию. Также мы рассчитали показатель языковой продуктивностиMLU, благодаря которому оценили степень развитости речи участников.
По результатам анализа мы обнаружили, что в трех возрастных группах активно используют жестикуляцию 11 участников, а имитируют поведение персонажей 13 участников, причем некоторые участники и производили жесты и имитировали персонажей. Показатель языковой продуктивности этих участников значительно выше среднего, они обладают довольно развитой и беглой речью, порождая сложноорганизованные нарративы с четкой композицией, и включают в свои рассказы точные описания событий и дополнительных деталей, а также их рассказы осложнены различными дискурсивными актами. 14 участников исследования не использовали жестикуляцию. Анализ их нарративов показал, что показатель языковой продуктивности ниже 5, так как они порождают короткие и простые истории, опуская большинство событий и делателей, не используют дискурсивные акты объяснения, домысливания и комментирования, а речь их медленная.
Также мы выявили, что жесты использовались в качестве замены пропущенных в нарративе лексем. Участники прибегали к жестикуляции и в тех случаях, когда не могли более точно сформулировать высказывания для описания происходящих в мультфильме событий. Жесты также участвуют в усилении сравнений, при сопровождении содержащих их высказываний, так как жестикуляция помогает детям более наглядно выразить сравнительные обороты. Еще одна важная роль мимики и жестов заключается в том, что дети могут невербально выражать свое мнение и отношение к событиям и персонажам мультфильма, при этом не включая эти оценки в нарратив.18 участников умилялись персонажами, выражая это при помощи таких мимических жестов как улыбка, смех и прищур. Одна участница, умиляясь ушкам котенка использовала иконический жест для их изображения. 8 участников выражали сочувствие персонажам при помощи мимических жестов – поднятых вверх бровей, широко раскрытых глаз, открытого рта. 11 участников выражали удивление, используя мимический жест «поднять брови». 7 участников выражали непонимание содержания мультфильма при помощи жестов «хмурит брови» или разведенных в стороны рук.
Данная работа является первым исследованием, посвященным исследованию роли жестикуляции и мимики в порождении нарратива русскоязычными детьми старшего дошкольного возраста и поэтому оно не лишено некоторых недоработок. Также ввиду малого количества испытуемых дать статистический анализ корреляций и зависимостей не представляется возможным, пока это только наблюдения и тенденции. Но мы считаем, что основной результат достигнут, поскольку мы описали используемые русскоязычными детьми дошкольного возраста при порождении неподготовленного извлеченного нарратива жесты и мимические действия и получили довольно четкие данные о наличии связи между использованием детьми жестикуляции и мимики и структурой их нарративов.
В ходе дальнейших исследований необходимо провести более детальный анализ жестикуляции и мимики у большего числа испытуемых, сопоставив детскую и взрослую жестикуляцию носителей русского языка.
Для проверки данного предположения мы провели анализ случайным образом отобранных из всего корпуса «Кондуит» видеозаписей 30 детей трех возрастных групп: в первую группу входили 10 детей возрастом от 4 лет 7 месяцев до 5 лет 6 месяцев, во второй группе также было 10 детей в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев, и третья группа состояла из 10 детей возрастом от 6 лет 8 месяцев до 7 лет 1 месяца. В первой группе были четыре мальчика и шесть девочек, во второй и третьей группах по три мальчика и семь девочек. Все дети являлись старшими дошкольниками. Аннотирование данных осуществлялось при помощи программного обеспечения ELANпо шаблону разметки русскоязычного эмоционального корпуса версии 2.2. Перед участниками исследования стояла задача посмотреть мультфильм в беззвучном режиме и рассказать о событиях, которые происходили в нем. Мы проанализировали все жесты и мимические имитации персонажей, которые производили дети, а также предложили их классификацию. Также мы рассчитали показатель языковой продуктивностиMLU, благодаря которому оценили степень развитости речи участников.
По результатам анализа мы обнаружили, что в трех возрастных группах активно используют жестикуляцию 11 участников, а имитируют поведение персонажей 13 участников, причем некоторые участники и производили жесты и имитировали персонажей. Показатель языковой продуктивности этих участников значительно выше среднего, они обладают довольно развитой и беглой речью, порождая сложноорганизованные нарративы с четкой композицией, и включают в свои рассказы точные описания событий и дополнительных деталей, а также их рассказы осложнены различными дискурсивными актами. 14 участников исследования не использовали жестикуляцию. Анализ их нарративов показал, что показатель языковой продуктивности ниже 5, так как они порождают короткие и простые истории, опуская большинство событий и делателей, не используют дискурсивные акты объяснения, домысливания и комментирования, а речь их медленная.
Также мы выявили, что жесты использовались в качестве замены пропущенных в нарративе лексем. Участники прибегали к жестикуляции и в тех случаях, когда не могли более точно сформулировать высказывания для описания происходящих в мультфильме событий. Жесты также участвуют в усилении сравнений, при сопровождении содержащих их высказываний, так как жестикуляция помогает детям более наглядно выразить сравнительные обороты. Еще одна важная роль мимики и жестов заключается в том, что дети могут невербально выражать свое мнение и отношение к событиям и персонажам мультфильма, при этом не включая эти оценки в нарратив.18 участников умилялись персонажами, выражая это при помощи таких мимических жестов как улыбка, смех и прищур. Одна участница, умиляясь ушкам котенка использовала иконический жест для их изображения. 8 участников выражали сочувствие персонажам при помощи мимических жестов – поднятых вверх бровей, широко раскрытых глаз, открытого рта. 11 участников выражали удивление, используя мимический жест «поднять брови». 7 участников выражали непонимание содержания мультфильма при помощи жестов «хмурит брови» или разведенных в стороны рук.
Данная работа является первым исследованием, посвященным исследованию роли жестикуляции и мимики в порождении нарратива русскоязычными детьми старшего дошкольного возраста и поэтому оно не лишено некоторых недоработок. Также ввиду малого количества испытуемых дать статистический анализ корреляций и зависимостей не представляется возможным, пока это только наблюдения и тенденции. Но мы считаем, что основной результат достигнут, поскольку мы описали используемые русскоязычными детьми дошкольного возраста при порождении неподготовленного извлеченного нарратива жесты и мимические действия и получили довольно четкие данные о наличии связи между использованием детьми жестикуляции и мимики и структурой их нарративов.
В ходе дальнейших исследований необходимо провести более детальный анализ жестикуляции и мимики у большего числа испытуемых, сопоставив детскую и взрослую жестикуляцию носителей русского языка.



