Введение 5
Глава 1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ КОМПАНИЙ: РОЛЬ
ФИНАНСОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ 10
1.1. Процесс принятия инвестиционных решений: базовые принципы 10
1.2. Инвестиции в основной капитал России: текущее положение 12
1.3. Машиностроительный комплекс России 14
1.3.1. Обзор машиностроительного комплекса 14
1.3.2. Проблемы машиностроительного комплекса России 17
1.3.3. Инвестиционная деятельность предприятий машиностроительного
комплекса: характеристика и особенности 18
1.4. Проблематика связи финансовых ограничений и инвестиционных решений компаний 27
1.4.1. Определение финансовых ограничений 27
1.4.2. Связь финансовых ограничений и инвестиционной политики
компаний: обзор исследований 28
1.5. Формирование исследовательских гипотез 41
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ НАЛИЧИЯ ФИНАНСОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ КОМПАНИЙ 44
2.1. Методология исследования 44
2.2. Формирование выборки 45
2.3. Результаты регрессионного анализа для тестирования модели ликвидности 47
2.4. Многофакторная кластеризация: выделение подгрупп в соответствии с
факторами финансовых ограничений 49
2.5. Результаты эмпирического анализа 55
2.6. Выводы 58
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 68
Существуют два основных источника финансирования инвестиций - собственные и заемные. Актуальность исследования связи между финансовыми ограничениями и инвестиционными решениями компаний машиностроительной отрасли обусловлена следующим: на несовершенном рынке капитала в условиях информационной асимметрии привлечение внешнего финансирования может становиться дорогим либо в целом недоступным источником капитала для предприятий.
Проблематика влияния факторов финансовых ограничений на инвестиционную политику затрагивается во многих существующих исследованиях. Одним из ключевых вопросов данных работ является определение прокси-переменных финансовой ограниченности предприятий, что связано с ненаблюдаемым характером данной переменной. В более ранних исследованиях авторы выбирали факторы, влияющие на степень финансовой ограниченности, например размер компании, возраст, коэффициент дивидендных выплат, и проводили классификацию компаний на более и менее ограниченные с финансовой точки зрения. Последующие работы использовали построение мультифакторного индекса, определяющего принадлежность компании к определенной подгруппе (например, используя кластерный анализ).
Многие исследователи предполагали, что инвестиционные решения компаний варьируются в зависимости от уровня внутренних источников финансирования при разном уровне финансовых ограничений: компании, сталкивающиеся с ограничением внутреннего финансирования, вынуждены снижать капитальные затраты.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию связи финансовых ограничений и инвестиционных решений российских машиностроительных компаний. Формат работы представляет собой эмпирическое исследование, его цель можно сформулировать следующим образом: определить характер связи между финансовыми ограничениями и инвестиционными решениями компаний машиностроительного комплекса. Для её достижения будет произведен обоснованный выбор прокси-переменных для выявления наличия финансовой ограниченности компаний.
Машиностроительный комплекс - это совокупность важнейших отраслей промышленности, являющихся важной составляющей экономики страны. Уровень развития машиностроительной отрасли определяет важнейшие удельные показатели ВВП страны и, следовательно, конкурентоспособность выпускаемой продукции, а также является фактором экономического благосостояния страны, определяя её позицию на мировой арене1.
Отрасль машиностроения как часть машиностроительного комплекса связана со многими отраслями, так как конечный продукт данного комплекса используется в них в качестве средств производства. Что немаловажно, машиностроение формирует индустриальную базу военно-промышленного комплекса, обеспечивает
обороноспособность страны и является объектом внедрения достижений научнотехнических разработок2.
В текущих условиях машиностроительный комплекс испытывает ряд существенных трудностей, требующих пристального внимания со стороны компаний и государства. Среди них выделяют значительный износ основных фондов и низкий уровень обновления и модернизации оборудования. Кроме того, многие машиностроительные предприятия ведут достаточно консервативный образ деятельности, что связано с глубокой специализацией производства, рассчитанной на устойчивый сбыт и гарантированное длительное сотрудничество с заказчиками. Такое отсутствие гибкости лишает предприятия возможности использовать всю свою производственную мощность, выполняя новые заказы, что приводит к простоям и старению оборудования, причем как физическому, так и технологическому.
Отсюда вытекает новая проблема: высокая изношенность оборудования, производящего зачастую узкоспециализированную невостребованную у широкого круга потребителей продукцию, приводит к инвестиционной непривлекательности производств машиностроительной отрасли.
Решение перечисленных проблем - процесс дорогостоящий и трудозатратный. Износ и техническая отсталость предприятий машиностроительного комплекса требует большого объема капитальных инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости, государственной поддержки на законодательном уровне и выстраивания грамотной инвестиционной политики со стороны менеджмента3.
Для достижения цели ВКР были выполнены следующие задачи:
1) Изучение текущего состояния процесса инвестирования российских компаний в основной капитал;
2) Изучение особенностей инвестиционной деятельности предприятий машиностроительного комплекса;
3) Выявление существующих проблем предприятий машиностроительной отрасли;
4) Изучение существующих подходов к определению финансовых ограничений и выбору прокси-переменных;
5) Осуществление обзора классических работ и современных исследований на тему влияния факторов финансовых ограничений на инвестиционные решения компаний;
6) Проведение эмпирического исследования с целью протестировать модель ликвидности, выбрать факторы, отражающие степень финансовой ограниченность компаний и провести кластеризацию фирм на две подгруппы, а также установить наличие связи между капитальными вложениями компаний и внутренними источниками финансирования с учетом их степени ограниченности;
7) Анализ полученных результатов и формулировка прикладных выводов.....
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось определение характера связи между финансовыми ограничениями и инвестиционными решениями компаний машиностроительного комплекса. Вспомогательным этапом было обоснование выбора прокси-переменных для выявления наличия финансовой ограниченности компаний машиностроительного сектора.
В первой главе работы было рассмотрено текущее состояние в области инвестирования в основной капитал компаниями Российской Федерации, был подробно описан машиностроительный комплекс России: его составляющие, значимость как сектора экономики, практика инвестиционной деятельности предприятий машиностроительного комплекса и существующие проблемы. Далее было дано определение понятию финансовых ограничений компаний и представлены существующие подходы к их определению и выбору прокси-переменных для их измерения. После был приведен обзор исследований на тему связи финансовых ограничений и инвестиционных решений компаний. В основу анализа легли как классические работы [Fazzari, Hubbard, Petersen, 1988], [Kaplan, Zingales, 1997], [Whited, Wu, 2006], так и современные исследования [Черкасова, Теплова, 2013], [Kuzmicheva, 2014]. Проведённый в первой главе обзор лёг в основу сформулированных в данной работе гипотез.
Вторая глава непосредственно посвящена эмпирическому исследованию. Вначале приводятся описательная статистика переменных и процесс формирования выборки, после чего для компаний машиностроительной отрасли тестируется базовая модель ликвидности (проверка гипотезы 1 и гипотезы 2). Далее описывается процесс многофакторной кластеризации компаний с целью создать фиктивную переменную, принимающую значение «1» в случае, если компания столкнулась с финансовыми ограничениями, и значение «0» при отсутствии факта финансовой ограниченности. Заключительный этапом являлась проверка ключевой гипотезы исследования (гипотеза 3) и интерпретация полученных результатов.
По результатам исследования для компаний машиностроительного сектора были получены следующие результаты.
Во-первых, связь между уровнем капитальных вложений и внутренним денежным потоком компаний машиностроительной отрасли на рассматриваемом периоде 2010-2020 гг. имеет нелинейный (U-образный) вид. Выявленная зависимость отражает возможную особенность процесса инвестирования компаний машиностроительного сектора: при наличии у компаний существенных денежных потоков с ростом внутренних источников финансирования увеличиваются инвестиции в основные фонды; в ситуации достаточно ограниченных денежных потоков при постепенном снижении уровня внутренних источников финансирования компании, по всей видимости, стремятся осуществлять большие капитальные затраты, тем самым добиваться большей производительности и в дальнейшем выходить из ситуации финансовой ограниченности.
Во-вторых, для компаний машиностроительной отрасли такие показатели как размер компании и коэффициент дивидендных выплат действительно можно использовать в качестве прокси-переменных, отражающих факт финансовой ограниченности предприятия. Кроме того, показатели текущей ликвидности и рентабельности по чистой прибыли больше для компаний, не сталкивающихся с финансовыми ограничениями.
В-третьих, для российских машиностроительных компаний факт наличия финансовых ограниченности не влияет на характер связи между внутренним денежным потоком и капитальными вложениями - она остается нелинейной.
Практические выводы данного исследования потенциально интересны сразу нескольким заинтересованным сторонам компаний.
В первую очередь стоит вспомнить, что значительная часть компаний машиностроительной отрасли входит в состав ряда крупнейших корпораций как, например, «Ростех» или «Трансмашхолдинг», созданных с целью содействовать в разработке и производстве промышленной продукции гражданского и военного назначения. Одной из ключевых задач корпораций является проведение технологической модернизации производства, так что процесс выявления компаний, сталкивающихся с финансовыми ограничениями, влияющими на уровень их капитальных вложений, особенно важен материнской структуре для разработки эффективной политики в области управления и оказания финансовой поддержки предприятиям холдинга.
Кроме того, данная проблематика потенциально интересна кредиторам - крупнейшим банкам. Понимание реальной картины факторов, характеризующих наличие финансовой ограниченности у компаний отрасли, а также связи финансовой ограниченности с инвестиционными решениями компаний-заемщиков, может способствовать более рациональным решениям о предоставлении/продолжении финансирования.
Возможным направлением дальнейших исследований является поиск дополнительных факторов, свидетельствующих о финансовой ограниченности компаний, и выявление новых показателей, оказывающих значительное влияние на принятие компаниями машиностроительной отрасли решений об инвестировании в основные фонды.
1. Берджес, Д. Ф. Основы управления малым бизнесом / Д. Ф. Берджес, Д. Штайнхофф. - М.: Бином, 1997. - 426 с.
2. Бланк, И. А. Инвестиционный менеджмент: учебный курс для вузов. - К.: НикаЦентр, 2001. - 448 с.
3. Буткова, О. В. Повышение эффективности использования основных средств на предприятиях АПК Ростовской области: основные проблемы / О. В. Буткова, И. А. Кривенко // Концепт. - 2018. - №. 10. - С. 261-267.
4. Бухалков, М. Амортизация как инструмент эффективного использования производственных фондов в машиностроении / М. Бухалков, Е. Сафронов // Организатор производства. - 2008. - №. 2. - С. 62-68.
5. Воздействие пандемии COVID-19 на промышленность и экологию [Электронный ресурс] / Счетная палата Российской Федерации. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-prom.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
6. Задорожная А. Н. Теоретические и практические аспекты формирования оптимальной структуры капитала компании. - Омск: типография ООО «ЮНЗ», 2015. - 175 с.
7. Инвестиции в основной капитал В Российской Федерации в 2020 году
[Электронный ресурс] / Росстат. - Режим доступа:
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SRseY8Jp/inv_osn2020.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
8. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс] / Банк России. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SRseY8Jp/inv_osn2020.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
9. Капитальные затраты или операционные расходы? [Электронный ресурс] / ИД «Методология». - Режим доступа: https://finotchet.ru/articles/970/, свободный. - Загл. с экрана.
10. Кластеризация: алгоритмы k-means [Электронный ресурс] / Habr. - Режим доступа: https://habr.com/ru/post/67078/, свободный. - Загл. с экрана.
11. Кластеризация: метод k-средних [Электронный ресурс] / Академия Анализа
Данных. - Режим доступа: http://statistica.ru/theory/klasterizatsiya-metod-k-
srednikh/, свободный. - Загл. с экрана.
12. Климанов, Р. И. Неопределенность и риск при принятии инвестиционных решений // Статистика и экономика. - 2011. - №. 1. - С. 70-73.
13. Кобзев, В. В. Состояние машиностроительного комплекса, проблемы и особенности воспроизводства основных фондов / В. В. Кобзев, М. К. Измайлов // Организатор производства. - 2017. - Т. 25. - №. 1. - С. 69-83.
14. Кобзев, В. В. Тенденции использования и обновления основных средств российских машиностроительных предприятий / В. В. Кобзев, М. К. Измайлов // Организатор производства. - 2020. - Т. 28. - № 3. - С. 52-62.
15. Коэффициент выплаты дивидендов [Электронный ресурс] / Инвестопедия. - Режим доступа: http://investassist.ru/terms/dividend-payout-ratio, свободный. - Загл. с экрана.