Введение 2
1. Феномен “смысла” и экзистенциальный анализ 9
1.1 Виктор Франкл и категория смысла в контексте логотерапии 9
1.2 Смысл как “ценность” и смысл как “подлинное” 18
2. Пограничная ситуация и ее связь с обнаружением подлинности 28
2.1 «Осевое время» как метафора переориентации человека 28
2.2 Философия Карла Ясперса и понятие “пограничной ситуации” 32
3. Диалектическая взаимосвязь феноменов “подлинного” и “неподлинного” 45
3.1 Статус диалектического противоречия “подлинного” и “неподлинного” 45
3.2 Стремление к “подлинному” в свете онтико-онтологического различия 51
4. Возможные основания для возникновения диалектической
противоречивости 57
4.1 Феномен “моего тела” и пограничная ситуация 59
4.2 Переосмысление статуса свободы в пограничной ситуации как основание
диалектического противоречия 66
Заключение 74
Список источников и литературы 82
Проблема поиска смысла, будь то личного или смысла жизни, - одна из ключевых проблем философии. Смысл жизни ищут как в глубинных основаниях жизни, так и оставляют на откуп самому субъекту, созидающему и творящему. Ситуация бессмысленности сопровождает философа постоянно. Но не только философа. Как показал в 20 веке и чем приоткрыл глаза на многие болезни своего века Виктор Франкл - смысл является самой первичной категорией; из-за фрустрации воли к смыслу в результате экзистенциального вакуума человек не способен быть собой; человек обречен испытывать страдание, подменяя отсутствие смысла отсутствием тех других более простых категорий, нахождение которых тем не менее не способно принести удовлетворение. Позиция Виктора Франкла оказывается очень близка к позиции Карла Ясперса, экзистенциального философа. Воля к смыслу, стремление, способность задумываться и сомневаться в том, что вообще имеется какой-то смысл, - то, что определяет человека, выделяет его из всех живых существ. Эту особенность человеческой сущности нельзя понять в отрыве от особенности его существования - трансцендентности. Как люди, мы всегда стремимся выйти за пределы, говорит нам Ясперс. Во всех его рассуждениях присутствует некоторый толчок к осмысленности, осознанию, просветление экзистенции, выталкивающее человека к подлинности, подлинному бытию. В этом смысле быть человеком, значит, быть обреченным на поиск смысла. Смысл как единственное и неповторимое оборачивается необходимой данностью.
Большинство людей могут удовлетворяться преходящими смыслами, другим и вовсе достаточно ограничить себя стабильной иерархией ценностных категорий, и безо всякого вопрошания всю дальнейшую жизнь пребывать в неизменном согласии с ними. Виктор Франкл, к примеру, выстраивает свою логотерапию, ориентируясь на изначально ему присущую странную уверенность во всеобщей осмысленности жизни. Но есть те, кто не может удовлетвориться ничем преходящим, им не понятен знак равенства между смыслом и высшей ценностью. Философия религии, философская антропология, психоанализ, философия жизни, экзистенциализм - каждое из этих направлений по своему решает проблему смысла: с помощью принципа удовольствия, с помощью духовных основ, самой жизни, с помощью отрицания существования смысла жизни, с помощью Бога. И однако немногие уделяют внимание исключительному человеческому бытию, которое, обнаруживая для себя, или принимая, или созидая тот или иной смысл, тем не менее выходит за пределы к той подлинности, которая не может удовлетвориться найденным.
Нашей целью потому является не очередной поиск философского ответа на вопрос о смысле жизни, и мы не начинаем с уверенности во всеобщей осмысленности жизни. Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить, откуда берет свои корни феномен смысла, вдруг в какой-то момент жизни возникая в сознании человека, и что происходит на предельной границе, когда он спрашивает себя: “подлинный ли тот смысл, который я нашел, которым я живу?”. Более того, нас интересует то, каким образом бытие человека в его же собственном сознании вдруг подразделяется на подлинное и неподлинное, каков тот опыт, который переживает сознание, вдруг обнаруживая для себя некоторое абсолютное, и в чем состоит связь этого опыта с экзистенциальной обреченностью на поиск смысла.
К задачам исследования относятся:
• прояснение самого смысла феномена «смысл» 1
• определение отношений между феноменом “поиска смысла” и феноменом “стремления к подлинному”
• поиск особенного субъективного опыта, который бы являлся основанием раскола в сознании субъекта на подлинное и неподлинное
• описание диалектического противоречия подлинного и неподлинного;
• переосмысление феномена “стремления к подлинному”
онтико-онтологического различия;
• объяснение, каким образом пограничная ситуация образует в человеческом сознании дихотомию подлинного и неподлинного.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, систематизация, синтез, сравнение и обобщение теоретических данных.
Объектом исследования, соответственно, является феномен смысла, а предметом - возникновение феномена смысла в сознании и его связь с разделением бытия человека в его сознании на подлинное и неподлинное.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования открывают возможность для преодоления односторонности представления о феномене “смысла”, его возникновении в сознании человека, что способствует формированию более полного теоретического образа феномена “смысл”, а также концепций подлинного и неподлинного бытия человека. Практическая значимость работы обуславливается актуальными задачами самоопределения человека в его поисках бесконечного, абсолютного, подлинного. Более того, материалы работы (такие как, например, более точное разделение порядков смысла, аналитика пограничных ситуаций) могут быть использованы в качестве теоретических материалов для создания новых методов в психотерапии по взаимодействию с исключительными пациентами.
Структура работы состоит из четырех глав: “Феномен “смысла” и экзистенциальный анализ”, “Пограничная ситуация и ее связь с обнаружением подлинности”, “Диалектическая взаимосвязь феноменов “подлинного” и “неподлинного””, “Возможные основания для возникновения диалектической противоречивости”.....
В заключение хочется осветить те этапы, по которым осознанно или неосознанно продвигалась наша исследовательская мысль и выводы, к которым мы в результате пришли.
Все началось с вопроса о том, может ли быть чем-то большим поиск смысла, чем стремлением найти абсолютную ценность. Радикальное несогласие с тезисом Франкла о том, что в каждом из случаев логотерапевт способен помочь больному обнаружить его подлинный смысл смешалось с неприятием его позиции относительно изначальной уверенности во всеобщей осмысленности жизни. Все это натолкнуло на мысль о неправомерности такого метода как логотерапия. Не утрачивает ли в случае подобного лечения выздоравливающий “от смысла” человек свою исконную человеческую суть -” стремление выйти за пределы”, о которой писали и пишут многие, например, те же Карл Ясперс и Ницше, Марсель, о которых мы много говорим на протяжении всей работы?
Мы выяснили, что поиск смысла не всегда равен поиску абсолютной ценности. То, что смысл воспринимается почти за то же самое, что и абсолютная ценность, мы находим в теории логотерапии Виктора Франкла. И однако это не одно и тоже. Если бы нахождение смысла приравнивалось к абсолютной ценности, тогда люди могли бы удовлетворяться в полной мере, выстроив себе единожды аксиосферу, задав необходимые параметры приоритетнсти одного над другим. От того, что мы будем пытаться насильно заставлять себя верить в то, что смысл творчества в самом творчестве, ощущения того, что мы говорим именно о подлинном смысле, вряд ли появится.
В результате мы пришли к выводу о том, что в состоянии экзистенциального вакуума, или, как многие бы сказали, простого, обыденного существования, стремление к смыслу действительно имеет место быть, и обретение его может свестись к простому обретению ценности. Но когда целью человека не является обыденное существование, удовлетворение потребностей и прочее, а нечто высшее, когда модусом его существования выступает духовное, философское, стремление к смыслу приобретает вид стремления к подлинности, к той подлинности, диалектическое отношение которой к неподлинности и заставляет человека всякий раз узнавать себя в становлении человеком, не останавливаться, а продолжать движение, всякий раз выступая за собственные пределы.
Во второй главе мы искали тот опыт, который радикально бы отличался от опыта обыденного существования и предположили, что таким опытом может быть пограничная ситуация, которая особым образом переориентирует человека, которая сама есть особый способ бытия, раскрывающийся как присутствие. Мы прибегли к концепции “осевого времени” Ясперса как в метафоре пограничной ситуации, чтобы показать раскол, произошедший в сознании субъекта. Этот особый опыт присутствия, когда экзистенция выталкивает человека в направлении трансценденции, непознаваемого, позволяет ощутить, или увидеть то непосредственно близкое, бывшее чуждым, которое теперь, в пограничной ситуации есть будто сам “ты”, сам мир, сами “вещи”.
Кроме этого благодаря анализу философии Ясперса и его концепта пограничной ситуации мы выяснили, в каких отношениях находятся смысл и пограничная ситуация, по его мнению. Вне пограничной ситуации экзистенция свободна, и вмешательство разума необходимо, чтобы наполнить обычные ситуации смыслом. А внутри пограничной ситуации наполнение смыслом оказывается каким-то образом невозможно, потому что это пространство без всего, пространство чистого парения на пути к трансценденции.
Поиск подлинного движет человеком, а неподлинное оказывается единственной реальностью, которую человек может охватить. В этом и состоит диалектика подлинного и неподлинного, которую мы за неимением других методов постарались развить в форме описания в третьей главе. Оставалось лишь предположить, что мы не имеем возможности в виду своего «человеческого» положения, определить статус этого стремления к подлинному. Поскольку пытаясь вписать его в какой бы то ни было проект, пусть то будет даже трансцендентальный проект Карла Ясперса, мы всякий раз наткнемся на ужасающую противоречивость, могущую вывернуть наизнанку всякое подобное вписывание....
1. Визгин В.П. Философия свободы Габриэля Марселя: темы и вариации / В. П. Визгин. — Санкт-Петербург: Мир, 2008. — 709, [1] с. — Текст: непосредственный
2. Кречетова М. Ю. Различение "подлинного" и "неподлинного" бытия у С. Леви-Строс, Клод. Первобытное мышление / Клод Леви-Строс; [перевод, вступительная статья и примечания А. Б. Островского]. — Москва : Республика, 1994. — 382,[2] с. . — ISBN 5-250-01662-6. — Текст: непосредственный
3. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. / С. Кьеркегор; перевод с датского Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. — Москва: Академический проект, 2012. — 157 с. — ISBN 978-5-8291-1561-6. — Текст: непосредственный
4. М. Хайдеггер: pro et contra, антология / научный редактор. Ю. М. Романенко; вступительная статья Ю. М. Романенко, С.А. Коначева, А. Б. Паткуль, [и др.]. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: РХГА, 2020. — 1152 с. — (Русский Путь). — ISBN 978-5-907309-09-8. — Текст: непосредственный
5. Мамардашвили, Мераб Константинович. Психологическая топология пути : М. Пруст "В поисках утраченного времени" : [лекции] / Мераб Мамардашвили. — Санкт-Петербург : Журнал "Нева", 1997. — 568, [3] с. — ISBN 5-88812-049-9. — Текст: непосредственный
6. Марсель Г. Быть и иметь // Г. Марсель;перевод с французского И. Н. Полонской . — Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. — 160 с. — ISBN 5-7593-0032-6. — Текст: непосредственный
7. Марсель Габриэль О смелости в метафизике / Габриэль Марсель ; [перевод с французского, вступительная статья, примечания. В. П. Визгина]. — Санкт-Петербург : Наука, 2012. — 409, [2] с.— ISBN 978-5-02-037119-4. — Текст: непосредственный
8. Марсель, Габриэль . Метафизический дневник / Габриэль Марсель ; перевод с французского. В. Ю. Быстрова. — Санкт-Петербург : Наука, 2005. - 586, [1] с. — Текст: непосредственный
9. Марсель, Габриэль. Опыт конкретной философии / Габриэль Марсель ; [перевод с французского В. П. Большакова и В. П. Визгина]. — Москва : Республика, 2004. — 222, [2] с. — ISBN 5-250-01887-4. — Текст: непосредственный
10. Метлов В.И. Что называется диалектикой/ В. И Метлов. — Текст: непосредственный. // Метафизика, 2019. № 4 (34). — С. 53-61
11. Плеснер, Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию научное издание / Х. Плеснер; перевод и предисловие А. Г. Гаджикурбанова. — Москва : РОССПЭН, 2004. — 367 с. — (Книга света). — ISBN 5-8243-0510-2. — Текст: непосредственный
12. (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / составитель С.Шолохова, А.Ямпольская. —Москва: Академический проект; Гаудеамус, 2014. — 288 с. . — Текст: непосредственный
13. Проблема человека в западной философии : сборник: перевод с английского, немецкого, французского / составитель и послесловие. П. С. Гуревича. — Москва : Прогресс, 1988. — 544,[ 2] с. . — Текст: непосредственный
14. Смысл жизни : антология / общая редакция, составитель, [автор предисловия и примечания] Н. К. Гаврюшин. — Москва : Прогресс-Культура, 1994. — 591 c.- ISBN 5-01-003686-X. — Текст: непосредственный
15. Франкл В. Воля к смыслу / В. Франкл, [перевод с английского Л. Сумм].
• Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. — 228 с. . — ISBN 978-5-91671-848-5....27